Первый слайд презентации: Экономические индексы
Слайд 2
Индексами в статистике называются обобщающие показатели сравнения во времени или пространстве величин какого-либо общественного явления.
Слайд 3
Индексный метод применяется для решения следующих задач: для изучения изменения явлений во времени; для проведения пространственных сравнений; для характеристики степени выполнения плана; для характеристики степени влияния структурных изменений.
Слайд 6: Индивидуальный индекс цены
где p 1 – цена отчетного периода; p 0 – цена базисного периода.
Слайд 7: Индивидуальный индекс физического объема товарооборота
где q 1 – количество проданного товара в отчетном периоде; q 0 – количество проданного товара в базисном периоде.
Слайд 9
Кол-во Цена за еди-ницу, руб. Кол-во Цена за едини-цу, руб. 1,59 1,25 1,00 1,27 1,25 1,5 1,25 1,0 0,67 9500 2500 1500 25 30 10 7500 2000 1000 20 30 15 А Б В II период I период Товар
Слайд 10: Общим индексом называется относительный показатель, характеризующий изменение сложного явления, состоящего из элементов, не поддающихся непосредственному суммированию
Слайд 11: Идея построения общего индекса цен
Общий индекс цен показывает, как в среднем меняются цены по всем рассматриваемым товарным группам. Так как цены, относящиеся к различным товарам, непосредственно суммировать нельзя, то нужно выбрать некий показатель, чтобы действие суммирования имело смысл. Таким показателем является товарооборот или выручка
Слайд 12: На величину товарооборота влияют два фактора:
уровень цен; количество проданных товаров. Так как нас интересует только изменение цен, то влияние второго фактора необходимо устранить. Для этого количество проданных товаров фиксируется на постоянном уровне.
Слайд 13: Возможны два варианта:
1. Количество проданных товаров фиксируется на уровне отчетного периода: где - индекс Пааше
Слайд 14: 2. Количество проданных товаров фиксируется на уровне базисного периода:
где - индекс цен Ласпейреса
Слайд 15: Для получения единого результата используется индекс Фишера, который рассчитывается как средняя геометрическая величина из индексов Пааше и Ласпейреса:
Слайд 16: Общий индекс физического объема товарооборота
Данный индекс показывает, как изменяется общая выручка в связи с изменением количества проданных товаров
Слайд 20
Кол-во Цена за еди- ницу, руб. Кол-во Цена за еди- ницу, руб. 257500 287500 327500 225000 - - - - Итого 187500 60000 10000 190000 75000 22500 237500 75000 15000 9500 2500 1500 25 30 10 7500 2000 1000 20 30 15 А Б В II период I период Товар 150000 60000 15000
Слайд 21: Факторный анализ
Для анализа влияния отдельных факторов на прирост товарооборота берут разность между числителем и знаменателем соответствующего общего индекса
Слайд 22: 1. Абсолютное изменение товарооборота (числитель минус знаменатель индекса стоимости товарооборота):
Слайд 23: Факторный анализ
Прирост стоимости товарооборота происходит под влиянием двух факторов: изменения количества проданных товаров и изменения цены за единицу товара. Сумма приростов под влиянием этих факторов должна равняться общему приросту стоимости товарооборота
Слайд 24: Факторный анализ
Для получения сопоставимых результатов рекомендуется соблюдать такую последовательность включения факторов в анализ: вначале идут количественные факторы (в нашем случае q), затем качественные (Р)
Слайд 25: 2. Абсолютное изменение товарооборота за счет изменения количества проданных товаров (числитель минус знаменатель общего индекса физического объема товарооборота по Ласпейресу):
Слайд 26: 3. Абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен (числитель минус знаменатель индекса цен по Пааше):
Здесь возможны два случая: экономия или перерасход покупателей за счет изменения цен
Слайд 30: В данном случае общий индекс цен рассчитывается как средняя гармоническая величина из индивидуальных индексов, где в качестве весов выступают величины товарооборота отчетного периода
Слайд 31
71877 - - 73000 Итого 22115 20528 29234 1,040 1,023 0,992 +4,0 +2,3 -0,8 23000 21000 29000 А Б В Изменение цен % Реализация в текущем периоде, руб. Товар
Слайд 32
Цены по данной товарной группе в текущем периоде по сравнению с базисным в среднем возросли на 1,6%
Слайд 35: В данном случае общий индекс физического объёма товарооборота рассчитывается как средняя арифметическая величина из индивидуальных индексов физического объема товарооборота, где в качестве весов выступают величины товарооборота базисного периода:
Слайд 36
119505 - - 124000 Итого 43056 24786 51663 0,936 0,918 1,013 -6,4 -8,2 +1,3 46000 27000 51000 А Б В Изменение физического объема реализации, % Реализация в базисном периоде, руб. Товар
Слайд 38: Индексы средних уровней (индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов)
Слайд 39: Рассматривается реализация товара А несколькими фирмами. У каждой фирмы определенный объем реализации и своя цена. Требуется проанализировать, как изменяется средняя цена товара
Слайд 41: Из формулы индекса переменного состава видно, что средняя цена изменяется в результате действия двух факторов:
изменение цен в отдельных фирмах; изменение удельного веса фирм в общем объеме реализации товаров. Следовательно, индекс переменного состава может быть разложен на два субиндекса, каждый из которых характеризует действия одного из этих факторов
Слайд 42: 1. Субиндекс - индекс постоянного состава. Он показывает, как изменяется средняя цена в результате изменения цен в отдельных фирмах
Слайд 43: 2. Субиндекс - индекс структурных сдвигов. Он показывает, как изменяется средняя цена в результате изменения удельного веса фирм в общем объеме реализации товаров (в результате структурных сдвигов):
Слайд 45: 1. Абсолютное изменение средней цены исчисляется как разность делимого и делителя индекса переменного состава
Слайд 46: 2. Изменение средней цены за счет изменения цен в отдельных фирмах исчисляется как разность делимого и делителя индекса фиксированного состава:
Слайд 47: 3. Изменение средней цены за счет структурных сдвигов исчисляется как разность делимого и делителя индекса структурных сдвигов:
Слайд 50: Cтоимость материальных затрат на производство продукции зависит от:
q - количества выпускаемой продукции ; m - удельных расходов сырья и материалов ; p - цен на сырье и материалы.
Слайд 58
При построении территориальных индексов возникают вопросы о базе сравнения и объекте, на уровне которого следует зафиксировать веса индекса. Эти вопросы решаются, исходя из конкретных задач исследования. Например, необходимо сравнить уровни цен двух регионов (регионов А и Б).
Слайд 62: Для получения единого результата в качестве весов используется суммарный объем продаж двух регионов
Слайд 63: Возможно построение индекса цен на основе метода косвенной стандартизации
Слайд 68
Если индексы рассчитываются для большего, чем два, числа периодов времени, то они могут быть получены базисным и цепным способом. Рассмотрим построение базисных и цепных индексов на примере индекса физического объема товарооборота.
Слайд 72
- количество проданного товара в базисном периоде; - количество проданного товара в первом периоде и так далее.
Слайд 73: Произведение цепных индексов дает базисный индекс последнего периода времени
Слайд 75
Отмеченная выше взаимосвязь безусловна только для индивидуальных индексов. Для общих же индексов эта взаимосвязь будет справедлива лишь тогда, когда общие индексы будут рассчитываться с так называемыми постоянными весами.
Слайд 76: Пусть имеются данные о реализации нескольких товаров за четыре периода времени
Слайд 77: Система базисных индексов
За базисный принимается первый по порядку период времени.