СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — презентация
logo
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Основной учебник
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • Что такое наука?
  • История развития социальной педагогики за рубежом
  • Начальный период (с древнейших времен до 17 вв.)
  • 17-19вв. – периоды буржуазно-демократических революций
  • Появление термина «социальная педагогика»
  • Дискуссия о сущности социальной педагогики
  • Направления социальной педагогики
  • 20в – до настоящего времени – период развития социальной педагогики
  • ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ
  • Дореволюционная педагогика
  • СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
  • Официальное появление института социальной педагогики
  • Олиференко Людмила Яковлевна
  • Семенов Владимир Давыдович
  • Особенность появления социальной педагогики в России
  • Минненур Ахметхановна Галагузова – доктор педагогических наук, профессор, основатель уральской научной школы социальной педагогики
  • ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
  • АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ МУДРИК
  • ФИЛОНОВ Георгий Николаевич
  • Мардахаев лев владимирович – доктор педагогических наук, профессор
  • Дискуссия о сущности социальной педагогики
  • Объект и предмет социальной педагогики
  • Объект науки
  • Предмет науки
  • Объект и предмет науки
  • Объект и предмет социальной педагогики в разных научных школах
  • Объект и предмет социальной педагогики в разных научных школах
  • М.А. Галагузова о сущности «социальной педагогики»
  • Выводы по лекции 1
  • Лекция 2. Социализация личности
  • Понятие социализации
  • Институты социализации
  • Семья – это……
  • Своеобразие семьи
  • Типы семьи
  • Семья как социальный институт
  • Семья как институт социализации
  • Типология семьи
  • Типичные ошибки семейного воспитания, приводящие к искажению социализации
  • Образование как институт социализации
  • Институт образования
  • Культура – как институт социализации
  • Культура – как социальный институт
  • Религия
  • Влияние социальных институтов на социализацию
  • Основные факторы социализации (по А.В.Мудрику)
  • Уровни и этапы социализации
  • МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (по А.В.Мудрику)
  • Социальный статус и социальная роль
  • Социальный статус
  • Социальная роль
  • Статус и социальная роль
  • Социальная роль и социализация
  • Лекция 3. Развитие ребенка в социуме
  • ПОНЯТИЕ «РАЗВИТИЕ» -
  • ФАКТОРЫ развития
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ-
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Первый период – младенчество -
  • Второй период – раннее детство –
  • Третий период – дошкольный -
  • Четвертый период – младший школьный -
  • Пятый период – средний школьный возраст -
  • Шестой период – старший школьный возраст –
  • Выводы по лекции 3
  • Лекция 4. Норма и отклонения от нормы
  • «Норма» «Отклонение от нормы» «Пограничное состояние» -ЧТО ЭТО?
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • общее понятие нормы
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ХАРАКТЕР ОТКЛОНЕНИЙ
  • Пограничное состояние – это
  • К нему относятся:
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Типы отклонений в социальной педагогике
  • Физические отклонения
  • Классификации отклонений
  • Психические отклонения
  • Педагогические отклонения
  • Социальные нормы
  • Социальные отклонения
  • Интегративное понятие
  • Выводы по лекции
  • Лекция 5. категории социальной педагогики
  • Понятийно-категориальный аппарат
  • Понятия и категории
  • Собственные и заимствованные категории
  • Основные категории социальной педагогики
  • Социально-педагогическая деятельность
  • Социальное обучение
  • Социальное воспитание
  • Лекция 6. Принципы социальной педагогики
  • Принцип - это
  • Принцип природосообразности
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Правила реализации принципа природосообразности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип культуросообразности
  • Правила реализации принципа культуросообразности :
  • Принцип гуманизма
  • Александр Васильевич Суворов ( р.1953г) российский психолог, Почетный международный доктор гуманитарных наук Саскуаханского университетата (шт. Пенсильвания,
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Правила реализации принципа гуманизма
  • Выводы по лекции 5
1/115

Первый слайд презентации: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лектор: доктор педагогических наук, профессор ГАЛАГУЗОВА Юлия Николаевна

Изображение слайда

Социальная педагогика: учеб. Для студентов вузов /Г.Н.Штинова: М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова: под общ.ред. М.А.Галагузовой. – изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 447 с.

Изображение слайда

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА План лекции : Из истории развития социальной педагогики за рубежом Особенности развития социальной педагогики в России Объект и предмет социальной педагогики

Изображение слайда

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. наука вырабатывает новое знание это знание должно быть достоверным занимаются выработкой научного знания люди выработка нового знания происходит в процессе научного исследования

Изображение слайда

Слайд 5: История развития социальной педагогики за рубежом

Периоды развития : Начальный (с древнейших времен до 17 вв.) 17вв.-19вв. – периоды буржуазно-демократических революций 20в – до настоящего времени – период развития социальной педагогики

Изображение слайда

Слайд 6: Начальный период (с древнейших времен до 17 вв.)

осмысление практики воспитания, появление воспитания как целенаправленного процесса и осознанной деятельности, появление различных теорий воспитания

Изображение слайда

Слайд 7: 17-19вв. – периоды буржуазно-демократических революций

вопросы воспитания рассматривались в русле преобразования общества, наделения всех равными правами, свободой; создается сеть учреждений (приюты, детские сады, школы для детей с проблемами) Именно в 19в. начался процесс отделения социальной педагогики от педагогики. И в конце 19в. эта наука появилась. Ее основоположниками стали немецкие ученые – Пауль Наторп и Адольф Дистервег.

Изображение слайда

Слайд 8: Появление термина «социальная педагогика»

впервые сам термин «социальная педагогика» появился в статье немецкого ученого К арла Магера в 1844г.

Изображение слайда

Слайд 9: Дискуссия о сущности социальной педагогики

Первая позиция : социальная педагогика связана с социальной стороной воспитания (К.Магер, П.Наторп, Е.Борнеманн, Ф.Шлипер, Д.Пегелер) и др. Вторая позиция : социальная педагогика выступает как социально-педагогическая помощь в определенных ситуациях (А.Дистервег. Г.Ноль, Г.Боймер, К.Молленгауэр) и др.

Изображение слайда

Слайд 10: Направления социальной педагогики

В 60-е годы 20 века социальная педагогика за рубежом включала следующие направления: помощь детям, совершившим правонарушения; внешкольная работа по месту жительства; воспитательная работа в интернатных учреждениях.

Изображение слайда

Слайд 11: 20в – до настоящего времени – период развития социальной педагогики

Социальная педагогика развивается как научное знание Существует профессиональная деятельность социальных педагогов и социальных работников в различных типах учреждений Развивается система подготовки кадров для практики и науки

Изображение слайда

Слайд 12: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

В развитии отечественной социальной педагогики прослеживается три периода: Начальный (дореволюционная педагогика) Советский период (годы советской власти) Постсоветский (официальное появление социальной педагогики в России)

Изображение слайда

Слайд 13: Дореволюционная педагогика

Изучается роль и значение среды, оказывающей воздействие на ребенка (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, А.Ф.Лазурский и др.)

Изображение слайда

Слайд 14: СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Высказываются и развиваются и деи социального воспитания (А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский) Разви вается наук а педологи я (комплексное изучение ребенка) – П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Б.Залкинд, М.С.Иорданский, А.П.Пинкевич, В.Н.Шульгин Изуч ается влияни е среды на развитие ребенка Оказывается конкретная п омощь «выбитым из социальной колеи детям» через деятельность детских опытных станций и коммун (Республика «ШКИД», «Сетлемент», общество «Детский труд и отдых», колония «Бодрая жизнь»,колония им.М.Горького и др.)

Изображение слайда

Слайд 15: Официальное появление института социальной педагогики

1990 г. введение в России профессии «социальный педагог » Нормативной подготовкой введения профессии занималась Олиференко Людмила Яковлевна

Изображение слайда

Слайд 16: Олиференко Людмила Яковлевна

Ученая степень: доктор педагогических наук, профессор

Изображение слайда

Слайд 17: Семенов Владимир Давыдович

Изображение слайда

Слайд 18: Особенность появления социальной педагогики в России

одновременное появление профессии, науки, системы подготовки кадров.

Изображение слайда

Слайд 19: Минненур Ахметхановна Галагузова – доктор педагогических наук, профессор, основатель уральской научной школы социальной педагогики

Изображение слайда

Слайд 20: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

НАУЧНАЯ ШКОЛА – это оформленная система научных  взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование  научной школы  происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников.

Изображение слайда

Слайд 21: АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ МУДРИК

Анатолий Викторович Мудрик - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Изображение слайда

Слайд 22: ФИЛОНОВ Георгий Николаевич

Доктор философских наук, профессор

Изображение слайда

Слайд 23: Мардахаев лев владимирович – доктор педагогических наук, профессор

Изображение слайда

Слайд 24: Дискуссия о сущности социальной педагогики

Первая позиция : социальная педагогика связана с социальной стороной воспитания (А.В.Мудрик, Ю.В.Василькова, В.Р.Ясницкая и др.) Вторая позиция : социальная педагогика выступает как социально-педагогическая помощь в определенных ситуациях (М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова,Г.Н.Штинова и др.)

Изображение слайда

Слайд 25: Объект и предмет социальной педагогики

Основными проблемами научных школ являются определение: сущности понятия «социальная педагогика», Выделение ее объекта и предмета

Изображение слайда

Слайд 26: Объект науки

Объект науки - это определенная область реально мира, реальной действительности,существующая независимо от того, изучаем мы ее или нет. Основные объекты научного познания – человек, общество, природа, космос

Изображение слайда

Слайд 27: Предмет науки

Предмет науки –  та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний

Изображение слайда

Слайд 28: Объект и предмет науки

объект науки отвечает на вопрос - что изучает исследователь, предмет науки дает ответ на вопрос – как изучается объект, какие новые отношения, аспекты, функции и другие свойства объекта рассматривает данная область знаний.

Изображение слайда

Слайд 29: Объект и предмет социальной педагогики в разных научных школах

А.В.Мудрик: Объект социальной педагогики– социальное воспитание, как «воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией» ( данная позиция близка к позиции К.Магера )

Изображение слайда

Слайд 30: Объект и предмет социальной педагогики в разных научных школах

М.А.Галагузова Объект социальной педагогики — социализация личности; Предмет социальной педагогики — принципы, закономерности, содержание, формы и методы социализации детей и молодежи, находящихся в сложной жизненной ситуации. (близка к позиции А.Дистервега)

Изображение слайда

Слайд 31: М.А. Галагузова о сущности «социальной педагогики»

Социальная педагогика – это отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Изображение слайда

Слайд 32: Выводы по лекции 1

Социальная педагогика является отраслью педагогики Социальная педагогика способствует социальному формированию, развитию человека, преодолению проблем его социализации Социальная педагогика использует возможности педагогического влияния, управления этими процессами

Изображение слайда

Слайд 33: Лекция 2. Социализация личности

План лекции: Сущность и понятие социализации Институты социализации Факторы социализации Механизмы социализации

Изображение слайда

Слайд 34: Понятие социализации

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Изображение слайда

Слайд 35: Институты социализации

Институты социализации – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни людей. Семья Образование Культура религия

Изображение слайда

Слайд 36: Семья – это……

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью это группа людей связанных браком, родством или усыновлением, проживающих вместе и имеющих общие доходы и расходы.

Изображение слайда

Слайд 37: Своеобразие семьи

Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья - это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами

Изображение слайда

Слайд 38: Типы семьи

Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья - это не одно и то же, как не одно и то же "состоять в браке" и "жить одной семьёй". Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям

Изображение слайда

Слайд 39: Семья как социальный институт

Семья как социальный институт, характеризуется опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

Изображение слайда

Слайд 40: Семья как институт социализации

Семья – главный институт социализации через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе

Изображение слайда

Слайд 41: Типология семьи

Процесс социализации может осложняться в таких типах семьи как: Семьи группы риска (семья с ребенком инвалидом, многодетная семья, семья безработных и др.); Неблагополучные семьи, где семья не справляется с большинством своих функций, особенно воспитанием детей, экономической, бытовой и др.; Асоциальные семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, наблюдается жестокое отношение к детям и т.д.

Изображение слайда

Слайд 42: Типичные ошибки семейного воспитания, приводящие к искажению социализации

Попустительски-снисходительный стиль воспитания Демонстративный стиль воспитания Жестко-авторитарный стиль воспитания Увещевательный стиль воспитания Отстраненно-равнодушный стиль воспитания Воспитание по типу «кумир семьи» Непоследовательный стиль воспитания Следовательно ребенок не может освоить социальную роль «член семьи»

Изображение слайда

Слайд 43: Образование как институт социализации

Через образование человек приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Изображение слайда

Слайд 44: Институт образования

Нарушение процесса социализации в системе образования связано с тем: что ребенок не посещает учреждения системы образования; Либо у него складываются искаженные взаимоотношения между ним и разными участниками образовательного процесса (учителя, воспитатели, детский коллектив и др.) Следовательно он не может освоить социальную роль «ученик», «профессионал»

Изображение слайда

Слайд 45: Культура – как институт социализации

Культура – социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности (литература, музыка, живопись, средства массовой информации, интернет и др.)

Изображение слайда

Слайд 46: Культура – как социальный институт

Чтобы ребенок освоил социальную роль «гражданин », необходимо обучать ребенка традициям, обычаем, ценностям, нормам поведения в конкретной культуре. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур.

Изображение слайда

Слайд 47: Религия

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.

Изображение слайда

Слайд 48: Влияние социальных институтов на социализацию

Досоветский период – сильно влияние институтов семьи и религии Советский период – образования и культуры Постсоветский период – образование, семья, религия

Изображение слайда

Слайд 49: Основные факторы социализации (по А.В.Мудрику)

Макро (геополитические, экономические, демографические, экологические процессы, страна, интернет) Мезо (регион, тип поселения, этнос) Микро (ближайшее окружение, семья, школа, группа сверстников)

Изображение слайда

Слайд 50: Уровни и этапы социализации

Первичная социализация (до 6 лет) Вторичная социализация (до 23-25 лет) Третичная социализация (с 25 лет и на протяжении всей жизни)

Изображение слайда

Слайд 51: МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (по А.В.Мудрику)

Традиционный механизм - неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.п., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. Институтциональный  механизм  -  взаимодействие человека с воспитательными институтами общества и государства, которые способствуют накоплению им знания и опыта социально одобряемого поведения Стилизованный механизм   действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги и пр., являющиеся ее носителями, значимы для него. Межличностный механизм  реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 52: Социальный статус и социальная роль

Чтобы процесс социализации был конструктивным, между ребенком и социумом должно произойти взаимодействие С одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Изображение слайда

Слайд 53: Социальный статус

Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом.

Изображение слайда

Слайд 54: Социальная роль

Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Другие же определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно, благодаря собственным усилиям. Например, статус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном.

Изображение слайда

Слайд 55: Статус и социальная роль

Статус определяет поведение человека в обществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. То есть человек как бы вынужден играть определенную роль. Поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Изображение слайда

Слайд 56: Социальная роль и социализация

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

Изображение слайда

Слайд 57: Лекция 3. Развитие ребенка в социуме

План лекции: Понятие о развитии личности Биологические и социальные факторы развития

Изображение слайда

Слайд 58: ПОНЯТИЕ «РАЗВИТИЕ» -

это сложный процесс количественных и качественных изменений в организме человека, происходящее под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму

Изображение слайда

Слайд 59: ФАКТОРЫ развития

-окружающая человека естественная и социальная среда, - целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ биологические, наследственные факторы; Физиологические и психические свойства организма

Изображение слайда

Слайд 60

Под развитием личности, по мнению И. Ф. Харламова, следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Изображение слайда

Слайд 61: РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ-

это становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения, а социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Изображение слайда

Слайд 62

Чтобы педагогам и социальным педагогам легче было соотносить возможности ребенка с его возрастом, разработана возрастная периодизация. Она основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Разумно организованное воспитание должно учитывать возрастные особенности ребенка, основываться на них.

Изображение слайда

Слайд 63

Изображение слайда

Слайд 64: Первый период – младенчество -

от рождения до года. На этом этапе, только закладываются базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

Изображение слайда

Слайд 65: Второй период – раннее детство –

от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства им, еще далеко.

Изображение слайда

Слайд 66: Третий период – дошкольный -

от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.

Изображение слайда

Слайд 67: Четвертый период – младший школьный -

от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью, но продолжат развиваться. Маленький человек становится на путь взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо».

Изображение слайда

Слайд 68: Пятый период – средний школьный возраст -

о т 11 до 14 лет. Это учащиеся 5-8 классов. Это – самый трудный, проблемный период; в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически неуравновешенным, нервным, неуправляемым. К тому же, ребенок начинает взрослеть, мир перестает быть по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм – вот какая черта зарождается в этом возрасте. Чтобы не навредить ребенку в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим поведением подопечного.

Изображение слайда

Слайд 69: Шестой период – старший школьный возраст –

от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью. Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается после окончания школы. Старшеклассники — это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько хрупкая, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

Изображение слайда

Слайд 70: Выводы по лекции 3

Развитие ребенка – сложный и противоречивый процесс В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности и вступает в общение (для каждого возраста выделен доминирующий тип общения и ведущий вид деятельности, на который необходимо ориентироваться в процессе воспитания), проявляя при этом активность, что способствует приобретению им определенного социального опыта Источниками и условиями развития являются два важнейших фактора – наследственность и среда

Изображение слайда

Слайд 71: Лекция 4. Норма и отклонения от нормы

План лекции: Норма и отклонение: понятие и характеристики Типы отклонений

Изображение слайда

Слайд 72: Норма» «Отклонение от нормы» «Пограничное состояние» -ЧТО ЭТО?

Изображение слайда

Слайд 73

Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое».

Изображение слайда

Слайд 74: общее понятие нормы

Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней

Изображение слайда

Слайд 75

«НОРМА «( в соц.педагогике)- это правила, образец действия или мера допустимого ( дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Изображение слайда

Слайд 76

«ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ» – это то, что не соответствует норме ( как в социальной, психической, физической и педагогической сферах жизнедеятельности человека)

Изображение слайда

Слайд 77: ХАРАКТЕР ОТКЛОНЕНИЙ

НЕГАТИВНЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ - умственная - талантливость отсталость ; ( одаренность); - преступность; - Художеств.творчество - алкоголизм - и т.п

Изображение слайда

Слайд 78: Пограничное состояние – это

– выраженность психического расстройства, но относительно на слабом уровне, не доходит до патологии. Считается, что пограничные – это состояния, которые находятся на грани здоровья и болезни.

Изображение слайда

Слайд 79: К нему относятся:

Невроз; Психопатия; Психические нарушения в экстремальных ситуациях; Начинающиеся формы шизофрении; Хронический алкоголизм ( без выраженной деградации личности); И т.п.

Изображение слайда

Слайд 80

Человек в пограничном состоянии способен понимать реальность: опираться на здравый смысл, опыт, учитывать мнение других людей и проводить границу между объективным и субъективным.

Изображение слайда

Слайд 81

В социальной педагогике данные понятия позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность

Изображение слайда

Слайд 82: Типы отклонений в социальной педагогике

физические, психические, педагогические, социальные.

Изображение слайда

Слайд 83: Физические отклонения

Физические отклонения – связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Изображение слайда

Слайд 84: Классификации отклонений

Всемирная организация здравоохранения в 1980г. приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющих какую-либо деятельность. ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; недееспособность (инвалидность ) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Изображение слайда

Слайд 85: Психические отклонения

- задержка психического развития - умственная отсталость - нарушения речи - нарушения эмоционально-волевой сферы - одаренность и др.

Изображение слайда

Слайд 86: Педагогические отклонения

Педагогической нормой является определенный стандарт образования и если его ребенок не усвоил, то это может расцениваться как отклонение. Согласно закону «Об образовании в РФ» обязательным является общее среднее образование. Отклонениями от педагогической нормы считаются : - дети, не получившие общего среднего образования - дети, не получившие профессионального образования

Изображение слайда

Слайд 87: Социальные нормы

« социальная норма» - это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества

Изображение слайда

Слайд 88: Социальные отклонения

Сиротство Различные формы девиантного и делинквентного поведения: Алкоголизм Токсикомания Наркомания Лудомания Беспризорность Безнадзорность Бродяжничество Правонарушения преступность

Изображение слайда

Слайд 89: Интегративное понятие

В ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие « Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», которое, как правило, интегрирует в себе все четыре типа отклонений.

Изображение слайда

Слайд 90: Выводы по лекции

В любом обществе есть люди, которые требуют к себе особого внимания, вследствие того, что у них есть какие-либо отклонения в физическом, психическом, педагогическом или социальном развитии Поэтому с одной стороны, работа социального педагога, направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой – на реабилитацию подростков, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

Изображение слайда

Слайд 91: Лекция 5. категории социальной педагогики

План лекции: 1.Понятия и категории в науке 2. Собственные и заимствованные категории науки 3. Социально-педагогическая деятельность 4. Социальное обучение 5. Социальное воспитание

Изображение слайда

Слайд 92: Понятийно-категориальный аппарат

Понятийно-категориальный аппарат – это совокупность понятий, терминов, категорий, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Изображение слайда

Слайд 93: Понятия и категории

Понятия - представление о предмете, явлении, которое выделяется в данной научной области Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений окружающего мира

Изображение слайда

Слайд 94: Собственные и заимствованные категории

В социальной педагогике выделяют собственные и заимствованные категории Заимствованные категории - категории, не являющиеся специфическими для социальной педагогики, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются так же другими науками ( развитие, личность, социализация, норма, отклонение и др.) Собственные категории – категории, которые специально вырабатывает наука для описания и объяснения изучаемых ей явлений и процессов ( социально-педагогическая деятельность, социальное обучение, социальное воспитание )

Изображение слайда

Слайд 95: Основные категории социальной педагогики

Социально-педагогическая деятельность Социальное обучение Социальное воспитание

Изображение слайда

Слайд 96: Социально-педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе

Изображение слайда

Слайд 97: Социальное обучение

Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.

Изображение слайда

Слайд 98: Социальное воспитание

Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Изображение слайда

Слайд 99: Лекция 6. Принципы социальной педагогики

Природосообразности Культуросообразности Гуманизма

Изображение слайда

Слайд 100: Принцип - это

Слово “принцип” имеет латинское происхождение и означает - “основа”, “начало”. Принцип – общее руководящее положение, требующее постоянства действий в любых ситуациях. Принципы существуют независимо от нас, объективно и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Реализация принципа происходит через правила.

Изображение слайда

Слайд 101: Принцип природосообразности

Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому воспитание, обучение и социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребенка. Впервые был сформулирован Я.А.Коменским

Изображение слайда

Слайд 102

Я.А. Коменский выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я.А. Коменский

Изображение слайда

Слайд 103: Правила реализации принципа природосообразности

- учет возрастных особенностей детей - учет половых особенностей детей - учет индивидуальных особенностей детей, связанных с отклонениями от нормы - опора на положительное в ребенке - развитие инициативы и самостоятельности в ребенке

Изображение слайда

Слайд 104: Принцип культуросообразности

Культуросообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому процесс воспитания и социализации ребенка должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа. Был выдвинут в педагогике А.Дистервегом, который считал что при воспитании детей необходимо руководствуется факторами места и времени, в котором человек родился и в котором ему предстоит жить. «Человек – продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков».

Изображение слайда

Слайд 105: Принцип культуросообразности

В отечественных трудах идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он писал, что если мы хотим «воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры» Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур.

Изображение слайда

Слайд 106: Правила реализации принципа культуросообразности :

- учет отклонений ребенка от нормы при формировании различных видов культур - развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Изображение слайда

Слайд 107: Принцип гуманизма

Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе.

Изображение слайда

Слайд 108: Александр Васильевич Суворов ( р.1953г) российский психолог, Почетный международный доктор гуманитарных наук Саскуаханского университетата (шт. Пенсильвания, США )

Изображение слайда

Слайд 109

Александр Васильевич Суворов В возрасте четырёх лет Саша Суворов полностью ослеп. В 1962 году у него пропал слух (в 9 лет). В 1964—1971 воспитывается в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. В 1971 был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук СССР. В 1971 обучается на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве стажёра.

Изображение слайда

Слайд 110

В 1972—1977 обучается на факультете психологии МГУ. Подобный эксперимент стал возможен благодаря энтузиазму доктора психологических наук А. И. Мещерякова, доктора философских наук Э. В. Ильенкова, академика АПН СССР А. Н. Леонтьева и их друзей. С 1977 Александр Васильевич работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИ ОПП АПН СССР; в настоящее время — Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО). С 1996 — доцент, с 1999 — профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.

Изображение слайда

Слайд 111

А.В. Суворов - автор более 120 научных статей, методических пособий и разработок по психолого-педагогическим, философским, этическим проблемам социореабилитации детей, подростков и взрослых. Одна из основных проблем исследования А. В. Суворова - гуманизация человеческих взаимоотношений : человечность должна быть смыслом жизни и сущностью образа жизни как для человечества в целом, так и для отдельного человека.

Изображение слайда

Слайд 112

Суворов А.В. разработал принципы «совместной педагогики»: принципы взаимной человечности и надежности; п ринцип взаимной интеграции и ответственности за себя перед своими друзьями; принцип совместно-разделенной деятельности принцип постоянного поиска обходных вариантов решения проблемы (в обход физической инвалидности, но при строжайшем ее учете) принцип самоопределения личности в диалоге образов жизни (он же принцип взаимоуважения).

Изображение слайда

Слайд 113

Основные труды А.В. Суворова: Школа взаимной человечности, 1995 ; Слепоглухой в мире зрячеслышащих; 1996, Достоинство (лирико-психологическое самоисследование ), 1997; Экспериментальная философия: Сб. ст., 1998, Совместная педагогика: Курс лекций, 2001. Н. Л. Карпова

Изображение слайда

Слайд 114: Правила реализации принципа гуманизма

достойное отношение общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся; признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией; помощь ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции “Я сам”, желания самому решать свои проблемы; понимание милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь ребенку в интеграции его в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества; стремление не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со здоровыми детьми.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: Выводы по лекции 5

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна и но и вредна. Вопрос о принципах науки является дискуссионным, однако большинство ученых сходятся во мнении, что к основным принципам социальной педагогики относят : принцип природосообразности, культуросообранзности и гуманизма.

Изображение слайда

Похожие презентации