Первый слайд презентации
Презентация по курсу «Государственный аудит в Российской Федерации»
1. Сущность финансового контроля. 2. Роль финансового контроля 3. Основные элементы содержания финансового контроля. 4. Система финансового контроля.
Слайд 4: Процесс контроля
Слайд 7: Содержание финансового контроля
Цель Задачи Принципы Объекты Субъекты что должно быть достигнуто по результатам финансового контроля что необходимо решать для достижения цели финансового контроля основные исходные положения, которым должны соответствовать организация и осуществление финансового контроля что контролируется кого контролируют, место осуществления контрольных действий кто осуществляет финансовый контроль Предмет Методы способы решения задач финансового контроля
Слайд 8: Предмет финансового контроля
Деятельность и результаты формирования и использования денежных средств финансовой системы государства Организация и процессы формирования и использования денежных средств финансовой системы государства Налоговые, таможенные и иные финансовые льготы и преимущества, а также финансовые и имущественные гарантии (поручительства), предоставленные государством субъектам хозяйствования Финансовые документы и отчетность, отражающие операции с денежными средствами финансовой системы государства и имуществом субъектов хозяйствования Использование государственной собственности и имущества субъектов хозяйствования
Слайд 9: Основные задачи финансового контроля
Определение соответствия формирования и использования денежных средств финансовой системы государства требованиям нормативных правовых О ценка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности Предупреждение, выявление и пресечение нарушений и недостатков в формировании и использовании финансовых средств Оценка эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, Определение и применение мер ответственности к юридическим и физическим лицам, допустившим нарушения финансово-экономического законодательства Российской Федерации
Слайд 10
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Законность Независимость Объективность Гласность Ответственность
Слайд 11
ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Внутрихозяйственный Государственный Муниципальный Аудиторская деятельность
Слайд 12: История становления и развития государственного аудита в России
1. Становление системы контроля «государевой казны»: от самоличного княжеского контроля до царского Приказа. 2. Развитие института государственного финансового контроля России в период с XVII в. – середина 50-х гг. XI Х в. 3. Реформы В.А.Татаринова и попытки реализовать принцип независимости института государственного контроля от исполнительных органов власти (конец 50-х гг. XIX в. – октябрь 1917 г.) 4. Развитие советской модели государственного контроля 5. Состояние государственного финансового контроля в России в период с 1992 по 1995 год.
Слайд 13
c XI в. по XIV в. «Русская Правда» - свод древнерусского права князя Ярослава Мудрого. Устав Владимира Мономаха Объединение княжеств, уплата податей Орде, возникновение зачатков государственного аппарата – воевод и «приказных людей» (князь Иван I -Иван Данилович Калита ) Возникновение государства Россия система Приказов, Великокняжеский Судебник Ивана III Разделение функций царского двора и государственного управления Денежная реформа,новая система чеканки монет, перепись земель, единая система податного обложения – «большая соха» с XV в. по XVI в. Сформированы основы развитого государственного управления, опиравшиеся на единую денежную единицу, налоговую систему, и сочетавшие централизованную государственную власть с местным самоуправлением.
Слайд 14
Создан Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ) - 10 марта 1656 г. (царь Алексей Михайлович Романов) Образована «Ближняя Канцеляриия его царского величества» -правительство, государство разделено на губернии ( царь Петр I) Создан Сенат, учреждены Коллегии (вместо Приказов) Создана Ревизион-Коллегия - специальный контрольный орган при Сенате, Казенные Палаты для управления финансами губерний, в их составе – Камер-Коллегии, местные органы государственного финансового контроля, работающие совместно с Ревизион-Коллегией (Екатерина II ) Учреждено Главное Управление ревизии государственных счетов (император Александр I ) XVII в. - середина 50-х гг. XI Х в Установлено звание Государственного Контролера Создан орган государственного финансового контроля - Государственный Контроль (император Николай I )
Слайд 15: Проект В. А. Татаринова по реформированию государственного контроля в России (1862 г.)
В финансовой системе: единообразное составление финансовых смет по государственным расходам и их точное исполнение в соответствии с ежегодным бюджетным законом. единство кассы - сосредоточить все денежные бюджетные средства исключительно в кассах Министерства финансов. В государственном финансовом контроле: обеспечение независимости системы государственного финансового контроля от контрольных подразделений органов исполнительной власти создание цикла контроля - предварительного, фактического и последующего контроля. контроль движения государственных средств от их выделения до использования внедрение фактического контроля подлинников первичных финансовых документов. внедрение предварительного контроля - проверки «правильности расходных предписаний распорядителей кредитов, предшествующие самому расходу ».
Слайд 16: Основополагающие положения деятельности государственного контроля в России (1860-е годы)
Независимость государственного контроля от других министерств. Контроль должен представлять свои отчеты и доклады о результатах ревизии, служить целям объединения и единообразного направления хозяйственных действий всех подотчетных распорядительных управлений. Ревизия расходов и доходов должна быть поручена отдельным местным органам, непосредственно подчиненным Центральному контрольному управлению. Государственный контроль должен быть организован и осуществлен в наиболее простой системе счетоводства — такой, которая бы отнюдь не замедляла и не стесняла действия распорядительных управлений, но давала бы контролю возможность своевременно следить за законностью действий и распоряжений подотчетных учреждений, и представлять о результатах этих распоряжений и о последствиях своих ревизионных действий своевременные и ежегодные отчеты.
Слайд 17: Система национального контроля России (конец 19 века)
проверка ежемесячных, годовых и «генеральных» книг и отчетов, составляемых как самими министерствами, так и подчиненными им ведомствами и учреждениями. ревизия оборотов по подлинным документам, проверка действий не только исполнителей, но и главных распорядителей кредита, проверка финансовых смет, составления отчетов по исполнению смет и подготовка отчетов о ревизии. рассмотрение смет, проектов, правил, инструкций и положений, планов, некоторых наиболее важных договоров, проверка по существу ордеров и ассигновок по каждой проплате, участие в производстве торгов, заготовок, покупок и продаж. присутствие представителей контроля при приеме и освидетельствовании материалов и имуществ, осмотр и обмер работ, ревизия наличности касс, сверка с натурою и подсчет платежных документов. Наблюдательный контроль Последующий или документальный контроль Предварительный контроль Фактический контроль
Слайд 18
Закон о Государственном контроле (1892 г.) Проверяет законность и правильность распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов Рассматривает финансовые сметы министерств и главных управлений Ревизует отчетность по оборотам денежных и материальных капиталов Разрабатывает меры по совершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности Производит фактическую проверку денежных и материальных капиталов, сооружений, построек и других операций, а также эксплуатации казенных и подчиненных его надзору частных железных дорог Следит за правильностью предоставления и использования кредитов Оценивает выгодность или невыгодность хозяйственных операций
Слайд 19: Состав Государственного контроля
Государственный контролер Комиссия для проверки денежной и материальной отчетности установлений Государственного контроля Генерал - контролеры Товарищ Государственного контролера Департамент военной и морской отчетности Департамент железнодорожной отчетности Департамент кредитной отчетности Совет государственного контроля Департамент гражданской отчетности Центральная бухгалтерия Канцелярия Государственного контроля и архив Комиссия для проверки годовых отчетов частных железных дорог Контрольные палаты и местные контрольные части на казенных и частных железных дорогах
Слайд 20: Органы государственного контроля в СССР
Народный комиссариат государственного контроля, Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Центральная контрольная комиссия РКП (б) и Рабоче -крестьянская инспекция (ЦКК — РКИ) Комиссия советского контроля Народный комиссариат государственного контроля СССР Министерство государственного контроля СССР Комиссия советского контроля Совета Министров СССР Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС, Совета Министров СССР Комитет народного контроля СССР Контрольная палата СССР 1917 - 1923 г.г. 1923—1934 гг. 1934—1940 гг. 1940—1946 гг. 1946—1957 гг. 1957 - 1962 гг. 1963—1965 гг. 1965—1990 гг. 1991 год
Слайд 21: Формирование органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации Контрольно-бюджетный комитет при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 1994—1995 гг. 1992—1993 гг. Счетная палата Российской Федерации Контрольно-счетные органа субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 1995 г. 1994 -2011 г.
Слайд 22: Тема 3. Система государственного финансового контроля в России
1. Проблемы формирования правовой основы государственного финансового контроля 2. Современное состояние государственного финансового контроля 4. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе государственного и муниципального финансового контроля 3. Внешний и внутренний государственный финансовый контроль
Слайд 23
Специальный финансовый контроль Ведомственный финансовый контроль Внутрихозяйственный финансовый контроль Законодательная власть ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ Государственный аудит
Слайд 24: Система государственного финансового контроля
Специальный Ведомственный Государственный аудит Внутренний финансовый контроль Внешний финансовый контроль Федеральная налоговая служба Федеральная служба по финансовым рынкам Федеральная таможенная служба Федеральная служба по финансовому мониторингу Главные распорядители бюджетных средств Службы внутреннего финансового контрол я Счетная Палата РФ Контрольно-счетные органы субъектов РФ Контрольно-счетные органы муниципальных образований Внутрихозяйст-венный Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральное казначейство
Слайд 25: IX. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля (Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года)
Необходимо : организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования; уточнить полномочия органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления (муниципальных органов) по осуществлению финансового контроля; ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты; привести систему государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ); установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Слайд 26: Проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и…» Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. 2. Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контрольно-ревизионная деятельность соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Слайд 27: Проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и…» Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
3. Внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контрольно-ревизионная деятельность соответственно Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации (далее – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Слайд 28: Проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и…»
1. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на: соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Слайд 29: Проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и…»
4. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях: оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. 5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Слайд 30: Структура Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации
Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Президиум Ответственный секретарь Секретариат Ревизионная комиссия Научно-методический совет Экспертный консультативный совет Учебно-методический совет Комиссия Ассоциации по муниципальному финансовому контролю Этическая комиссия Комиссия по правовому обеспечению деятельности контрольно-счетных органов
Слайд 31: Государственный аудит в системе государственного финансового контроля
Сущность государственного аудита 2. Роль государственного аудита в управлении общественными финансами 3. Основные черты общепринятой модели государственного аудита
Слайд 32
Государственный внутренний финансовый контроль Государственный аудит обеспечивает потребности исполнительной власти в контроле за состоянием государственных финансов система самоконтроля государства, инструмент (контроль), с помощью которого исполнительная власть управляет общественными финансами проверка законности расходования бюджетных средств их получателями выявление и устранение нарушений в использовании бюджетных средств обеспечивает потребности общества в контроле за финансовой деятельностью исполнительной власти система публичного контроля за деятельностью государства, инструмент в руках общества (аудит), с помощью которого оно участвует в управлении общественными финансами проверка законности и эффективности формирования, распределения и использования государством централизованных фондов денежных средств предоставление гражданам и органам власти независимой целостной информации о качестве управления финансами страны
Слайд 35: Полномочия высшего органа аудита
У частие в предварительном анализе проекта государственного бюджета и подведении итогов его исполнения Проведение финансового аудита и аудита эффективности участие в разработке стандартов, правил и порядка финансовой отчетности Осуществление экспертизы нового законодательства с точки зрения оценки финансовых последствий принимаемых решений
Слайд 36: Обязательные элементы статуса высшего органа аудита
полномочия высшего органа аудита распоряжаться своим бюджетом независимость в планировании деятельности высшего органа аудита элементы иммунитета для сотрудников высшего органа аудита при выполнении им своих обязанностей
Слайд 39
Конституционно-правовая модель государственного аудита в Российской Федерации 1. Счетная палата Российской Федерации –высший орган государственного аудита. 2. Место и роль Счетной палаты Российской Федерации в структуре органов государственной власти. 3. Проблемы реализации модели государственного аудита в Российской Федерации. 4. Оценка соответствия деятельности Счетной палаты Российской Федерации общепринятой модели государственного аудита
Слайд 40: Структура Счетной палаты Российской Федерации
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Заместитель Председателя Руководитель аппарата 12 Аудиторов Счетной палаты 12 департаментов по контролю по направлениям деятельности Счетной палаты КОЛЛЕГИЯ Научно-исследовательский институт Счетной палаты 11 департаментов по обеспечению деятельности Счетной палаты Инспекции
Слайд 41: Задачи Счетной палаты Российской Федерации
контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий
Слайд 42: Типы и формы государственного аудита
1. Типы государственного аудита 2. Оперативный контроль исполнения бюджета 4. Предварительный контроль формирования проекта бюджета 3. Последующий контроль исполнения бюджета
Слайд 44: Типы государственного аудита : системный подход
Ресурсы Затраты Результат Эффект Аудит отчетности Аудит соответствия Финансовый аудит Аудит эффективности Стратегический аудит
Слайд 45: Типы государственного аудита
Отражение (учет, отчетность, соответствие) Финансовый аудит Аудит эффективности Достижение (показатели) Цели,задачи, функции Правовые акты РЕЗУЛЬТАТЫ контроль Бюджетные расходы Финансовый контроль результаты законность
Слайд 47
Предварительный контроль Текущий контроль Последующий контроль Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в ходе исполнения бюджета в целях определения соответствия фактических показателей его исполнения законодательно утвержденным показателям бюджета на текущий год. Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых по результатам исполнения бюджета в целях определения соответствия фактических показателей его исполнения положениям и показателям закона о бюджете на отчетный финансовый год. Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в процессе формирования проекта бюджета в целях определения достоверности и обоснованности показателей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Слайд 48: Формы государственного аудита
Текущий контроль Последующий контроль Предварительный контроль Проект бюджета на 2014 год и на период до 2016 года Исполнение бюджета на 2013 год Отчет об исполнении бюджета за 2012 год 2013 год
Слайд 49
Задачи предварительного контроля Определение соответствия проекта закона о бюджете действующему законодательству Оценка эффективности проекта бюджета как инструмента социально-экономической политики государства Определение обоснованности и достоверности показателей проекта закона о бюджете
Слайд 50
Задачи текущего контроля определение полноты и своевременности фактических доходов и расходов в сравнении с законодательно утвержденными выявление негативных тенденций и нарушений в ходе исполнения бюджета установление соответствия фактических показателей исполнения бюджета показателям, утвержденным законом о бюджете определение законности управления и использования государственного имущества определение объема и структуры государственного долга, размеров профицита (дефицита) бюджета
Слайд 51
определение соответствия исполнения закона о бюджете положениям Бюджетного кодекса и иных нормативных правовых актов оценка качества управления государственными финансами определение законности и эффективности использования средств федерального бюджета, федеральной собственности определение достоверности показателей отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год установление на документальной основе кассового исполнения бюджета в части объема и структуры его доходов и расходов, целевых программ и других. определение эффективности внутреннего государственного финансового контроля. Задачи последующего контроля установление эффективности администрирования доходов федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета и управления государственным долгом
Слайд 52: Порядок последующего контроля
Главные администраторы Правительство Заключение Годовая бюджетная отчетность Заключения Годовой отчет об исполнении федерального бюджета Государственная Дума до 15 сентября Счетная палата Российской Федерации до 1 апреля до 15 июня П Р О В Е Р КА П Р О В Е Р КА до 1 июня
Слайд 53: Роль органов государственного аудита в противодействии коррупции
1. Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной политики 2. Барьеры, препятствующие эффективной борьбе с коррупцией 3. Основные направления деятельности Счетной палаты в противодействии коррупции
Слайд 55: Сотрудничество России с международными организациями по борьбе с коррупцией
Слайд 57: Структуры, участвующие в борьбе с коррупцией
Межведомственная рабочая группа Специальная комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции Генеральная прокуратура Счетная палата Российской Федерации Исполнительная власть Правоохранительные органы Федеральное Собрание Общественные организации Судебная система КСО Российской Федерации
Слайд 58: Барьеры, препятствующие эффективной борьбе с коррупцией в России
Культурные и психологические Правовые и институциональные Терпимое отношение общественности к коррупции Неуверенность граждан в своем праве и возможностях реально контролировать чиновников Недостаточная согласованность и системность действий органов власти, участвующих в борьбе с коррупцией Отсутствие преемственности и последовательности в реализации антикоррупционных мероприятий Неполное соответствие законодательства, регулирующего деятельность Счетной палаты, передовой международной практике Несовершенство правовой базы в сфере борьбы с коррупцией Наличие в законодательстве норм, провоцирующих коррупцию
Слайд 59: Стратегия борьбы с коррупцией
Культивирование настроений нетерпимости к коррупции в органах государственного управления и в обществе в целом Предупреждение (профилактика) коррупции путем выявления и минимизации рисков коррупции и мошенничества Выявление коррупции посредством проведения качественных независимых проверок Уголовное наказание чиновников, уличенных в коррупции «Отпугивание» путем рекламирования успехов в борьбе с коррупцией и информирования о планах проведения проверок выполнения законодательства и мероприятий по противодействию коррупции Стратегия борьбы с коррупцией
Слайд 61
Основные направления деятельности Счетной палаты по противодействию коррупции Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Экспертиза проектов законов Профилактика коррупции внутри Счетной палаты Прозрачность и открытость деятельности Счетной палаты Совершенствование профессионального уровня Сотрудничество с международными организациями и институтами гражданского общества Сотрудничество с научно-исследовательскими организациями Взаимодействие с контрольно-счетными органами Проверки эффективности органов внутреннего контроля Сотрудничество с правоохранительными органами
Слайд 62: Планирование деятельности органа государственного аудита
1. Основные принципы и методы планирования. 2. Формирование плановых документов Счетной палаты Российской Федерации. 3. Выбор тем и объектов контрольных мероприятий
Слайд 63: Принципы планирования
сочетание перспективного, годового и текущего планирования; непрерывность планирования; комплексность планирования (охват планированием всех задач, видов и направлений деятельности Счетной палаты); равномерность и сбалансированность распределения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по главным распорядителям средств федерального бюджета, главным администраторам доходов федерального бюджета и главным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также по федеральным округам и субъектам Российской Федерации; рациональное распределение трудовых, финансовых, материальных, и иных ресурсов, направляемых на обеспечение выполнения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты; системная периодичность проведения мероприятий на объектах контроля; координация планов работы Счетной палаты с планами работы других органов государственного финансового контроля.
Слайд 64: Методы планирования
Программно-целевой метод планирования заключается в формировании на среднесрочную перспективу и закреплении в плановых документах приоритетных направлений контрольной, экспертно-аналитической, информационной и иных видов деятельности Счетной палаты в целях обеспечения эффективного контроля за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и использованием федеральной собственности. Нормативный метод планирования заключается в разработке и использовании: критериев, определяющих выбор темы, объектов и сроков исполнения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; нормативов, определяющих финансовые и трудовые затраты на их проведение, системную периодичность, объемы (репрезентативную выборку) охвата объектов контроля контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в зависимости от цели контроля, сложности проверки этих объектов, их отраслевой и региональной принадлежности, объема формируемых доходов, состава и объема используемых ими государственных средств и других факторов.
Слайд 65: Плановые документы Счетной палаты
приоритетные направления деятельности Счетной палаты на трехлетний период; концепция работы Счетной палаты по направлению деятельности Счетной палаты на трехлетний период; план работы Счетной палаты на год; план работы структурных подразделений аппарата Счетной палаты, координацию деятельности которых осуществляет Руководитель аппарата Счетной палаты или один из его заместителей на год; план работы инспекции (отдела) департамента аппарата Счетной палаты на год. план работы Коллегии Счетной палаты на квартал (текущий план); план работы Счетной палаты по направлению деятельности Счетной палаты на год; план работы департамента аппарата Счетной палаты; Стратегия развития Счетной палаты
Слайд 66: Обоснование предложения о включении контрольного мероприятия в План работы Счетной палаты
соответствие предмета мероприятия задачам и функциям Счетной палаты, установленным Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации; соответствие предмета мероприятия Приоритетным направлениям деятельности Счетной палаты и Концепции работы по соответствующему направлению деятельности Счетной палаты; актуальность предмета мероприятия; наличие рисков в рассматриваемой сфере формирования или использования государственных средств и (или) деятельности объектов мероприятия, которые потенциально могут приводить к негативным результатам; соответствие объектов контрольного мероприятия полномочиям Счетной палаты, установленным статьей 12 и другими статьями Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»;
Слайд 67: Обоснование предложения о включении контрольного мероприятия в План работы Счетной палаты ( продолжение)
сроки и результаты проведения предшествующих контрольных мероприятий в данной сфере и (или) на данных объектах; данные о планируемых трудовых затратах на проведение, контрольного мероприятия (количество человеко-дней), количество его исполнителей и срок проведения. объем государственных средств, подлежащих контролю в данной сфере и (или) используемых объектами мероприятия;
Слайд 68: Этапы контрольного мероприятия
Подготовительный Основной Заключительный Контроль реализации результатов контрольного мероприятия
Слайд 69: Структура Плана работы Счетной палаты
№ п/п Наименование мероприятия Срок проведения мероприятия Ответственные за проведение мероприятия Основание для включения мероприятия в план 1. Контроль формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также реализации соглашений о разделе продукции 1.1. …………………………………………….. 2. Контроль и оценка реализации стратегических целей и приоритетов, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации 2.1. …………………………………………. 3. Контроль, осуществляемый по направлениям деятельности Счетной палаты Российской Федерации 3.1 …………………………………………. 4. Обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации 4.1 ……………………………………………
Слайд 70: Контрольное мероприятие как организационная форма осуществления государственного аудита
1. Содержание контрольного мероприятия. Контрольное мероприятие как организационная форма осуществления государственного аудита 2. Организация контрольного мероприятия.
Слайд 71: Контрольное мероприятие –
это организационная форма, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Счетной палаты в сфере государственного аудита. Контрольным мероприятием является мероприятие, которое отвечает следующим требованиям: мероприятие исполняется на основании годового плана работы Счетной палаты; проведение мероприятия оформляется соответствующим распоряжением; мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной в установленном порядке; по результатам мероприятия оформляется отчет, который в установленном порядке представляется на рассмотрение (утверждение) Коллегии Счетной палаты.
Слайд 72: Предмет контрольного мероприятия:
организация и процессы формирования и использования государственных средств, которые включают: средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; средства бюджетов субъектов Российской Федерации в части действия контрольных полномочий Счетной палаты; средства Центрального банка Российской Федерации; федеральную собственность, в том числе имущество, переданное в оперативное управление и хозяйственное ведение; государственные внутренние и внешние заимствования, государственные долговые обязательства, включая государственные гарантии (государственный долг); государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией; другие государственные средства в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами. деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию государственных средств; документы и иные материалы, отражающие формирование и использование государственных средств.
Слайд 73: Объектами контрольного мероприятия
Объекты контроля Счетной палаты - органы государственной власти и местного самоуправления, государственные органы, организации, учреждения, иные юридические лица (включая их представительства и филиалы), на которые распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, установленные Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. являются объекты контроля Счетной палаты, по месту расположения которых осуществляются контрольные действия в соответствии с вопросами контрольного мероприятия, содержащимися в программе его проведения.
Слайд 74: При проведении контрольного мероприятия применяются методы финансового контроля:
Ревизия – комплексная документальная и фактическая проверка законности финансовых и хозяйственных операций объекта контрольного мероприятия, совершенных за определенный период, правильности их отражения в бухгалтерском учете и бюджетной отчетности Проверка – целенаправленное контрольное действие по определению состояния и установлению соответствия конкретного вопроса в сфере предмета или деятельности объекта контрольного мероприятия положениям нормативных правовых актов Анализ - исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия Обследование – анализ и оценка состояния определенных вопросов в сфере предмета или деятельности объекта контрольного мероприятия Экспертиза – исследование конкретных вопросов в сфере предмета или деятельности объекта контрольного мероприятия, основанное на профессиональных знаниях и специальных методах
Слайд 75: Формирование группы инспекторов
наличие профессиональных знаний, навыков и опыта контрольной работы, совокупность которых необходима для проведения данного контрольного мероприятия; численность группы инспекторов, осуществляющих контрольное мероприятие на объекте, должна быть не менее двух человек; непосредственную организацию и проведение контрольных мероприятий осуществляют начальники инспекций и их заместители, все категории инспекторского состава; исключение возможности возникновения конфликта интересов (личной заинтересованности инспектора).
Слайд 76
Привлечение внешних экспертов выполнение конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного государственного контракта или договора возмездного оказания услуг; включение в состав группы инспекторов для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок; создание специального экспертного совета (для проведения аудита эффективности). независимость, профессиональные знания, компетентность в сфере предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия
Слайд 77
Ведение рабочей документации контрольного мероприятия отражает процесс проведения этапов контрольного мероприятия; содержит фактические данные и информацию, необходимые для формирования доказательств в соответствии с программой контрольного мероприятия; характеризует выполнение инспекторами задач каждого этапа контрольного мероприятия; является предметом контроля и основанием оценки качества проведения контрольного мероприятия. подтверждает соблюдение группой инспекторов требований стандартов проведения контрольного мероприятия; способствует надлежащему исполнению инспекторами порученной работы и подтверждает ее выполнение; служит источником информации для подготовки ответов на любого рода внешние запросы в отношении результатов контрольного мероприятия; используется для подготовки результатов контрольного мероприятия;
Слайд 78
Этапы контрольного мероприятия 1. Основные характеристики этапов контрольного мероприятия. 2. Подготовительный этап контрольного мероприятия. 3. Основной этап контрольного мероприятия. 4. Заключительный этап контрольного мероприятия.
Слайд 79: Этапы контрольного мероприятия
Этапы Задачи этапа Содержание этапа Результаты этапа Подготовительный Выбор целей и вопросов контрольного мероприятия Предварительное изучение предмета и объектов контрольного мероприятия Программа и рабочий план проведения контрольного мероприятия Основной Заключительный Получение доказательств в соответствии с программой Проверка на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации Акты, рабочие документы Подготовка заключений, выводов и рекомендаций Оформление результатов контрольного мероприятия Отчет и другие документы по результатам контрольного мероприятия
Слайд 82
заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контрольного мероприятия способны оказать существенное влияние на его финансовую отчетность, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе. осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия. Оценка уровня существенности Выявление областей, наиболее значимых для проверки
Слайд 83
заключается в том, чтобы определить, существуют ли какие-либо факторы (действия или события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование государственных средств в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки. заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объема и проведении контрольных процедур на данном объекте. Оценка уровня существенности Определение состояния внутреннего контроля объекта
Слайд 84: В процессе предварительного изучения проводится анализ :
нормативных правовых документов, регламентирующих предмет и деятельность объектов контрольного мероприятия; отчетов о работе, планов работы и основных направлений деятельности объектов контрольного мероприятия; организационной структуры, систем и механизмов управления объектов контрольного мероприятия; выполнения объектами контрольного мероприятия поставленных задач и достижения конкретных результатов; материалов предыдущих контрольных мероприятий в данной сфере, а также результатов проверок, проводимых другими контрольными органами; Проводятся, по возможности, собеседования с руководителями министерств, агентств, служб и объектов контрольного мероприятия.
Слайд 85: Определение целей контрольного мероприятия
Цель контрольного мероприятия – это то, что необходимо выполнить в процессе его осуществления и установить по результатам его проведения. При определении целей следует исходить из того, на какие вопросы, касающиеся проверяемой сферы формирования и использования государственных средств или деятельности объектов контрольного мероприятия, ответит его проведение. Для проведения контрольного мероприятия целесообразно устанавливать не менее 3-х целей.
Слайд 87: ПРОГРАММА
проведения контрольного мероприятия «__________________________________________________________» (наименование контрольного мероприятия) Основание для проведения контрольного мероприятия : ______________________________________________________________________ 2. Предмет контрольного мероприятия: _______________________________________________________________________ ( что именно проверяется) 3. Объекты контрольного мероприятия : _______________________________________________________________________ (наименования проверяемых государственных органов и организаций) 4. Проверяемый период деятельности _____________________________________ ( в случае его отсутствия в наименовании контрольного мероприятия) 5. Срок проведения контрольного мероприятия с___________ по____________ 6. Цели контрольного мероприятия : Цель 1. _________________________________________________________________ (формулируется цель контрольного мероприятия) Вопросы: __________________________________________ ______________________________ (формулируется перечень вопросов по цели 1) Критерии оценки эффективности : (при проведении аудита эффективности) ________________________________________________________________________ (перечень критериев оценки эффективности по цели 1)
Слайд 88
Цель 2. ____________________________________________ _________________ (формулируется цель контрольного мероприятия) Вопросы: __________________________________________ __________________________ (формулируется перечень вопросов по цели 2) Критерии оценки эффективности : (при проведении аудита эффективности) ____________________________________________________________________ (перечень критериев оценки эффективности по цели 2) 7. Методы проведения проверки и сбора и анализа фактических данных для получения доказательств: _____________________________________________________________________ (дается краткое описание методов проведения проверки и анализа) 8. Состав ответственных исполнителей: Руководитель контрольного мероприятия: _______________________________ (должность, фамилия и инициалы) 9. Срок представления отчета на рассмотрение Коллегии Счетной палаты «__» __________ 200__ г. Руководитель группы в ________________________________________________ (наименование объекта) (должность, фамилия и инициалы) Члены группы: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________ (должности, фамилии и инициалы инспекторов, а также привлеченных внешних специалистов)
Слайд 90: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА -
фактические данные и информация, собранные группой инспекторов в соответствии с вопросами контрольного мероприятия по каждой его цели, на основе которых формируются результаты контрольного мероприятия. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА -
Слайд 92
Материальные доказательства Документальные доказательства Устные доказательства Аналитические доказательства при наблюдении за какими-либо событиями или действиями людей, а также при проверке имущества ( в форме фотографий, схем, карт, графиков или в ином графическом виде) на бумажных носителях или в электронном виде; как внутренние, полученные в самом объекте контрольного мероприятия, так и внешние, полученные за его пределами в результате бесед, опросов и интервью с сотрудниками объектов контрольного мероприятия и вышестоящих организаций, проводимых членами группы инспекторов в результате анализа членами группы инспекторов отдельных показателей, их совокупности или различных данных о деятельности объекта контрольного мероприятия
Слайд 94
Виды актов, оформляемых на объекте контрольного мероприятия по результатам контрольного мероприятия на объекте по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов по фактам нарушений, требующих их безотлагательного пресечени я по фактам создания препятствий инспекторам в проведении контрольного мероприятия изъятия документов объекта контрольного мероприятия
Слайд 96
АКТ по результатам контрольного мероприятия «___________________________» (наименование контрольного мероприятия) на объекте __________________________________________________________ (наименование объекта контрольного мероприятия) ___________________________ «__» ___________ 20__ года (населенный пункт) 1. Основание для проведения контрольного мероприятия: __________________ ____________________________________________________________________ (пункт Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 200_ год) 2. Предмет контрольного мероприятия: _________________________________ (из программы контрольного мероприятия) 3. Проверяемый период деятельности ___________________________________ (из программы контрольного мероприятия) 4. Вопросы контрольного мероприятия: 4.1. _____________________________________________________________________________________ 4.2. _____________________________________________________________________________________ (из рабочего плана проведения контрольного мероприятия) 5. Срок проведения - с «___» _________ по «___» __________ 20__ г. 6. Краткая информация об объекте контрольного мероприятия (при необходимости) : ________________________________________________________________________________________ 7. В ходе контрольного мероприятия установлено следующее. По вопросу 1. ________________________________________________________________________
Слайд 97
Приложение: 1. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, выполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, на ___ л. в 1 экз. 2. (При необходимости прилагаются таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.) По вопросу 2. ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ (излагаются результаты контрольного мероприятия по каждому вопросу) (должность) личная подпись инициалы и фамилия Руководитель контрольного мероприятия (группы инспекторов): Инспекторы: (должность) личная подпись инициалы и фамилия С актом ознакомлены: (должность) личная подпись инициалы и фамилия Копию акта получил: (должность) личная подпись инициалы и фамилия Заполняется в случае отказа от подписи От подписи под настоящим актом (получения копии акта) представитель ________________________________________________________________________________ (наименование объекта контрольного мероприятия, должности, инициалы и фамилия) отказался Руководитель группы инспекторов (должность) личная подпись инициалы и фамилия
Слайд 98: Требования к содержанию акта по результатам контрольного мероприятия на объекте :
объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте; четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков; логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала; изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных инспекторами, при наличии исчерпывающих ссылок на них. Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных органов. В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контрольного мероприятия, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение».
Слайд 100
Заключения Рекомендации Выявленные нарушения, недостатки, проблемы Выводы Причины выявленных нарушений, недостатков, проблем Предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков Результаты контрольного мероприятия
Слайд 101
Ясные, сжатые и простые по форме Ориентированы на результаты, которые можно оценить Практические и экономически эффективные Можно проверить их исполнение. Направлены на устранение основных причин выявленных нарушений недостатков и проблем Обращены в адрес должностных лиц объектов для принятия конкретных мер Требования к рекомендациям
Слайд 102: Структура отчета о результатах контрольного мероприятия
Общая характеристика контрольного мероприятия Результаты контрольного мероприятия основание проведения контрольного мероприятия; предмет контрольного мероприятия; перечень объектов контрольного мероприятия; сроки проведения контрольного мероприятия; цели контрольного мероприятия; заключения по каждой цели контрольного мероприятия; наличие возражений или замечаний руководителей объектов по результатам контрольного мероприятия; выводы по результатам контрольного мероприятия; предложения (рекомендации).
Слайд 103
Наиболее важные факты и доказательства Содержание отчета Логика изложения и беспристрастность Избегать подробностей и повторений Лаконичность, ясность и простота Конкретные ответы по каждой цели Наглядные средства
Слайд 104
Предписания Документы по результатам контрольного мероприятия Обращение в правоохранительные органы Представления Информационные письма
Слайд 105: Управление качеством контрольных мероприятий
105 1. Роль качества в деятельности высшего органа аудита. 2. Управление качеством контрольных мероприятий 4. Влияние внешних отношений на качество деятельности высшего органа аудита. 3. Содержание системы управления качеством контрольных мероприятий
Слайд 106: VII Конгресс ЕВРОСАИ «Управление качеством контрольных мероприятий» (Краков, 2-5 июня 2008 года)
106 VII Конгресс ЕВРОСАИ «Управление качеством контрольных мероприятий» (Краков, 2-5 июня 2008 года) Деятельность высших органах финансового контроля должна быть постоянно нацелена на оценку и совершенствование системы управления качеством контрольных мероприятий. На основе этих оценок необходимо разрабатывать план действий, фокусирующийся на приоритетных проблемах, решение которых обеспечивало бы повышение качества контрольных мероприятий. Система управления качеством должна охватывать все функции и процессы организации деятельности высших органов финансового контроля и ориентировать весь штат их сотрудников на достижение высокого качества контрольных мероприятий. Рекомендации:
Слайд 107: Международные стандарты ИНТОСАИ ( ISSAI 200 )
107 ВОФК следует утвердить принципы и процедуры проверки результативности и эффективности внутренних стандартов и процедур ВОФК. Ввиду важности обеспечения высокого уровня стандартов работы ВОФК, в целях улучшения качества и результатов аудита следует обращать особое внимание на программы обеспечения качества. ВОФК следует формировать системы и процедуры, предназначенные для нижеследующего: ( a ) подтверждения надлежащей работы внутренних процессов обеспечения качества; ( b ) обеспечения качества аудиторской отчетности; ( c ) повышения качества и предотвращения повторения недостатков.
Слайд 108: Международные стандарты ИНТОСАИ ( ISSAI 200 )
108 В качестве дополнительных средств обеспечения качества выполнения аудиторской деятельности, кроме проведения проверок сотрудниками, на которых возложена линейная ответственность за соответствующий аудит, для ВОФК желательно формировать собственные системы обеспечения качества. То есть планирование и проведение отдельных аудиторских проверок, а также подготовка отчетности по их результатам могут являться, в свою очередь, предметом тщательной проверки со стороны обладающего надлежащей квалификацией персонала ВОФК, не участвующего в вышеуказанных аудиторских проверках, который может обращаться за консультациями к соответствующему линейному руководству по аудиту касательно результатов внутренних мер по обеспечению качества и периодически отчитывается перед высшим руководством ВОФК.
Слайд 109: Международные стандарты ИНТОСАИ ( ISSAI 200 )
109 ВОФК следует формировать систему собственного внутреннего аудита с широкими полномочиями в целях эффективного управления собственной деятельностью и поддержания надлежащего уровня качества работы. Качество работы ВОФК может быть улучшено путем усиления внутреннего аудита, а также, возможно, – посредством независимой оценки его работы.
Слайд 110
Значениекачества Влияет на повышение ответственности и эффективности деятельности государственных органов Повышает эффективность контрольной деятельности Уменьшает риски возможных судебных исков, вызванных ошибками при проведении контрольных мероприятий Способствует повышению ответственности сотрудников и их удовлетворенности работой Обеспечивает надежные и легко защищаемые заключения и аргументированные выводы по результатам контрольных мероприятий
Слайд 111
Качественное контрольное мероприятие выполнена полностью утвержденная программа контрольного мероприятия акты и рабочие документы содержат необходимые данные и доказательства отчет о результатах контрольного мероприятия основан на материалах соответствующих актов и рабочих документов документы по результатам контрольного мероприятия соответствуют установленным требованиям выполнены все установленные процедуры контрольного мероприятия проведения
Слайд 112
Управление качеством Политика П овышение К онтроль О беспечение П ланирование
Слайд 113: Планирование качества
113 Планирование качества Система с тандарт ов Счетной палаты План работы Счетной палаты на 20 … год СФК 301 Управление качеством контрольных мероприятий Регламент Счетной палаты
Слайд 114: Обеспечение качества –
114 Обеспечение качества – выполнени е установленных требований и процедур проведения контрольного мероприятия У правлени е деятельностью участников контрольного мероприятия Н адзор за ходом проведения контрольного мероприятия
Слайд 115: У правление деятельностью участников контрольного мероприятия :
115 У правление деятельностью участников контрольного мероприятия : р аспределение функций и обязанностей в должностных регламентах оцен ка работ ы, выполненн ой сотрудниками в ходе контрольного мероприятия руководство работой сотрудников формировани е состава группы инспекторов
Слайд 116: Н адзор за ходом контрольного мероприятия
Н аличие у членов группы инспекторов навыков и компетентности. С оответствие выполняемой работы программе контрольного мероприятия. В ыполнение норм и требований стандартов финансового контроля. Получение информации о проблемах, возникающих в ходе контрольного мероприятия. С воевременно е приняти я мер по решению проблем.
Слайд 117: Контроль качества контрольного мероприятия –
это проверки соответствия процедур осуществления подготовительного, основного и заключительного этапов контрольного мероприятия установленным требованиям в целях оценки уровня качества его проведения. Формы к онтрол я качества : текущ ий контрол ь качества последующ ий контрол ь качества
Слайд 118: Т екущ ий контрол ь качеств а
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Контрольный лист качества Заключение Заключение Заключение Контрольный лист качества Контрольный лист качества Внутренний рецензент Внутренний рецензент Внутренний рецензент Аудитор Счетной палаты
Слайд 119: Последующий контроль качества
119 Последующий контроль качества В нутренни е проверк и качества контрольных мероприятий. Самоо ценка контрольного мероприятия членами группы инспекторов. П роведение опросов проверенных организаций.
Слайд 120: В нутренни е проверк и качества
120 В нутренни е проверк и качества Рецензенты Контрольные мероприятия (проверка не менее 10% от количества проведенных) Контрольные листы качества Заключения (время подготовки не более 5% от времени проведения контрольного мероприятия) Группы инспекторов Аудитор Счетной палаты
Слайд 121: Самооценка контрольного мероприятия членами группы инспекторов
121 Самооценка контрольного мероприятия членами группы инспекторов что выполнен о х орошо ? уроки на будущее что сделано м енее успешно и по каким причина м? ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ
Слайд 122: Опросы проверенных организаций
122 Опросы проверенных организаций Получение внешней информации о качестве работ ы инспекторов Счетной палаты в ходе контрольного мероприятия. Информация о польз е, которую принесло проверенной организации проведенное контрольное мероприятие. Периодически и выборочно по отдельным контрольным мероприятиям. В форме анкеты с перечнем вопросов по различным аспектам завершившегося контрольного мероприятия. Учитывается в совокупности с информацией, получен ной по результатам использования других форм контроля качества.
Слайд 123
Анализ состояния Оценка результатов выполнения решений Выбор решений Поиск решений Реализация решений Установление целей Повышение качества
Слайд 124: Организация повышение качества
124 Организация повышение качества Направления деятельности Счетной палаты Сводный отчет о качестве Мероприятия по повышению качества Коллегия Счетной палаты Заключения по результатам контроля и анализа качества Департамент
Слайд 125: Влияние в нешни х отношени й на качество
125 Влияние в нешни х отношени й на качество Счетная палата Отчеты Средства массовой информации и общественность Органы государственной власти Парламент ВОФК ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ Объекты контрольных мероприятий
Слайд 126
126 В средствах массовой информации в 2010 году размещено 31,6 тыс. материалов о деятельности Счетной палаты 15 тыс. сообщений в интернет-изданиях 2,4 тыс. статей в центральной и региональной печати 13 тыс.сообщений по лентам информагентств 500 сообщений по радио. 400 тыс. посещений Web- сайта Счетной палаты 41 интервью и пресс-конференций Председателя Счетной палаты Выпущено 248 ежедневных и 41 еженедельный обзор СМИ 570 сюжетов на телевидении
Слайд 127: Международное сотрудничество
127 Международное сотрудничество Концепция международного сотрудничества Соглашения о двустороннем сотрудничестве с высшими органами аудита Совместные и параллельные международные контрольные мероприятия Участие в работе комитетов и рабочих групп ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ и АЗОСАИ Международные семинары
Слайд 128: Государственный аудит в зарубежных странах
Типы конституционно-правового статуса и организации органов государственного аудита 2. Особенности организации деятельности высших органов аудита Великобритании, Канады, Германии и Франции
Слайд 129: Модели организации высших органов аудита
Иерархическая (единоначалие) Коллегиальная Судебная Президент или Генеральный аудитор Подотчетность и тесная связь с парламентом (комитетом) Аудит отчетности и аудит эффективности; меньший упор на аудит соответствия Сотрудники – бухгалтеры и аудиторы Сотрудники – аудиторы, юристы, экономисты и др. Финансовый аудит и аудит эффективности Подотчетность парламенту Назначение членов Совета (Коллегии) парламентом Сенат, Совет, Коллегия Сотрудники –юристы, широкая общая подготовка Привлекает к ответственности Финансовый аудит и аудит эффективности упор на аудит соответствия Часть судебной системы, независим от парламента Суд счетов, судьи, неограниченный срок
Слайд 130
Суд счетов Италии Суд счетов Португалии Суд счетов Испании Состав, статус членов, форма их назначения и досрочного освобождения Президент ; Генеральный прокурор; указом Президента Республики (только добровольная отставка или пенсионный возраст) Президент - утверждает Президент республики (на 4 года) по предложению правительства. Президент - избирают советники сроком на 3 года. магистраты (судьи) (496 чел.) открытый конкурс на основе послужного списка и по результатам экзамена 18 аудиторов – статус судей Верховного суда, избрание на открытом конкурсе, не могут быть отстранены. советников, избираемых парламентом на 9 лет; Прокурор; Руководящий комитет, избираемый на три года Контрольные полномочия органа Контроль исполнения бюджетов, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, а также законности и эффективности бюджетных расходов всех государственных органов. Судебные полномочия органа Вынесение имеющих обязательную юридическую силу решений об административной ответственности за финансовые нарушения в бюджетной сфере и возмещении нанесенного ущерба.
Слайд 131: Международные организации высших органов аудита
1. Роль и организационная структура Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) 3. Стратегический план ИНТОСАИ на 2011-2016 годы 2. Региональные рабочие группы (организации) ИНТОСАИ 5. Участие Счетной палаты Российской Федерации в деятельности международных организаций высших органов аудита 4. Совет руководителей высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств
Слайд 132
Комитет по профессиональным стандартам Комитет по обмену опытом Комитет по финансам и управлению Комитет по повышению потенциала Международный конгресс высших органов аудита Управляющий совет Генеральный секретариат Организационная структура ИНТОСАИ Директор по стратегическому планированию Региональные рабочие группы
Слайд 133
Стратегический план ИНТОСАИ (2011-2016 гг.) Роль и место ВОА в системе государственного управления: Базовые ценности Стратегические цели ИНТОСАИ Миссия
Слайд 135: Роль и место высших органов аудита в системе государственного управления
повышать прозрачность, гарантировать подотчетность повышать кредитоспособность бороться с коррупцией способствовать укреплению общественного доверия создавать благоприятные условия для действенного и эффективного формирования и расходования средств государственного бюджета на благо граждан Помогают своим уважаемым правительствам совершенствовать их деятельность:
Слайд 136
Профессионализм Базовые принципы ИНТОСАИ Доверие Толерантность Сотрудничество Добропорядочность Независимость Инновации
Слайд 138: Цель 1 - Комитет по профессиональным стандартам
Разработка и совершенствование международных стандартов для высших органов аудита Развитие партнерских отношений с другими организациями, занимающимися разработкой и продвижением международных стандартов в сфере финансов и аудита Функции
Слайд 139: Структура Комитета по профессиональным стандартам
подкомитет по стандартам финансового аудита подкомитет по стандартам бухгалтерского учета и отчетности Специальная группа по транспарентности и подотчетности подкомитет по аудиту соответствия подкомитет по аудиту эффективности подкомитет по стандартам внутреннего контроля
Слайд 140: Цель 2 - Комитет по повышению потенциала
содействие росту активности членов ИНТОСАИ, направленной на совершенствование их профессионального уровня оказание аудиторских и консультационных услуг распространение и популяризация наилучшего опыта работы высших органов аудита Функции развитие партнерства с международными организациями по развитию на основе привлечения их представителей к деятельности ИНТОСАИ в качестве независимых специалистов
Слайд 141: Структура Комитета по повышению потенциала
Подкомитет 1: Содействие членам ИНТОСАИ в совершенствовании профессиональных способностей Подкомитет 3: Распространение лучшей практики и обеспечение качества работы ВОА путем проведения взаимных проверок деятельности Инициатива по развитию ИНТОСАИ Подкомитет 2: Развитие аудиторских и консультационных услуг
Слайд 142: Цель 3 - Комитет по обмену опытом
учреждение новых и поддержка существующих рабочих групп содействие исследованиям в области изучения наилучшего опыта работы высших органов аудита развитие партнерских отношений с академическими и исследовательскими институтами (привлечение как экспертов) развитие стратегии глобализации и международного информационного обмена Функции
Слайд 143: Структура Комитета по обмену опытом
по государственному долгу Рабочие группы: по борьбе против международного отмывания денег и коррупции по аудиту в сфере информационных технологий по аудиту охраны окружающей среды по приватизации, экономическому регулированию и государственно-частному партнерству по оценке программ по аудиту программ, ликвидации последствий стихийных бедствий по ценности и полезности деятельности высших органов аудита по ключевым национальным индикаторам по коммуникационной стратегии ИНТОСАИ (Россия)
Слайд 144: Цель 4 - Комитет по финансам и управлению
надзор и контроль за исполнением бюджета отчет Руководящему совету ИНТОСАИ и Конгрессу ИНТОСАИ поддержка деятельности региональных рабочих групп содействие эффективности деятельности ИНТОСАИ Функции взаимодействие с Генеральным Секретариатом в сфере финансового планирования содействие работе Управляющего Совета ИНТОСАИ
Слайд 145
Стратегический план ИНТОСАИ 2011-2016 Независимость высших органов аудита Совершенствование информационного обеспечения ИНТОСАИ Борьба с коррупцией Информирование о пользе и отдаче высших органов аудита Расширение полномочий высших органов аудита Применение международных стандартов
Слайд 146
Арабская организация высших органов аудита ( ARABOSAI ) – 1976 г. Азиатская организация высших органов аудита ( ASOSAI ) –1978 г. Европейская организация высших органов аудита ( EUROSAI ) – 1990 г. Ассоциация высших органов аудита Южно-Тихоокеанского бассейна ( SPASAI ) –1987 г. Региональные рабочие группы ИНТОСАИ Африканская организация вы c ших органов аудита ( AFROSAI ) – создана в 1976 г. Организация высших органов аудита Латинской Америки и Карибского бассейна ( OLACEFS ) –1965 г.
Слайд 147: Счетная палата в международных организациях
INTOSAI Совет руководителей высших органов аудита СНГ
Слайд 149: XX Конгресс ИНТОСАИ в г. Йоханнесбурге (ноябрь 2010 г)
важность международных стандартов аудита, обобщающих опыт наиболее развитых контрольных систем в мире; сформирована система международных стандартов аудита - 82 стандарта; необходимость смещения акцентов от разработки новых стандартов аудита к их эффективному внедрению в практику
Слайд 150: Для чего нужно применять международные стандарты аудита ?
Общие причины: Глобализация рынков капитала и расширение деятельности ведущих международных компаний Мировой экономический кризис Гармонизация всех международных стандартов Необходимость большей прозрачности
Слайд 151: Для чего нужно применять международные стандарты аудита?
Профессиональные причины: Одинаковые требования к процессу проведения аудита Обмен опытом между ВОА, а также аудиторами аудиторских организаций и ВОА Основа процедур управления качеством аудита Доверие к результатам аудита Аудит в общественном и частном секторе будет проводиться в основном с применением одних и тех же стандартов.
Слайд 152: Почему именно Международные стандарты аудита (ISA)?
Экономия: совместная работа ISA приняты во всем мире, а INTOSAI – международная организация Отражена передовая практика Подробные инструкции по применению и выполнению требований Вместе с практическими рекомендациями полностью подходят для применения в государственном секторе
Слайд 154: СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИНТОСАИ
Уровень Тема ISSAI 1: Базовые принципы организации г осударственного аудита Лимская декларация руководящих принципов аудита………………………... 1 2: Необходимые условия деятельности высших органов аудита Независимость, прозрачность и подотчетность, этика, качество…………………........ 10 - 40 3: Основные принципы проведения аудита Стандарты: общие, специальные и отчетности 100 - 400 4: Руководства по проведению аудита Финансовый аудит……............ Аудит эффективности…............ Аудит соответствия.………….. Специальные руководства…... Государственное управление……. 1000 - 2999 3000 - 3999 4000 - 4999 5000 - 5999 GOV (9000 – 9999 )
Слайд 155
ISSAI 1. Лимская декларация руководящих принципов аудита Независимость Полномочия Отчетность Уровень 1 Базовые принципы организации г осударственного аудита
Слайд 156
ISSAI 10. Декларация Мехико о независимости высших органов аудита SSAI 11. Рекомендации ИНТОСАИ и рекомендуемая практика по независимости высших органов аудита ISSAI 20. Принципы прозрачности и подотчетности ISSAI 21. Принципы прозрачности – рекомендуемая практика ISSAI 30. Кодекс этики ISSAI 40. Контроль качества в высших органах аудита Уровень 2 Необходимые условия работы высших органов аудита
Слайд 157
ISSAI 100. «Основные принципы» ISSAI 200. «Общие стандарты» ISSAI 300. «Стандарты проведения аудита» ISSAI 400. «Стандарты отчетности» Основные принципы проведения аудита Уровень 3
Слайд 158
Руководства по проведению ф инансового аудита (38) ISSAI (1100-1810) Специальные руководства (20) ISSAI (5000-5600) Руководства по проведению аудита соответствия (3) ISSAI (4000–4200) Руководства по проведению аудита эффективности (2) ISSAI (3000-3100 Руководства по проведению аудита Уровень 4
Слайд 159: В руководствах по проведению финансового аудита содержатся: (в 36)
дополнительные рекомендации по вопросам аудита в государственном секторе; текст соответствующего международного стандарта аудита ( ISA ).
Слайд 160: Структура международных стандартов по финансовому аудиту
Общие принципы и обязанности Оценка и учет рисков Аудиторские доказательства Использование результатов работы других аудиторов Аудиторские выводы и отчет Особые области
Слайд 161: Специальные руководства по аудиту (20) ISSAI (5000-5600)
международных организаций (2); окружающей среды (4); приватизации (4); информационных технологий (1); государственного долга (7); средств, выделенных на ликвидацию стихийных бедствий (1); «равными по положению» (1).
Слайд 162: Руководства ИНТОСАИ по государственному управлению (8)
Наименование: INTOSAI GOV ( 9000 – 9999 ). Написаны для правительств. Включают руководства по: внутреннему контролю (6 стандартов); составлению отчетности (2 стандарта).
Слайд 164: Достоверность информации о деятельности предприятия необходима:
для договорных отношений по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций; собственникам (акционерам, пайщикам), а также кредиторам; государству для принятия решений в области экономики и налогообложения; государственным органам, судам, правоохранительным органам для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Слайд 165: Потребность в услугах аудиторских организаций
Внешние пользователи не имеют доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, являющимся конфиденциальной информацией, на основании которой составляется финансовая отчетность. Существует вероятность предоставления необъективной информации, так как имеются объективные противоречия между интересами собственников и наемных руководителей и специалистов. Происходит постоянное усложнение бизнеса организации, в том числе и в связи с регулярно меняющимся законодательством, и увеличение риска обработки информации при подготовке промежуточной и итоговой отчетности. Заинтересованные пользователи не обладают достаточными профессиональными знаниями и временем для проверки достоверности и полноты полученной информации.
Слайд 166: Типы аудита
Операционный аудит — это проверка любой части функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее эффективности; выдаются рекомендации по совершенствованию конкретных хозяйственных и финансовых операций или групп операций (аудит производственного цикла, аудит операций по реализации продукции, аудит маркетинговой политики, аудит финансовой системы, аудит экологический и т. д. Аудит соответствия — это проверка соответствия финансово-хозяйственных операций установленным в организации нормативным документам и правилам, утвержденным вышестоящими организациями или собственниками (проверка соблюдений внутренних положений, должностных инструкций, налоговый аудит и др.). Аудит финансовой отчетности — это процесс проверки, в результате которой оценивается финансовая отчетность в целом, ее достоверность и соответствие во всех существенных аспектах установленным нормам ее подготовки.
Слайд 167: Значение стандартов аудита
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; содействуют внедрению в практику научных достижений; помогают пользователям понять процесс проверки; создают общественный престиж профессии аудитора; устраняют контроль со стороны государства; помогают аудитору вести переговоры с клиентом.
Слайд 168: Международная федерация бухгалтеров (МФБ )
Комитет по МСФО, Комитет государственного сектора Совет МФБ Форум фирм разработка и опубликование МСА; подготовка и издание ПМАП. Функции: Функции: Функции: Надзор за соблюдением международными аудиторскими корпорациями глобального стандарта качества. Совет по международным аудиторским и гарантирующим стандартам Подкомитеты разработка и утверждение МСФО; регулирование бухгалтерской и аудиторской практики в госсекторе. Транснациональный аудиторский комитет
Слайд 169: имеет:
рекомендации по применению принципов и процедур. приложения (для некоторых стандартов). содержание структуру основные принципы; необходимые процедуры; введение (цель стандарта, задачи аудитора, определения терминов); разделы (содержание стандарта); Международный стандарт аудита (МСА)
Слайд 171
Формулируют закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности; служат в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов, в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы Основные постулаты Общие стандарты Устанавливают определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять стоящие перед ним задачи (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита)
Слайд 172
Правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений, а также соответствующие изучение и оценка системы внутреннего контроля) Рабочие стандарты Стандарты отчетности и аудиторского заключения Правила, определяющие форму, содержание, размещение и передачу материалов по результатам проверки (в заключении аудитора должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета).
Слайд 173: Перечень Международных стандартов аудита
Введение Обязанности Планирование Внутренний контроль МСА 110 «Глоссарий», МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» МСА 210 «Условия договоренностей об аудите» МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» МСА 230 «Документация» МСА 240 «Мошенничество и ошибки» МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями» МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля» МСА 300 «Планирование» МСА 310 «Знание бизнеса» МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации» МСА 320 «Существенность в аудите» МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам» МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»
Слайд 174: Перечень Международных стандартов аудита (продолжение)
Аудиторские доказательства Использование работы третьих лиц Аудиторские выводы и заключения МСА 500 «Аудиторские доказательства» МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей» МСА 505 «Внешние подтверждения» МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо» МСА 520 «Аналитические процедуры» МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля» МСА 540 «Аудит оценочных значений» МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости» МСА 550 «Связанные стороны» МСА 560 «Последующие события» МСА 570 «Непрерывность деятельности» МСА 580 «Заявления руководства» МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» МСА 710 «Сопоставления» МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» Специализирован-ные области аудита МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию» МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации» МСА 600 «Использование работы другого аудитора» МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» МСА 620 «Использование работы эксперта» Сопутствующие услуги МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур» МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»
Слайд 176: Структура Комитета по международным стандартам финансовой отчетности
Фонд Комитета по международным стандартам. (состоит из 22 попечителей). Консультативный совет по стандартам Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности Совет по международным стандартам финансовой отчетности
Слайд 180: Правовая основа стандартизации деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» Статья 10. Организация и планирование работы Счетной палаты Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Статья 7. Коллегия Счетной палаты Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. 180
Слайд 181: Этапы развития стандартизации деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Регламент Счетной палаты (1997 г.) 2 стандарта: Организация методологического обеспечения…(2001 г.) Проведение ревизий и проверок …. (2002 г.) 84 специализиров. методических документа Система стандартов (2004 г.) План разработки стандартов (2004 – 2006 гг.) План разработки стандартов ( 2007 – 2009 гг.) Утверждены: 22 стандарта; 5 общих методических документов; 28 специализиров. методических документов Система стандартов (2009 г.) Формирование единой системы взаимоувязанных стандартов и методических документов I этап Становление II этап Разработка системы стандартов III этап Совершенствование 1995 - 2003 гг. 2004 - 2009 гг. 2010 – по н/в 181
Слайд 182
22 Система стандартов Счетной палаты Общие правила деятельности Счетной палаты (9 стандартов ), в частности: Планирование работы СП; Подготовка к контрольному мероприятию; Проведение контрольного мероприятия; Оформление результатов мероприятия; Контроль результатов мероприятия и другие. Отчетность Счетной палаты (1 стандарт) Качество контрольных мероприятий (1 стандарт) Специальные (2 стандарта): Получение доказательств; Проверка соблюдения нормативных правовых актов Внешний аудит федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (5 стандартов), в том числе: предварительный контроль; оперативный контроль; последующий контроль. Взаимодействие с другими контрольными органами (2 стандарта) с зарубежными ВОФК; с КСО субъектов РФ Проведение типов контрольных мероприятий финансовый аудит; аудит эффективности 182
Слайд 183: Основные направления совершенствования методологического обеспечения Счетной палаты
Среднесрочный план совершенствования методологического обеспечения деятельности Счетной палаты на 2010 - 2012 годы Актуализация Фонда международных стандартов (ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ,АЗОСАИ) Проведение реструктуризации Фонда нормативных документов Счетной палаты Переработка и разработка специализированных методических документов по направлениям деятельности Счетной палаты Переработка и разработка стандартов в соответствии с системой стандартов Счетной палаты 183
Слайд 184
Система стандартов Счетной палаты Российской Федерации (20 стандартов) СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ (СОД 11 – СОД 100) 184 Стандарты финансового контроля Общие стандарты (СФК 101 – СФК 200) Стандарты контроля федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (СФК 201 – СФК 300) Специальные стандарты (СФК 301 – СФК 400)
Слайд 185
СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ (СОД 11 – СОД 100) СОД 12. Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации СОД 13. Подготовка отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации СОД 11. Организация методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 17. Подготовка Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Счетной палаты как субъекта бюджетного планирования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу СОД 16. Проведение Счетной палатой совместных и параллельных контрольных мероприятий с государственными органами Российской Федерации СОД 14. Организация совместных и параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой с органами государственного финансового контроля зарубежных стран 185 СОД 15. Проведение Счетной палатой совместных и параллельных контрольных мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации
Слайд 186
Стандарты финансового контроля СФК 104. Проведение аудита эффективности СФК 105. Проведение стратегического аудита СФК 106. Контроль реализации результатов контрольного мероприятия СФК 101. Общие правила проведения контрольного мероприятия СФК 103. Проведение финансового аудита Общие стандарты (СФК 101 – СФК 200) СФК 102. Проведение экспертно-аналитического мероприятия 186
Слайд 187
Стандарты финансового контроля СФК 204. Предварительный контроль формирования проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов СФК 201. Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета СФК 202. Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов СФК 203. Последующий контроль исполнения федерального бюджета СФК 205. Последующий контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Стандарты контроля федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (СФК 201 – СФК 300) 187
Слайд 188
СФК 302. Основные понятия и термины, используемые в стандартах Счетной палаты Российской Федерации СФК 301. Управление качеством контрольных мероприятий Специальные стандарты (СФК 301 – СФК 400) Стандарты финансового контроля 188
Слайд 189: Направления дальнейшей работы Счетной палаты Российской Федерации по внедрению международных стандартов государственного аудита
перевод на русский язык международных стандартов аудита, принятых на XX Конгрессе ИНТОСАИ – до конца текущего года; размещение этих стандартов в Фонде международных стандартов и документов на внутреннем портале Счетной палаты; учет положений этих стандартов при подготовке соответствующих стандартов Счетной палаты; размещение стандартов ИНТОСАИ в электронной библиотеке на сайте Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР); публикации наиболее важных стандартов ИНТОСАИ в журнале «Вестник АКСОР»; 12
Слайд 190: ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
190 Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля 1. Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля. 2. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами:
Последний слайд презентации: Презентация по курсу «Государственный аудит в Российской Федерации»
191 1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации; 2) в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом. 3. При подготовке стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля учитываются международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.