Первый слайд презентации: Агрессия как доминанта поведения современных подростков»
Исследовательская работа по психологии. Выполнили работу : Ученицы 10 «А» и 10 «К» класса Винкерт Виктория Александра Валиева Руководитель : педагог по психологии Якупова Д.Д.
Слайд 2
Введение. Цель работы: выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции. Актуальность темы заключается в том, что в последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков. Демонстрация насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Гипотеза: учитывая, что большинство подростков любят рисовать, а рисование является терапевтическим методом, я считаю возможным коррекцию агрессивного поведения посредством изотерапии. При написании работы были поставлены следующие задачи: Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста. Изучить понятие агрессия и агрессивное поведение. Подобрать методику и провести исследование среди подростков. Провести занятие для подростков. Составить выводы.
Слайд 4
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЗОВАНИЯ На первый план выходит общение со сверстником. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. Появляется интерес к собственной личности. 1)В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью 2)Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.
Слайд 5: ФОРМЫ АГРЕССИИ
Формы агрессии: Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений; Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве; Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием; Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения; Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве; Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия. Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы. .
Слайд 6: ВИДЫ АГРЕССИИ
Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия. Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого. Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения. Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию. Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора. Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения. Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию. Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.
Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики: - наблюдение - интервью - проективные методики - тесты Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям. Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики: Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»