Первый слайд презентации: ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Содержание финансового контроля 2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля 3. Органы финансового контроля, их задачи и полномочия
Представляет собой деятельность субъектов управления, направленную на выявление отклонений от принятых норм финансового права, от запланированных параметров финансовых планов в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и отклонений.
Слайд 3: ЦЕЛЬ
своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению.
Слайд 6: ОТРАСЛЬ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
государственный (муниципальный) финансовый контроль бюджетный внебюджетный налоговый таможенный денежно-кредитный страховой инвестиционный
Слайд 7: ОТРАСЛЬ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
негосударственный финансовый контроль аудиторский внутрихозяйственный общественный
Слайд 8: ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
предварительный текущий (оперативный) последующий внешний внутренний камеральный выездной
Слайд 10: ОБЪЕКТЫ
органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит контролю со стороны контролирующих органов и лиц;
Слайд 11: ПРЕДМЕТ
количественные и качественные показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне.
Слайд 13: МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий надзор мониторинг обследование проверка ревизия
Слайд 14: СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
это утвержденная уполномоченными органами совокупность правил и норм осуществления контрольной деятельности, разъясняющие способы и приемы осуществления контрольных процедур.
Слайд 15: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
Слайд 16: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
законность объективность независимость прозрачность разграничение функций и полномочий
Слайд 17: ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
планирование проведение контроля оценка и систематизация результатов контроля и принятие по ним решений исполнение результатов контроля и решений
Слайд 19: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВОЙ КОНТРОЛЬ КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В зависимости от институциональной структуры публичной власти финансовый контроль, осуществляемый: органами законодатель-ной (представительной) власти; главой государства (субъекта федерации, муниципального образования); органами исполнитель-ной власти.
Слайд 20: КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В зависимости от уровня публичной власти федеральный региональный муниципальный
Слайд 21: КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В зависимости от объекта финансового контроля денежно-кредитный валютный бюджетный, в т.ч.(налоговый, таможенный, внебюджетный) страховой банковский антимонопольный
Слайд 22: ВИДЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
аудиторский внутрихозяйственный общественный
Слайд 23: АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ
представляет собой контрольную дея-тельность, осуществляемую аудиторскими организациями или отдельными аудиторами путем проведения независимых проверок отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления финансовой отчетности организациями.
Слайд 24: ЦЕЛИ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ
составление независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее конечные результаты, и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности. разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности.
Слайд 27: ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
контрольные действия осуществляют работники хозяйствующего субъекта. отсутствует единая нормативно-правовая база контрольной деятельности. контрольная деятельность имеет постоянный характер.
Слайд 29: ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
предварительный текущий (оперативный) последующий внешний внутренний камеральный выездной
Слайд 30: КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОРМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
от времени проведения контрольных действий: предварительный, текущий и последующий контроль. места проведения контрольных действий: камеральный и выездной контроль. отношения друг к другу контролирующего и контролируемого субъектов: внешний и внутренний контроль.
Слайд 31: КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОРМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
полноты и масштаба охвата объектов контрольными действиями: сплошной и выборочный (комплексный и тематический контроль). периодичности проведения контроль-ных действий: систематический, периодический и разовый контроль.
Слайд 32: МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
проверка ревизия обследование надзор мониторинг учет налогоплательщиков и объектов налогообложения
Слайд 33: ФИНАНСОВЫЕ ПРОВЕРКИ
представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Слайд 35: РЕВИЗИЯ
комплекс разновидностей проверок (документальных (инвентаризационных)) финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц.
Слайд 37: ОБСЛЕДОВАНИЕ
представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу финансовой информации с целью определения целесообразности проведения проверки.
Слайд 38: НАДЗОР
представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности.
Слайд 39: МОНИТОРИНГ
представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Слайд 41: Органы государственного финансового контроля законодательной (представительной) власти
Счетная палата РФ Счетные палаты субъектов РФ
Слайд 42: Счетная палата РФ
осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе: контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов; оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества; оперативный контроль исполнения федерального бюджета; проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Слайд 43: Органы государственного финансового контроля исполнительной власти
Контрольное управление Президента РФ Министерство финансов РФ (надзорные органы) Федеральная служба по финансовым рынкам Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральная таможенная служба
Слайд 44: Контрольное управление Президента РФ
осуществляет контроль (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, контроль реализации Бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Слайд 45: Министерство финансов РФ
разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля; осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структур: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.
Слайд 46: Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения
осуществляют налоговый контроль, в т.ч. контроль соблюдения налогового законодательства; учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества; камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов; разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики РФ; осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления.
Слайд 47: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений, в т.ч. осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и имущества; надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти; проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля; формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
Слайд 48: Федеральное казначейство
исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; кассовое обслуживание территориальных бюджетов; осуществляет предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; право приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств.
Слайд 49: Главные распорядители и распорядители бюджетных средств
осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Слайд 50: Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет контроль и надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления или отзыва лицензий, в т.ч. контроль соблюдения участниками рынка специального законодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участников фондового рынка и т.д.), надзор за соблюдением установленных правил торговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховым резервам, уровню страхового риска и т.д.; мониторинг финансовой устойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.
Слайд 51: Федеральная служба по финансовому мониторингу
занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб.
Слайд 52: Федеральная таможенная служба
осуществляет проведение таможенного контроля, в т.ч. контроль исполнения таможенного законодатель-ства; контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ; контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов).
Слайд 53: Органы негосударственного финансового контроля
профессиональные аудиторские организации (фирмы, компании) индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица.
Слайд 54: Органами внутрихозяйственного финансового контроля
органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров и т.д.) администрация организации специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита) ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых некоммерческих организаций.
Слайд 55: Органы общественного контроля
Общественная палата РФ отраслевые профессиональные союзы попечительские советы (например, в сфере образования) Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и др.
Слайд 56: Направления развития системы финансового контроля
В области государственного финансового контроля : совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы; разработка результативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и ее увязка с системой оплаты труда их работников; создание и внедрение системы контроля результативности государственных доходов и расходов: четкое определение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевое использование государственных средств.
Слайд 57
обеспечение результативности методов финансового контроля; исключение дублирования в деятельности различных органов государственного контроля; использование современных информационных технологий в системе налогового контроля; завершение перевода исполнения внебюджетных фондов РФ через органы Федерального казначейства.
Слайд 58
В области негосударственного финансового контроля : освоение аудиторскими организациями новых контрольных технологий; расширение контрольных полномочий аудиторских организаций, а также перечня объектов аудиторских проверок; создание полноценной системы внутрихозяйст-венного финансового контроля в организациях, разработка и законодательное закрепление его основ (форм, методов и т.д.);
Последний слайд презентации: ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
встройка внутреннего контроля в систему общественного финансового контроля; создание условий для формирования действительно независимых профсоюзов; обеспечение гласности результатов общественного финансового контроля и доступа его органов к государственным информационным ресурсам.