Первый слайд презентации
Нейропсихология детского возраста – наука о формировании психических функций (мышление, память, речь, внимание и т.д.) в процессе развития ребенка. Нейропсихология тесно связана с неврологией, остеопатией, мануальной терапией, кинезиотерапией и т.д.
Слайд 2
ВПФ лимбическая система большие полушария Связывает кору полушарий с телом. Производит «эмоции». Состоит: таламуса, гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппо-кампа и базального ганглия. Сверху полушария покрывает кора, или неокортекс. Неокортекс составляет только 25% общего объема головного мозга, однако содержит примерно 85% всех нейронов. Неокортекс состоит из серого вещества, немиелинизированных клеточных тел нейронов
Слайд 4
Сроки Развитие ЦНС в преднатальный период онтогенеза Стадия эмбриона 2—3 недели Формирование невральной пластинки 3—4 недели Закрытие невральной трубки 4 недели Образование трех мозговых пузырей 5 недели Образование пяти мозговых пузырей 7 недели Рост полушарий мозга 2мес. Рост мозговой коры с гладкой поверхностью Стадии плода 2,5 мес. Утолщение мозговой коры 3 мес. Начало формирования мозолистого тела и роста глии 4 мес. Рост долек и борозд в мозжечке 5 мес. Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев 6 мес Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий 7 мес. Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий 8—9 мес. Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей Схема развития центральной нервной системы в пренатальный период (H.H. Заваденко )
Слайд 5
Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период (К. Ханнафорд ) Возраст Этапы развития области головного мозга Функции От зачатия до 15 мес Стволовые структуры Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения 15 мес — 4,5 г Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками 4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе об разов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления 7—9 лет Левое (логическое) полу шарие Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук 8 лет Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование 9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом 12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов 16—21 год Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей 21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь сочувствие ) и тонких моторных навыков
Слайд 6
Этапы формирования мозга Первый этап (от внутриутробного периода до 2—3 лет). Формируются транскортикальные связи стволового уровня Закладывается базис (первый функциональный блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когнитивного статуса ребенка. Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Структуры мозга первого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние. На этом этапе впервые заявляют о себе глубинные нейробиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.
Слайд 7
Этапы формирования мозга Второй этап (от 3 до 7—8 лет). Активизация межгиппокампальных комиссуральных ( комиссу-ры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активности. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости. Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную ( общечувствительную ) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции. мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария) обеспечивает взаимодействие задних отделов правого и левого полушарий
Слайд 8
Этапы формирования мозга Третий этап (от 7 до 12—15 лет) Происходит становление межполушарного взаимодействия. В 12—15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивают взаимодействие лобных ( префронтальных ) отделов правого и левого полушарий на регуляторном уровне (третий функциональный блок мозга). Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия — самоанализ, процесс познания самого себя), произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность.
Слайд 9
Левое полушарие (4,5) Правое полушарие (2) Височная область (4): Речь, фонематический слух Аудиальная память Лобная область (5): Абстрактно-логическое мышление Логика, анализ Внимание Самоконтроль Саморегуляция Ответственность, воля Любовь, альтруизм Удержание программ Коммуникации Рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины) Височная (4) + лобная (5) области : учебные навыки (чтение, письмо, счет) Наглядно-образное мышление Наглядно-действенное мышление Пространственные представления Соматогнозис (восприятие тела) Чувство ритма Зрительное восприятие Зрительная память Обоняние Осязание Вкус Восприятие шумов (звукоразличение) Копирование Стволовые структуры (1): Энергетическое обеспечение Соматическое (телесное) здоровье Мозолистое тело (3): Интеграция мозга Передача информации Физиологическая основа интеллекта Возрастные этапы развития высших психических функций (ВПФ) головного мозга этап - развитие нервных сетей в стволовых структурах головного мозга (0-1,5 год), этап - развитие нервных сетей в правом полушарии (1,5-7 (8) лет), этап - развитие нервных сетей мозолистого тела (7-8 лет), этап - развитие нервных сетей в височной области левого полушария (8-10 лет), этап - развитие нервных сетей в лобной области левого полушария (8-12 (15) лет).
Слайд 11
Формирование понятий До 3-х лет – понятия «хочу» и «нельзя». До 4-х лет – понятия «надо» и «могу». До 5-ти лет – понятие «стыдно». До 7-ми лет – понятие «должен».
Слайд 12
Характеристика нейропсихологических синдромов: диагностическая карта Синдром – комплекс симптомов (признаков).
Слайд 13
Возраст ребенка: внутриутробный период развития. Основные причины возникновения синдрома: - повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка (хронические или инфекционные заболевания матери, употребление лекарств); - вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики); - неблагоприятная экологическая среда; - стрессы, испуги, негативные эмоции матери. Синдром функциональной дефицитарности базальных структур_1
Слайд 14
Признаки синдрома: - эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения); - быстрая утомляемость; - неустойчивость внимания; - капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении; - патологическое упрямство; - патологическая лень; - нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса); - длительный энурез (до 10-12 лет); - нарушения аппетита и сна; - проявления аллергии или псориаза; Синдром функциональной дефицитарности базальных структур_1
Слайд 15
Признаки синдрома: - метеозависимость; - вредные телесные привычки (грызет ногти, сосет палец); - затруднено формирование почерка и навыков рисования; - в речи многословность и нравоучения (резонерство); - мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение; - дизартрические проявления; - в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление; - слабый вестибулярный аппарат. Синдром функциональной дефицитарности базальных структур_1
Слайд 16
Возраст ребенка: от рождения до 1,5 лет. Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; - чрезмерное использование памперсов; - депривация (недостаток телесного контакта); - общий наркоз; - предыдущий синдром. Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_1
Слайд 17
Признаки синдрома: - психическое развитие проходит с нарушением возрастных норм (со смещением этапов); - лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки); - неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, раньше или позднее); - нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота); - нарушение формулы сна, трудности с засыпанием; - гипотонус мышц (переразгибание суставов, плоскостопие, сколиоз, открытый рот и т.д.); - гипертонус мышц (кривошея, срыгивания, хождение на цыпочках и т.д.; - искажение моторного развития (тики, заикания, тремор); - обилие пигментных пятен и родинок; Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_2
Слайд 18
Признаки синдрома: - нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение, трудности с глотанием, нарушения зрения и слуха; - выраженные девиации языка (высунутый язык, движения языка во рту); - вредные телесные привычки (грызет ногти, сосет палец); - несформированность моторной асимметрии: псевдолеворукость, обоерукость; - низкий иммунитет; - аллергия, диатез, нарушение работы эндокринной системы; - энурез (до 7-9- лет), энкопрез; - не формируются навыки опрятности; Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_3
Слайд 19
Признаки синдрома: - у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием; - искажение порогов болевой чувствительности; - школьная дезадаптация; - нарушение фонематического анализа, сложности с ударением; - проявление неуклюжести; - незрелость эмоциональной сферы; - невротические страхи; - раздражительность и агрессивные проявления. Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_4
Слайд 20
Возраст ребенка: от 1,5 до 7-8 лет. Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; - депривация (недостаток телесного контакта); - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - раннее начало формирования учебных навыков; - все предыдущие синдромы. Синдром функциональной несформированности правого полушария_1
Слайд 21
Признаки синдрома: - недостаточность развития пространственных представлений; - нарушение дифференциации эмоций; - склонность к обильному фантазированию; - штамповый характер речи и поведения; - в речи многословность и нравоучения (резонерство); - нарушение ритма речи; - нарушение постановки ударений; - истеричность и демонстративность; - синдром дефицита внимания и гиперактивности; - агрессивные проявления. Синдром функциональной несформированности правого полушария_2
Слайд 22
Возраст ребенка: от рождения до 7-8 лет. Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы. Синдром функциональной несформированности межполушарных связей (мозолистого тела)_1
Слайд 23
Признаки синдрома: - нарушение вектора сканирования текста с листа; - несформированность фонематического слуха; - аномия (отсутствие связи между образом и словом); - несформированность ведущей руки; - сниженный фон настроения; - повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам; - эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи; - неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.); - нарушена социальная адаптация к новым условиям; - недостаточная дифференциация эмоций; - непонимание юмора в карикатурах и шутках. Синдром функциональной несформированности межполушарных связей (мозолистого тела)_2
Слайд 24
Возраст ребенка: от 7-8 до 9-10 лет. Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы. Синдром функциональной несформированности левой височной области_1
Слайд 25
Признаки синдрома: - неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух; - «проглатывание» окончаний; - не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи; - в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка; - не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость; - размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости; - слухо-речевая память развита недостаточно; - дислексия. Синдром функциональной несформированности левой височной области_2
Слайд 26
Возраст ребенка: от 9-10 лет до 12-15 лет. Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы. Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_1
Слайд 27
Признаки синдрома: - эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения); - капризы; - быстрая утомляемость; - равнодушие ко всему окружающему; - недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности; - нарушена социальная адаптация к новым условиям; - упрощение программ в жизни; - привлечение внешних опор при выполнении задания (потребность в помощи); - не формируется система правил; Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_2
Слайд 28
Признаки синдрома: - восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы. - агрессивные проявления, особенно при попытках регламентировать их деятельность; - нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым); - снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей; - школьная программа усваивается с трудом; - речь бедная, фразы примитивные; - слова, предлоги, слоги - не дописываются; - в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи. Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_3
Слайд 29
Возрастная динамика: - в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций; - в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость; - к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе. Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_4
Слайд 30
Алгоритм обеспечения успешного психического развития Первым шагом к обеспечению успешного психического развития нормативных детей и детей с отклонениями в психическом развитии является решение неврологических проблем. В связи с этим, перед началом коррекционно-развивающих занятий рекомендуется провести медицинское обследование ребенка (нормативно развивающегося и с проблемами в психическом развитии): - допплерография (УЗИ сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника, проверяется кровоснабжение мозга); - электроэнцефалография (проверяется соответствие степени развития структур головного мозга возрасту ребенка); - рентген шейных отделов позвоночника (проверяется наличие смещения шейных позвонков). С данными медицинского обследования необходимо проконсультироваться у детского невролога и мануального терапевта (остеопата), при необходимости провести лечение. Помните: причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы. После медицинского обследования и лечения психологические, логопедические и дефектологические занятия будут более эффективными (!).
Последний слайд презентации: Нейропсихология детского возраста – наука о формировании психических функций
Рекомендуемая литература Ефимов О.И. Школьные проблемы. СПб., 2004. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. М., 2005. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М., 2009.