Первый слайд презентации: Тема 10. Государственный финансовый контроль в РФ
Слайд 2: План
Вопрос 1. Сущность, цели и задачи ФК Вопрос 2. Классификация видов, форм и методов ФК Вопрос 3. Органы ГФК в РФ Вопрос 4. Направления совершенствования ГФК в РФ
Слайд 4: Государственный финансовый контроль
Контроль является одной из важнейших функций управления, осуществляемого на любом уровне, Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества, выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др. Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне
Слайд 5: Финансовый контроль
— это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Слайд 6: Цель финансового контроля
в оперативном получении полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Слайд 7: Задачи финансового контроля
заключаются в: • обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства; • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств; • обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования; • соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; • предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере; • усиление результативности финансовой политики государства.
Слайд 8: Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом или как систему к которой выделяют - основные элементы - вспомогательные элементы
Слайд 9: Элементы финансового контроля
Основные элементы финансового контроля объект и субъект; принципы контроля; информационное, нормативное обеспечение; механизм контроля; ответственность всех участников процесса контроля Вспомогательные элементы финансового контроля - это финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и другое.
Слайд 10: Объект и субъект финансового контроля
Объектом ФК, являются : процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, определенных системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги, цены, тарифы и др.). Субъектом ФК являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации); квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством.
Слайд 11: Процесс финансового контроля
- это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, который осуществляется с использованием определенных методов.
Слайд 12: Методы финансового контроля
это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля и по определенной процедуре контроля
Слайд 13: Механизм финансового контроля
определяет последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами
Слайд 14: Этапы процесса финансового контроля
планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений; проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка; систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности; реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Слайд 15: Принципы финансового контроля
Законность наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая Объективность невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий Гласность предполагает общедоступность результатов финансового контроля (кроме ком-й и гос-й тайны) Ответственность добросовестное отношение исполнителей ФК к своим должностным обязанностям Разграничение фун-й и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля Системность единство правовой базы, установление периодичности в проведении финансовых контрольных мероприятий.
Слайд 16: Реализация финансового контроля обеспечивается
Информационно представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику, а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии Нормативно нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты; стандарты, устанавнивающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации(например, правила (стандарты) аудиторской деятельности); кодексы профессиональной этики; методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации ФК контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).
Слайд 17
Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.
Слайд 19: Виды финансового контроля
Признак классификации Виды финансового контроля Субъект контроля Государственный, негосударственный(аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.
Слайд 20: Государственный финансовый контроль
- это совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти установленных норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства
Слайд 21: Виды государственного финансового контроля в РФ
1. По отношению к ветвям государственной власти контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти – это парламентский контроль, и к онтроль осуществляемый специально созданными ими органами независимого контроля; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти 2. По отношению к уровням государственной власти федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. 3. По характеру компетенции органы общей компетенции органы отраслевой компетенции органы межотраслевой компетенции
Слайд 22
1. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). 3. органы общей компетенции осуществляют контроль широкого круга вопросов (например,Счетная палата РФ органы отраслевой компетенции (Фел. служба страх.надзора) органы межотраслевой компетенции (ФНС, ФТС). 2. В РФ к федеральным органам относятся: Счетная палата РФ, федеральные службы Министерства финансов РФ и др.; К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы)
Слайд 24: Аудиторский контроль (аудит)
представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Слайд 25: Внутрихозяйственный контроль
осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты.
Слайд 26: Общественный контроль
Представляет собой контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.
Слайд 27: Виды финансового контроля (в зависимости от объекта контроля)
например бюджетный налоговый таможенный валютный контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный контроль за деятельностью внебюджетных фондов
Слайд 28
Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в форме, зависящей от целого ряда факторов, с учетом которых (время, место, периодичность проведения контроля) можно выделить следующие формы финансового контроля
Слайд 29: Основные формы финансового контроля
Классификационный признак финансового контроля Формы финансового контроля Время проведения контроля Предварительный, текущий, последующий Направление воздействия субъекта на объект Внешний, внутренний Место проведения контроля Камеральный, выездной Полнота охвата проверяемого материала Сплошной, выборочный Характер источников контроля Документальный, фактический Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный Повторяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный
Слайд 30: Основные методы проведения финансового контроля
обследование проверка ревизия надзор мониторинг
Слайд 33: Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется
в соответствии с установленными нормами права источниками которого являются: Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Бюджетный кодекс РФ Налоговый кодекс РФ Федеральные законы и законы субъектов РФ законодательные нормы органов местного самоуправления подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.)
Слайд 34: Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти
предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты субъектов РФ и муниципальных образований)
Слайд 35: Финансовый контроль
исполнительной власти, исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований возложен на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора Федеральное казначейство финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Слайд 36: Счетная палата Российской Федерации
является постоянно действующим федеральным органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.
Слайд 37: Основной задачей Счетной палаты РФ является осуществление внешнего контроля за исполнением федерального бюджета
Счетная палата РФ осуществляет: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
Слайд 38: Министерство финансов Российской Федерации
непосредственно не является органом, осуществляющим государственный финансовый контроль. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб
Слайд 39: Подведомственные Министерству финансов службы
Федеральная налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральная таможенная службы (в части вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств)
Слайд 40: Федеральная налоговая служба
Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей
Слайд 41: Федеральная служба страхового надзора
осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др
Слайд 42: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Слайд 43: Федеральная таможенная служба РФ
наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях —налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами. ФТС находиться в ведении Министерства экономического развития РФ, которая
Слайд 44: Федеральное казначейство
Занимается организацией и осуществлением контроля за исполнением федерального бюджета
Слайд 45: Федеральная служба по финансовому мониторингу
Осуществляет контроль и надзор за выполнением юр. и физ. лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) находится и ведении Правительства Российской Федерации
Слайд 47: Во-первых, создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля
позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п.
Слайд 48: Во-вторых, следует законодательно определить
виды финансового контроля субъекты и объекты финансового контроля четко разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля
Слайд 49: В-третьих, необходимо
завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ
Слайд 50: В четвертых,
Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля
Слайд 51: В-пятых
принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.
Слайд 52
Органам налогового и таможенного контроля необходимо более тесное взаимодействие с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ.
Слайд 53
Совершенствовать и использовать новые информационные технологии способных обеспечить: открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности
Слайд 54: Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ
должно стать изменение характера проводимого аудита, (он должен заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования)
Слайд 55: В целях повышения внутрихозяйственного контроля
Необходимо: законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля разработать и реализовывать наиболее рациональные формы, методов осуществления контроля, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы(например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).
Слайд 56: В целях совершенствованию общественного контроля
необходимо расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством более четко регламентировать отдельные аспекты деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов) законодательно обеспечить процедуры доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом
Слайд 57: Примерный перечень вопросов на семинар
Содержание и назначение финансового контроля? Основные принципы финансового контроля? Виды финансового контроля? Формы финансового контроля, их характеристика? Аудиторский контроль, его особенности и характеристика? Содержание и назначение внутрихозяйственного финансового контроля? Общественный финансовый контроль? Раскройте необходимость финансового контроля в условиях рыночной экономики В чем состоит роль государства как субъекта финансового контроля? Органы государственного финансового контроля РФ? Контрольные функции Счетной палаты РФ? Контрольные функции Казначейства России, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного контроля?
Слайд 58: Темы для докладов на семинар
Организация финансового контроля в США, в сравнении с РФ Организация финансового контроля Великобритании Организация финансового контроля в Германии Организация финансового контроля в странах СНГ Организация деятельности Счетной палаты в реализации финансового контроля Организация деятельности Министерства финансов РВ и подконтрольных ему органов в реализации финансового контроля
Слайд 59: Для домашнего творческого задания
Составьте схему, отражающую виды, формы, методы финансового контроля. 2. Покажите на схеме, как разграничены направления деятельности органов государственного финансового контроля с учетом выполняемых ими задач и осуществляемых функций, каковы основные направления их взаимодействия? 3. Проведите сравнительный анализ полномочий органов государственного финансового контроля в процессе применения мер ответственности за финансовые нарушения. Дайте оценку применяемых финансовых санкций с точки зрения их действенности
Последний слайд презентации: Тема 10. Государственный финансовый контроль в РФ: Рекомендуемая литература
Воронин Ю.М., Мешалкина Р.Е. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. — М.: ИД «Финансовый контроль», 2003. Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С.О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль. — СПб.: Питер, 2004. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — С. 87—88. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2012. Финансы и кредит : учебник / коллектив авторов ; под ред. Т.М. Ковалёвой.— 6-е изд., испр. и доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 360 с. Финансы // Учебник/под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.Н. Сабанти – 2-е изд.; перераб и доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2009.