Первый слайд презентации: Агрессия
Агрессия — инстинктивное поведение животных, выражающееся в нападении или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида.
Слайд 2: Инстинкт агрессии
Межвидовая агрессия критическая реакция защита потомства контратака жертвы против хищника: моббинг нападение хищника на другого хищника стычки из-за ресурсов (пищи, места и др.) Внутривидовая агрессия
Слайд 3
Часть силы той, что без числа, Творит добро, всему желая зла. Гете Инстинкт агрессии
Слайд 4: Функции внутривидовой агрессии
Равномерное распределение в пространстве (c помощью оптической, акустической, обонятельной маркировок)
Слайд 5: Функции внутривидовой агрессии
Защита территории (закон территориального императива К. Лоренца, Р.Ардри ) Фото: Alex Kirichko
Слайд 6: Функции внутривидовой агрессии
Обеспечение чистоты вида, естественный отбор Защита потомства Определение социального статуса, поддержание структуры сообщества
Слайд 7: Спонтанная агрессия
Реакция воодушевления: 3 составляющих: Ценность (например, территории) Соратники Враг, покушающийся на ценность
Слайд 8: Способы регуляции агрессивного поведения
Система стоп-сигналов Переориентация агрессии Ритуализация агрессии Умиротворение (как вариант ритуализации) Примирение Сублимация (у человека) * Проблема «врожденной морали» *М.Л. Бутовская Современная этология и мифы о нарушенном балансе агрессии - торможения у человека / Общественные науки и современность, 1999, №4 С.128-134 Соблюдение паритета, постоянный баланс власти (на индивидуальном и межгрупповом уровне) – универсальный механизм для остановки агрессии!
Слайд 9: Система стоп-сигналов
Блокировка агрессии самки детеныши слабые (не бить лежачего), инфантильное поведение -
Слайд 10: Переориентация (переадресация) агрессии
Перенос агрессии на другой объект, более доступный. * Замещающее поведение у животных У человека – феномен смещенной агрессии (Э. Фромм ). Подразумевает перенос агрессии либо на более слабого, либо на какой-то неодушевленный объект.
Слайд 11: Ритуализация агрессии
Турнирные бои у животных угрожающие позы, демонстрации ритуализованная борьба Спорт и смех у человека
Слайд 12: Умиротворение (вариант ритуализации агрессии)
Позы покорности или умиротворения прячут стимулы, вызывающие агрессию демонстрируют незащищённые, ранимые участки, что включает активное торможение агрессии умиротворение через признание низкого иерархического статуса.
Слайд 13: Инстинкт размножения
Слайд 14: Инстинкт размножения
Имеет несколько сценариев: Настраивающая фаза (сезонность у животных) Поиск полового партнера (разные формы привлечения внимания: турнирные бои, пение, танцы, окрас, запахи, подарки, большая активность самца) В.А. Вагнер (1849–1934)
Слайд 15: Половое поведение
И у животных, и у человека существуют очень древние нейронные сети, специализирующиеся именно на управлении половым и социальным поведением. Важную роль в работе этих систем играют нейропептиды (регуляторные белки) – окситоцин, вазопрессин и родственные им. Нейробиологические исследования подтверждают, что любовь связана с определенными «высшими» когнитивными функциями. В частности, романтическая любовь включает в себя активность отделов коры, отвечающих за социальное познание (работу с информацией о других людях) и восприятие (образ) самого себя. Это перекликается с психологическими теориями - любовь основана на желании расширить внутренний образ себя путем включения другого человека в этот образ (из лекции биолога А. Маркова ).
Слайд 16: Критерии привлекательности
*Передача А.Гордона «Этология любви» с М.Л.Бутовской
Слайд 17: Стратегии размножения
R -стратегия (в нестабильной среде): способность быстрого размножения, высокая плодовитость, небольшие размеры, относительно короткое время жизни поколения и способность быстрого и широкого распространения (насекомые, головоногие, рыбы и некоторые млекопитающие, особенно грызуны). К-стратегия (в более-менее постоянной среде): большие размеры, относительно долгий промежуток жизни и малое потомство, на воспитание которого отводится значительная часть времени (крупные млекопитающие, человекообразные обезьяны и человек).
Слайд 18: Материнский инстинкт
Слайд 19
Материнский инстинкт — собирательное название норм поведения, характеризующихся стремлением биологической или приемной матери защитить более слабую особь от вредного воздействия окружающей среды путем заботы и внимания, а также воспитать ее. Наблюдается у людей, др. млекопитающих, птиц, рыб, насекомых. В то же время ставится под сомнение некоторыми авторами – эти программы довольно хрупкие (пример – эксперименты Харлоу) Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. №3. C.109-112
Слайд 20: История открытия
Инстинкт замечен ещё с древних времен. Авторство понятия «материнский инстинкт», приписывают Уильяму Мак-Дугаллу По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, т.к. как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Родительский инстинкт связан с эмоцией нежности.
Слайд 21: Происхождение материнского инстинкта
Биохимическая теория: материнский инстинкт базируется на выработке специального белка пролактина во время беременности и лактации. Но материнский инстинкт может формироваться у бездетных самок млекопитающих, которым поручено воспитание чужих детенышей.
Слайд 22: Материнский инстинкт
Психика животных центрична, зависит от насущных потребностей В.А. Вагнер считал, что естественный отбор отрегулировал эти отношения Материнский инстинкт заставляет мать осуществлять столько действий, сколько необходимо для потомства Развитие рациональности у человека может подавлять материнский инстинкт Создание культа материнского поведения
Слайд 23: Развитие материнского поведения в онтогенезе у женщин (Г.Г. Филиппова)
Эмоциональная связь, контакт с собственной матерью, начиная с младенчества Половая идентификация в дошкольном возрасте Ролевая игра в дочки-матери Этап няньчания (важно запечатление гештальта младенца с положительными эмоциями) Подростковый возраст, взаимоотношения с противоположным полом Беременность, система отношений в этот период Первое кормление Опыт материнства
Слайд 24: Инстинкт смены психического состояния
Включен в классификацию Г.В. Калягиной на основе работы Д.В.Колесова (2000), критикуется др. авторами ( Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович). Самый сложный основной инстинкт, присутствует у более развитых животных, т.к. потребность, лежащая в его основе, возникает на высоком уровне развития Потребностный цикл с гедонистическим компонентом - Сенсорная и перцептивная психика – жесткие программы. Гибкость лишь в том, что животные перестают реагировать на те стимулы, которые не запускают компоненты этой программы Назначение этого инстинкта – усовершенствование поведения, оно должно быть гибким и экономным Суть в оценке эффективности поведения и фиксации этой оценки; главное – фиксация положительной оценки, когда отношения со средой хорошо складываются
Слайд 25: Инстинкт смены психического состояния
Закон: сила потребности обратно пропорциональна эффективности действий, направленных на ее удовлетворение Детектор ошибок дает команду сенсорному центру неудовольствия, который дает сигналы гормональной системе, блокирует выработку серотонина (гормон радости) и продуцирует выработку адреналина и норадреналина, что провоцирует отрицательные эмоции (страх, гнев). Когда потребность удовлетворена, информация идет в детектор ошибок, затем в центр удовольствия. Снимается блокировка серотонина, эндоморфина. Даже успешный, но затратный способ природой не поощряется.
Слайд 26: Инстинкт смены психического состояния
У человека более сложная картина – потребность в постоянной смене положительных и отрицательных эмоций Счастье «Рай» Эйфория Радость «Ад» Отчаяние Горе Уныние
Слайд 27: Классификация инстинктов человека Дополнительные инстинкты:
Инстинкт познания Инстинкт преодоления Социальный инстинкт Инстинкт собственности Инстинкт свободы
Слайд 28: Инстинкт познания
И.П. Павлов – ориентировочный рефлекс Ключевой раздражитель: новизна, необычность Антагонист инстинкта самосохранения Поведенческий сценарий – анализ, познание как можно большего количества свойств У ребенка присутствует в первозданном виде
Слайд 29: Инстинкт преодоления
Имеет несколько сценариев: Физическое преодоление: препятствия, преграды Потребность приобрести свой опыт, альтернативный родительскому
Слайд 30: Социальный инстинкт
Сценарии: Временное скопление Анонимная стая Группировки
Слайд 31: Социальный инстинкт
Сценарии: «Супружество без любви» Структурированное сообщество вожаческого типа
Слайд 32: Социальный инстинкт
Проблема альтруистического поведения Рассматривается в рамках социобиологии Социобиология – междисциплинарное направление, возникшее в 1970-ых гг. (на основе биологии, генетики, этологии, экологии) Предыстория – социал-дарвинизм (Г.Спенсер, XIX век) Основатель – Э.О. Уилсон, проф. Гарвардского университета
Слайд 33: Социобиология
Проблемы морали, свободы и детерминизма, рациональности и культуры, агрессивности и миролюбия, альтруизма и эгоизма. Основная идея : у человека, включая его мораль, культуру, социальные инстинкты, не может быть никаких проявлений, которые противоречили бы его биологической природе *Пример с гипотезой В. Дольника о происхождении религии «Гены альтруизма» – метафора для комплекса наследственных детерминант, которые приводят к более интенсивным проявлениям альтруистического поведения
Слайд 35
Рис. 1. Руди (1 г. 5 м.) надевает на шейку боа из желтых перьев. Рис. 2. Руди «украсился». Рис. 3. Иони, надевший на шею тюль. Рис. 4. Руди (3 г. 4 м.) надевает подобие шапки.
Слайд 36
Рис. 1. Руди (1 г.) указывает пальцем на вещь, его интригующую. Рис. 2. Руди (2 г. 1 м.) притрагивается указательным пальцем к интересующим его цветам. Рис. 3. Руди (1 г. 2 м.) указывает желаемое направление своего пути. Рис. 4. Руди (1 г. 3 м.) показывает пальцем вещь, которую хочет иметь своей. Рис. 5. Иони притрагивается указательным пальцем к интригующей его живой ящерице. Рис. 6. Руди (1 г. 5 м.) указывает пальцем изображение кошки.
Слайд 37
Рис. 1. Руди (1 г.) указывает пальцем на вещь, его интригующую. Рис. 2. Руди (2 г. 1 м.) притрагивается указательным пальцем к интересующим его цветам. Рис. 3. Руди (1 г. 2 м.) указывает желаемое направление своего пути. Рис. 4. Руди (1 г. 3 м.) показывает пальцем вещь, которую хочет иметь своей. Рис. 5. Иони притрагивается указательным пальцем к интригующей его живой ящерице. Рис. 6. Руди (1 г. 5 м.) указывает пальцем изображение кошки. Рис. 1. Иони на крыше дома. Рис. 2. Иони, слезающий по столбу с крыши. Рис. 3. Руди (4½ лет), влезающий на лестницу-стремянку. Рис. 4. Руди (5 лет) на перекладинах трапеции. Рис. 5. Руди (1 г. 11 м.), влезающий на сидение саней. Рис. 6. Руди (3½ лет) лазает по стульям. Рис. 7. Руди (4½ лет) влезает на забор.
Слайд 39: Научение Классификация Г. Темброка
Облигатное научение - это индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида вне зависимости от частных условий жизни особи. Виды: Импринтинг Подражание
Слайд 40: Импринтинг
Отличия от ассоциативного обучения: Происходит в определенный, достаточно узко ограниченный период онтогенеза. Эффект запечатления необратим и в обычных условиях не угашается. К. Лоренц обращал внимание на сходство импринтинга с процессом дифференцировки органов в эмбриогенезе. В обоих случаях наличие чувствительного периода – необходимое условие для осуществления определенной реакции формообразования. *К. Лоренц "Эволюция и модификации поведения" ( Evolution and Modification of Behavior, 1965).
Слайд 41
Сенситивный (критический) период для формирования импринтинга у цыплят. Относительное число случаев следования, наблюдавшееся у цыплят разного возраста в лабораторных экспериментах с реакцией следования.
Слайд 42: Импринтинг
1. Запечатление привязанности Классический импринтинг характерен для выводковых птиц, а также для копытных и других зрелорождающихся млекопитающих, и характеризуется исключительно быстрым формированием.
Слайд 43: Импринтинг
2. Половое запечатление Играет существенную роль и в формировании поведения птенцовых (гнездовых) птиц и незрелорождающихся млекопитающих. Самцы зебровой амадины, воспитанные бенгальскими (японскими) амадинами, впоследствии ухаживали только за самками вида-воспитателя. Зебровые амадины Японские амадины
Слайд 44: Научение Классификация Г. Темброка
Факультативное научение – накопление сугубо индивидуального жизненного опыта, включает в себя все формы индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Виды: Когнитивное научение Модификация поведения
Слайд 45: Классификация форм обучения и когнитивных процессов З.А. Зориной
Неассоциативное обучение: Сенсибилизация Привыкание ( гаубитация ) Ассоциативное обучение Классические условные рефлексы Инструментальные рефлексы Когнитивные процессы Латентное обучение Выбор по образцу Обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, числе, времени Инсайт-обучение (элементарное мышление)
Слайд 46
Способность к обучению базируется на присущем ЦНС свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях его совместного действия с другими факторами. Неассоциативное обучение Пластичность может иметь разную направленность: Сенсибилизация Привыкание Чувствительность к Чувствительность к раздражителю раздражителю
Слайд 47: Ассоциативное обучение
Формируется временная связь между двумя St, один из которых изначально был для животного безразличным, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания Связь возникает непроизвольно при действии безусловного раздражителя
Слайд 48: Ассоциативное обучение
Классические условные рефлексы Инструментальные условные рефлексы
Слайд 49: Когнитивные процессы
В основе поведения не условнорефлекторный ответ, а формирование внутренних (мысленных) представлений Психонервные образы (И.С. Бериташвили ) Нервная модель St (Е.Н. Соколов) Образная память (Л.А. Фирсов, Т.А. Наташвили )
Слайд 50: Латентное обучение
Исследовательская деятельность пчелы У. Торп : Латентное обучение — это «...образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления».
Слайд 51: Обучение «выбору по образцу» Н.Н.Ладыгина - Котс
Наличие сходства или отличия между стимулами Альтернативный (из двух) Множественный (из нескольких) Отставленный (подбор пары в отсутствие образца с опорой на представления )
Слайд 52: Метод отсроченных реакций
Оценка способности реагировать на воспоминание о стимуле, т.е. наличия представлений. Впервые этот метод был предложен У.Хантером (1913), исследование енотов Клетка с 3 дверцами, над одной зажигалась лампочка, положительное подкрепление этой дверцы После тренировки еноты выбирали нужную дверцу даже после 25-ти секундной отсрочки – интервала между выключением лампочки и возможностью сделать выбор. Другие вариации экспериментов (рис.), если сменить приманку (заменить банан салатом), то обезьяны не успокоятся и будут искать банан
Слайд 53: Мысленный план» лабиринта и «когнитивные карты» Э.Толмена (1930-ые гг.)
Слайд 54: Пространственное обучение
Современная теория «когнитивных карт» Способы ориентации в пространстве: Счисление пути ( dead reckoning) – затраченное время Использование ориентиров (landmark use) – строгая очередность, путь – цепь ассоциативных связей «Навигация по карте» - ориентация по местности, интегральная картина представлений с точками отсчета Шимпанзе, бурые медведи, крысы ( гиппокамп )
Слайд 55: Заучивание последовательности стимулов
Г. Террес (1977) Процесс запоминания цепей стимулов путем их разделения на подгруппы – «деление на куски» («с hunking »). Исследование на голубях Формирование иерархически организованных внутренних представлений о структуре такой последовательности (аналогично запоминанию номеров телефонов с группировкой по 2-3 цифры).