Первый слайд презентации: 2.1. Классификация приемов и способов экономического анализа, элементарные приемы АХДО
2.1.1. Основные способы проведения АХДО 2.1.2. Использование относительных и средних величин 2.1.3. Способ табличного отражения 2.1.4 Способ сравнения 2.1.5. Графический способ 2.1.6 Группировка и детализация 2.1.7. Балансовый способ 2.1.8. Обобщение и аналитические записки
Слайд 2: 2.1.1.Основные способы проведения АХДО
Логические способы обработки информации Способы стохастичес-кого факторного анализа Способы оптимизации показателей Способы детерминиро-ванного факторного анализа Сравнение Относительных и средних величин Эвристические методы Балансовый Графический Группировки Цепные подстановки Индексный метод Интегральный Пропорциональное деление Логарифмирование Абсолютные разницы Относительные разницы Корреляцион-ный анализ Математический многомерный факторный анализ Компонентный анализ Дискриминант-ный анализ Дисперсионный анализ Программирование Теория массового обслуживания Исследование операций Теория нечетких множеств Теория игр
Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явлений, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
Вид относительной величины Цель использования Относительная величина планового задания отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему за три—пять предыдущих лет Относительная величина выполнения плана отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах Относительные величины динамики для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными (каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом) и цепными (уровень показателя следующего года относится к предыдущему). Показатель структуры это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес рабочих в общем количестве работников, удельный вес собственного капитала в источниках формирования активов предприятия Относительные величины координации соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, собственного и заемного капитала и т.д Относительные величинами интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д. Относительные величины эффективности соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, размер прибыли на один рубль затрат, на одного рабочего, на рубль выручки, на рубль капитала и т.д.
Слайд 5: Индексы
Индекс – это показатели изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины. Они бывают: Индивидуальные - характеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности. Общие - выражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность.
Слайд 6: Индивидуальные индексы
Могут быть базисными и цепными. Если есть некоторый временной ряд, состоящий из значений одного и того же показателя за некоторые приоды времени: х 0,х 1, ….х n, тогда можно рассчитать: базисные индексы роста (темпы роста) J x = x n / x 0 цепные индексы роста (темпы роста) J x = x n / x n -1 для всех n = 1, 2 … n
Слайд 7: Общие индексы
Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы, которые состоят из двух элементов: индексируемых величин, изменение которых должен отразить индекс показателей, которые служат соизмерителями (весами). Значение индексируемой величины всегда изменяется: отчетное значение сопоставляется с базисным.
Слайд 8: Агрегатные индексы
Индекс Пааше Индекс Ласпейроса где q – количество, p – цена товара
Слайд 9: Использование средних величин в АХДО
Средние используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку (средняя зарплата) и сравнения разных совокупностей объектов ( предприятий по уровню оплаты труда) Признак, для которого рассчитывается средняя величина, в статистике называется «осредняемый». Наиболее часто используются "средняя", мода, медиана. Средняя величина является показателем, рассчитываемым путем сопоставления абсолютных или относительных величин, при этом средняя величина может принимать такие значения, которые не присущи непосредственно ни одному из элементов изучаемой совокупности, например, среднее число родившихся на каждую тысячу населения в регионе. При этом взаимопогашаются влияние случайных факторов и возможно определение закономерности, присущей исследуемому явлению. Средняя величина может являться показателем центра распределения. Обязательным условием расчета средних величин для исследуемой совокупности является ее однородность. Если исследуемое явление не является однородным, то его разбивают на группы, содержащие только однородные элементы. Для такого явления рассчитываются сначала средние по группам (групповые средние) а затем рассчитывается для всех элементов общая средняя величина, характеризующая явление в целом (как средняя из групповых средних, взвешенных по числу элементов совокупности)
Слайд 10: Виды средних величин
по наличию признака-веса: невзвешенная и взвешенная средняя величина. по форме расчета: средняя арифметическая; средняя гармоническая; средняя геометрическая; средняя квадратическая, кубическая и т.д. величины. по охвату совокупности: групповая; общая.
Слайд 11: По форме расчета различают степенные средние
Степенная средняя величина имеет форму: k – показатель степени; i –i-тый элемент совокупности; n – число наблюдений (число единиц совокупности). При разных показателях степени k получаем различные по форме средние величины: гармоническая (к=-1) геометрическая (к=0) арифметическая (к=1) Квадратическая (к=2)
Слайд 12: Расчет степенных средних
гармоническая (к=-1) геометрическая (к=0) арифметическая (к=1) квадратическая (к=2) n – число наблюдений (число единиц совокупности) хi – осредняемый признак; f – значения сводного, объемного показателя, выступающего как признак-вес. Тцр и Тбр – соответственно темп роста, рассчитанный цепным способом и рассчитанный базисным способом.
Слайд 13: Другие виды средних используемые для анализа совокупности
Модой считается та варианта, которая наиболее часто фигурирует (встречается) в изучаемом ряду. Медиана определяется как величина признака у единицы, расположенной в середине ранжированного ряда: (к+1)/2.
Слайд 14: 2.1.3. Способы табличного отражения аналитических показателей
Таблица данных – это система строк и столбцов, в которой в определенной последовательности и связи излагаются информативные сведения об анализируемых явлениях и объектах. Они бывают: простые, групповые, комбинированные
Слайд 15: Сводка
Сводкой называют технологическую операцию по подсчету итоговых и групповых данных. Используется для построения аналитических таблиц, бывает: простой - проводится без разделения единиц изучаемой совокупности на группы сложной - сводка, в которой применяется группировка.
Слайд 16: Пример простой таблицы
Сравнение факта с планом Вид Программы обучения Объем производства, млн. руб. Абсолютное отклонение от плана Выполнение плана, % План Факт А Б В 300 250 500 327 225 510 +27 -25 +10 109 90 102 Всего 4000 4200 +200 105
Слайд 17: Пример групповой таблицы
должность состав персонала структура персонала баз. год отч.год прирост,% баз. год отч.год прирост,% АУП, в т.ч. 5 10 0,5 7,7% 8,1% 0,4% директор института 1 1 0,0% 1,5% 0,8% -0,7% ….. начальник управления 2 3 50,0% 3,1% 2,4% -0,7% служащие, в т.ч. 11 29 12,5 16,9% 23,4% 6,5% библиотекарь 1 3 200,0% 1,5% 2,4% 0,9% ……. юрист 0 1 0,0% 0,8% 0,8% ППС, в т.с. 40 60 50,0% 61,5% 48,4% -13,2% профессор 6 7 16,7% 9,2% 5,6% -3,6% ….. ассистент 8 14 75,0% 12,3% 11,3% -1,0% УВП, в т.ч. 5 12 140,0% 7,7% 9,7% 2,0% диспетчер 1 2 100,0% 1,5% 1,6% 0,1% … методист 2 4 100,0% 3,1% 3,2% 0,1% МОП, в т.ч.: 4 13 225,0% 6,2% 10,5% 4,3% гардеробщик 1 2 100,0% 1,5% 1,6% 0,1% … уборщица 1 3 200,0% 1,5% 2,4% 0,9% Итого 65 124 90,8% 100,0% 100,0% 0,0%
Слайд 18: Пример комбинированной таблицы
Сравнение структуры доходов по подразделениям филиальной сети Вид програм-мы обучения Филиал 1 Филиал 2 Филиал 3 Итого Млн. руб. % к итогу по филиа-лу % к итогу по виду программы Млн. руб. % к итогу по филиа-лу % к итогу по виду программы Млн. руб. % к итогу по филиа-лу % к итогу по виду программы Млн. руб. % к итогу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 А 1,00 11,9% 40,0% 1,50 8,8% 60,0% 0 0,0% 0,0% 250 4,9% Б 1,20 14,3% 5,6% 6,20 36,5% 29,0% 14,00 53,8% 65,4% 2140 41,6% В 2,50 29,8% 16,9% 0,30 1,8% 2,0% 12,00 46,2% 81,1% 1480 28,8% Прочее 3,70 44,0% 29,1% 9,00 52,9% 70,9% 0 0,0% 0,0% 1270 24,7% итого 8,40 100% 16,3% 17,0 100% 33,1% 26,00 100% 50,6% 5140 100%
Слайд 19: 2.1.3. Способ сравнения
сущность и формы сравнений; цели использования сравнений; этапы сравнения; виды сравнительного анализа; методы многомерного сравнительного анализа; способы приведения экономических показателей в сопоставимый вид.
Слайд 20: СПОСОБ СРАВНЕНИЯ
- это научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления или объекты сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнения могут осуществляться в формах: абсолютной; относительной. Решаемые задачи: выявление причинно-следственных связей между явлениями; проведение доказательств или опровержений; классификация и систематизация явлений.
Слайд 21: Использование сравнений в АХД
Вид сравнения Цель использования фактических значений с плановыми для оценки степени выполнения плана фактических значений с нормативными для осуществления контроля за затратами и внедрения ресурсосберегающих технологий фактических значений с данными прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов фактических значений с прогнозируемыми обоснования и оценки качества прогнозов уровня показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений для поиска резервов уровня показателей анализируемого предприятия со средними их величинами по отрасли для определения положения предприятие на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей показателей различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора при расчете влияния факторов и подсчете резервов
Слайд 22: Этапы сравнения:
выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения; выбор шкал сравнения и значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.
Слайд 23: виды сравнительного анализа
горизонтальный; вертикальный; трендовый; одномерный; многомерный.
Слайд 24
Пример: сравнение факта с планом Вид Программы обучения Объем услуг, млн. руб. Абсолютное отклонение от плана Выполнение плана, % План Факт А Б В 300 250 500 327 225 510 +27 -25 +10 109 90 102 Всего 4000 4200 +200 105 Пример: сравнение с эталоном Вид материальных ресурсов Расход ресурсов, кг Отклонение от норматива (+, -) По норме на фактический объем ремонта Фактически Абсолютное, т Относительное, % Шпаклевка Краска Кирпич Доска половая 600 1200 4650 2500 615 1176 4800 2750 +15 -24 +150 +250 +2,5 -2,0 +3,2 +10
Слайд 25: Многомерный сравнительный анализ
Пример: сравнение структуры доходов по подразделениям филиальной сети Вид програм-мы обучения Филиал 1 Филиал 2 Филиал 3 Итого Млн. руб. % к итогу по филиа-лу % к итогу по виду программы Млн. руб. % к итогу по филиа-лу % к итогу по виду программы Млн. руб. % к итогу по филиа-лу % к итогу по виду программы Млн. руб. % к итогу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 А 1,00 11,9% 40,0% 1,50 8,8% 60,0% 0 0,0% 0,0% 250 4,9% Б 1,20 14,3% 5,6% 6,20 36,5% 29,0% 14,00 53,8% 65,4% 2140 41,6% В 2,50 29,8% 16,9% 0,30 1,8% 2,0% 12,00 46,2% 81,1% 1480 28,8% Прочее 3,70 44,0% 29,1% 9,00 52,9% 70,9% 0 0,0% 0,0% 1270 24,7% итого 8,40 100% 16,3% 17,0 100% 33,1% 26,00 100% 50,6% 5140 100%
Слайд 26: 3 метода многомерных сравнений
разработка интегрального показателя; оценка на основе метода «суммы мест»; сравнение с эталоном по методу эвклидовых расстояний (комплексный многомерный сравнительный анализ)
Слайд 27: Комплексный многомерный сравнительный анализ
Этап 1. Обосновывается система показателей Этап 2. Создается матрица стандартизованных коэффициентов Этап 3 Расчет рейтинговых оценок Этап 4 Ранжирование
Слайд 28: Этап 1
Пример: Исходные данные к комплексному анализу финансового состояния организации. № органи-зации запас безубы-точности,% Коэффици-ент ликвид-ности Коэффи-циент оборачи-ваемости Рента-бель-ность продаж, % Рента-бель-ность капита-ла, % коэффициент финансовой независимости доля собственных оборотных средств в общей сумме текущих активов, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1 30 1,8 3,2 25 22 0,75 16 2 25 2 2,5 30 26 0,62 26 3 52 1,5 2,8 35 25 0,55 25 4 40 1,7 2,2 33 38 0,68 30 5 22 1,4 2,7 24 16 0,58 0 6 30 1,6 3,5 20 21 0,72 35 обосновывается система показателей собираются данные формируется матрица исходных данных.
Слайд 29: Этап 2
В таблице исходных данных в каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (аij) делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (max аij). В результате создается матрица стандартизованных коэффициентов (xij), представленных в таблице. . Если с экономической стороны лучшим является минимальное значение показателя (например, затраты на рубль продукии), то надо изменить шкалу расчета так, чтобы наименьшему результату соответствовала наибольшая величина, коэффициента.
Слайд 30: Пример: Матрица стандартизированных коэффициентов
№ организации Показатели 1 2 3 4 5 6 7 1 0,577 0,900 0,914 0,714 0,579 1,000 0,457 2 0,481 1,000 0,714 0,857 0,684 0,827 0,743 3 1,000 0,750 0,800 1,000 0,658 0,733 0,714 4 0,769 0,850 0,629 0,943 1,000 0,907 0,857 5 0,423 0,700 0,771 0,686 0,421 0,773 0,000 6 0,577 0,800 1,000 0,571 0,553 0,960 1,000
Слайд 31: Этап 3
Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К i ), установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам:
Слайд 32: Этап 4
Полученные рейтинговые оценки ( Ri ) размещаются по ранжиру и определяется место каждой организации по результатам хозяйствования.
Слайд 33: Приведение в сопоставимый вид по объемному фактору
где V общ- общий объем производства товаров, Уд i – удельный вес i -того вида товаров в общем выпуске, Ц i – цена i -того вида товара. Сопоставимость может быть достигнута, если применить средние или относительные величины, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то их можно сравнивать..
Слайд 34: Пример: Результаты комплексной рейтинговой оценки финансового состояния
№ показателя 1 2 ….. 6 7 итого R место весовой коэффициент 0,12 0,14 0,06 0,07 № 1 0,041 0,111 0,065 0,015 0,774 5 2 0,028 0,137 0,044 0,040 0,776 4 3 0,122 0,077 0,035 0,037 0,843 1 4 0,072 0,099 0,053 0,053 0,839 2 5 0,022 0,067 0,039 0,000 0,637 6 6 0,041 0,087 0,060 0,072 0,790 3
Слайд 35: Сопоставимость при сравнении
По стоимостным параметрам По временным параметрам По объемным параметрам По структурным параметрам И т.п
Слайд 36: Стоимостные факторы при сравнении
Использование разных видов цен на продукты и ресурсы Инфляционные процессы Текущими (базисными) называют цены, заложенные в проект без учета инфляции или фактические цены того периода, который взят за исходную точку анализа. Прогнозными – цены, ожидаемые на следующих периодах анализа. Дефлированными (расчетными) называют прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного периода времени путем деления на общий базисный индекс инфляции
Слайд 37: Способы приведения экономических показателей в сопоставимый вид
Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия: стоимостного, объемного, качественного, структурного и других факторов Путем: приведения их к единому базису использования средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д
Слайд 38: Сравниния проводят в ценах
текущих прогнозных дефлированных (расчетных) Дефлированными (расчетными) называют прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного периода времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.
Слайд 39: Учет инфляции при сравнении
Базисный индекс инфляции рассчитывается как произведение предшествующих цепных индексов: GJnk = GJ 0 k * J 1 k * J 2 k ….*. Jnk Каждый последующий цепной индекс равен отношению каждого последующего базисного индекса к предыдущему базисному индексу Jnk = GJnk / GJn -1 k средний базисный индекс инфляции для n перодов расчета равен:
Слайд 40: среднемесячный темп инфляции
J - это такой темп инфляции, который при равномерной инфляции в течение года, приводит к ее заданному среднегодовому значению.:
Слайд 41: Приведение в сопоставимый вид по ценовому фактору
Вид программы План Факт Фактическая численность по плановым ценам К Ц С К Ц С Ц К С А Б В 10 000 5 000 20 000 27, 25 37,5 25,5 272,5 187,5 510 12 000 6 000 20 000 30 39 28 360 234 560 12 000 6 000 20 000 27,25 37,5 25,5 327 225 510 Итого - - 3830 - - 4500 - - 4200 К- Количество, чел.; Ц – Цена обучения, тыс. руб.; С – Сумма доходов, млн. руб. Действительный прирост доходов: ∆С = {(4200-3830))3830}х100 = 9,66%. Если не обращать внимание на разную ценовую оценку, то получится завышенный показатель прироста: ∆С = {(4500-3830)/3830}х100 = 17,49%.
Слайд 42: Приведение в сопоставимый вид по объемному фактору
К- Количество, чел.; Ц – Цена обучения, тыс. руб.; С – Сумма доходов, млн. руб. Действительный прирост доходов: ∆С = {(4200-3830))3830}х100 = 9,66%. Если не обращать внимание на разную ценовую оценку, то получится завышенный показатель прироста: ∆С = {(4500-3830)/3830}х100 = 17,49%. Вид программы Себестоимость обучения одного студента, тыс. руб. Численность обучающихся, чел.. Сумма затрат на фактическую численность, млн. руб. План Факт По плановой себестоимости По фактической себестоимости А В 25 33 22 30 12 000 6 000 300 198 264 180 Итого - - - 498 444
Слайд 44: Графики
представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур
Слайд 45: диаграммы
По виду выделяют: столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают: сравнения, структурные, динамические, связи, контроля.
Слайд 46: 2.1.6. Группировка и детализация
Группировка – это расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами. Группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных величин в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми объектами. Детализация - последовательное расчленение сложных синтетических показателей, явлений и процессов на простые составные части, частные показатели или факторы по различным признакам и направлениям с целью более глубокого исследования хозяйственных процессов.
Слайд 47: Задачи и виды группировок
С помощью группировок обычно решаются задачи: выделения типов и классов (типологические и классификационные задачи); изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в них; изучения связей или зависимостей между явлениями и показателями, выявление взаимосвязи между группировочными и результативными признаками. В зависимости от поставленных задач выделяют: типологические (группы населения по роду деятельности) структурные (состав работников по возрасту) аналитические группировки (причинно-следственные) По сложности построения различают : простые, комбинированные двух-, трёхуровневые группировки.
Слайд 48: Методика построения группировок
определение цели анализа; сбор необходимых данных по всей совокупности объектов; ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку; выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы; определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам; анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.
Слайд 49: Направления и задачи детализации
Детализация может быть произведена в направлениях: по месту совершения хозяйственных операций; по времени совершения хозяйственных операций; по взаимодействующим факторам, обусловившим результаты (по содержанию); по отдельным составным частям; по простым элементам (моментам) процесса производства, по видам используемых производственных ресурсов, по другим количественным и качественным признакам. Детализация обеспечивает: глубину аналитического исследования; упорядочение процесса анализа; всесторонность охвата и комплексное рассмотрение хозяйственных явлений и процессов; правильную и объективную оценку хозяйственной деятельности; вскрытие причин и факторов, обусловивших конечный результат хозяйствования; выявление основных тенденций и закономерностей развития; выявление роли и значимости отдельных факторов, подразделений и исполнителей, составных частей в формировании сложных явлений, показателей и процессов.
Слайд 50: 2.1.7. Балансовый способ
Служит для отражений пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Используется при анализе обеспеченности ресурсами и полноты их использования. Виды использования данного метода – баланс предприятия, платежный баланс, товарный баланс и т.п., Основан на аддитивной связи показателей: Н+П-Р=К Н и К - данные на начало и конец периода П - приход Р - расход.
Слайд 51: 2.1.8. Обобщение и аналитические записки
Используются для окончательного оформления аналитических расчетов и результатов анализа. Наиболее распространенными являются: объяснительные записки к годовому отчету об итогах хозяйственной деятельности; докладные записки, справки, акты проверки и аудита, другие документы по результатам проведенного аналитического исследования. Их форма и содержание определяются программой анализа.
Слайд 52: Общая структура аналитической записки
общая характеристика анализируемого объекта; оценка хозяйственной деятельности и изменений показателей по сравнению с предыдущими периодами; выявленные факторы, вызвавшие положительные и отрицательные изменения фактического состояния изучаемого объекта по сравнению с базисным, эталонным его состоянием; направление и характер взаимосвязи и взаимодействия отдельных факторов и количественное их влияние на эффективность хозяйствования; вскрытие внутрихозяйственных резервов улучшения работы; основные выводы из проведенного анализа для улучшения хозяйственной деятельности.