Первый слайд презентации: Эмоционально выгорание педагогов
Слайд 2: СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.
Слайд 3: К симптомам проявления личностных особенностей относят:
скудность репертуара рабочих действий, упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности, цинизм), злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам, негативная «Я-концепция», негативное отношение к клиентам, переживание зависимости от людей и обстоятельств, агрессивные чувства по отношению к клиентам
мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста незначимой, то развитие выгорания происходит быстрее); склонность к интраверсии (это люди с низкой социальной активностью и адаптированностью, социально несмелые, их интересы направлены на внутренний мир); мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста незначимой, то развитие выгорания происходит быстрее); склонность к интраверсии (это люди с низкой социальной активностью и адаптированностью, социально несмелые, их интересы направлены на внутренний мир);
Слайд 6: Считается, что определённые черты личности способствуют развитию выгорания специалиста. К личностным факторам риска относят :
низкая или чрезмерно высокая эмпатия ; жёсткость и авторитарность по отношению к другим людям; низкий уровень самоуважения и самооценки; перфекционизм («синдром отличника»); излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих.
Слайд 7: РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫГОРАНИЮ
Ресурсы – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. У каждого человека есть свой индивидуальный, изменчивый (подвижный) профиль ресурсов. Выделяют внутренние (личностные) и внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.
Слайд 8: Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов:
физиологический уровень включает в себя то, что задано биологически: тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс; психологический уровень включает в себя эмоционально-волевой, когнитивный и поведенческий ( деятельностный ) подуровни; социальный уровень подразумевает социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям; к духовному уровню относят три психологических ресурса: надежду (психологическую категорию, способствующую жизни и росту), рациональную веру (убеждённость в том, что существует огромное число реальных возможностей), душевную силу (мужество).
Слайд 9: К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени»
Слайд 11
Одним из важнейших факторов риска в плане появления эмоционального выгорания педагогов можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Из сниженного самоуважения часто вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремление всё и всегда делать лучше всех, безукоризненно. Любое снижение результатов труда может вызвать совершенно непредвиденную, неадекватную реакцию.
Слайд 12: Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства. Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний. Профессиональному выгоранию способствует и отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку
Слайд 14: Этапы профилактики
1. информирование о существовании проблемы 2. осознать и принять педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха 3. выявить наличие ресурсов для изменения состояния
Последний слайд презентации: Эмоционально выгорание педагогов: Что нужно делать при выгорании
1. Регулярный отдых и отпуск. Педагоги должны иметь возможность регулярно отдыхать и брать отпуск, чтобы избежать перегрузки и усталости. 2. Поддержка со стороны коллег и руководства. Важно, чтобы педагоги получали поддержку и понимание со стороны коллег и руководства, которые должны помочь им решать проблемы и конфликты. 3. Участие в профессиональном развитии. Педагоги должны постоянно совершенствоваться и развиваться, участвуя в тренингах, семинарах и других мероприятиях. 4. Здоровый образ жизни. Важно следить за своим здоровьем, правильно питаться, заниматься спортом и уделять достаточно времени сну. 5. Правильная организация рабочего времени. Педагоги должны правильно организовывать свое рабочее время, чтобы избежать перегрузки и усталости. 6. Психологическая поддержка. Важно обращаться за психологической помощью, если появляются проблемы с эмоциональным состоянием. 7. Установление границ. Педагоги должны устанавливать границы в своих отношениях с учениками и родителями, чтобы избежать перегрузки и конфликтов.