Первый слайд презентации
ДИСЦИПЛИНА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» 1 Тема лекции: «Теоретические основы ГМФК» Махачкала, 2018
Слайд 2
Вопросы : Финансовый контроль в системе управления финансами. Классификация финансового контроля. Содержание и значение ГМФК.
Слайд 3
Финансовый контроль в системе управления финансами Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Слайд 4
Элементы системы управления финансами Объекты управления Субъекты управления Методы управления Государственные и муниципальные финансы; Финансы субъектов хозяйствования. Органы стратегического управления; Органы тактического управления. Финансовое планирование и прогнозирование; Оперативное управление; Финансовый контроль.
Слайд 5
Контроль является одной из важнейших функций управления и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. ( Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. —С. 393.) Определение контроля
Слайд 7: Определение финансового контроля
Финансовый контроль – это неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций; законодательно регламентированная деятельность специально созданных органов контроля и аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; совокупность целенаправленных мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.
Слайд 8
Цель финансового контроля Цель финансового контроля заключается в оперативном получении полной и достоверной информации о ходе процесса управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Иначе говоря, цель ФК – содействие успешной реализации финансовой политики государства, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах жизни общества.
Слайд 9
обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства; выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования; Задачи финансового контроля:
Слайд 10
соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере; усиление результативности финансовой политики государства, территориальных образований и субъектов хозяйствования. Задачи финансового контроля:
Слайд 11: Элементы финансового контроля
Элементы финансового контроля Объект Субъект Принципы Информацион-ное, правовое и методическое обеспечение Меры ответственнос-ти участников процесса контроля Механизм Совокупность элементов ФК составляет систему финансового контроля
Слайд 12: Объект финансового контроля
Это – различные стороны финансово- хозяйственной деятельности организаций, органов власти разных уровней и других участников финансовых процессов. Это - процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налогооблагаемая прибыль, добавленная стоимость, расходы бюджета, налоги и др.).
Слайд 15: Основные понятия финансового контроля
Процесс финансового контроля – это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляемой с использованием определенных методов. Методы финансового контроля – это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Форма контроля – это внешнее выражение контрольных действий и операций. Процедура контроля – это установленный порядок осуществления контрольных действий и операций. Механизм финансового контроля - это определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.
Слайд 16: МЕТОДЫ финансового контроля
Методы финансового контроля Ревизия Анализ Проверка Обследование Мониторинг Надзор
Слайд 18: Ревизия
П роводится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте контроля и является основным методом финансового контроля. Ревизия проводится на месте расположения объекта контроля и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и т.д.
Слайд 19: Ревизия
Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов. В то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров.
Слайд 20: Классификация Ревизий
В зависимости от содержания По времени осуществления По обследуемому периоду деятельности В зависимости от объема ревизуемой деятельности Классификация Ревизий
Слайд 21: В зависимости от содержания
Документальные ревизии Фактические ревизии включают в себя проверку различных первичных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей
Слайд 22: По времени осуществления
Плановые ревизии Внеплановые ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности, наличии данных о халатности, бесхозяйственности и злоупотреблениях
Слайд 23: По обследуемому периоду деятельности
Сплошные ревизии Выборочные ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени
Слайд 24: В зависимости от объема ревизуемой деятельности
Комплексные ревизии Тематические ревизии в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности
Слайд 26: Обследование
П роизводится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. Используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.
Слайд 29: Анализ
Н ацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д.
Слайд 30: Методы финансового контроля
1) документальные (выездные) и камеральные проверки на основе отчетной документации, расчетов, деклараций и расходных документов для рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности, налоговых платежей в бюджет и разработки мер для устранения выявленных нарушений; 2) обследование охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития; 3) надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.п.); 4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово – бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования, исполнения бюджета; 5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента; 6) ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; виды ревизии: плановые и внезапные, документальные и фактологические).
Слайд 31
Информационное обеспечение финансового контроля Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), и также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского и финансового учета.
Слайд 32
Правовое и методическое обеспечение финансового контроля Включает : нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов; стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской (деятельности); кодексы профессиональной этики; методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).
Слайд 33
Правовое обеспечение финансового контроля в РФ Бюджетный кодекс РФ. ФЗ от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Налоговый кодекс РФ. ФЗ от 31.07.1998 № 147-ФЗ. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Одобрен Распоряжением Евразийского межправительственного союза от 16.11.2016 №19. Закон РФ «О Счетной Палате РФ» от 11.01.1995 № 4-ФЗ. Закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119 – ФЗ. Закон РФ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Постановление Правительства РФ «О Министерстве финансов РФ» от 30.06.2004 № 329. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Приказ Министерства финансов РФ «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» от 25.12. 2008 г. № 146н. Указ Президента РД «Об утверждении Положения о Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан » от 07.06.2013 № 180.
Слайд 35
Ответственность участников финансового контроля Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности : финансовая, административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.
Слайд 37: Меры принуждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса финансового контроля своих прав и обязанностей
Предупреждение, Наложение штрафа, Начисление пени, Запрещение или ограничение деятельности, Запрещение на осуществление тех или иных операций (блокировка расходов, приостановление операций по счетам в банках и т.п.), Изъятие материальных и денежных средств, Конфискация. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов.
Слайд 39: Принципы организации финансового контроля
1) независимость; 2) законность; 3) объективность; 4) ответственность; 5) компетентность; 6) гласность; 7) результативность; 8) разграничение функций и полномочий; 9) системность; 10) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; 11) неподкупность субъектов контроля; 12) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах (заключениях) проверок и ревизий; 13) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений; 14) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; 15) согласованность действий различных контролирующих органов и др.
Слайд 40
2. Классификация финансового контроля Признак классификации Виды финансового контроля Субъект контроля Государственный и муниципальный; Негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) Объект контроля Бюджетный; Налоговый; Таможенный; Страховой; Валютный; Инвестиционный; Денежно-кредитный Основные виды финансового контроля
Слайд 46
Формы финансового контроля Признак классификации Виды финансового контроля Время проведения контроля предварительный ; текущий; последующий Регламент осуществления контроля обязательный; инициативный (добровольный) Степень охвата проверяемого материала сплошной и выборочный; тематический и комплексный; полный и частичный Направление воздействия субъекта на объект контроля внешний; внутренний
Слайд 47
Формы финансового контроля Признак классификации Виды финансового контроля Место проведения контроля камеральный; выездной Повторяемость изучения источников контроля первичный; повторный; дополнительный Периодичность проведения контроля систематический; периодический; единовременный Характер источника контроля документальный; фактический.
Слайд 48: Классификация форм контроля
По регламенту осуществления : а) обязательный – это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово – бухгалтерской отчетности и т.п.; б) инициативный (добровольный). По времени проведения : а) предварительный, т.е. до совершения финансовых операций, призван предупреждать финансовые нарушения; б) текущий (оперативный) проводится в момент совершения сделок; в) последующий путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности.
Слайд 49: Направления финансового контроля
1. Стратегический контроль – это контроль за всеми направлениями развития финансово-хозяйственной системы через контроль за движением ее денежных средств. 2. Оперативный контроль – это контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы.
Слайд 50
Государственный и муниципальный финансовый контроль – это совокупность мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также специально созданными ими органами, за соблюдением субъектами хозяйствования и органами власти и управления установленных норм права с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.. 3. Содержание и значение ГМФК
Слайд 51: Объект ГМФК
Это – денежные отношения, возникающие в процессе финансово - хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и местного самоуправления.
Слайд 52
Признак классификации Виды финансового контроля По отношению к ветвям власти парламентский; президентский; правительственный По отношению к уровню власти государственный (на федеральном и региональном уровнях); муниципальный По характеру компетенций контроль, проводимый органами общей компетенции; контроль, проводимый органами специальной (отраслевой) компетенции. Классификация ГМФК
Слайд 53: Модели организации органов ГМФК
Англосаксонская – иерархическая модель, предполагающая институт главного государственного контролера. Континентальная – коллегиальная – важнейшим органом являются специальные контрольные органы законодательной власти – контрольные палаты, построенные на основе принципа коллегиального решения.
Слайд 54
организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. надо иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Лимская декларация руководящих принципов финансового контроля Принята IX Конгрессом Международной ассоциации высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году
Слайд 55
законность; объективность; независимость; гласность; ответственность; разграничения функций и полномочий; системность. Руководящие принципы государственного финансового контроля, определенные Лимской декларацией ИНТОСАИ:
Слайд 56
Характеристика принципов ГМФК Принцип законности п редусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством.
Слайд 57
Характеристика принципов ГМФК Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Слайд 58
Органы финансового контроля РФ Государственные и муниципальные органы контроля Независимые органы контроля Главное контрольное управление Президента РФ (частично) Аудиторский контроль Ведомственный (внутриведомствен-ный) контроль Счетная палата РФ Министерство финансов РФ Федеральное казначейство Федеральная налоговая служба России Федеральная таможенная служба РФ Внутрихозяйствен-ный (внутренний) контроль Федеральная служба по финансовому мониторингу Центральный банк РФ (частично) Гражданский (общественный, народный) контроль Государственные внебюджетные фонды РФ (проводят ведомственный контроль) Региональные и муниципальные органы финансового контроля
Слайд 59
Динамика возвращенных Счетной палатой РФ в бюджетную систему РФ денежных средств в ходе контрольных мероприятий в 2014-2017 годы
Слайд 60
Динамика выявленных Счетной палатой РФ нарушений в финансово-бюджетной сфере в 2013-2017 годы
Слайд 61
Динамика выявленных Счетной палатой РФ нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2014-2017 годы
Слайд 62
Динамика возбужденных инспекторами Счетной палатой РФ дел об административных правонарушениях в 2014-2017 годы
Слайд 63
Поступление администрируемых ФНС России налогов и сборов по уровням бюджетной системы РФ в 2015 – 2017 годы
Слайд 64
Налоговые проверки 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2018 Количество, единиц Дополни-тельно начислено платежей, тыс. рублей Количество, единиц Дополнительно начислено платежей, тыс. рублей Количес-тво, единиц Доп. начислено платежей, тыс. руб. Камеральные проверки 34 190 579 51 597 451 32 870 049 56 543 326 55 859 332 61 108 658 из них: выявившие нарушения 1 764 934 X 1 964 881 Х 3 014 158 Х Пени и штрафные санкции X 60 672 824 Х 65 620 416 Х 97 058 850 Всего - выездные проверки организаций и физ. лиц 41 330 280 808 014 35 758 290 949 778 20 162 309 919 222 из них: выявившие нарушения 40 832 X 35 315 Х 19 777 Х Камеральные и выездные налоговые проверки, проведенные налоговыми органами РФ в 2013 – 2017 годы
Слайд 66
Заключение 66 Для повышения эффективности ГМФК представляется необходимым: -усовершенствовать методологическую базу; -стандартизировать систему ГМФК; -создать общегосударственную систему учета результатов деятельности органов ГМФК; -повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов; -ужесточить ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов; -исключить дублирование действий контрольных органов, которое заключается в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля; -создать общую информационную базу учета для всех органов ГМФК.
Слайд 67
В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» РФ говорится: «Необходимым условием повышения эффективности бюджетных расходов также является обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов. В рамках данного направления предполагается: внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, устанавливающих единые принципы, определения и основания проведения проверок, ревизий и обследований, права и обязанности должностных лиц органов контроля и объектов контроля, закрепляющих риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающих исключение дублирования контрольных мероприятий органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля; Заключение
Слайд 68
обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств за внедрения и применения единых федеральных стандартов внутреннего финансового аудита; совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности в целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчётности, путем внедрения и применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора; развитие методологии формирования информации по статистике государственных финансов; обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечение в него граждан. Заключение