Первый слайд презентации: АЛГОРИТМ ОСОЗНАНИЯ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ШКОЛ
Гафарова Ольга Ниловна Психолог - психотерапевт, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевической Лиги, автор Универсальной модели психотерапии «Технология Осознания Реальности» (ТОР-подход ), Генеральный директор ООО «Ресурсный Центр "Интеграция" г. Тамбов +7 9029 36 30 30
Слайд 2
При современной тенденции развития психотерапии в России по западному образцу «психологической психотерапии» и отходу от жесткой принадлежности только медицине (в частности – психиатрии), возникает существенная проблема для её внутренней классификации на медицинскую и немедицинская (немедикаментозную) модели. к.п.н. Курильченко Н.Н. «К вопросу о профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе». 2004. ]. Психотерапия и по сей день развивается в горизонтальном векторе по принципу увеличения количества, а не принципиально нового качества, что породило ряд внутренних конфликтов, ставших своеобразным «камнем преткновения» - причиной, из-за которой психология затрудняется перейти на новый, вертикальный уровень развития. д.филос.н Воробьева Л.И. « Интеграция психотерапии — возможно ли это? //Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005 Данные конфликты можно структурировать как 6 «камней преткновения» психотерапии
Слайд 3: 6 «камней преткновения» психотерапии
Слайд 4: 6 «камней преткновения» психотерапии
Клод Шеннон писал : «Когда «внутренняя библиотека» любой системы достаточно заполнена, то внутренний «Сценарист » её эволюции начинает уменьшать степень хаоса, связывая в сюжет разрозненные части информации».
Слайд 6: Модель Шеннона - Уивера
Если вспомнить Закон притяжения Ньютона - при возрастании массы одного из тел в два раза, удваивается и сила притяжения между телами, - то, по аналогии с материальными объектами, получается, что « к амни преткновения» психотерапии, как нематериальные объекты в горизонтали её развития - это результат притяжения друг к другу её эквивалентов. Модель Шеннона - Уивера
Слайд 7: Самим своим существованием они провоцируют отношения психотерапии на сближение, усиливая интеграционный процесс по трём степеням проблем с коммуникацией по уровням М одели Шеннона – Уивера (К. Шеннон, У.Уивер, 1949 ):
Слайд 8: Осознани е задействует как непроизвольные (бессознательные), так и сознательные усилия человека в разной степени обобщенности информации о внешней и внутренней реальности, что составляет его Согласованную Картину Мира (далее – СКМ), по сути, являющуюся субъективным сознанием человека с разными уровнями проявления информации о личном опыте (внутреннем и внешнем )
√ ГИПРТЕЗА Когнитивный процесс осознания – это фундамент для объединения всех модальностей психотерапии в единую универсальную систему консультирования, т.к. он является ведущим в любой из них, а, следовательно, его эмпирическая последовательность универсальна для них и позволит упорядочить психотерапевтические модальности по степени эффективности их применения на определённых этапах осознания.
Слайд 9
Универсальный п роцесс психотерапии Универсальный результат психотерапии Осознание как процесс : « Осознание переживания – это всегда установление объективной отнесенности сознания к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано». Рубинштейн С.Л. «Бытие и сознание. Человек и мир». Осознание как состояние: « Осознание – как конечный результат неосознаваемой деятельности сознания – является следствием выбора единственного из возможных в текущий момент времени способов понимания явления… Это непросто конечный результат, а интегральный психический продукт активности сознания, в частности, продукт познавательной деятельности» Агафонов А.Ю. «Бессознательные обертоны осознания По обе стороны сознания»». 2012
Слайд 10
- который, п ротекает не только по структуре сознания, но и движется к структуре личности, когда человек проявляет интерес к её аспектам и элементам. Охватив их направленным вниманием, он возвращается обратно в сознание, обновляя Согласованную Картину Мира (СКМ) субъекта. Так совершается «петля обратной связи», как в Модели коммуникации Шеннона – Уивера. Так, осознание соединяет оба феномена – сознание и личность – в единую систему психики. Принципы ( т.е. логические связи между элементами сознания) - фрагментами СКМ, по которым происходит переход от одного элемента сознания к другому, от одного когнитивного процесса к другому,- и есть механизм осознания. Осознание - метакогнитивный и много уровневый п роцесс
Слайд 11: Исследование возраст участников: 25 – 45 лет, мужчины и женщины, имеющих паническое расстройство по критериям МКБ – 10 (выборка по карточкам) по 9 человек (30% группы) параллельно проходили медикаментозный курс по купированию панических атак врачами — психиатрами Тамбовского областного ПНД и врачами — неврологами различных городских поликлиник
Слайд 12: Исследование I этапа: ( IХ 2009г. — Х II / 2009 г. )
Эксперимент с группой «плацебо» Цели 1) прислушаться к своему состоянию, представить его некой одеждой, 2) снять с себя данное состояние как одежду, положив рядом, как некий якорь (мы давали клиенту платочки, выполняющие роль одежды), 3) осознать, о чем это в его реальности, при этом, задавался только один неконкретный, но направляющий внимание в когнитивную сферу вопрос: «Что это для вас значит?» прислушаться к оставшемуся состоянию. С последним состоянием все четыре шага повторялись вновь. Итак, мы, образно говоря, человека «раздевали» до тех пор, пока он не произносил: «Чисто! Всё! Ничего нет!». Исследовательская: увидеть на каком уровне у человек, что и в каком порядке чаще всего осознаёт: какие объекты психики осознаются ? 2) Психотерапевтическая: максимально помочь человеку освободиться от тяжёлых чувств и ощущений (сам факт переживания приступа панических атак клиентов сильно фрустрировал ).
Слайд 13: Р езультат I этапа – уровни информации в сознании
Слои реальности и осознаваемые факторы Уровни информации в сознании (модель « SPICAK ») Непроявленная реальность (слой неосознанного умозрительного мира и духовного опыта): ментальная обусловлен- ность психических явлений. Согласованный/ Консолидированный C onsistency / C onsolidation Аутентичный А uthentic Полу проявленная реальность (отражённая реальность): - осознаваемая часть сверх-сознания, - непосредственно сознание, - осознаваемая часть подсознания. 4.Чувственно-сенсорный S ensual 3. Идеологический I deological Проявленная реальность (слой неосознанного умозрительного мира и духовного опыта): ментальная обусловлен- ность психических явлений. 2. Процессуальный P rocedural 1. Симптомный S ituational Р езультат I этапа – уровни информации в сознании
Слайд 14: II этап исследования группа «плацебо» за период I /201 1 — VI /2011
Эксперимент с экспериментальной группой «плацебо» Цели Необходимость: Мы заметили, что в каждом уровней информации имеются свои доминантные объекты внимания, которые соотносятся с психологическими явлениями, сформулированными в классике общей психологической теории и методологии Психотерапевтическая: отследить динамику изменений, т.е. какой теперь у них возникал «Сценарий проблемы». 2) Исследовательская: выявить какие элементы психики отражаются в каждом уровне информации сознания. II этап исследования группа «плацебо» за период I /201 1 — VI /2011
Слайд 15: 2-й результат II этапа исследования – этапы осознания
Уровни информации в сознании Психологические явления Этапы осознания 1-й: симптоматический (от тела, материи ) Результаты психической деятельности 1) «Симптом» – S ymptom осознание проявленного результата и отслеживание физически проявленных симптомов. 2-й: процессуальный (о динамике процессов) Психологические процессы 2) «Стратегия» – S trategy осознание стратегии поступков (психологические защиты или стратегии достижения) 3-й: идеологический (не сенсорной, логической информации Психологические состояния : - сознания: нормальное, изменённое, - эмоциональные, - коммуникативные, - интеллектуальные, степень ответственности 3 ) «Состояние» – C ondition осознание состояния, в котором принималось решение и осознание принципа его реализации, ошибочных выводов и вторичных выгод как их скрытой причины. 2-й результат II этапа исследования – этапы осознания Уровни информации в сознании Психологические явления Этапы осознания 1-й: симптоматический (от тела, материи ) Результаты психической деятельности 1) «Симптом» – S ymptom осознание проявленного результата и отслеживание физически проявленных симптомов. 2-й: процессуальный (о динамике процессов) Психологические процессы 2) «Стратегия» – S trategy осознание стратегии поступков (психологические защиты или стратегии достижения) 3-й: идеологический (не сенсорной, логической информации Психологические состояния : - сознания: нормальное, изменённое, - эмоциональные, - коммуникативные, - интеллектуальные, степень ответственности 3 ) «Состояние» – C ondition осознание состояния, в котором принималось решение и осознание принципа его реализации, ошибочных выводов и вторичных выгод как их скрытой причины.
Слайд 16: 2-й результат II этапа исследования – этапы осознания
Уровни информации в сознании Психологические явления Этапы осознания 4-й: чувственно-сенсорный ( свойства чего-либо, определяемые по вербальной и невербальной информации) Психологические свойства - эмоции, - чувства, - чувство веры или недоверие, - способности 4) «Необходимость » – N eed / Necessity осознание потребностей, мотивов и необходимости 5-й: аутентичный - информация ( информация от первоисточника. Психологические образования направленность личности, опыт, верования, творческие идей, идеи, умения, социальная деятельность, знания. 5) «Корни» – R oots осознание первопричины - предубеждений и негативных ожиданий, родительских посланий, формальных и неформальных течений социума. 6-й: консолидированной это согласованная осознанная информация из обоих миров(внутреннего и внешнего ) Психологические явления - вера, смыслы жизни, - душа, духовные стремления, - интуиция, мироощущение, - мировоззрение, мироощущение, 6) «Разрешение» – R esolution осознание табуированных тем, разрешений или, наоборот, перепрограммирование на ограничение разрушающей вседозволенности. 2-й результат II этапа исследования – этапы осознания
Слайд 17: Исследование III этапа : группа «плацебо» за период I Х/2010 — VI /2011
Эксперимент с группой «плацебо» Цели Проведение психодиагностики по этапам осознания в уровнях информации сознания Проверка полученных данных в ходе первых двух этапов и сформулированных определений уровней информации и этапов осознания. Результат: Выяснилось, что испытуемые быстрее и лучше осознавали причинно — следственные связи своих проблем в логическом порядке характерных доминирующих привычек. Их мы назвали их… «Шаблон личности» - комплекс доминантных стереотипов, то что создаёт форму проявления определённого психологического явления. Шаблоны личности структурировались по принципу матрёшки: один в другом, которые нами впоследствии и были сформулированы (Гафарова О.Н., 2017, 2018, 2019, 022). Исследование III этапа : группа «плацебо» за период I Х/2010 — VI /2011
Слайд 19: Видение структуры личности по её шаблонам, на «стержне отношений», как и определял В.Н. Мясищев (Мясищев В.Н., 1936). Типы отношений в его теории личности логически структурируются по «матрёшке шаблонов» личности
Слайд 20: Исследование IV этапа экспериментальная группа за период I Х/2011 — VI /2012
Эксперимент со 2-й экспериментальной группой Цель Работа в разных психотерапевтических модальностях по новой консультационной «матрице» : Гештальт -подход, НЛП, Транзактный анализ, Эмоционнально -образная терапия (ЭОТ), Когнитивно -поведенческая психотерапия (КПТ). Проверить возможность применения психологического консультирования по этапам осознания в уровнях информации в фокусе шаблонов личности, в которых внимание клиента направляется к паттернам (стереотипам) в собственных шаблонах личности и осознанию более точной информации, связанной с ними в разных психотерапевтический модальностях. И специалистам была поставлена задача работать с клиентами, применяя психотехнологии профиллирующих методов Результат: создание психотерапевтической модели «Технология Осознания Реальности» ( «ТОР—подход») (Гафарова О.Н., 2015) Исследование IV этапа экспериментальная группа за период I Х/2011 — VI /2012
Слайд 21
В итоге мы пришли к очень удобной и бесконфликтной системе совместного ведения клиентов, где мы могли: Как метакогнитивный процесс осознание оставаться в рамках своего метода, и чётко видеть к какой психотехногии другой модальности стоит перейти в зависимости от того, что становится понятным по типу информации, которую озвучивал клиент в конкретном этапе осознания; вести записи в карточках приёма, особенно в разделе психодиагностики (рис.-2) понятные спихологам разных модальностей ; подменять друг друга в р аботе и понимать, когда лучше передать клиента специалисту, той психотерапевтической модальности, которая была на определённом этапе консультирования более эффективна. - протекает и структуре сознания с его уровнями информации, и структуре личности с ее «матрёшкой» шаблонов личности, направляясь от одной структуры к другой, как «петля обратной связи » в коммуникативной модели К. Шеннона – Уивера. 9
Слайд 22: Исследование V этапа экспериментальная группа за период с I Х/2012 по VI / 2015
Сравнительный анализ эффективности индивидуальных курсов по алгоритму ТОР–подхода с экспериментальной группой Результаты сравнительного анализа среднестатистических показателей 2-й экспериментальной группы с контрольной (с Х/2007 до I Х/2009) на основе: Опросника/формы – С ( Кеттел, 1965) Психодиагностического теста (В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985) Сводный анализ по Личностным Факторам Изменений (ЛФИ) в ТОР-подходе (Гафарова О.Н., 2015) 1) по количественному показателю : сокращение сроков курса на 35%, что автоматически увеличило число тех, кто прошёл его полностью; 2) по качественному показателю: позитивная динамика к психической норме на 11,5%, что говорит о повышении личной осознанности клиентов». (Гафарова О.Н., 2015 )
Слайд 23: Экспериментально групповая психотерапия по ТОР-подходу с расстройствами невротического регистра по 6 этапов осознания ( VI/ 2019 - I /2022)
4 группы от 6 до 12 человек Сравнительный анализ результатов в регистре психологической нормы, но проживающие тот или иной семейный или возрастной кризис, лица, имеющие различные невротические расстройства, в числе которых были те кто, жил с лицами пограничного расстройства личности (поэтому у членов семей наблюдались симптомы невротического регистра)– всего 45 участников. по опросу участников вначале и месяц спустя по окончании программы улучшения : общего состояния – на 50,2% 2) невротической симптоматики – на 45% 3) конфликтов близких отношений – на 60,9% 4) проблем самореализации – на 76,3 5) остроты симптомов соматических заболеваний – на 42,5 %, Экспериментально групповая психотерапия по ТОР-подходу с расстройствами невротического регистра по 6 этапов осознания ( VI/ 2019 - I /2022)
Слайд 24: Мета-когнитивный процесс осознания лёг в основу метода
Гафарова О.Н. — Технология осознания реальности - подход психологического консультирования // Психолог. – 2015. – № 4. – С. 317 - 356. DOI : 10.7256/2409-8701.2015.4.15538 «Технология Осознания Реальности» (ТОР-подход)
Слайд 25: Систематизация УМП на основе мета-когнитивного процесса осознания (О. Н. Гафарова, 2018)
25 Био - Психо - Социо - Духовная парадигма психотерапии
Слайд 26
Универсальная модель психотерапии Технология Осознания Реальности» (ТОР-подход)
Слайд 27: На основе поэтапного и многоуровнего механизма осознания, являющегося по сути метакогнитивным процессом, осуществилось создание универсальной психотерапевтической модели (УМП по ТОР-подходу в частности), на основе которой становится возможным разрешить внутренние конфликты психотерапии, что уже состоялось в рамках 10—летней работы нашего Центра
А лгоритм процесса осознания, отвечает характеристикам информационной Модели коммуникации Шеннона – Уивера по степеням передачи информации (коммуникации). 1 ) универсальным в технологической степени применения самого эмпирического алгоритма осознания, охватывающего все психологические явления не зависимо от вида психотерапевтической модальности, 2 ) интеграционным по семантике метакогнитивного процесса осознания: уровни информации, этапы осознания, структура личности, структура сознания и т.д. 3 ) общим по степени эффективности воздействия на человека, что было показано в статистике эффективности УМП по ТОР-подходу.
Слайд 28
Универсальная модель психотерапии Технология Осознания Реальности» (ТОР-подход) +7 9029 36 – 30 – 30 учебный курс – 500 ак.ч. с Х/ каждого года