Первый слайд презентации: Символические системы в современной юнгианской психотерапии
Лидия Сурина, канд. хим. наук Аналитический психолог, психотерапевт 2018
Целью психотерапии К.Г. Юнг считал осуществление индивидуации личности
Слайд 4
Докторская диссертация К.Г. Юнга "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902)
Слайд 12: Алхимия и глубинная психология
К.Г. Юнг показал, что мир алхимических символов находится в совершенно реальных и живых отношениях с самыми последними открытиями в психологии бессознательного. В книге « Mysterium Con j unctionis » (1955) он писал: «Алхимия с её богатством символов даёт нам возможность проникнуть в тайны человеческого разума… Сегодня мы можем наблюдать, насколько эффективно алхимия подготовила почву для психологии бессознательного, оставив после себя богатство символов, иллюстративный материал, чрезвычайно значимый для современных толкований…»
Слайд 13: Алхимия и глубинная психология
«Вся алхимическая процедура соединения противоположностей, которую я описал выше, может представлять процесс индивидуации отдельного индивида…» К.Г. Юнг « Mysterium Con j unctionis », 1955
Слайд 14: Алхимия пути индивидуации
ROSARIUM PHILOSOPHORUM “ De Alchimia opuscula complura veterum philosophorum ” Франкфурт, 1550
Слайд 21: Opus Magnum – Великое Делание
Индивидуация как обретение Философского Камня – целостности
Слайд 22: Духовные поиски К.Г. Юнга Герметизм
Гермес Трисмегист «Изумрудная скрижаль»
Слайд 23: Духовные поиски К.Г. Юнга Гностицизм
К.Г. Юнг «Семь наставлений мёртвым»
Слайд 24: Роберт А. Сегал «Гностический Юнг» Принстон, Изд-во Принстонского Ун-та, 1992
«С тех пор, как он (К.Г. Юнг) написал свою диссертацию * и обнаружил склонность ментально больных людей иметь сходство с гностическими системами, он интересовался этим материалом **. Он, и никто более, заново открыл гнозис для современной цивилизации». *) Докторская диссертация К.Г. Юнга "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902) **) Лекции Жиля Киспеля в Институте Юнга в Цюрихе весной 1951 г.
Слайд 25: л
Суть гностицизма, как древнего, так и средневекового (катаров), состоящую в том, что человек должен стать единым со своим ангелом-хранителем или высшей душой или духом или чем-то ещё, Юнг интерпретировал как mysterium coniunctionis (таинство воссоединения) между сознательным Эго и бессознательной Самостью. «В конечном счёте, это привело к интерпретации в юнгианских терминах всей гностической традиции в его герметических, кабалистических, христианско-гностических и исламских последствиях». Роберт А. Сегал
Слайд 26
«Гностицизм является третьим компонентом западной цивилизации. Он возникает в Александрии перед самым началом нашей эры и в его герметических, иудейских и христианских ответвлениях оказывает значительное влияние на нашу религию и культуру. Гёте и Уильям Блейк были христианскими гностиками; Карл Густав Юнг благоговел перед Гермесом Трисмегистом и алхимией. До наших дней церкви проповедуют вероисповедание и философскую веру в логос, но гностицизм доверяет их внутреннему опыту и выражает их в образных символах. Человеком, которому мы обязаны этим новаторским пониманием, был Юнг. Без сомнения, Юнг возродил гностическую традицию для современного человека. Юнг всё время искал античные прецеденты для современной науки аналитической психологии, которая не должна быть персональной ( фрейдовской, адлеровской, юнгианской ), но трансперсональной и вневременной, вечной ». Из книги «Гностический Юнг»
Слайд 30: Изучение синхронистичности подвело Юнга к принятию астрологии, которая объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным
Слайд 31
« Моё исследование астрологии изумительно! Я пришёл к твёрдому выводу, что в момент рождения индивидуум приобретает характеристики того состояния Вселенной, которым оно было в этот момент времени ». К.Г. Юнг. Из письма З.Фрёйду (12.04.1909)
Слайд 32: В письме к Андрэ Барбо * (26.05.1954) Юнг писал: "Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: “ планеты ” – это боги, символы власти бессознательного"
*) André Barbault (р. 1.10.1921) – современный французский астролог, вице-президент Международного астрологического центра в Париже с 1953 по 1967 г. В области натальной астрологии Барбо развивает синтез астрологии и психоанализа.
Слайд 33
« Парацельс увидел темноту психического как усыпанное звёздами ночное небо, на котором планеты и созвездия представляют архетипы во всей их ясности и божественности ». К.Г. Юнг « О природе психического »
Слайд 34: Зодиакальный круг – путь индивидуации
Зоны Зодиака – гуны : саттва – тамас – раджас Саттва – гуна созидания бессознательное проявление эго Тамас – гуна оформления становление осознания эго Раджас – гуна трансформации осознанное развитие эго, ориентированного на Самость
Слайд 35: Авторские методы развития аналитической психологии К.Г. Юнга
Архетипический Театр Астродрамы Лидии Суриной
Слайд 36: Психодрама
Символдрама Якоб Леви Морено (1889 – 1974) – психиатр, психолог и социолог (США). Основатель психодрамы и групповой психотерапии Ханскарл Лёйнер (1919 – 1996) – психиатр, психотерапевт (Германия). Основатель кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы) Ноэль Тиль (р. 1936) – психолог, выпускник и Ph. D. Гарвардского университета, астропсихолог (США), оперный певец (27 лет сценической астивности) Астродрама
Слайд 38: Солнце
Эго, ориентированное на Самость Сознание. Воля. Власть Отец (порождающий) ⊙ ⊙
Слайд 39: Луна
Бессознательное (личное ) – Тень психики Эмоции, чувства Страхи, комплексы Психологические травмы Мать
Слайд 40: Меркурий
Мышление, речь Интеллект Связи, коммуникации Анализ Путешествия, странствия Торговля (взаимообмен) ☿
Слайд 41: Венера
Женщина Любовь, чувственность Творчество Искусство, артистизм Красота, гармония Взаимоотношения, партнёрство Анима мужчины ♀
Слайд 42: Марс
Мужчина. Воин Активное действие Проявленная энергия Страсть, сексуальность Физическая сила Анимус женщины ♂
Слайд 43: Юпитер
Расширение сознания Широкие возможности Высокий социальный статус Успех, удача Изобилие Капитал
Слайд 44: Сатурн
Ограничение, сжатие Ответственность. Защита Структура. Форма Безопасность. Дисциплина Препятствие Отец (воспитывающий) Время ♄
Слайд 45: Уран
Небо Свобода Озарение Взрыв. Трансгрессия, Выход за пределы ограничений Братство, равенство Открытия Уникальность, оригинальность ♅
Слайд 46: Нептун
Океан Глубина коллективного бессознательного (объективное психическое) Транс (изменённое состояние сознания) Иллюзии, все виды зависимости (наркотическая природа) Медитация. Синтез. Размывание границ ♆
Слайд 47: Плутон
Подземное царство (глубокие слои бессознательного) Смерть. Трансформация Рок, судьба Обновление. Очищение Атомная и ядерная энергия Кризис, переход на новый уровень
Слайд 50
Астродрама Лидии Суриной с участием юнгианский психологов Аллана Гуггенбюля (Швейцария) и Барбары Тёрнер (США)
Слайд 51: Archetypal Astrodrama Theatre
Lidia Surina, Ph.D. Analytical psychologist, psychotherapist Moscow, Russia
Слайд 52: Международное признание метода Астродрамы
Всемирный конгресс по психотерапии, Академия Orassy, Лондон, Париж, июль 2017 август 2017
Слайд 53: Международное признание метода Астродрамы
Обучающие семинары в Европе II Congress of Mental Health 5-7 октября 2018 г.
Слайд 54: Авторские методы развития аналитической психологии К.Г.Юнга
Настольная игра “AstraLida. Aspects & Planets”
Слайд 59: Развитие юнгианских психотерапевтических методов
“ Диалог голосов ” – Работа с субличностями Хэл и Сидра Стоун, Ph.D.
Слайд 60: Метод “ Диалог Голосов ” ( “Voice Dialogue”)
Психология субличностей была разработана в 1970-х годах психологами из Калифорнии Хэлом и Сидрой Стоун. Метод основан на идеях К.Г. Юнга и пересекается со многими известными теориями и школами – от древнегреческого театра до психодрамы и «Степного волка» Г. Гессе, от Гурджиева до семейных расстановок по Хеллингеру, от интегральной йоги Ауробиндо до гештальт-психологии и процессуальной терапии. Однако от других направлений психологии "Voice Dialogue" отличается простотой и изысканностью метода, который удивляет эффективностью решения проблемы, а также обеспечивает процесс внутренней трансформации. Drs Hal & Sidra Stone
Слайд 61: Множество внутренних персонажей
Базовой предпосылкой для метода авторы выделяют идею, что восприятие человеком своего "Я" как единого не совсем правильно. Они считают, что "Я" состоит из множества мелких субличностей, каждая из которых имеет свой голос в психике, свою историю, свои чувства, цели и даже претензии к самой личности. Внутренние голоса, принадлежащие различным частям нашей личности, создают наш характер и обеспечивают наши жизненные роли. Именно с ними и связан постоянный внутренний диалог человека с самим собой, в виде оправданий, критики, объяснений и т.д.
Слайд 63
Международный Конгресс ОППЛ «Психология и психотерапия каждого дня и всей жизни» Совместная научно-практическая конференция модальности « Юнгианский анализ» ОППЛ и Философского факультета МГУ им. Ломоносова " Психотерапия и утешение философией " 15-18 ноября 2018 года Место проведения: Москва, конгресс-центр «Измайлово ВЕГА»
Слайд 64
Модальность « Юнгианский анализ» ОППЛ VI международная междисциплинарная научно-практической конференция «Дух, Душа, Тело: взаимодействие миров в практике психотерапии» 6-7 апреля 201 9 г. г. Москва Место проведения: Библиотека Иностранной Литературы Овальный зал ( Николоямская ул, 6)
Слайд 65
IX Всемирный конгресс по психотерапии «Планета психотерапии» 26-29 июня 2020 года г. Москва