Первый слайд презентации: Гигиенические требования к условиям физического воспитания детей в образовательных организациях
Лекция № 8 для студентов 2 курса Специальность 060103 - Педиатрия Д.м.н. доцент И. Ю. Шевченко Кафедра гигиены Гигиенические требования к условиям физического воспитания детей в образовательных организациях
Слайд 2: План лекции:
1. Г игиеническое значение физического развития и физической подготовленности детского населения 2. Гигиенические принципы о рганизации физического воспитания детей и подростков в образовательных организациях. 3. Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи.
Слайд 3
Актуальность темы: Анализ данных ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности детского населения, проводимого НЦЗД РАМН в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1998-2002 годах (около 10 тыс. чел.), позволил выявить негативные тенденции в росте и развитии подрастающего поколения
Слайд 6
Динамика удельного веса учащихся Красноярского края подготовительной физкультурной группы
Слайд 7
1. Гигиеническая значимость физического развития и физической подготовленности детей и подростков
Слайд 8
Здоровье – состояние полного физического, психического и общественного благополучия, обеспечивающего полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не лишь отсутствие болезней.
Слайд 9
Мышечная деятельность является непременным условием отправления двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека так велико, что её совсем справедливо расценивать как главный признак жизни.
Слайд 10
Физическое развитие - Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и созревания, наряду с физической подготовленностью составляет важный компонент здоровья.
Слайд 11
Показатели физического развития являются информативным критерием адекватности питания в детском возрасте. Физическое развитие – Важный социально гигиенический показатель при слежении за состоянием здоровья населения, особенно в условиях реформирования и социального расслоения общества.
Слайд 12
Физическое развитие детей и подростков в значительной степени определяется качеством физического воспитания
Слайд 13
Биологическая потребность в движении - кинезофилия Гипокинезия- дефицит движений Функциональные изменения в организме
Слайд 15
Астенический синдром – нарушение артериального давления, ритм сердечных сокращений, расстройства деятельности ЦНС. Нарушение вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата – отставание развития двигательных качеств, моторная слабость, изменения физического развития (ожирение). Снижение функциональных возможностей- приводит к снижению иммунитета, хронизации заболеваемости.
Слайд 16
Причины гипокинезии – снижение физических затрат на самообслуживание (лифт, бытовая техника); изменения в социально-культурной жизни (телевидение, интернет); учебная перегрузка учащихся; снижение двигательной инициативы; 5) суровый климат; 6) отсутствие спортивных сооружений во многих отдаленных населенных местах
Слайд 17
Профилактика гипокинезии – это выполнение гигиенических рекомендаций по режиму дня и учебно-воспитательному процессу: 1) сокращение статического компонента во время учебных занятий; 2) увеличение динамического компонента при физическом воспитании, трудовом воспитании; 3) внедрение внеурочных форм физвоспитания; 4) пропаганда здорового образа жизни.
Слайд 18
Гиперкинезия- чрезмерная двигательная активность - встречается в связи с ранней спортивной специализацией
Слайд 20
Двигательная активность – это суммарная величина разнообразных движений за определенное время, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности (физвоспитание; общественно-полезная, трудовая деятельность, по своему усмотрению в свободное время).
Слайд 21
Суточная двигательная активность - обеспечивает постоянную величину энергетических расходов, необходима для нормального роста и развития организма, - регулируется организмом.
Слайд 22
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в разработке и оптимальном использовании социальных средств, способов и условий направленного физического совершенствования человека.
Слайд 23
Показатели состояния физической культуры в обществе: * массовость; * степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; * уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; * уровень спортивных достижений; * уровень квалификации кадров; * пропаганда физической культуры; * состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
Слайд 24
В истории человеческого общества не было времен, народов, которые не имели бы физического воспитания. Сначала формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что зарождается спортивно-гимнастическое движение, появляются кружки и секции по отдельным видам спорта.
Слайд 25
Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических свойств, обучения двигательным действиям и формирования особых знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.
Слайд 26
В процессе физического воспитания решаются следующие задачки: оздоровительные (укрепление здоровья, улучшение телосложения); образовательные (формирование и доведение до нужного совершенства спортивных умений, навыков); воспитательные (формирование моральных и волевых свойств, содействие трудовому воспитанию). Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений.
Слайд 27
2. Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков в образовательных организациях
Слайд 28
Физическое воспитание в образовательных организациях ЭТО организованный процесс воздействия на организм физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления здоровья
Слайд 29
Цель физического воспитания А) обеспечение высокого уровня физического здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение работоспособности Б) формирование и совершенствование новых двигательных качеств, умений и навыков, Г) подготовка к социальной дееспособности (труду, военному делу).
Слайд 30: Основные задачи физического воспитания
1. Стимулирование роста, созревания и функционального совершенствования органов и систем организма, повышение биологической надежности. 2. Повышение устойчивости организма к воздействию м икроорганизмов и других факторов окружающей среды, снижение заболеваемости Основные задачи физического воспитания
Слайд 31: Основные задачи физического воспитания
3. Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающих устойчивость к простудным заболеваниям. 4. Формирование и совершенствование двигательного анализатора ЦНС
Слайд 32: Основные задачи физического воспитания
5. Стимулирование развития физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация и др.). 6. Нормализация функций органов и систем, коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития. Основные задачи физического воспитания
Слайд 33: Основные задачи физвоспитания
7. Повышение тонуса коры головного мозга, положительные эмоции, и тем самым – о храна и укрепление психического здоровья 8. Формирование мотивации и сознательного о тношения к з анятиям ф изкультурой и спортом. Основные задачи физвоспитания
Слайд 34: Гигиенические принципы организации физвоспитания
Оптимальный двигательный режим с у четом биологической потребности детей в движении и функциональных возможностей, 2) Систематичность, 3) Постепенность, 4) Дифференцированное применение средств и форм физвоспитания по возрасту, полу, здоровью и тренированности
Слайд 35
5) Комплексность ( использование разнообразных форм и средств физвоспитания и закаливания); 6) Максимальное использование природных факторов; 7) Создание гигиенически полноценных условий внешней среды для занятий. Гигиенические принципы организации физвоспитания
Слайд 36
Виды физического воспитания Основное (образовательные программы в ДО, школе, училище) Самостоятельное (турбаза, каток, стадион, бассейн с родителями) Дополнительное (спортивные школы - ДЮСШ) Факультативное (спортивные секции в школе)
Слайд 37
Формы физического воспитания: 1) гимнастика перед первым уроком, 2) уроки физкультуры, 3) физкультминутки на уроках, 4) подвижные игры на переменах, 5) спортивные упражнения, 6) ритмическая гимнастика, 7) занятия на тренажерах, 8) плавание, 9) спортивные тренировки, 10) спортивные праздники и дни здоровья.
Слайд 38
Основные средства физического воспитания: Физические упражнения Природные факторы Массаж Естественные локомоции (бег, ходьба) Личная гигиена
Слайд 39
Общие гигиенические требования к условиям проведения занятий физической культурой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных и училищах)
Слайд 40
Гигиенические требования к размещению мест занятий физической культурой 1. На территориях всех образовательных учреждений оборудуются площадки для занятий физической культурой. 2. Должна быть обеспечена химическая и бактериологическая чистота воздуха - не выше ПДК для населенных мест. 3. Уровни шума, вибрации, ЭМИ - не выше ПДУ. 4. Участки для физкультуры размещают в зоне пониженных скоростей ветровых потоков, в аэродинамической тени.
Слайд 41
Гигиенические требования к спортивным и физкультурным площадкам 5. Покрытие физкультурных площадок хорошо утрамбованное, ровное, беспыльное. 6. Материалы покрытия площадок и оборудования безвредное для здоровья детей. 7. Оборудование учитывает росто -возрастные особенности детей и вид спортивных занятий. 8. Оборудование должно быть прочно закреплено, исключая травматизм.
Слайд 42
Общие гигиенические требования к зданиям и помещениям для занятий физкультурой 1. В зданиях ДО, школ должны быть специальные помещения для занятий физкультурой (залы). 2. Помещения для физкультуры располагаются только в наземных этажах (в подвальных и цокольных - запрещено). 3. Оборудование помещений для занятий должно соответствовать росту и возрасту детей, прочно закрепленным и изготовленным из безопасных материалов.
Слайд 43
4. Помещения для занятий оборудуют системами центрального отопления и вентиляции. 5. Для поддержания оптимального температурного режима отопительные приборы оборудуют регулируемыми устройствами (кранами). 6. Для проветривания окна обеспечиваются фрамугами или форточками. Спортивные залы ежедневно и неоднократно проветриваются. 7. Относительная влажность воздуха 40 – 60 %. Общие гигиенические требования к помещениям для занятий физкультурой
Слайд 44: Температура воздуха и скорость движения воздуха в помещениях для занятий физической культурой
Помещения для занятий физической культурой Температура воздуха (град. С) Скорость движения воздуха (м/сек) Дошкольные 19-20 0,1 Школы 17-20 0,1 Профессиональные училища 15-17 0,2-0,5 Температура воздуха и скорость движения воздуха в помещениях для занятий физической культурой
Слайд 45
8. Помещения для занятий физкультурой оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. 9. Стены, пол должны быть гладкими, допускать уборку влажным способом и дезинфекцию. 10. Поверхности стен помещений для гимнастических занятий рекомендуется отделывать материалами, безвредными для здоровья детей, светлых тонов с высоким коэффициентом отражения (0,6 - 0,8). Общие гигиенические требования к помещениям для занятий физкультурой
Слайд 46
Общие гигиенические требования к помещениям для занятий физкультурой 11. Физкультурные залы должны обязательно иметь естественное и искусственное освещение. 12. Неравномерность естественного освещения - 3:1, искусственного освещения - 3:1. 13. Источники искусственного света обеспечиваются пылевлагонепроницаемой защитной арматурой. 14. Чистку оконных стекол, защитной осветительной арматуры и светильников проводят не реже 2 раз в год и по мере загрязнения.
Слайд 47
Уровни естественной и искусственной освещенности в помещениях для занятий физической культурой в ДО, школах, ПУ Помещения для занятий физической культурой Естественное освещение (КЕО, %) Искусственное освещение на полу ( лк ) Дошкольные 1,5 200 Школы 1,5 200 Профессиональные училища 1,0 200
Слайд 48
15. Одежда и обувь должны соответствовать температурным условиям, времени года, виду спортивных занятий, не должны создавать электростатическое поле при движениях. 16. Должны быть созданы условия для личной гигиены (умывальники, душевые). Общие гигиенические требования к условиям для занятий физкультурой
Слайд 50
Гигиенические требования к условиям физического воспитания в ДО изложены СанПиН 2.4.1.2660-10 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
Слайд 51
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50 % общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность Особенности физвоспитания в ДО
Слайд 52
1. Физическое воспитание детей 1 года жизни организуют воспитатели в форме индивидуальных занятий по назначению врача (массаж и гимнастика). 2. С 9 месяцев с детьми проводят подвижные игры в индивидуальном порядке или в группах по 2-3 ребенка. 3. Длительность занятия составляет: 6 - 10 минут и не имеет образовательных компонентов. Особенности физвоспитания в ДО
Слайд 53: Особенности физвоспитания в ДО
Для 2 - 3 летних детей образовательную деятельность по физическому воспитанию осуществляют воспитатели 2-3 раза в неделю. С детьми 2 года жизни - в групповом помещении, с детьми 3 года жизни - в физкультурном зале. Особенности физвоспитания в ДО
Слайд 54
Особенности физвоспитания в ДО Образовательную деятельность по физическому воспитанию детей в возрасте 3 - 7 лет организуют 3-4 раза в неделю в физкультурном зале. Длительность занятий составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Работа по физическому развитию проводится при регулярном контроле со стороны медицинских работников.
Слайд 55: Особенности физвоспитания в ДО
Для детей от 3 до 7 лет используются все формы двигательной активности: 1) утренняя гимнастика, 2) подвижные игры, 3) танцевальные движения на музыкальных занятиях, 4) спортивные упражнения, 5) ритмическая гимнастика, 6) занятия на тренажерах, 7) плавание. Особенности физвоспитания в ДО
Слайд 57
1) на территории ДО оборудуют 1-2 специальных физкультурных площадок. 2) площадки должны иметь инсоляцию не менее 3 часов не менее, чем 50 % площади территории. 3) зал для физкультурных занятий должен иметь площадь не менее 75 м2. 4) при зале оборудуется кладовая для хранения физкультурного инвентаря площадью 6 м2. Особенности гигиенических требований к условиям для занятий физкультурой в ДО
Слайд 59
Гигиенические требования к условиям физвоспитания в школах и ПУ СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». ……………………………………….. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
Слайд 60
Основное физическое воспитание обучающиеся в школах и училищах получают при выполнении: учебной образовательной программы по физической культуре (уроки физкультуры), которые включаются в учебный план: - в школах – не менее 3-х часов в неделю, - в ПУ – не менее 4-х часов в неделю. Гигиенические требования к условиям физвоспитания в школах и ПУ
Слайд 61
В школьное расписание могут быть включены факультативные предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры ). ЦЕЛЬ: удовлетворение биологической потребности в движении и профилактики гипокинезии. Гигиенические требования к условиям физвоспитания в школах и ПУ
Слайд 62
Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физкультуры и факультативных занятий может обеспечиваться школах другими формами: 1) Гимнастика перед уроком, физкультминутки; 2) подвижные игры на переменах; 3) спортивный час в продленке; 4) спартакиады, дни здоровья; 5) занятия в спортивных секциях и клубах в школе. Особенности физического воспитания в школах и училищах
Слайд 63
Гимнастика до уроков (5-7 мин.) Активизируются обменные процессы перед началом занятий, что способствует повышению работоспособности учащихся на уроках. Основой гимнастики является комплекс упражнений с участием разных групп мышц: плечевого пояса, спины, живота, ног. Не включаются упражнения, требующие сложной координации и силовой нагрузки.
Слайд 64
Физкультминутки (1-2 мин.) 1. Способствуют восстановлению умственной работоспособности, препятствуют развитию утомления, повышают эмоциональный тонус, предупреждают нарушение осанки, снижают статические нагрузки. Физкультминутки обязательны в начальных и средних классах
Слайд 65
Организованная реализация двигательной активности учащихся в школе Клас- сы Ежедне-вный объем времени, ч Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе (в один день) Гимнасти-ка до уро-ков, мин. Физкульт- минутки, мин. Подвижные перемены, мин. Спортивный час в группе про-дленного дня, ч 1 2 5-6 5 15-20 1 2 2 5-6 5 15-20 1 3 2 5-6 5 15-20 1 4 2 5-6 5 15-20 1 5 2 5-7 5 35-45 1 6 2 5-7 5 35-45 1
Слайд 66
Клас- сы Уроки физкуль-туры, (час/нед.) Внеклассные формы занятий (в школе) Спор- тивные секции, (час/нед.) Школьные соревно-вания, (раз/год) Дни, праздники здоровья, (раз/мес.) Самостоятель-ные занятия физкультурой, (мин/сут.) 1 2 1,1 6-8 1 10-15 2 2 1,3 6-8 1 15-20 3 2 1,3 6-8 1 15-20 4 2 1,3 6-8 1 15-20 5 2 1,3 8-9 1 20-25 6 2 1,3 8-9 1 20-25 Организованная реализация двигательной активности учащихся в школе
Слайд 67
На основании данных медицинского осмотра всех обучающихся распределяют для занятий физкультурой на три медицинские группы: а) основную, б) подготовительную, в) специальную. Основная физкультурная группа участвует во всех спортивных мероприятиях в соответствии с полом и возрастом. Подготовительная группв и Специальная – со снижением физической нагрузки с учетом заключения врача. Особенности физического воспитания в школах и училищах
Слайд 68
1. Физкультурно-спортивную зону размещают со стороны выхода из спортивного зала. 2. Уровни шума от спортплощадок в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки. Гигиенические требования к физкультурным площадкам школ и ПУ
Слайд 69
3. Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Гигиенические требования к физкультурным площадкам школ и ПУ
Слайд 70
Климати-ческая зона Возраст обучаю-щихся (лет) Условия, при которых допускается физкультура на открытом воздухе без ветра при скорости ветра до 5 м/сек при скорости ветра 6 - 10 м/сек при скорости ветра более 10 м/сек Северная часть Российской Федерации (Краснояр-ский край и др.) до 12 -10 - 11 °C - 6 - 7 °C -3 - 4 °C Занятия не проводятся 12 - 13 -12 °C -8 °C -5 °C 14 - 15 -15 °C -12 °C -8 °C 16 - 17 -16 °C -15 °C -10 °C Температуры скорость ветра, при которых разрешены занятия физкультурой на открытом воздухе в зимний период (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Слайд 71
Спортзалы имеют высоту не менее 6 м. 2. При спортивных залах должны быть предусмотрены помещения: 1) снарядные; помещения тренера; 2) помещение для уборочного инвентаря ; 3) раздельные раздевальные для учащихся; 4) раздельные душевые для мальчиков и девочек ; 5) раздельные туалеты для мальчиков и девочек. При туалетах и раздевалках оборудуют раковины для мытья рук! Гигиенические требования к спортивным залам в школах и ПУ
Слайд 72
Набор помещений спортивных блоков Площади (м2) школы училища 1. Снарядная не норм. не норм. 2. Р аздевальные для мальчиков и девочек (каждая) 14,0 10,5 3. Душевые для мальчиков и девочек (каждая) 12,0 9,0 4. Туалеты для мальчиков и девочек (каждый) 8,0 8,0 5. Помещение для уборочного инвентаря 4,0 не норм. 6. Кабинет учителя (тренера) не норм. не норм. Гигиенические требования к спортивным блокам в школах и ПУ
Слайд 73
1. Уроки физкультуры и спортивные секции проводятся в хорошо аэрируемых спортзалах. 2. Во время занятий открывают 1-2 окна (при температуре наружного воздуха выше + 5 °C и S движения ветра не более 2 м/с) или фрамуги. 3. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °C и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут. Гигиенические требования к условиям физвоспитания в школах и ПУ
Слайд 74
4. В училищах рекомендуется организовывать еженедельно факультативные занятия физической культурой и спортом в объеме 2 - 4 часа для оптимизации недельного объема двигательной активности обучающихся. 5. Реализация дополнительной программы осуществляется также проведением дней здоровья, туристических походов, спортивных олимпиад, спартакиад и других спортивных мероприятий. Гигиенические требования к условиям физвоспитания в школах и ПУ
Слайд 80
Гигиенические требования к учреждениям дополнительного образования детей (ДЮСШ) СанПиН 2.4.4.1251-03 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ) Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
Слайд 81
Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения личностного развития, укрепления здоровья, организации содержательного досуга. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ) Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей.
Слайд 82
Размещение учреждений дополнительного образования на территориях санитарно-защитных зон не допускается. Через территории не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации). Пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей не должна превышать 30 мин. в одну сторону. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 83
1. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями. 2. Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительного образования детей. 3. Должна быть спортивная площадка 0,7 - 1,1 га. 4. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 84
5. На каждом этаже учреждения должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек. 6. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек. 7. Площадь санитарных узлов не менее 0,1 м2 на 1 человека. 8. Высота помещений для занятий различными видами деятельности не должна быть менее 3,0 м. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 85
9. Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 86
Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 87
В ДЮСШ на 160-180 детей S спортзала (36х18 м2). В спортивных залах размещается только оборудование, необходимое для занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение. В зале борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен на 2 м во избежание травматизма. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 88
Спортивные площадки на открытом воздухе должны быть ровными, чистыми. Футбольное поле должно иметь травяной покров. Беговая дорожка – твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, верхний слой. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Борты ям должны находиться на одном уровне с землей. Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ)
Слайд 89
Гигиенические требования к местам самостоятельных занятий физкультурой СП N 1567-76 САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ (от 30 декабря 1976 г.) (с изм., внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 N 5)
Слайд 90
1. Физкультурно-спортивные сооружения размещаются в жилых микрорайонах и в местах отдыха населения. 2. Участок должен быть сухим и хорошо проветриваться. 3. По периметру участка открытых спортивных сооружений должны предусматриваться ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых насаждений шириной 10 м. 4. Озеленено должно быть не менее 30 % участка. Гигиенические требования к местам самостоятельных занятий физкультурой
Слайд 91
Открытые спортивные плоскостные сооружения Открытые спортивные плоскостные сооружения должны иметь вспомогательные помещения для физкультурников: бытовые помещения, раздельные для мужчин и женщин, административно-хозяйственные помещения, комнаты инструктора и врача, и для зрителей (помещения туалетов, раздельно для мужчин и женщин, и др.).
Слайд 92
Катки 1. Наливной каток должен иметь толщину льда не менее 5 - 6 см и гладкую поверхность льда без трещин и выбоин. 2. Площадка для массового катания определяется из расчета 15 кв. м на одного катающегося и 25 кв. м на одного обучающегося катанию. 3. Искусственная освещенность поверхности льда для скоростного бега и фигурного катания на коньках, для хоккея с мячом должна быть не менее 50 лк, а для хоккея с шайбой - не менее 100 лк.
Слайд 93
При катке должны быть оборудованы помещения гардероба, раздевальной, грелки (вестибюля-грелки), туалетов и др. Температура воздуха в помещении должна быть 16 °C, кратность воздухообмена - 20 м3 в час. При температуре ниже -15 °C в безветренную погоду и при -10 °C при сильном ветре дети на каток не допускаются. Катки
Слайд 94
Лыжные базы Площади земельных участков для зданий лыжных баз должны приниматься 0,3 - 0,5 га. Прокладка лыжных трасс через плохо замерзающие водоемы (реки, озера, болота) и участки с густым кустарником не допускаются. Лыжные трассы должны обеспечивать возможность прохождения по ним различных дистанций протяженностью от 3 до 50 км. Трассы для лыжных гонок на 50 % должны состоять из подъемов и спусков протяженностью 20 м каждый и с крутизной не менее 3°.
Слайд 95
Вспомогательные помещений лыжных баз для массового катания: 1. Обслуживающие помещения (вестибюль, вестибюль-грелка, гардероб верхней одежды, раздевальни мужские и женские, душевые, уборные, комната инструктора, кабинет врача, помещение для отдыха, бытовые помещения персонала, буфет, лыжехранилище, помещение хранения, выдачи и сушки обуви и др.); 2. Административные и хозяйственно-технические помещения. Лыжные базы
Слайд 96
Постановление Правительства РФ от 29. 12.01 г. № 916 Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи
Слайд 97
Постановление Правительства РФ от 29. 12.01 г. № 916 принято в целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья детского населения, является частью социально-гигиенического мониторинга МЗ РФ
Слайд 98
Осуществляется с целью получения информации, необходимой, для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детского населения.
Слайд 99
Физическая и функциональная подготовленность – итог физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии и в развитии физических свойств с одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и остальных системах.
Слайд 100
Этим постановлением определено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерство образования Российской Федерации должны обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи.
Слайд 101
Мониторинг осуществляется с целью получения информации, необходимой, для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детского населения
Слайд 102
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 В общероссийской системе мониторинга используется 4 теста, единых для ДО, школ, начальных и средних специальных учебных заведений (ПТУ, ССУЗ) и ВУЗов.
Слайд 103
Перечень тестовых упражнений Возраст, лет ТЕСТЫ мальчики, юноши девочки, девушки 3-4 (ДО) Бег на 30 м, Бег на 90 м, Подъем туловища за 30 с Прыжок в длину с места Бег на 30 м, Бег на 90 м, Подъем туловища за 30 с Прыжок в длину с места 5-7 (ДО) Бег на 30 м, Бег 300 м Подъем туловища за 30 с Прыжок в длину с места Бег на 30 м, Бег 300 м Подъем туловища за 30 с Прыжок в длину с места 7-27 (школа, ПТУ ВУЗ) Бег на 30 м, Бег 1000 м Подтягивания на перекладине Прыжок в длину с места Бег на 30 м, Бег 1000 м Подъем туловища за 30 с Прыжок в длину с места
Слайд 104
Тест «Бег на 30 метров с высокого старта » - позволяет оценить быстроту и скорость движений. Тест «Бег на 1000 метров» - позволяет оценить общую и скоростную выносливость. Тест «Подтягивание на перекладине» - силу и выносливость мышц верхнего плечевого пояса. Тест «Подъем туловища в сед за 30 секунд » - позволяет оценить скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища у девочек и девушек. Тест «Прыжок в длину с места» - позволяет оценить динамическую силу мышц нижних конечностей.
Слайд 105
Структура оценочной шкалы Возраст Уровень физической подготовленности Оценка уровня Высо -кий Выше сред-него Сред- ний Ниже сред-него Низ-кий Качественная 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл Бальная Базовый (оптимальный) уровень (тест выполнен) Дефицит качеств (тест не выполнен)
Слайд 106
Выводы Таким образом, первостепенной задачей профилактической медицины является обеспечение воспитания, начиная с раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Для этого в России создана система физического воспитания детского населения, которая обеспечивается государственными и частными организациями, осуществляющими свою деятельность в рамках гигиенических правил и нормативов, установленных СанПиН.
Слайд 107
Контрольные вопросы Двигательная активность детей и подростков, ее нормирование в зависимости от возраста. Гигиенические основы физического воспитания. Основные гигиенические принципы физического воспитания. Формы физического воспитания. Медицинские группы физического воспитания. Организация занятий и требования к построению урока физкультуры. Профилактика спортивных травм и заболеваний, связанных с занятиями физическими упражнениями. Гигиенические требования к спортивным залам и площадкам. Гигиенические требования к спортивным залам и плоскостным сооружениям для свободных форм физического воспитания и дополнительного образования физкультурной направленности.
Слайд 108: Тест по итогам лекции
Что относится к школьным физкультурно-оздоровительным мероприятиям? 1. Посещение спортивной школы. 2. Спортивные секции в школе. 3. Спортивные упражнения, выполняемые на площадке во дворе дома. 4. Подвижные игры в школе на переменах. Назовите 1 правильный ответ
Слайд 109
Список литературы: 1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». 4. СП N 1567-76 «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту» от 30 декабря 1976 г. (с изм., внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 N 5). 5. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».