Первый слайд презентации: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА
ВВЕДЕНИЕ
Первая группа объединяет пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно: Декоративно-прикладное творчество; Изобразительное искусство (живопись, графика, дизайн, скульптура); Архитектура; Художественная фотография; Современное искусство.
Слайд 4: АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. « architecton » - «мастер, строитель») - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
Слайд 7: ДИЗАЙН
ДИЗАЙН (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Слайд 8: ДИЗАЙН
Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Многофункциональная детская мебель, дизайнер — Kristian Solmer Vedel, 1951г, промышленно произведено в 1956г.
Слайд 9: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство -группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся : живопись, графика, скульптура. Конный памятник Петру I. Э.М.Фальконе Мона Лиза (Джоконда). Леонардо да Винчи Распятие. Исаак Бекет. Техника меццо-тинто
Слайд 10: ГРАФИКА
Графика (в переводе с греческого – «пишу, рисую») - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа. Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу. Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему. В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства. В ожидании титула. Джеймс Гиллрей, 1797г. Акватинта, офорт, акварель
Слайд 11: ЖИВОПИСЬ
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись подразделяется на: - монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток. - станковую (от слова «станок» ) - полотно которое создается на мольберте. Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой. В.и.Суриков, 1902г. Реализм
Слайд 12: СТАНКОВАЯ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Сватовство майора. П.А.Федотов Бытовой жанр, станковая живопись Фрагмент «Троица». Феофан Грек Религиозный жанр, монументальная живопись (фреска)
Слайд 13: ЖИВОПИСЬ
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.): Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ. Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм. Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи. Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») - основная цель направить человека на путь преображения. Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения. В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.
Слайд 14
Типы живописных изображений: Линейно-плоскостное; Объёмно-пространственное. Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна Объемно-пространственное изображение Линейно-плоскостное изображение
Слайд 15: СКУЛЬПТУРА
Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф - высокий рельеф, барельеф - низкий рельеф, контррельеф - врезной рельеф. По определению скульптура бывает: монументальная; декоративная; монументально-декоративная; станковая. Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторических важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы. Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики). 1 5 4 3 2
Слайд 16: ДПИ
Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей. К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее. Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта. Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Туес. Художественная резьба Палех. Лаковая миниатюра. Народный промысел
Слайд 17: Декоративно-прикладное искусство
Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира. Основными народными промыслами России являются: - Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская; - Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская; - Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись; - Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы; - Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская, Хотьковская - Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра - Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу; - Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка; - Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево; - Роспись по ткани - Павловские платки и шали; - Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
Слайд 19
ФОТОИСКУССТВО Фотография (гр. Phos ( photos ) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура). Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобразительный образ документального значения. Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.
Слайд 21
Древний мраморный саркофаг с барельефом. Музей Лувр. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).
Слайд 22
Монументальная скульптура Произведения этого вида скульптуры рассчитаны на зрительное восприятие с большого расстояния и могут устанавливаться как в городской среде, так и в парковой зоне. Они создаются из прочных и долговечных материалов: гранит, медь, сталь, бронза. К монументальной скульптуре относят: однофигурные или многофигурные конные памятники, монументы связанные с событиями истории и выдающимися людьми - поэтами, художниками. Памятник Оскару Питерсону
Слайд 23
Станковая скульптура Станковая скульптура не привязана к окружающему пространству и какому-либо сооружению, она нацелена на зрительный контакт с наблюдателем, вызывая в нем чувства и эмоции. Этому виду характерно повествование сюжета, часто используется метафора и символы для изображения. Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом). Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло. В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность. Памятник основателям Киева. Мисхорский парк. Русалка
Слайд 24
Монументально-декоративная скульптура Этот вид скульптуры является украшением архитектурных сооружений и выделяет их индивидуальность. Она решает идейно – образные задачи, которые раскрываются в монументальных произведениях, таких как: городские памятники, мемориальные сооружения. Большое значение при создании скульптуры имеет соотношение ее пропорций и сочетание с окружающим пространством. Вестминстерское аббатство в Лондоне Петергоф
Последний слайд презентации: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА
Скульптура малых форм, мелкая пластика Мелкая пластика имеет настолько разнообразный круг произведений, что может быть выполнена вручную из различных материалов – фарфора, стекла, фаянса, кости, камня. Малые размеры располагают к близкому рассмотрению, все детали тщательно проработаны. Эта скульптура зачастую похожа на игрушку и предназначена для эстетического удовольствия и дополнения интерьера, сада и любого окружающего пространства.