Первый слайд презентации: Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ
Общая психология. Тема : «Психические процессы. Ощущение и восприятие». «Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России Кафедра организации здравоохранения с психологией и педагогикой Владикавказ 2021
Слайд 2: психология КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
П. И. Сидоров, А. В. Парняков «Клиническая психология» ISBN 978-5-9704-1407-1 (2010г., 880с.) М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова, «ПСИХОЛОГИЯ». Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013г., 664 стр. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова, «ПСИХОЛОГИЯ». Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2017г., 704 стр. Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». Учебное пособие МедпрессИнформ. 2005.-432с. ISBN 5-98322-087-X Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» - СПб: Питер, 2002 960с. Серия: «Национальная медицинская библиотека». ISBN 5-8046-0187-3
Слайд 3: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ »
П. И. Сидоров, А. В. Парняков «Клиническая психология» ISBN 978-5-9704-1407-1 (2010г., 880с.) Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии. Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатель, включающий предметный и персоналий, приближает издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии.
Слайд 4: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ »
Сидоров, П. И. Клиническая психология / Сидоров П. И., Парняков А. В - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с. - ISBN 978-5-9704-1407-1. Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии. Библиотека ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России (книга) Сидоров, П. И. Клиническая психология / Сидоров П. И., Парняков А. В - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с. - ISBN 978-5-9704-1407-1. Текст : электронный // URL : http :// www. studmedlib. ru / book / ISBN 9785970414071. html
Слайд 5
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927г.) г. Санкт - Петербург невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.),в котором осуществлялись комплексные исследования человека. Предмет изучения - все рефлексы, протекающие с участием головного мозга В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения. Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Слайд 6: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973) « Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева » Автор концепции ЛОРПТ (личностно – ориентированная реконструктивная патогенетическая психотерапия)
Слайд 7: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973 гг.) Карвасарский Борис Дмитриевич (1931 – 2013гг.)
Слайд 8: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Карвасарский Борис Дмитриевич один из основоположников личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии ( ЛОРПТ). Вклад Б.Д. Карвасарского в развитие российской психотерапии и медицинской психологии / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.А. Подсадный [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [ Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru ( дата обращения: 07.02.2021 ) Карвасарский Борис Дмитриевич (1931 – 2013гг.)
Слайд 9: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Карвасарский Борис Дмитриевич (1931 – 2013гг.) Вклад Б.Д. Карвасарского в развитие российской психотерапии и медицинской психологии / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.А. Подсадный [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [ Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru ( дата обращения: 07.02.2021)
Слайд 10: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Ташлыков Виктор Анатольевич д.м.н., профессор Один из основоположников личностно-ориентированной реконструктивной) психотерапии (ЛОРПТ). Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Слайд 11: Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Исурина Галина Львовна к.м.н., доцент Одна из основоположниц личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии (ЛОРПТ). Консультативная психология и психотерапия 2019. Том. 27, № 2. С. 147–166 doi:10.17759/cpp.2019270210 ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online) Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/mpj/2019/n2/Usmanova_Shchelkova_et_al.shtml [ Опросник качества жизни для пациентов с онкоортопедической патологией - Консультативная психология и психотерапия - 2019. Том. 27, № 2] Современная психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Слайд 12: Современная клиническая психология в России Санкт-Петербургская (Ленинградская) Школа психотерапии и медицинской психологии
Назыров Равиль Каисович Назыров Р.К. (1961г.р.) Ректор Института психотерапии и медицинской психологии (ИПМП им. Б.Д. Карвасарского). Экс-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор "Российского психотерапевтического журнала». доктор медицинских наук. Клинический опыт в психотерапии 28 лет. Действующий сертификат по специальности «Психотерапия», «Психиатрия», «Психиатрия-Наркология». Автор более 70 научных трудов.
Слайд 13: Рекомендованная литература:
Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» - СПб: Питер, 2002 960с. Серия: «Национальная медицинская библиотека». ISBN 5-8046-0187-3 Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». Учебное пособие МедпрессИнформ. 2005.-432с. IS М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016г., 704 стр. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013г., 664 стр. П. И. Сидоров, А. В. Парняков. «Клиническая психология», 2010г., 880с. ISBN 978-5-9704-1407-1 А.Г. Маклаков., «Общая психология»- СПб.: Питер, 2000 И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан;-«Психология»-М.: «Академия» 2001г. М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» Москва 2004 г. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной – 3-е изд., перераб., доп. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с. BN 5-98322-087-X SOGMA.RU официальный сайт ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России EIOS-SOGMA.RU система дистанционного обучения ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России
Слайд 15: Вкус, Обоняние, Зрение, Слух, Равновесие, Осязание Taste Smell Sight Hearing Balance Touch
Слайд 22
Познавательные процессы — процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, ее ориентировочную основу. К познавательным процессам относятся : ощущения восприятие мышление воображение и память
Слайд 26: Сознание
По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное ( групповое ) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе. По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [ 5, С. 137-138]. Сознание как процесс – поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми. Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания. Свойства сознания человека: активность – активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием; избирательность – сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира; обобщенность, отвлеченность – сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями; целостность – сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний; константность – устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью; динамичность – способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности; искаженность – при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира; индивидуальный характер – отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом; рефлексивность – сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.
Слайд 27: Сознание
По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное ( групповое ) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе. По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [ 5, С. 137-138]. Сознание как процесс – поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми. Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания. Эмпирические характеристики сознания : пространственная – способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его; временная – способность создавать виртуальный временной континуум "прошлое – настоящее – будущее" и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем; информационная – способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения. энергетическая – способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.
Слайд 28
Ощущение – психический процесс отражения в сознании отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы ощущений.
Слайд 29
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Он состоит из четырех частей: рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг (афферентного нерва); мозгового центра в коре полушарий головного мозга; эфферентной нервной веточки, передающей импульс из мозгового центра анализатора рецептору
Слайд 30: Физиологическая основа ощущений (рефлекторное кольцо)
Физический процесс 30 Раздражители Орган ощущений (рецептор) Восприятие Центры в коре головного мозга Возбуждение по афферентным путям от рецепторов к КГМ Физиологический процесс Психический процесс Здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс По эфферентным путям от центра КГМ к рецепторам
Слайд 32
Виды ощущений экстероцептивные интероцептивные Проприоцептивные 32 Дистантные Зрительные Слуховые обонятельные Контактные Вкусовые Температурные Тактильные Осязательные Органические ощущения Ощущение боли Ощущение равновесия Ощущение движения
Слайд 33: Характеристики анализаторов
Нижний абсолютный порог ощущений Верхний порог ощущений Дифференциальный порог ощущений Латентный период реакции
Слайд 34
Пороги чувствительности 34 Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное раздражение Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное ощущение Нижний порог абсолютной чувствительности Верхний порог абсолютной чувствительности Разностным порогом, или порогом различения
Слайд 35
Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться; например, адаптация к яркому свету, сильному запаху). Сенсибилизация — повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма
Слайд 36: Адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям. Чувствительность может повышаться или понижаться; например, адаптация к яркому свету, сильному запаху
Слайд 37
Дифференциальный (разностный) порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Латентный период реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения равна 0,1-0,2 с).
Слайд 38
Свойства ощущений Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие го от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, яркостью, контрастностью Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. 38 Качество Интенсивность Длительность Пространственная локализация раздражителей
Слайд 40: Характеристика основных видов ощущений
Кожные ощущения-ощущения от кожных рецепторов (прикосновения, тактильные ощущения, температура, боль) Вкусовые и обонятельные ощущения-рецепторы вкуса (вкусовые луковицы) и обонятельные клетки
Слайд 41
Слуховые ощущения – раздражитель звуковые волны (музыкальные и шумы) Зрительные ощущения-раздражитель свет
Слайд 43
Проприоцептивные ощущения- движения (рецепторы находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях) и равновесия (внутреннее ухо). Осязание –процесс сочетания кожных и двигательных ощущений.
Слайд 44: Нарушения ощущений
Гиперестезия — повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. Гипестезия — пониженная чувствительность к реальным раздражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений Сенестопатия — неопределённое, часто мигрирующее, весьма неприятное и тягостное ощущение, которое проецируется внутрь тела (внутрь телесного «Я»): сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, «отсасывание», «прилипание» и пр. Парестезия связана с качественными изменениями информации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Парестезии чаще являются признаком неврологического или сосудистого поражения (мурашки, онемение).
Слайд 45
Восприятие – познавательный психический процесс целостного отражения явлений и предметов окружающего мира, возникающий при воздействии раздражителей на органы чувств.
Слайд 46
Процесс восприятие (фильма) Обонятельная зона в глубинах мозга Зона ощущений Зона вкуса в глубинах мозга Зрительная кора Слуховая кора кинестетическая Экран телевизора 46
Слайд 47
Виды восприятия По форме психической активности По форме существования материи Преднамеренное Непреднамеренное Восприятие пространства Восприятие времени Восприятие движений Зрительное Слуховое Осязательное Обонятельное Вкусовое Кинетическое 47 По ведущему анализатору
Слайд 49
В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.
Слайд 52: Диагностика в МЕДИЦИНЕ МРТ
МРТ мозга с прицельным осмотром черепно-мозговых нервов МРТ мозга с прицельным осмотром сосудов
Слайд 53: Диагностика в МЕДИЦИНЕ МРТ
МРТ мозга с прицельным осмотром черепно-мозговых нервов МРТ мозга с прицельным осмотром сосудов
Слайд 54: Магнитно-резонансная томография (МРТ)
МРТ мозга при ПРОСМОТРЕ ФИЛЬМА УЖАСОВ Магнитно-резонансная томография (МРТ) http :// neuronovosti.ru / hickok-na-mri /
Слайд 55: ПАМЯТЬ
http:// neuronovosti.ru /tag/ pamyat / Технология миллиметровых имплантатов мозга На верхних изображениях визуализировано покрытие различных областей мозга электродами у пациентов. Области с наиболее плотным покрытием отмечены более красными оттенками. На нижних изображениях отмечены электроды, которые регистрировали наибольшую активность нейронов в ответ на стимулы (лица знаменитостей и архитектурные сооружения). Активность регистрировалась в височных долях (зеленые точки) и медиальной теменной коре (желтые точки). Credit: Nitin Tandon et al / Current Biology, 2020 Oscar Woolnough, Patrick S. Rollo, Kiefer J. Forseth, Cihan M. Kadipasaoglu, Arne D. Ekstrom, Nitin Tandon. Category Selectivity for Face and Scene Recognition in Human Medial Parietal Cortex. Current Biology, 2020 DOI: 10.1016/j.cub.2020.05.018
Слайд 56: Снимок нейросферы (мини- брейна), которая состоит не из нейронов, а из глиальных клеток
Credit: Caroline Cvetkovic/NeuroArt Перед вами увеличенное изображение 3 D- нейросферы, состоящей из астроцитов, дифференцированных от глиальных плюрипотентных стволовых клеток человека (ГПСК). Изображения были сделаны на конфокальном микроскопе Leica DMi8 при 20-кратном увеличении. Сфера была окрашена на маркеры S100 ( пурпурный ) GFAP ( зеленый ) DAPI ( синий ) Сконструированные из клеточных культур нейросферы человека могут быть использованы в качестве релевантных, высокопроизводительных моделей для открытия лекарств и исследования нейродегенеративных заболеваний. http:// neuronovosti.ru / siyayushhij -shar- astrotsitov /
Слайд 57: ПАМЯТЬ
Как T- клетки регулируют кратковременную память Подмножество интерлейкин-17 продуцирующих γδ - Т-клеток ( гамма-дельта-Т-клеток ), обитающих в менингеальных оболочках мозга, участвует в процессе формирования кратковременной памяти и регуляции синаптической пластичности. http:// neuronovosti.ru /tag/ pamyat /
Слайд 62: Фазы восприятия
Появление ощущения Собственно восприятие Опознание и узнавание объектов или явлений
Слайд 63
Свойства восприятия: Быстрота восприятия Ясность восприятия Объем восприятия Точность восприятия Принципы восприятия я предметов: близости сходства Естественного продолжения Замкнутости
Слайд 64: Феномен «ЭМПАТИИ»
НЕЙРОАНАТОМИЯ и НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ Считается, что эмоциональная реакция работает по принципу «сверху вниз», когда контекстная информация и сознательная оценка сопрягаются с аффективными, соматосенсорными и моторными процессами в поведении и в процессе принятия решений, которые регулируются префронтальной и височной долями: височно-теменной узе л ( TPJ), дорсомедиальная префронтальная кора ( DMPFC) и дорсолатеральная префронтальная кора ( DLPFC). Эмоциональное сопереживание https :// doi.org /10.3389/fnint.2020.00003 Christov -Moore L, Reggente N, Douglas PK, Feusner JD and Iacoboni M (2020) Predicting Empathy From Resting State Brain Connectivity: A Multivariate Approach. Front. Integr. Neurosci. 14:3. doi : 10.3389/fnint.2020.00003
Слайд 65: Специфические и патологические изменения восприятия
Иллюзии Галлюцинации Эйдетизм Сенестопатии Деперсонализация Нарушения восприятия времени
Слайд 69: Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые
Слайд 70: Параллелепипеды равны, хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться
Слайд 71: Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Явление иррадиации
Слайд 72: Эффект перцептивной готовности
Как человек раепознаст солва, монжо ли чатить ткест с перемешанными буавкми Ткест с перемешнаными букавми внзможоо читтаь токьло на больошй скроости. Елси читать препарированный ткест по бвкуам, то, сокрее всгео, содеажрние солв и ткеста останется ннпоеятым. Елси же сколизьть взгляодм по тескту, то понимание ттксеа бдует на всыоком уронве.
Слайд 73: Апперцепция – направленность и избирательность восприятия, обусловленная установками, интересами, жизненным опытом человека
Слайд 75
Познавательный процесс (определение) Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности 1. Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. По расположению рецепторов: Пороги чувствительности : 1) Сензитивность — природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов; 1) Экстрорецептивные ; 1) Нижний порог абсолютной чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения); 2) Проприорецептивные; 2) Верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой интенсивности воздействия); 3) Интероцептивные ; 3) Разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения); 2) Сенсибилизированность — повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности; По взаимодействию рецепторов с раздражителем: Закономерности изменения чувствительности: 1) Дистантные 2) Контактные 1) адаптация ; 3) Сенсорная организация индивида — комплекс врожденных и приобретенных особенностей, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов, длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона. По органам чувств: 2) сенсибилизация, десенсибилизация; Зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные 3) контраст ощущений;
Слайд 76
Познавательный процесс (определение) Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности 2. Восприятие — психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличительных признаков. По форме психической активности: 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта); 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида; 1) преднамеренное; 2) непреднамеренное; 2) Целостность; По анализаторам : 1) зрительные; 3) Предметность; 2) слуховые; 3) осязательные; 4) Структурность; 2) Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности — синтетичность (обобщенность) или аналитичность ( детализированность ) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия. По специфичности отражаемой формы существования материи: 1) восприятие пространства; 5) Избирательность; 2) восприятие времени; По структуре: 6) Апперцептивность; 1) симультанное; 2) сукцессивное. 7) Константность.
Слайд 77: Рекомендованная литература:
Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология» - СПб: Питер, 2002 960с. Серия: «Национальная медицинская библиотека». ISBN 5-8046-0187-3 Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». Учебное пособие МедпрессИнформ. 2005.-432с. IS М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016г., 704 стр. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова «ПСИХОЛОГИЯ», Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013г., 664 стр. П. И. Сидоров, А. В. Парняков. «Клиническая психология», 2010г., 880с. ISBN 978-5-9704-1407-1 А.Г. Маклаков., «Общая психология»- СПб.: Питер, 2000 И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан;-«Психология»-М.: «Академия» 2001г. М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» Москва 2004 г. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной – 3-е изд., перераб., доп. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с. BN 5-98322-087-X SOGMA.RU официальный сайт ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России EIOS-SOGMA.RU система дистанционного обучения ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России
Последний слайд презентации: Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для: Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ
Общая психология. Тема : «Психические процессы. Ощущение и восприятие». «Ощущения и восприятие» КУРС ЛЕКЦИЙ по «ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ» для медицинских специальностей Татров А.С. Доцент ФГБОУ ВО СОГМА, к.м.н., Врач – психотерапевт, профессор РАЕ ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России Кафедра организации здравоохранения с психологией и педагогикой Владикавказ 2021