Первый слайд презентации: Лекция 1. «ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА»
Учебные вопросы: Предмет, основные категории и задачи педагогики. Система отраслей педагогической науки. 3. Методология педагогики
Слайд 2
Основной учебник по учебной дисциплине: «Юридическая педагогика»: Учебник для студентов вузов, Обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» [ Беличева С.А., Беляева Л.И., Буданов А.В. И др. ] ; Под ред. проф. В.Я.Кикотя, проф.. А.М.Столяренко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 895 с.
Педагогика - наука о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей — целенаправленная, специально организованная и непрерывно проводимая деятельность, отвечающая общественным потребностям. (наиболее общее определение) Воспитание понимается в широком смысле, включающем многие элементы влияния на личность в целях ее формирования и развития. Более развернутое определение педагогики Педагогика - наука, изуча-ющей «особую социально и личностно детерминиро-ванную, характеризую-щуюся педагогическим целеполаганием и педаго-гическим руководством деятельность по приобще-нию человеческих существ к жизни общества».
Слайд 4: Что такое педагогика?
Педагогика как наука изучает особый вид реальных явлений в жизни людей и деятельности, заключающейся в целенаправленном формировании личности или группы педагогическими средствами с целью усвоения поколениями людей накопленного обществом социального опыта и культуры, обеспечивающих результативность их жизнедеятельности. Это наука не только об образовании, школе, учителе и учениках, но и о жизни людей, их социализации в сложившихся общественных отношениях.
Слайд 5: Объект и предмет педагогики
Принято различать объект и предмет науки. Под объектом понимают определенную сферу объективной реальности. Объектом педагогики выступа-ет изучение всех сфер жизни общества и государства, оказы-вающих влияние на подготовку человека к выполнению соци-альных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счете процветанию общества.
Слайд 6
Под предметом педагогики понимают аспекты, стороны объективной реальности.
Слайд 7: Предмет педагогики
Предмет педагогики — это педагогические реальности в обществе, проявляющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации. Предмет педагогики определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионализма; проявлению творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, укреплению веры в свои силы и возможности, утверждению в обществе идеалов гуманизма, культуры и права. Это означает, что педагогика востребована везде, где реализуется образование, воспитание, обучение и развитие людей, как в специализированных образовательных учреждениях, так и в процессе трудовой деятельности, культурно-досуговой и семейной жизни.
Слайд 8: Педагогика как наука
Педагогика как отрасль научного знания находится в непосредственной связи со многими науками — она использует, с одной стороны, данные этих наук, а с другой — помогает им. Как и любая наука, педагогика имеет свои философские основы, методологию, теорию, методы, с помощью которых вырабатываются рекомендации для практики. Она располагает разносторонним эмпирическим материалом, на основе которого сделаны определенные выводы, научные обобщения, выраженные в законах, концепциях, принципах, понятиях, выдвинуты гипотезы и разработан научный прогноз ее дальнейшего развития.
Слайд 9: Система основных понятий (категорий) педагогики
Педагогический процесс — категория, означающая активную взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъект-объектов педагогичес-кой сферы (родителей, учителей, руководите-лей и др.), и объект-субъектов (детей, учащихся, сотрудников, воинов, персонала и т.п.).
Слайд 10: Педагогический процесс
Педагогический процесс в различных социальных структурах имеет свою специфику. Так, например, в высшей школе эта специфика заключается в непосредственной связи педагогического процесса с государственными интересами, социальным заказом; особенностях задач и содержания подготовки специалистов, функциональных обязанностей должностных лиц учебного заведения. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов процесса обеспечивается целевой установкой работы преподавателей, научно обоснованными учебными планами и программами, правовыми рамками функционирования образовательного учреждения.
Слайд 11: Воспитание (два смысла понятия)
Воспитание — до сих пор во многих педагогических работах определяется как основополагающая категория педагогики. Воспитание (в широком, социальном, смысле) - функция человеческого общества, заключающаяся в передаче накопленного социального опыта, духовного наследия общества, его ценностей от поколения к поколению. Воспитание рассматривается как категория вечная, социальная, носящая исторический характер, и изучается также социологией, философией, политологией, историей и другими гуманитарными науками.
Слайд 12: Воспитание как понятие педагогическое
Воспитание - специально организованная, целенаправленная деятельность общественных институтов с целью формирования социально значимых качеств человека как гражданина общества, носителя общечеловеческих ценностей, способного к цивилизованному поведению, самореализации (в узком, собственно-педагогическом, смысле). В. - это системный процесс целеустремленного создания условий (материальных и духовных) для формирования у человека нравственных идеалов, норм и отношений, совершенствования умственных и физических сил, профессионально-этических качеств, что в совокупности образует мировоззрение, нормы и правила поведения. В. — это управление процессом социализации личности, охватывающее весь педагогический процесс, результатом которого является воспитанность конкретного человека или социальной общности граждан, их готовность к жизни в обществе и труду. Употребление понятия «воспитание» в обоих смыслах правомерно и практично.
Слайд 13: Обучение
Обучение в отличие от воспитания есть целенаправленный, специально организованный, систематический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, в ходе которого происходит овладение знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены учебными программами. Педагоги руководят учебно-познавательной деятельностью обучающихся, активизируют ее, прививают умение самостоятельно пополнять знания, развивать мышление, память, воображение, чувства и речь; усваивать опыт старших поколений. Результат обучения — обученность личности, группы людей.
Слайд 14: Образование
Образование — процесс усвоения фундаментальных мировоззренческих, научных, разносторонних знаний, выработки навыков, умений; развитие интеллекта и его результат, определенный уровень теоретической и практической подготовки обучающегося. Образование - целенаправленный процесс овладения личностью, группой людей научным пониманием окружающего мира, отвечающим современному уровню развития общества, научно-технического прогресса (Закон «Об образовании»).
Слайд 15: Образование
Образованный человек объективно понимает и оценивает происходящие события в мире, в жизни людей, осознает себя и свое место в обществе, обладает духовными ценностями, способствующими творчеству, созиданию, самосовершенст-вованию, а также основами культуры отношений и поведения. Образование закономерно связано с воспитанием, обучением и развитием человека. Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важная педагогическая особенность (свойство) его личности, не сводимые однозначно к наличию у него дипломов.
Слайд 16: Развитие
Развитие — процесс функционального совершенствования психических процессов, состояний и свойств умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку как созидателю, творцу, профессионалу. Составляющими этого процесса являются : развитие общих и специальных способностей, соответствующих познавательных, деловых и физических качеств. Развитость личности или группы, коллектива является интегральным результатом педагогического процесса. Образование, воспитание, обучение закономерно влияют на развитие человека. Влияние многократно усиливается, когда эти процессы носят развивающий характер, принимаются специальные педагогические меры, обусловливающие быстрый темп, напряженность умственного и физического труда.
Слайд 17: Самосовершенствование личности
Самосовершенствование личности включает в себя самовоспитание как процесс формирования и развития качеств в соответствии с требованиями общества и личной программы развития, а также самообразование, представляющее собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению и практическому применению знаний, навыков и умений.
Слайд 18: Другие термины и понятия
В педагогике также активно используются термины: педагогическая система, педагогическое мышление, принципы, средства, методы, формы воспитания и обучения, педагогическое общение и др.; общенаучные термины: гипотеза, эксперимент, система, элемент, системный подход, структура, функция, модель. Применяются понятия других наук: управление, руководство, информация, прямая и обратная связь, оптимизация, интенсификация, культура, мастерство и др.
Слайд 19: Основные функции педагогики
познавательная — изучение опыта, практики; научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений; диагностическая — изучение причин явлений, процессов; прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития; проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность; преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику; интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная; организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин; культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя.
Слайд 20: Основные факторы социально-педагогического влияния
государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества; деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников; состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты; социально-демографические, национально-этничес-кие и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей; деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства; семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.
Слайд 21: Определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития:
Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности. Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека. Стандартизация требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечивающий необходимый минимальный уровень квалификации специалиста, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кадров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффективность контроля за деятельностью учебных заведений. Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми.
Слайд 22: Основные задачи педагогики
разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития; изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми; определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;
Слайд 23: Основные задачи педагогики
обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности; разработка методологических проблем и методов педагогических исследований; поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека; разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;
Слайд 24: Основные задачи педагогики
исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников; обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса; построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности; исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни; изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России.
Слайд 25: Выводы:
Решение педагогических задач подчинено общей цели: повысить качество подготовки студентов и профессионалов в различных ведомствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способных использовать данные педагогики в своей деятельности. Как показывает опыт профессиональной деятельности специалистов,- педагогическая подготовленность — одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики — одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.
Слайд 26: 2. Система отраслей педагогической науки
Педагогика представляет собой систему взаимосвязанных между собой отраслей педагогической науки, Ядром в системе отраслей педагогической науки является общая педагогика, изучающая общие закономерности образования, воспитания, обучения развития личности, педагогической деятельности. В ее состав входят общие основы теории воспитания, дидактики, методология и методика воспитания и обучения, самоформирования, школоведение (вузоведение). Эти составляющие являются родовыми. Видовыми же формами по отношению к общей педагогике является сравнительная, специальная педагогика, история педагогики, возрастная, профессиональная и социальная педагогики. Каждая из них имеет свои подвиды.
Слайд 27
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Педагогика личности; Педагогика образования; Педагогика обучения; Педагогика воспитания; Педагогика самоформирования; Школоведение; Вузоведение История педагогики Группа отраслей возраст-ной педагогики: - Преддошкольная; - Дошкольная; - Педагогика школы; - Педагогика ССУЗов; - Педагогика высш. школы; - Педагогика послевузовс-кого образования; - Реабилитационная педа-гогика; Сравнительная педагогика Группа отраслей профес-сиональной педагогики: - Профессионально-педаго-гическая подготовка; - Призводственная; - Военная; - Инженерная; - Юридическая ; - Физкультуры и спорта; - Профессионального труда; - Управления. Специальная педагогика : тифлопедагогика, сурдо-педагогика, логопедия Группа отраслей социаль-ной педагогики: - Теория и методы социаль-ной педагогики; - Народная педагогика; - Педагогический всеобуч; - Педагогика образа жизни; - Педагогика культуры и искусства; - Педагогика средств мас-совой коммуникации; - Методики преподавания;
Слайд 28: Новые отрасли педагогики
В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрослых – андрогогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики – акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации своего труда, быта, досуга. Частью педагогики стала аутогогика – наука о закономерностях самовоспитания и самообучения.
Слайд 29: Взаимосвязи педагогики с другим науками
Каждая из отраслей педагогической науки в разработке своих проблем использует данные многих смежных наук: при определении целей воспитания – философии, социологии, психологии, физиологии, аксиологии, этики, эстетики, истории, медицины и др., при изучении объема, структуры, логики изложения учебно-воспитательной информации – математики, статистики, логики, теории информации, теории коммуникации, кибернетики и др.
Слайд 31: Основные взаимосвязи педагогики и психологии
Предметы наук Методы наук Показатели воспитанности и обученности Психология изучает закономерности функционирования психики человека, педагогика исследует закономерности влияния на психику с целью развития личности Многие психологические методы (психометрия, рейтинг, психологический тест, эксперимент, парное сравнение и др.) активно используются при решении педагогических задач Изменения психологических характеристик обучающихся: в мотивации, волевых проявлениях, поведении, отношении к учебе, труду, профессиональной деятельности
Слайд 32: 3. Методология педагогики
Методология — учение о принципах и методах познания и преобразования действительности. В современной науке обычно выделяют следующие уровни методологии : уровень философской методологии: всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях (диалектика, теория познания, логика); уровень методологии общенаучных принципов исследования, сфера действия которых распространяется на широкий спектр наук; уровень конкретно-научной методологии, к которому относятся специфические законы, исследуемые конкретными науками, в том числе педагогикой; уровень методик и техник исследования педагогической действительности.
Слайд 33: Мировоззренческая функция методологии
Выражается в общем подходе к явлениям действительности, теоретико-познавательной направленности процесса познания педагогической реальности. Она реализуется благодаря опоре на законы материалистической диалектики, на основе чего участники педагогического процесса определяют цели своей деятельности, находят оптимальные пути и средства их достижения, предвидят результаты. Педагогические явления закономерно рассматриваются в единстве противоположностей, их разрешения в процессе накопления количественных изменений, переходящих в качественные, более высокие по своему уровню и совершенные по содержанию, с сохранением того позитивного, что достигнуто на прошлых этапах развития. В этом и заключается диалектика педагогических явлений и процессов.
Слайд 34: Общенаучные методологические принципы подхода к педагогическим явлениям
объективности — рассмотрения и оценки педагогических явлений без домыслов и предубеждений, сведения к минимуму субъективизма; единства теории и практики — непременной опоры педагогических обобщений, выводов, теоретических воззрений на репрезентативный эмпирический материал, научные факты; познаваемости — стремления к познанию педагогической реальности и веры в ее познание и совершенствование; детерминизма — изучения любого педагогического явления как причинно-следственного; историзма — в оценке того или иного педагогического явления исходя из конкретно-исторической ситуации, в которой оно происходило, и тех этапов, которые оно прошло в своем развитии;
Слайд 35: Общенаучные методологические принципы подхода к педагогическим явлениям
развития — подхода к педагогическим явлениям как находящимся в непрерывном изменении. Нельзя абсолютизировать достигнутый уровень развития любого педагогического явления, процесса, нужно рассматривать его как один из рубежей непрерывного движения вперед; всесторонности — обязательного охвата изучения основных сторон изучаемого предмета (явления), без которого невозможно прийти к объективным правильным выводам, оценкам. Без этого неизбежны погрешности, ошибки, искажения; творческого подхода — непрерывного поиска новых, нетрадиционных решений.
Слайд 36: Приоритетные методологические проблемы педагогики
законы воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования личности; предмет и принципы педагогики в системе непрерывного образования; диалектика взаимосвязи педагогического процесса в школе, вузе с социальной средой, формами общественного сознания; формирование и развитие личности обучающегося как субъекта и объекта педагогического процесса; социально-педагогические противоречия — источник развития личности и педагогического процесса; диалектика взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании человека; философские, социальные, психологические и педагогические основы формирования содержания и обоснования методов воспитания и образования; диалектика социального и биологического, целенаправленного и стихийного в развитии личности; диалектика общего, особенного, индивидуального и логики педагогического мышления.
Слайд 37: Теоретико-познавательная функция методологии
Теоретико-познавательная функция методологии реализуется в цикле познания : научные факты — модель — гипотеза — следствия — экспери-ментальная проверка следствий.