Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для — презентация
logo
Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • «Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач –
  • психология КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • « КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ »
  • « КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ »
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Современная клиническая психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
  • Рекомендованная литература:
  • Ощущения и восприятие
  • Вкус, Обоняние, Зрение, Слух, Равновесие, Осязание Taste Smell Sight Hearing Balance Touch
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Филогенез ПСИХИКИ
  • Онтогенез ПСИХИКИ
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Сознание
  • Сознание
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Физиологическая основа ощущений (рефлекторное кольцо)
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Характеристики анализаторов
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям. Чувствительность может повышаться или понижаться; например, адаптация к яркому
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Характеристика основных видов ощущений
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Слуховые ощущения – раздражитель звуковые волны (музыкальные и шумы)
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Нарушения ощущений
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Диагностика в МЕДИЦИНЕ Магнитно-резонансная томография (МРТ)
  • Диагностика в МЕДИЦИНЕ МРТ
  • Диагностика в МЕДИЦИНЕ МРТ
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ)
  • ПАМЯТЬ
  • Снимок нейросферы (мини- брейна), которая состоит не из нейронов, а из глиальных клеток.
  • ПАМЯТЬ
  • Основные свойства восприятия
  • Целостность восприятия
  • Избирательность восприятия
  • Структурность восприятия
  • Фазы восприятия
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Феномен «ЭМПАТИИ»
  • Специфические и патологические изменения восприятия
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Параллельные прямые кажутся расположенными под углом
  • На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется
  • Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые
  • Параллелепипеды равны, хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться
  • Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть
  • Эффект перцептивной готовности
  • Апперцепция – направленность и избирательность восприятия, обусловленная установками, интересами, жизненным опытом человека
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для
  • Рекомендованная литература:
  • «Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач –
1/78

Общая психология. Тема : «Психические процессы. Ощущение и восприятие». «Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России Кафедра организации здравоохранения с психологией и педагогикой Владикавказ 2021

Изображение слайда

П. И. Сидоров, А. В. Парняков «Клиническая психология» ISBN 978-5-9704-1407-1 (2010г., 880с.) М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова, «ПСИХОЛОГИЯ». Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013г., 664 стр. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова, «ПСИХОЛОГИЯ». Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2017г., 704 стр. Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». Учебное пособие МедпрессИнформ. 2005.-432с. ISBN 5-98322-087-X Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» - СПб: Питер, 2002 960с. Серия: «Национальная медицинская библиотека». ISBN 5-8046-0187-3

Изображение слайда

П. И. Сидоров, А. В. Парняков «Клиническая психология» ISBN 978-5-9704-1407-1 (2010г., 880с.) Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии. Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатель, включающий предметный и персоналий, приближает издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии.

Изображение слайда

Сидоров, П. И. Клиническая психология / Сидоров П. И., Парняков А. В - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с. - ISBN 978-5-9704-1407-1. Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии. Библиотека ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России (книга) Сидоров, П. И. Клиническая психология / Сидоров П. И., Парняков А. В - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с. - ISBN 978-5-9704-1407-1. Текст : электронный // URL : http :// www. studmedlib. ru / book / ISBN 9785970414071. html

Изображение слайда

Слайд 5

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927г.) г. Санкт - Петербург невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.),в котором осуществлялись комплексные исследования человека. Предмет изучения - все рефлексы, протекающие с участием головного мозга В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения. Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

Изображение слайда

Слайд 6: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973) « Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева » Автор концепции ЛОРПТ (личностно – ориентированная реконструктивная патогенетическая психотерапия)

Изображение слайда

Слайд 7: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973 гг.) Карвасарский Борис Дмитриевич (1931 – 2013гг.)

Изображение слайда

Слайд 8: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Карвасарский Борис Дмитриевич один из основоположников личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии ( ЛОРПТ). Вклад Б.Д. Карвасарского в развитие российской психотерапии и медицинской психологии / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.А. Подсадный [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. –  N 1(36) [ Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru ( дата обращения: 07.02.2021 ) Карвасарский Борис Дмитриевич (1931 – 2013гг.)

Изображение слайда

Слайд 9: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Карвасарский Борис Дмитриевич (1931 – 2013гг.) Вклад Б.Д. Карвасарского в развитие российской психотерапии и медицинской психологии / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.А. Подсадный [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. –  N 1(36) [ Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru ( дата обращения: 07.02.2021)

Изображение слайда

Слайд 10: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Ташлыков Виктор Анатольевич д.м.н., профессор Один из основоположников личностно-ориентированной реконструктивной) психотерапии (ЛОРПТ). Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Изображение слайда

Слайд 11: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Исурина Галина Львовна к.м.н., доцент Одна из основоположниц личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии (ЛОРПТ). Консультативная психология и психотерапия 2019. Том. 27, № 2.  С. 147–166 doi:10.17759/cpp.2019270210 ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online) Портал психологических изданий PsyJournals.ru —  https://psyjournals.ru/mpj/2019/n2/Usmanova_Shchelkova_et_al.shtml  [ Опросник качества жизни для пациентов с онкоортопедической патологией - Консультативная психология и психотерапия - 2019. Том. 27, № 2] Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Изображение слайда

Слайд 12: Современная клиническая психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии

Назыров Равиль Каисович Назыров Р.К. (1961г.р.) Ректор Института психотерапии и медицинской психологии (ИПМП им. Б.Д. Карвасарского). Экс-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор "Российского психотерапевтического журнала». доктор медицинских наук. Клинический опыт в психотерапии 28 лет. Действующий сертификат по специальности «Психотерапия», «Психиатрия», «Психиатрия-Наркология». Автор более 70 научных трудов.

Изображение слайда

Слайд 13: Рекомендованная литература:

Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» - СПб: Питер, 2002 960с. Серия: «Национальная медицинская библиотека». ISBN 5-8046-0187-3 Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». Учебное пособие МедпрессИнформ. 2005.-432с. IS М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016г., 704 стр. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013г., 664 стр. П. И. Сидоров, А. В. Парняков. «Клиническая психология», 2010г., 880с. ISBN 978-5-9704-1407-1 А.Г. Маклаков., «Общая психология»- СПб.: Питер, 2000 И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан;-«Психология»-М.: «Академия» 2001г. М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» Москва 2004 г. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной – 3-е изд., перераб., доп. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с. BN 5-98322-087-X SOGMA.RU официальный сайт ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России EIOS-SOGMA.RU система дистанционного обучения ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России

Изображение слайда

Слайд 14: Ощущения и восприятие

Изображение слайда

Слайд 15: Вкус, Обоняние, Зрение, Слух, Равновесие, Осязание Taste Smell Sight Hearing Balance Touch

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Слайд 19

Изображение слайда

Слайд 20: Филогенез ПСИХИКИ

Изображение слайда

Слайд 21: Онтогенез ПСИХИКИ

Изображение слайда

Слайд 22

Познавательные процессы — процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, ее ориентировочную основу. К познавательным процессам относятся : ощущения восприятие мышление воображение и память

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26: Сознание

По  масштабу сознания выделяют  индивидуальное  (сознание отдельного человека) и  общественное  ( групповое )  сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе. По  типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [ 5, С. 137-138]. Сознание как процесс  –  поток  одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов.  Произвольные процессы  находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются;  непроизвольные процессы  находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми. Сознание как состояние  – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния  активного  (бодрствование),  пассивного  (сон) и  измененного  (гипнотические и наркотические состояния)  сознания. Свойства сознания  человека: активность  – активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием; избирательность  – сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира; обобщенность,   отвлеченность  – сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями; целостность  – сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний; константность  – устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью; динамичность  – способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности; искаженность  – при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира; индивидуальный характер  – отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом; рефлексивность  – сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.

Изображение слайда

Слайд 27: Сознание

По  масштабу сознания выделяют  индивидуальное  (сознание отдельного человека) и  общественное  ( групповое )  сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе. По  типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [ 5, С. 137-138]. Сознание как процесс  –  поток  одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов.  Произвольные процессы  находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются;  непроизвольные процессы  находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми. Сознание как состояние  – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния  активного  (бодрствование),  пассивного  (сон) и  измененного  (гипнотические и наркотические состояния)  сознания. Эмпирические характеристики сознания : пространственная  – способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его; временная  – способность создавать виртуальный временной континуум "прошлое – настоящее – будущее" и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем; информационная  – способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения. энергетическая  – способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.

Изображение слайда

Слайд 28

Ощущение – психический процесс отражения в сознании отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы ощущений.

Изображение слайда

Слайд 29

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Он состоит из четырех частей: рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг (афферентного нерва); мозгового центра в коре полушарий головного мозга; эфферентной нервной веточки, передающей импульс из мозгового центра анализатора рецептору

Изображение слайда

Слайд 30: Физиологическая основа ощущений (рефлекторное кольцо)

Физический процесс 30 Раздражители Орган ощущений (рецептор) Восприятие Центры в коре головного мозга Возбуждение по афферентным путям от рецепторов к КГМ Физиологический процесс Психический процесс Здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс По эфферентным путям от центра КГМ к рецепторам

Изображение слайда

Слайд 31

31

Изображение слайда

Слайд 32

Виды ощущений экстероцептивные интероцептивные Проприоцептивные 32 Дистантные Зрительные Слуховые обонятельные Контактные Вкусовые Температурные Тактильные Осязательные Органические ощущения Ощущение боли Ощущение равновесия Ощущение движения

Изображение слайда

Слайд 33: Характеристики анализаторов

Нижний абсолютный порог ощущений Верхний порог ощущений Дифференциальный порог ощущений Латентный период реакции

Изображение слайда

Слайд 34

Пороги чувствительности 34 Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное раздражение Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное ощущение Нижний порог абсолютной чувствительности Верхний порог абсолютной чувствительности Разностным порогом, или порогом различения

Изображение слайда

Слайд 35

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться; например, адаптация к яркому свету, сильному запаху). Сенсибилизация — повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма

Изображение слайда

Слайд 36: Адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям. Чувствительность может повышаться или понижаться; например, адаптация к яркому свету, сильному запаху

Изображение слайда

Слайд 37

Дифференциальный (разностный) порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Латентный период реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения равна 0,1-0,2 с).

Изображение слайда

Слайд 38

Свойства ощущений Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие го от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, яркостью, контрастностью Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. 38 Качество Интенсивность Длительность Пространственная локализация раздражителей

Изображение слайда

Слайд 39

39

Изображение слайда

Слайд 40: Характеристика основных видов ощущений

Кожные ощущения-ощущения от кожных рецепторов (прикосновения, тактильные ощущения, температура, боль) Вкусовые и обонятельные ощущения-рецепторы вкуса (вкусовые луковицы) и обонятельные клетки

Изображение слайда

Слайд 41

Слуховые ощущения – раздражитель звуковые волны (музыкальные и шумы) Зрительные ощущения-раздражитель свет

Изображение слайда

Слайд 42: Слуховые ощущения – раздражитель звуковые волны (музыкальные и шумы)

Изображение слайда

Слайд 43

Проприоцептивные ощущения- движения (рецепторы находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях) и равновесия (внутреннее ухо). Осязание –процесс сочетания кожных и двигательных ощущений.

Изображение слайда

Слайд 44: Нарушения ощущений

Гиперестезия — повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. Гипестезия — пониженная чувствительность к реальным раздражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений Сенестопатия — неопределённое, часто мигрирующее, весьма неприятное и тягостное ощущение, которое проецируется внутрь тела (внутрь телесного «Я»): сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, «отсасывание», «прилипание» и пр. Парестезия связана с качественными изменениями информации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Парестезии чаще являются признаком неврологического или сосудистого поражения (мурашки, онемение).

Изображение слайда

Слайд 45

Восприятие – познавательный психический процесс целостного отражения явлений и предметов окружающего мира, возникающий при воздействии раздражителей на органы чувств.

Изображение слайда

Слайд 46

Процесс восприятие (фильма) Обонятельная зона в глубинах мозга Зона ощущений Зона вкуса в глубинах мозга Зрительная кора Слуховая кора кинестетическая Экран телевизора 46

Изображение слайда

Слайд 47

Виды восприятия По форме психической активности По форме существования материи Преднамеренное Непреднамеренное Восприятие пространства Восприятие времени Восприятие движений Зрительное Слуховое Осязательное Обонятельное Вкусовое Кинетическое 47 По ведущему анализатору

Изображение слайда

Слайд 48

48

Изображение слайда

Слайд 49

В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.

Изображение слайда

Слайд 50

Изображение слайда

Слайд 51: Диагностика в МЕДИЦИНЕ Магнитно-резонансная томография (МРТ)

Изображение слайда

Слайд 52: Диагностика в МЕДИЦИНЕ МРТ

МРТ мозга с прицельным осмотром черепно-мозговых нервов МРТ мозга с прицельным осмотром сосудов

Изображение слайда

Слайд 53: Диагностика в МЕДИЦИНЕ МРТ

МРТ мозга с прицельным осмотром черепно-мозговых нервов МРТ мозга с прицельным осмотром сосудов

Изображение слайда

Слайд 54: Магнитно-резонансная томография (МРТ)

МРТ мозга при ПРОСМОТРЕ ФИЛЬМА УЖАСОВ Магнитно-резонансная томография (МРТ) http :// neuronovosti.ru / hickok-na-mri /

Изображение слайда

Слайд 55: ПАМЯТЬ

http:// neuronovosti.ru /tag/ pamyat / Технология миллиметровых имплантатов мозга На верхних изображениях визуализировано покрытие различных областей мозга электродами у пациентов. Области с наиболее плотным покрытием отмечены более красными оттенками. На нижних изображениях отмечены электроды, которые регистрировали наибольшую активность нейронов в ответ на стимулы (лица знаменитостей и архитектурные сооружения). Активность регистрировалась в височных долях (зеленые точки) и медиальной теменной коре (желтые точки). Credit:   Nitin Tandon et al / Current Biology, 2020 Oscar Woolnough, Patrick S. Rollo, Kiefer J. Forseth, Cihan M. Kadipasaoglu, Arne D. Ekstrom, Nitin Tandon. Category Selectivity for Face and Scene Recognition in Human Medial Parietal Cortex. Current Biology, 2020 DOI:  10.1016/j.cub.2020.05.018

Изображение слайда

Слайд 56: Снимок нейросферы (мини- брейна), которая состоит не из нейронов, а из глиальных клеток

Credit:  Caroline Cvetkovic/NeuroArt Перед вами увеличенное  изображение 3 D- нейросферы, состоящей из астроцитов, дифференцированных от глиальных плюрипотентных стволовых клеток человека (ГПСК). Изображения были сделаны на конфокальном микроскопе Leica DMi8 при 20-кратном увеличении. Сфера была окрашена на  маркеры S100 ( пурпурный ) GFAP ( зеленый ) DAPI ( синий ) Сконструированные из клеточных культур нейросферы человека могут быть использованы в качестве релевантных, высокопроизводительных моделей для открытия лекарств и исследования нейродегенеративных заболеваний. http:// neuronovosti.ru / siyayushhij -shar- astrotsitov /

Изображение слайда

Слайд 57: ПАМЯТЬ

Как T- клетки регулируют кратковременную память Подмножество интерлейкин-17 продуцирующих γδ - Т-клеток ( гамма-дельта-Т-клеток ), обитающих в менингеальных оболочках мозга, участвует в процессе формирования кратковременной памяти и регуляции синаптической пластичности. http:// neuronovosti.ru /tag/ pamyat /

Изображение слайда

Слайд 58: Основные свойства восприятия

Изображение слайда

Слайд 59: Целостность восприятия

Изображение слайда

Слайд 60: Избирательность восприятия

Изображение слайда

Слайд 61: Структурность восприятия

Изображение слайда

Слайд 62: Фазы восприятия

Появление ощущения Собственно восприятие Опознание и узнавание объектов или явлений

Изображение слайда

Слайд 63

Свойства восприятия: Быстрота восприятия Ясность восприятия Объем восприятия Точность восприятия Принципы восприятия я предметов: близости сходства Естественного продолжения Замкнутости

Изображение слайда

Слайд 64: Феномен «ЭМПАТИИ»

НЕЙРОАНАТОМИЯ и НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ Считается, что эмоциональная реакция работает по принципу «сверху вниз», когда контекстная информация и сознательная оценка сопрягаются с аффективными, соматосенсорными и моторными процессами в поведении и в процессе принятия решений, которые регулируются префронтальной и височной долями: височно-теменной узе л ( TPJ), дорсомедиальная префронтальная кора ( DMPFC) и дорсолатеральная префронтальная кора ( DLPFC). Эмоциональное сопереживание https :// doi.org /10.3389/fnint.2020.00003 Christov -Moore L, Reggente N, Douglas PK, Feusner JD and Iacoboni M (2020) Predicting Empathy From Resting State Brain Connectivity: A Multivariate Approach.  Front. Integr. Neurosci.  14:3. doi : 10.3389/fnint.2020.00003

Изображение слайда

Слайд 65: Специфические и патологические изменения восприятия

Иллюзии Галлюцинации Эйдетизм Сенестопатии Деперсонализация Нарушения восприятия времени

Изображение слайда

Слайд 66

Изображение слайда

Слайд 67: Параллельные прямые кажутся расположенными под углом

Изображение слайда

Слайд 68: На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется

Изображение слайда

Слайд 69: Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые

Изображение слайда

Слайд 70: Параллелепипеды равны, хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться

Изображение слайда

Слайд 71: Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Явление иррадиации

Изображение слайда

Слайд 72: Эффект перцептивной готовности

Как человек раепознаст солва, монжо ли чатить ткест с перемешанными буавкми Ткест с перемешнаными букавми внзможоо читтаь токьло на больошй скроости. Елси читать препарированный ткест по бвкуам, то, сокрее всгео, содеажрние солв и ткеста останется ннпоеятым. Елси же сколизьть взгляодм по тескту, то понимание ттксеа бдует на всыоком уронве.

Изображение слайда

Слайд 73: Апперцепция – направленность и избирательность восприятия, обусловленная установками, интересами, жизненным опытом человека

Изображение слайда

Слайд 74

Изображение слайда

Слайд 75

Познавательный процесс (определение) Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности 1.  Ощущение  — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. По расположению рецепторов: Пороги чувствительности : 1)  Сензитивность  — природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов; 1)  Экстрорецептивные ; 1)  Нижний порог  абсолютной чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения); 2) Проприорецептивные; 2)  Верхний порог  абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой интенсивности воздействия); 3)  Интероцептивные ; 3)  Разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения); 2)  Сенсибилизированность — повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности; По взаимодействию рецепторов с раздражителем: Закономерности изменения чувствительности: 1) Дистантные 2) Контактные 1)  адаптация ; 3)  Сенсорная организация индивида  — комплекс врожденных и приобретенных особенностей, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов, длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона. По органам чувств: 2) сенсибилизация, десенсибилизация; Зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные 3) контраст ощущений;

Изображение слайда

Слайд 76

Познавательный процесс (определение) Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности 2.  Восприятие  — психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличительных признаков. По форме психической активности: 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта); 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида; 1) преднамеренное; 2) непреднамеренное; 2) Целостность; По  анализаторам : 1) зрительные; 3) Предметность; 2) слуховые; 3) осязательные; 4) Структурность; 2) Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями  нервной деятельности  — синтетичность (обобщенность) или аналитичность ( детализированность ) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия. По специфичности отражаемой формы существования материи: 1) восприятие пространства; 5) Избирательность; 2) восприятие времени; По структуре: 6) Апперцептивность; 1) симультанное; 2) сукцессивное. 7) Константность.

Изображение слайда

Слайд 77: Рекомендованная литература:

Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» - СПб: Питер, 2002 960с. Серия: «Национальная медицинская библиотека». ISBN 5-8046-0187-3 Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». Учебное пособие МедпрессИнформ. 2005.-432с. IS М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016г., 704 стр. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013г., 664 стр. П. И. Сидоров, А. В. Парняков. «Клиническая психология», 2010г., 880с. ISBN 978-5-9704-1407-1 А.Г. Маклаков., «Общая психология»- СПб.: Питер, 2000 И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан;-«Психология»-М.: «Академия» 2001г. М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» Москва 2004 г. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной – 3-е изд., перераб., доп. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с. BN 5-98322-087-X SOGMA.RU официальный сайт ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России EIOS-SOGMA.RU система дистанционного обучения ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для: Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ

Общая психология. Тема : «Психические процессы. Ощущение и восприятие». «Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России Кафедра организации здравоохранения с психологией и педагогикой Владикавказ 2021

Изображение слайда

Похожие презентации