Первый слайд презентации: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 2: Зоопсихология
Зоопсихология – раздел психологии, изучающий психику и поведение животных, закономерности и развитие психики животных Одна из основных задач зоопсихологии - изучение развития психики животных в процессах филогенеза и онтогенеза.
Слайд 3: Сравнительная психология
Предмет – развитие психики в филогенезе, антропогенезе и онтогенезе Задача – раскрыть соотношение врожденных и приобретенных факторов развития психики человека (биологических и социальных) генезис и развитие психики генезис сознания общественно-историческая обусловленность психики человека
Слайд 4: Структура курса (темы)
Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию. История и основные направления изучения поведения животных 2. Классификация основных форм поведения
Слайд 5
3. Врожденное поведение. Инстинкты у животных и проблема инстинктов у человека. Темпераментные особенности человека 4. Приобретенное поведение животных. Научение и проблема «культуры» у животных
Слайд 6
5. Изучение элементов мышления, языка и наличия самосознания у животных 6. Социальное поведение животных 7. Проблема возникновения и развития психики. Стадии развития психики у животных и в онтогенезе человека
Слайд 7: Основная литература
Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2012. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2013. Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебник и практикум. В 2 томах. М., 2014. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия / Под ред. Г.В.Калягиной. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2004. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2004.) Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / Ред.-сост. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Слайд 8: Видеоматериалы к курсу
Фильм «Зеркало, Зеркало на стене» (Discovery Channel) ; Фильмы «Думают ли животные» и «Язык животных» (советские); Фильм «Животный интеллект» (« Inside The Animal Mind », ВВС), 3 серии; Фильм «Талантливые животные» ( National Geographic), 5 серий (про обезьян, голубей, крыс, свиней и собак); Фильм Д.Морриса «Животное под названием человек» (« The Human Animal », BBC@Discovery Channel), 6 серий; Передачи А.Гордона про животных ( «Социум у приматов», «Мышление животных и культура» и др.); Цикл «Звездное небо мышления» c Т.Черниговской; Видео про гориллу Коко, попугаев Алекса, Гриффина и др.; Лекции к курсу «Биология поведения человека» Р.Сапольски (Стэнфорд)
Слайд 9: История изучения поведения животных
Слайд 10
Античный период: Сократ (470/469-399 гг. до н.э.) Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) Различие души человека и животных (у человека – разумная сила, у животных – побуждение, влечение)
Слайд 11
Античный период: Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Способности к научению, запоминанию, чувствованию у животных Межвидовые различия Поведение животных направлено на самосохранение и продолжение рода, мотивируется желаниями, влечениями.
Слайд 12
Античный период: Эпикур (341-270 гг. до н.э.) Лукреций (99-55 гг. до н.э.) Материальность движущих сил поведения животных Идея естественного отбора Хрисипп (281/278-208/205 гг. до н.э.) Инстинкт – прирожденное целеустремленное влечение (на приятное и полезное), без понимания смысла деятельности
Слайд 13: Представления о поведении животных в XVII-XVIII вв
(способность человека и животных выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения) (не только разум как таковой, а фактически любые формы индивидуальной пластичности поведения, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением)
Слайд 14: Ж орж-Луи Бюффон
Идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды Многие животные наделены совершенным восприятием, но, в то же время их действия носят чисто рефлекторный характер Критика антропоморфического подхода к трактовке поведения животных Такое понятие, как "разум", нельзя использовать для описания элементарных форм поведения животных Основные различия между психикой человека и животного заключаются в том, что животные не имеют представления ни о своем прошлом, ни о будущем, кроме того, они не способны сравнивать свои восприятия, которые лежат в основе формирования понятий. ( 1707-1788) французский натуралист, биолог, математик, писатель и естествоиспытатель
Слайд 15: Герман Самуил РЕЙМАРУС
Дал одно из первых определений инстинкта Все действия животных данного вида, которые проявляются без индивидуального опыта и выполняются по одной схеме, следует рассматривать «как чистое последствие естественного и врожденного инстинкта, независимое от намерения, размышления и изобретательности» Инстинктивные действия объединяются в достаточно определенную группу поведенческих актов, отличных от других форм поведения животных Способности животных к подражанию и обучению как действия, которые можно сопоставить с разумным поведением человека (1694-1768 ) немецкий историк и филолог, деист
Слайд 16
2 гипотезы происхождения инстинктов: Этьен Бонно де Кондильяк (1755) - гипотеза о «генезисе инстинктов»: инстинкт рассматривается как результат редукции разумных способностей. Индивидуальный опыт, возникший в результате удачного решения экстренно возникшей задачи, может трансформироваться в автоматические формы поведения, сохраняемые и передаваемые по наследству. Жорж Леруа (1781), напротив, считал, что инстинкт является элементарной способностью, которая превращается в высшее психическое свойство в результате длительных усложнений.
Слайд 18: Фредерик КЮВЬЕ
Автор одного из первых экспериментальных исследований Сопоставление поведения животных в привычной для них среде обитания и в зоопарке, наличие инстинкта в изоляции ( депривационный эксперимент) Попытка провести границу между «умом» и инстинктом Сравнительное изучение поведения и «ума» млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных) Первое в истории подробное и достаточно точное описание повадок орангутана и некоторых других обезьян ( 1773-1837) директор Парижского зоопарка, брат знаменитого палеонтолога Г. Кювье
Слайд 19: Чарльз Дарвин
объективный метод изучения психики " О выражении ощущений у животных и человека" (1872), " Инстинкт" и "Биографический очерк одного ребенка" (1877 ) проявления ощущений у животных и человека имеют много черт сходства впервые применил принцип объективного анализа к такому психическому явлению, как выражение эмоций три основные категории поведения: инстинкт, способность к обучению и элементарная «способность к рассуждению » теория эволюции Ч. Дарвина анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства (1809-1882) Английский натуралист и путешественник
Слайд 20: Жан Батист Ламарк
"Философия зоологии« (1809) - психология животных рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина Создал законченную теорию эволюции, в основе которой лежала психологическая реакция организма на воздействие внешней среды. "Организмы изменяются не вследствие прямого на них воздействия среды, а вследствие того, что среда изменяет психику животного...". Признал зависимость психики от нервной системы, создал первую классификацию психических актов (раздражимость, чувствительность, сознательность) В каждой группе животных Ламарк предполагал наличие инстинктов. По его мнению, инстинкт является стимулом к деятельности без участия мыслительных актов. Ламарк предполагал возможность существования некого "коллективного разума", способного к эволюционному развитию. (1744- 1829) французский ученый-естествоиспытатель
Слайд 21: Таблица организации животного мира по Ламарку
Психическое свойство Представители животного мира Раздражимость простейшие одноклеточные низшие беспозвоночные Чувствительность высшие беспозвоночные Сознательность позвоночные человек
Слайд 22
Гипотеза Ламарка имеет современный аналог - эволюционную теорию Г. Гутмана. Движущая сила эволюции - в самоорганизации и в активности самих организмов, что близко к Ламарковской модели целостного взаимодействия психики животного и среды. Гутман и его школа отрицают дарвинизм и синтетическую теорию эволюции, т.к. отвергается учение о гомологиях, идеи монофилии, рекапитуляции предковых признаков в онтогенезе, учение о приспособлениях и приспособленности организмов. Высказываются идеи о рациональности подхода Ламарка. Многие авторы призывают рассматривать поведение животных как источник идей для эволюционной биологии ( Williams, 1995).
Слайд 23: Уильям Джеймс
Инстинкт - «способность действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие» Н ервная система животного обеспечивает " предорганизованный комплекс" реакций, который, однако, вызывается не простой стимуляцией, а «чувственными впечатлениями, восприятием или образом» Постулировал представления о специфической мотивации, о критических периодах в формировании инстинктивных действий и об их взаимодействии с навыками в ходе приобретения животным индивидуального опыта Утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных. Однако они оказываются "замаскированными" его способностью к обучению и мышлению (1842-1910) американский философ и психолог
Слайд 24: Конви Ллойд Морган
В книге "Привычка и инстинкт« рассматривал возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта Инстинктивные действия могут видоизменяться в результате накопления индивидуального опыта, образуя комплексы поведенческих реакций, названные инстинктивными привычками Наследуются не только инстинкты, но и способность к усвоению определенных видов индивидуального опыта Сформулировал исключительно важное для экспериментальной работы в зоопсихологии "Правило экономии", известное под названием "Канон Ллойда Моргана, согласно которому, "то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале " (1852-1936) Британский биолог и психолог
Слайд 25: Якоб Иоганн Икскюль
Исследовал двигательные системы животных (главным образом беспозвоночных), физиологию мышечного сокращения и нервного возбуждения, а также другие вопросы сравнительной физиологии Концепция умвельта ( Umwelt ) - существование у каждого вида животных специфического, характерного только для него, перцептивного мира "окружения". Специфичность действия стимулов - основа концепции ключевых раздражителей, или релизеров, в классической этологии. Теория функционального круга (мир восприятия и мир действия). Создал Институт по изучению отношений животных со средой при Гамбургском университете. (1864-1944) биолог, зоопсихолог и философ ( Эстония)
Слайд 26: Уильям Мак-Дугалл
Теория «психической целенаправленности»: инстинкт не только регулирует поведение, но обеспечивает также и основу для субъективного опыта, стремления и направленности к цели. Все наши желания исходят из инстинктов. Эмоции, а также чувства, желания и стремления составляют субъективный аспект инстинкта, тогда как результирующее поведение, достигающее цели, есть объективный аспект инстинкта, общий для человека и животных. Он считал, что все поведение человека инстинктивно по своему происхождению и лишь видоизменяется под влиянием опыта. (1871-1938) Англо-амер. психолог
Слайд 27: Эдвард Ли Торндайк
закон упражнения - сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких совпадений закон готовности - повторение таких совпадений изменяет готовность организма к проведению нервных импульсов закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию закон эффекта - любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта становится более вероятным, чем прежде; напротив, любой акт, оказывающий в данной ситуации отрицательное воздействие на животное, при ее повторении появляется с меньшей вероятностью (1874-1949 ) Американский психолог Дисс. «Интеллект животных», проблемный ящик
Слайд 28: Джон Бродес Уотсон
Предмет психологии – поведение Классическая схема St-R ( 1878-1958) Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер Оперантное обусловливание, понятия положительного и отрицательного подкрепления, режимы подкрепления ( 1904-1990) Американский психолог
Слайд 29: Чарльз Уитмен американский зоолог (1875-1929 )
Сравнительное описание поведения животных, первым начал исследовать межвидовые гибриды птиц. Вслед за Дарвином подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела. Занимаясь систематикой птиц, столкнулся с трудностями при классификации некоторых видов по признакам строения тела и отыскивал другие, более устойчивые характеристики (к примеру, способ питья для отряда голубеобразных). Исследования Уитмена дают классические примеры поведенческих признаков, имеющих таксономическое значение.
Слайд 30: Оскар Хейнрот немецкий орнитолог (1875-1945)
Определял этологию как изучение «языка и ритуалов» животных, объединённых им в понятии « система коммуникации » Пытался обнаружить характерные для вида птиц признаки поведения, которые можно было бы использовать в систематике ( исслед. в зоопарке) Многие из видоспецифических стериотипных движений и голосовых реакций птиц имеют наследственную основу и не требуют для своего проявления специального обучения Прослеживал пути эволюции подобных реакций и использовал эти данные для установления филогенетического родства между видами Изучал внутривидовое общение птиц и обратил внимание на параллелизм специфических телодвижений и поз и связанных с ними морфологических признаков
Слайд 31: Уоллес Крейг (1876-1954), американский исследователь
"Влечения и антипатии как составляющие инстинкта" (1918) Поведение зависит не только от действующих на животное раздражителей, но и от его внутренних потребностей. 3 главных компонента инстинктивного поведения: влечение, или побуждение ( drive ); поисковое или аппетентное поведение ( appetitive behavior ) – пластичная фаза; завершающее действие ( консумматорное поведение) ( consummately act ) – ригидная фаза. Эти положения Крейга были развиты в работах этологов и легли в основу классической этологической концепции о формировании поведенческого акта.
Последний слайд презентации: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: Вольфганг Кёлер
“Исследование интеллекта человекоподобных обезьян” (1930) Шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом “проб и ошибок”, а за счет иного механизма — “ инсайта ”, т.е. “проникновения” или “озарения” (от англ. “ insight ”). « Инсайт ” - решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями: воспринимая всю ситуацию в целом, со всеми ее внутренними связями, животное может принимать адекватное решение. Шимпанзе обладают « рассудочным поведением, которое обычно рассматривают как специфически человеческое ”. Способность шимпанзе к орудийной и конструктивной деятельности - доказательство наличия у них элементов мышления. (1887-1967 ) немецкий и американский психолог