Первый слайд презентации: Анализ программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы
Морева О.Л., кандидат пед. наук, зав. кафедрой психолого-педагогических дисциплин
«Школа России» под ред. Б.М.Неменского. Авторы: Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А.Горяева, А.С.Питерских и др. «Гармония» Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. «Перспектива» Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. «Начальная школа XXI века» Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. «Планета Знаний» Н.М.Сокольникова. «Школа 2100» О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова» Ю.А.Полуянов. «Развивающее обучение Л.В.Занкова» под ред. Б.М.Неменского. «Перспективная начальная школа» И.Э.Кашекова, А.Л.Кашеков. «Классическая начальная школа» под ред. В.С.Кузина. «РИТМ» ( Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление) В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. «Диалог» С.В.Аранова С.В.
Слайд 3: Педагогическая концепция и педагогическая программа
Педагогическая концепция - теоретическое обоснование целей и задач образования по отношению к обучающемуся, предполагает разработку: коммуникативной стратегии - типа учебного общения, видов учебной деятельности - что должен делать обучающийся, психолого-педагогическое обоснование деятельности включенных в педагогический процесс субъектов (учитель, ученик). Педагогическая программа - целостный и построенный в логике концепции учебный материал, соответствующий интересам и возрастным особенностям детей, конкретные методы обучения в соответствии с концепцией. В рамках одной концепции может быть написано несколько программ, но не может быть несколько концепций у одной программы.
Слайд 4
Может ли быть у одной программы несколько концепций? Может ли быть в рамках одной концепции несколько программ?
Слайд 5: Школа реалистического рисунка – освоение графической грамоты» Концепция В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева
Авторы программы: В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, А.Н.Витковский, С.Е.Игнатова, П.Ю.Коваленко, Э.И.Кубышкина, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, Н.М.Сокольникова. Цель программы – обучение реалистическому рисунку, освоение графической грамоты. Задачи программы : - овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; - развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна [9].
« Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе» [9, c.14]. « Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов» [9, c.17]. « Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями ДПИ.... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д.» [9, c.18-19]. Лепка. «Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека» [9, c.20]. Аппликация. «В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ» [9, c.20]. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. «Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки» [9, c.21].
Слайд 7
Какие виды занятий относятся к области изобразительного искусства, какие - к художественному труду?
Слайд 8: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Концепция Б.М.Неменского
Авторы современной программы: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Г.Е.Гуров, А.А.Кобозев, Л.А.Неменская, А.С.Питерских. Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи программы: «- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; - развитие воображения, желания и умения подходить к любой деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах; изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса» [ 11, с.5 ].
Слайд 9: Основные принципы программы Б.М.Неменского
«1. Принцип «искусство как духовная культура», т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной … жизни (диалог видов искусства). 4. Принцип связи с жизнью через постоянное «опрокидывание» осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой «взрослых» искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью). 5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения; б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока «по кирпичику» строят познание темы четверти, … развивают шаг за шагом единую мысль... 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. 7. П ринцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, «понять» его. Поэтому «подобное подобным»: обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика «в роль», без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием «урок». Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!» [ 3, с.139-140 ].
Слайд 10: Концепции Б.П.Юсова
1. «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» В конце 60-х разработана концепция которая рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Цель преподавания изобразительного искусства - это создание художественного образа в различных видах, жанpax изобразительного искусства, при помощи художественной выразительности материала и графической грамоты. Эта концепция была первой в советской школе, которая рассматривала уроки изобразительного искусства не как художественно развивающие, а как художественно воспитывающие. 2. «Полихудожественное развитие школьников» В 90-х годах разработана концепция Согласно данной концепции, главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством. Искусство выступает как фактор целостного воспитания, и само воспринимается целостно, но не как сумма искусств, а как организованное определенным способом взаимодействие. В противовес традиционной практике, основанной на равнозначности искусств, концепция Б.П.Юсова основывается на иерархичности искусств - иерархической и полимодальной системе художественного развития ребенка. Согласно которой существует приоритетность определённых видов искусств в разные возрастные периоды. Такая иерархия существует как в рамках одного вида искусства, так и во всем комплексе искусств.
Слайд 11: Полихудожественное развитие школьников» Концепция Б.П.Юсова
Авторы программы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Цель программы – формирование у учащихся целостного, гармоничного восприятия мира через активизацию самостоятельной творческой деятельности. Задачи программы : «- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений; - развитие творческого потенциала ребёнка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; - овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своём творчестве свои представления об окружающем мире; - развитие опыта художественного восприятия произведений искусства» [ 11, с.57 ]. Программа Л.Г.Савенковой строится на освоении нескольких видов искусств одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.
Слайд 12: Программа Л.Г.Савенковой
Программа вовлекает детей в сферу предметно-пространственной деятельности. «В младшем школьном возрасте восприятие пространства и среды осуществляется преимущественно как комплекс двигательных и осязательных впечатлений. Поэтому в программе важное место отводится всевозможным игровым формам работы, развитию чувств детей: зрения, слуха, движения (чувство цвета, формы, зрительное представление звука, музыки, двигательное ощущение музыки, развитие наблюдательности, различения звуков, нюансов цвета, настроения), своеобразия настроения в природе, искусстве (цветовое выражение музыки, настроения, фантазии, звуков, природы, стихий в природе и др.).... В среднем школьном возрасте акцент сделан на изучение народного искусства, важное место отводится истории родного края, так как особенности предметов быта и произведений искусства всегда связаны с определенным историческим периодом, стилем, которые выражаются через отношение людей того времени к пространству и наполняющим его предметам, ко всему архитектурно-пространственному окружению в целом. Постепенно, от простого к сложному, с учетом естественной потребности возраста, школьники осваивают способы создания глубинно-пространственного изображения и среды в условиях интеграции различных видов искусств: музыки, литературы, театра, изобразительного искусства» [1 3, с.8-9 ]. Интегрированные занятия предполагают восприятие и изображение музыки, изображение движения через цвет, пространственное решение изображения и создание объемной конструкции по прослушанному музыкальному или литературному произведению и др.
Слайд 13: Художественно-экологическая программа «Природа и художник» в рамках концепции Б.М.Неменского
Авторы программы – Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Цель программы – развитие культуры творческой личности, познавательных, коммуникативных, регулятивных, предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Задачи программы: - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть» и «видеть»), культуры эстетического восприятия; - формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства; формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - овладение элементарной художественной грамотой, азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; - приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; - развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём как средства художественного выражения в процессе работы с различными изобразительными материалами, знакомство с языком изобразительного искусства [ 4 ].
Слайд 14: Принципы построения программы Т.А.Копцевой «Природа и художник»
1. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учеником (личностно ориентированное обучение). Педагог даёт право выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности. 2. Принцип продуктивности обучения. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. 3. Принцип природосообразности. Обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Предполагает отбор содержания обучения соответствующего потребностям детей данного возраста. 4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. 5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле общения учителя и ученика. Учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения, связанных с ними, проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения [ 5 ].
Слайд 15: Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства» Концепция Т.Я.Шпикаловой
Авторы программы: Т.Я.Шпикалова, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. Цель программы – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира через художественно-творческую деятельность. Задачи программы: - воспитание личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; - воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; - усвоение первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства; - овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами; - формирование образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов [ 18 ].
Слайд 16: Комплексная программа Т.Я.Шпикаловой: Изобразительное искусство и Технология
Авторами разработаны программы по двум предметам «Изобразительное искусство» и «Технология». При этом обучение происходит синхронно, перекликаются темы и задания. «Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на основе: - общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач; - общности основных качеств художественной вещи, изделия: материал, форма пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда. В построении содержания обеих программ предусмотрены: - вариативность в заданиях, выборе материалов и техник; - вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учётом региональных особенностей; - вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами» [ 18 ].
Слайд 17: Содержание программ Изобразительное искусство и Технология Т.Я.Шпикаловой
«Изобразительное искусство» представлено взаимосвязанными разделами: «Основы художественного изображения» ориентируют на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция). «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелены на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариации), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариации, импровизации) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда. «Художественный труд» представлен разделами: «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями, умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. «Работа с текстильными материалами» нацелена на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приёмами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов [ 18 ].
Слайд 18: Задание для самостоятельной работы студентов
Составьте рейтинг программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы исходя из требований современного образования и вашего понимания целей художественного образования. В рейтинг включите пять программ из визуальной лекции. На первой позиции должна быть программа наиболее отвечающая целям современного художественного образования. Объясните и обоснуйте свой выбор, подтверждая цитатами из целей, задач и принципов программы. Почему именно эта программа наиболее отвечает требованиям современного образования? Используйте следующие обороты: «в настоящее время одна из главных целей художественного образования…», «актуальность данной программы связана с…», «преимущество данной образовательной программы по сравнению с другими в том, что…», «программа составлена в рамках концепции … цель которой …». Объём самостоятельной работы 1 стр. Шрифт Times New Roman 14 или 12 кегль. Выравнивание по ширине страницы. Абзац начинается с красной строки. Пробел между абзацами не делать.
Слайд 19: Литература
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.- 544 с. 2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и ДПИ. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд. Стереотип.- М.:Дрофа, 2001.- 288с. 3. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1990.- 144 с. 4. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений /Т.А.Копцева.- 2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.- 136 с. 5. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Метод. рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразоват. учреждений /Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.- 176 с. 6. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 2012.- 240 с. 7. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Книга для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Прометей, 1999.- 219 с. 8. Полуянов, Ю.А.Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Вита-Пресс, 2007.- 208 с. 9. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост. В.С.Кузин, И.В.Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с. 10. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 168 с.
Последний слайд презентации: Анализ программ по изобразительному искусству и художественному труду для
11. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. Изобразительное искусство. УМК «Школа России», УМК «Школа 2100», УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова», УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Планета Знаний» / Авт.-сост. Е.С.Галанжина, Т.А.Жукова и др.- М.: Планета, 2013.- 96 с. 12. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие / Л.Б.Рылова.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.- 310 с. 13. Савенкова, Л.Г. Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы / Л.Г.Савенкова.- М.: «Издательство Магистр», 1995.- 75 с. 14. Савенкова, Л.Г. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителя. 1-4 классы /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.Богданова.- М.: Издательский центр «Вента-Граф», 2015.- 208 с. 15. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов учреждений высшего образования / Н.М.Сокольникова.- 7-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 256 с. 16. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / [ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др ] ; под ред. Б.М.Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2016.- 240 с. 17. Современное художественное образование в общеобразовательной школе [ Электронный ресурс ] / Составитель и разработчик О.Л.Морева.- Режим доступа: http://www.morevaolga.ru 18. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование [ Электронный ресурс ] / Т.Я.Шпикалова, Е.А.Алексеенко, Л.В.Ершова и др.- М.: Просвещение, 2010.- 96 с.- Режим доступа: www/school-russia.prosv.ru/ebooks/shpikalova_izo_trud_progr/index.html