Первый слайд презентации: ДИСЦИПЛИНА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Гупанова Юлия Евгеньевна, профессор кафедры экономики таможенного дела, кандидат экономических наук, доцент ДИСЦИПЛИНА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» ЛЕКЦИЯ №5 « СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000 »
Слайд 2: ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
2 ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ( TQM) 1 2 3
Слайд 3: ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
3 ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС « ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА »
Слайд 4: ВИДЫ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ
4 ВИДЫ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ СТАНДАРТЫ, ОСНО-ВАННЫЕ НА ИСО СЕРИИ 9000 И ОСОБЕННОСТЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАС-НОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В КОНКРЕТ-НЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ СТАНДАРТЫ, ОСНО-ВАННЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ОСОБЕННОСТЯХ ОБЕС-ПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В КОНКРЕТНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ 1 ГРУППА 2 ГРУППА TL 9000 (телекоммуникации), AS 9100 (аэрокосмическая область), ИСО 22000 ( пищевая промышленность ) GMP (фармацевтическая промышленность), НАССР (пищевые продукты)
5 TL 9000 «РУКОВОДСТВО ПО ТРЕБОВАНИЯМ К СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА» 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Телекоммуникационная отрасль 2. РАЗРАБОТЧИК Форум Совершенствования Качества 3. ЦЕЛЬ СТАНДАРТА Создание эффективных СМК на основе общих требований к СМК с адаптацией к телекоммуникационным продуктам : - средства связи; -программное обеспечение; - телекоммуникационные услуги 4. ОТЛИЧИЯ ОТ ИСО 9000 ДОПОЛНЕНЫ РАЗДЕЛЫ : - повышения качества удовлетворенности требований потребителей; - документального оформления СМК; -специальные положения в отношении особенностей предприятий телекоммуникационной отрасли
6 AS 9100 «СМК - АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ТРЕБОВАНИЯ» 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Аэрокосмическая отрасль 2. РАЗРАБОТЧИК Международная группа по качеству в аэрокосмической отрасли 3. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТА Все организации, сотрудничающие с авиакосмическим сектором (от производителей оборудования и комплектующих, до дистрибьюторов и обслуживающих компаний) 4. ОТЛИЧИЯ ОТ ИСО 9000 Установление дополнительных требований к авиационной, космической и оборонной промышленности
Слайд 7: IWA 4 «СМК. РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИСО 9001:2008 В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ»
7 IWA 4 «СМК. РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИСО 9001:2008 В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ» 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Органы местного самоуправления 2. РАЗРАБОТЧИК Международная организация по стандартизации (ИСО) 3. ЦЕЛЬ СТАНДАРТА - помочь местным органам власти внедрить СМК с минимальными затратами ; - предоставить органам государственного управления подход к менеджменту качества, адаптирующий ИСО 9001 к их работе 4. ОТЛИЧИЯ ОТ ИСО 9000 - не содержит изменений или дополнений к ИСО 9001:2008; - предлагает инструментарий для проверки СМК; - является международным рабочим соглашением
Слайд 8: GMP (GOOD MANUFACTURING PRACTIC - НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА)
8 GMP (GOOD MANUFACTURING PRACTIC - НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА) 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Фармацевтическая отрасль 2. РАЗРАБОТЧИК Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 3. ЦЕЛЬ СТАНДАРТА Обеспечение безопасности и снижение риска от использования фармацевтической продукции 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - устранение негативных моментов в производстве за счет учета факторов, которые могут нанести ущерб готовой продукции ; - обеспечение необходимых условий для производства лекарственных средств (персонал ; оборудование; утвержденные технологические регламенты и инструкции; ресурсы для проведения контроля качества); - четкое ведение документации
Слайд 9: НАССР (HAZARD ANALYSIS AND CRITICAL CONTROL POINTS) - АНАЛИЗ РИСКОВ И КРИТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ
9 НАССР (HAZARD ANALYSIS AND CRITICAL CONTROL POINTS) - АНАЛИЗ РИСКОВ И КРИТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Пищевая промышленность 2. РАЗРАБОТЧИК Директива совета ЕЭС 3. ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ Обеспечение безопасности продукции в процессе ее производства на основе систематической идентификации опасных факторов, существенно влияющих на ее безопасность, их оценке и управлении 4. ПРИНЦИПЫ ХАССП 1. Выявление потенциальных рисков и опасностей на всех стадиях. 2. Определение точек, процедур, этапов процессов, которые необходимо контролировать. 3. Установление критических пределов, которые следует соблюдать. 4. Создание систем для проверки контроля критических контрольных точек. 5. Разработка корректирующих действий, если критическая контрольная точка не контролируется. 6. Разработка процедур проверки с включением в них дополнительных испытаний и процедур. 7. Разработки документации по всем процедурам.
Слайд 10: ISO 22000 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩЕЙ В ПИЩЕВОЙ ЦЕПОЧКЕ»
10 ISO 22000 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩЕЙ В ПИЩЕВОЙ ЦЕПОЧКЕ» 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Пищевая промышленность 2. РАЗРАБОТЧИК Международная организация по стандартизации (ИСО) 3. ЦЕЛЬ СТАНДАРТА Выявление возможных опасностей в пищевой продукции и установления мер управления для их предотвращения 4. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА - соблюдение законодательных и нормативных требований к производству; - анализ производственных процессов; - устранение или снижение выявленных опасностей до приемлемого уровня
Слайд 11: ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
11 ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС « ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА »
Слайд 12: ПОНЯТИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСМ
12 ПОНЯТИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСМ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА система, построенная на основе соответствия требованиям 2-ух или более международных стандартов на системы менеджмента ПРЕИМУЩЕСТВА ИСМ 1. Большая с огласованность действий внутри организации. 2. Более высокая вовлеченность персонала в улучшение деятельности 3. Более низкая трудоемкость создания таких систем. 4. Меньшие затраты на разработку систем. 5. Меньший объем документов в системе
Слайд 13: СТАНДАРТ СОЗДАНИЯ ИСМ
13 СТАНДАРТ СОЗДАНИЯ ИСМ ОПРЕДЕЛЯЕТ терминологию, структуру, общие элементы стандартов на разработку ИСМ ИСО 72:2001 «РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА» СИСТЕМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВАНЫ НА: - модели Деминга-Шухарта (цикл PDCA) ; - модели процессного подхода в соответствии с ИСО 9000 - документальном оформлении системы
Слайд 15: СИСТЕМА OHSAS КАК ЧАСТЬ ИСМ
15 СИСТЕМА OHSAS КАК ЧАСТЬ ИСМ СТАНДАРТ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда. Требования» Любая организация, желающая создать систему управления охраной труда - часть общей системы управления, которая способствует управлению рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации ЦЕЛЬ СТАНДАРТА Контроль факторов риска на производстве, которые представляют опасность для персонала предприятия
Слайд 16: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ( SA ) КАК ЧАСТЬ ИСМ
16 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ( SA ) КАК ЧАСТЬ ИСМ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ СИСТЕМЫ SA 8000:2008 «Система социального и этического менеджмента » - обеспечение занятости работников реализуется на основе трудового договора; - рабочее время (режим труда и отдыха) обеспечивается на основе действующего законодательства; - оплата труда определяется положением об оплате труда (исходя из официального прожиточного уровня); - охрана здоровья и безопасности предполагает обеспечение соответствующих условий труда; - обеспечение необходимых социальных гарантий, льгот и компенсаций ЦЕЛЬ СТАНДАРТА Улучшение условий труда и жизненного уровня работников
Слайд 17: ПРИНЦИПЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИСМ
17 ПРИНЦИПЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИСМ СИСТЕМНОСТЬ АДРЕСНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТУПНОСТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ 1 2 3 4 5
Слайд 18: ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
18 ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС « ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ( TQM) »
Слайд 19: СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ TQM
19 СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ TQM TOTAL QUALITY MANAGEMENT М - управление на основе принципов, которые охватывают всех руководителей Т - подход, охватывающий все виды деятельности УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТЕСНО СВЯЗАНО С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Предполагает учет правилА «10-тикратных затрат» 2. Основано на принципах стандартов исо 9000 Q - качество как качество управления
Слайд 21: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ TQM
21 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ TQM - качества продукции; - качества организации процессов; -уровня квалификации персонала 1) степени реализации требований клиентов; 2) роста финансовых показателей компании; 3) повышения удовлетворенности служащих компании своей работой СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА КАК ЕДИНСТВА:
Слайд 22: МЕТОДЫ TQM
22 МЕТОДЫ TQM предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий QUALITY ASSURANCE (QA) - КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА QUALITY IMPROVEMENTS (QI) - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги