Первый слайд презентации
ЕГЭ Задание 27 Анализируем смысловые связи НЦИО Национальный центр инноваций в образовании Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Смысловая связь в тексте помогает автору установить взаимозависимость и взаимообусловленность фактов, событий, поступков героя (-ев), его (их) поведения и т.п.; показать взаимоотношения героев; детально изобразить что-либо; создать общую картину чего-л., детали которой обозначены путём перечисления отдельных частей; создать целостный образ; убедительно доказать свою точку зрения на что-либо; показать причины того или иного события, действия, поступка; противопоставить (сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное, реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д. понять основную мысль текста
Слайд 3: Ошибки в выявлении смысловой связи
Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста. Обратите внимание! Ошибки в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями: Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров; подмена определения смысловой связи между примерами общими словами : «Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»; «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п. Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла : «Второй пример в тексте противопоставлен первому»; «Эти примеры дополняют друг друга»; «Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере» «Эти примеры связаны причинно-следственными отношениями» и т.п.
Слайд 4: СОРНЯКИ» ПУСТОСЛОВИЯ
Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая проследуется во всем тексте; Обое эти примеры-люстрации связывают поведение героя и текст. Два этих примера взаимо дополняют друг друга / взаимно дополняют друг друга; Оба примера, противопоставляя друг друга, позволяют увидеть связь; Оба примера связаны смыслом и подходят под данную проблему; Оба этих примера связаны между собой тем, что подтверждают наличие проблемы, поставленной в тексте; Эти два примера подкрепляют друг друга; В связке эти оба примера…; Как первый, так и второй пример, отлично дополняют друг друга и позволяют автору осветить суть проблемы в полной мере. Эти примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему (многократно повторяющийся штамп).
Слайд 5: Смысловые связи и их анализ
Указать смысловые отношения между примерами-иллюстрациями и проанализировать их – значит найти взаимозависимость этих примеров и прокомментировать её роль. Взаимозависимость (смысловая связь) Первый пример Причинно-следственная Второй пример Первый пример Сопоставительная, сравнительная, противопоставительная и т.д. Второй пример Как эта взаимосвязь примеров-иллюстраций влияет на понимание аспектов сформулированной проблемы текста?
Слайд 6
Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями? 1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерами-иллюстрациями. 2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях : О чём свидетельствует эта смысловая связь? Как она помогает понять сформулированную проблему текста? Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)? Какие выводы, обобщения помогает сделать? Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел? Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п.
Слайд 7
Автор Зачем? С какой целью? Для чего? Как это помогает понять, прояснить, конкретизировать, расшифровать, раскрыть проблему; авторскую позицию; авторский замысел; характер, поступки, поведение героя и т.д.
Баллы 6 5 4 3 2 1 Пример 1 + + + + + + + + + + + + + + - + - Пояснение 1 + - + + + - - + - + - - - + - - - Пример 2 + + + + + + + + + + + + + - + - + Пояснение 2 + + - + + - + - + - - - - - + - - Смысловая связь + + + - + + - - + - - + - - - - - Анализ смысловой связи + + + + - + + + - - + - - - - - - 1. Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 2. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы текста, в комментарии нет
Слайд 10: Пояснение к примеру-иллюстрации
Цель пояснения : выявить смысл авторского рассуждения о…/ повествования о…/ описания…/ какого-либо приёма в тексте, чтобы в итоге установить отношение автора к проблеме понять авторскую позицию. Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров: зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?
Слайд 11: Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ мотивов поведения героя (-ев); монологов (в том числе внутренних), диалогов; поступков героев; их личностных особенностей; взаимоотношений с окружающими; внутреннего состояния; отношения к себе и к миру и т.д. Под примером - иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале ( в цитате, во фрагменте текста, в указании на его сюжетный элемент ), т.е. комментируется содержание.
Слайд 12: Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ фактов, мнений, настроения автора, его комментариев и размышлений; авторских аргументов, доводов; различных точек зрения на проблему; авторских (и не только) высказываний и т.п
Слайд 13: Пояснения к примерам-иллюстрациям
Толкование, изъяснение приведённых примеров Объяснительные примечания к примерам-иллюстрациям Разъяснительные замечания к приведённым примерам Текст, представляющий собой дополнительное объяснение примеров. Цель пояснения - облегчить читателю понимание текста, раскрыть его содержание и авторский замысел.
Слайд 14: Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и авторской позицией а) найти смысловые отношения между частями текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные, причинно-следственные, целевые, условные и др.; б) вычленить в этих частях примеры, отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему; в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию, характер героя и т.п.; в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав смысловые отношения между найденными примерами-иллюстрациями.
Слайд 15: Смысловые связи между примерами-иллюстрациями
№ Вид связи Как определить вид связи Вспомогатель-ные вопросы Способ оформления 1. Сравнительная, сопоставитель-ная или противопостави -тельная Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу. Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста? Что противопоставлено в примерах? С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)? В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д. В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть ( что? )… Если сопоставить поведение героев, то ( пояснить, к каким выводам можно прийти)… Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) …. Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что… Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?) Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…
Слайд 16: Функции сравнительной (сопоставительной) связи
В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять характер героя (явления, события и т.д ), его состояние или мотивы поведения; настроение, эмоции героя; чувства, мысли героя или автора ; авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.
Слайд 17
2. Пояснитель-ная, уточняющая Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)? Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить? Какими примерами автор подтверждает сказанное? Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста? Что можно привести в качестве подтверждения? Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого? Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого? Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?) … Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п ) дополняет (как?) представление о…; Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)…. Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)… Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять ( что и каким образом?)… Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…
Слайд 18: Функции пояснительной (уточняющей) смысловой связи
Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера. Обратите внимание! Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
Слайд 19
2. Причинно-следственная Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием. Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым всё это привело. Почему это произошло? Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)? В силу чего это случилось? Что из этого следует? Какие последствия повлекло это событие? Как это повлияло на дальнейшие события? Что из этого, по мнению автора, следует? К чему это привело (приведет)? Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий ? Эти примеры называют причины, по которым… Причиной такого поведения является… Следствием такого отношения к окружающим стало … (указать результат и пояснить свой вывод) Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось? Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)
Место смысловой связи: в начале комментария : Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя до и после встречи с однополчанами ; (в этом случае анализ этих смысловых отношений может быть дан перед формулировкой авторской позиции ) в конце комментария как его завершение : Противопоставляя эти события, автор помогает читателю увидеть индивидуальные особенности характера героя — незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту.
Слайд 22
( 1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная… (3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы... (5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно. (8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море! (12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра. (16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг… (20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм. (23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых. (По В. Конецкому) *Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
Слайд 23: ( 1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы…
Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения. И. Р. Гальперин Благодаря ретроспекции читатель может узнать неизвестные ранее сведения, переосмыслить их, проникнуть в авторский замысел.
Слайд 24
Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях композиции На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), объясняет события настоящего. З авязка драматического сюжета находится за временными пределами настоящего — в недавнем прошлом героя. авторской позиции Ретроспективная позиция автора позволяет читателю сосредоточить внимание не столько на событии, сколько на поведении героя. изображения героя При изображении героя ретроспекция осуществляется в формах его, воспоминаний, последовательных событий. Основные функции ретроспекции : сообщение о прошлой истории героя, оценка, ключи к пониманию персонажа или его мотивации, усиление драмы в настоящем. изобразительно-выразительных средств Характерными изобразительно-выразительными средствами приема ретроспекции в литературе являются простые противопоставления (здесь — там, теперь — тогда, ложь – правда, вымысел –истина и т.д.), противопоставления времени и видов глагола (наст. вр., сов. вид — прош. вр., несов. в.), организация самой речи, язык и т.п.
Слайд 26: 3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит
не зажёг маячный огонь угодил на полгода в госпиталь не присвоили очередное звание демобилизовали одним из первых НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое ; тен, тна. Не нравящийся своими качествами, противный. Н. вкус. Вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий спокойствие. Неприятная встреча. | сущ. неприятность, и, ж. Синонимы беда, горе, огорчение, удар, скорбь, несчастье, зло
Слайд 27: (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы
(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг… (20) Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22) Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
Слайд 28: Начало текста
Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль. Позволяет увидеть психологический портрет героя, в основе которого лежит безответственное отношение к жизни и к окружающим. отношение героя к окружающим, своим поступкам («маленький, рядовой случай»); восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);
Слайд 29: Алгоритм работы над сочинением
Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста ( проблема ответственности человека за свои поступки ) Находим первый пример, иллюстрирующий аспекты проблемы Поясняем первый пример Находим второй пример, иллюстрирующий аспекты проблемы Поясняем второй пример Определяем вид смысловой связи между ними Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её Формулируем авторскую позицию Формулируем собственную позицию Обосновываем свою точку зрения
Слайд 30: Работаем с текстом
Прошлое Настоящее Старший лейтенант, штурман, хороший моряк Треклятый ревмокардит, увольнение из армии, несостоявшаяся карьера « Водораздел судьбы» – « маленький, рядовой случай » Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий
Слайд 31: Проблема ответственности человека за свои поступки
Причина безответственного поведения: « запустил отчётную документацию » следствие решился идти в море в сильнейший шторм бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот) обманул командира подверг смертельной опасности матросов получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит») загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и демобилизовали Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать причиной очень серьёзных последствий. В данном случае Эта безответственность Шаталова разрушила его жизнь. Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Слайд 32: Проблема ответственности человека за свои поступки
Противопоставление частей информации (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций? Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться обстоятельства.
Слайд 33: Проблема ответственности человека за свои поступки
Сопоставление частей информации (3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (18) Просто судьба изменила … В чём смысл сопоставления этих частей информации? (20)… Удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра … (21)Только чудом никто не погиб. (22) Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм. Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок, болен и несчастлив.
Слайд 34: Проблема ответственности человека за свои поступки
Уточнение, дополнение информации (5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно. Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
Слайд 35: Типичные логические ошибки в сочинениях
Наличие смысловых повторов, неоправданное повторение высказанной мысли; отсутствие средств связи между сверхфразовыми единствами или внутри них (читающему приходится восстанавливать опущенные смысловые единицы); неудачные смысловые переходы между предложениями; бессвязность и нарушение порядка предложений, пропуск звена в объяснении, «логический скачок» ; нагромождение лишних фактов или неуместных абстрактных рассуждений, наличие ненужных сведений, не имеющих отношения к теме; подмена тезиса ; бездоказательность утверждений и т.п. Замечания ФИПИ
Слайд 36: Возьмите на заметку!
Проверяя сочинения, учителя иногда не учитывают фактические ошибки в понимании текста; засчитывают пример-иллюстрацию не по сформулированной проблеме; в качестве двух примеров засчитывают смысловой повтор, выраженный разными средствами языка (один пример-иллюстрация); в качестве комментария засчитывают авторскую позицию ; засчитывают анализ средств выразительности, который не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы исходного текста. Замечания ФИПИ
Последний слайд презентации: ЕГЭ Задание 27 Анализируем смысловые связи НЦИО Национальный центр инноваций в: Источники информации
ФИПИ Демоверсия, спецификация, кодификатор: М., 2020 И.П.Цыбулько Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по русскому языку А.И. Варшавская Смысловые отношения в структуре языка: ЛГУ, 1984 Л.Н.Каминская, С.П.Белокурова Актуальные вопросы подготовки к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (задание 27): С-П., 2019 С.Н.Скворцова Притчи и их роль в активизации деятельности школьников на уроках ОРКСЭ: https://nsportal.ru/ Г.Т.Егораева ЕГЭ. Тренажёр. Задание 27. Учимся писать сочинение: М., 2020