Первый слайд презентации
Кафедра гигиены Гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей и подростков Для студентов 2 курса Специальность - Педиатрия Лекция подготовлена: д.м.н. доц. И.Ю. Шевченко
Слайд 2: План лекции:
Режим воспитания и обучения в детских и подростковых образовательных организациях Гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей в ОУ: 2.1. Размещение детских учреждений; 2.2. Требования к участку ОУ; 2.3. Световой и воздушно-тепловой режим; 2.4. Внутренняя отделка помещений; 2.5. Требования к рабочим местам, оборудованным компьютерами. 2.6. Гигиенические аспекты трудового обучения
Слайд 3: Актуальность
Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для роста и развития (биологические ритмы, двигательная активность) Все жизненные процессы протекают ритмично, но все подчинены единому суточному ритму, формирующемуся под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. ГЕЛИОФИЗИЧЕСКИЕ: смена дня и ночи, суточные колебания температуры, атмосферного давления, влажности. СОЦИАЛЬНЫЕ: режим дня, характер деятельности.
Слайд 4: Актуальность
Для ребенка ведущим фактором является смена дня и ночи, поэтому все жизненные процессы соответствуют этой периодичности. Учет данных биоритмологии используется в гигиене детей и подростков для: - разработки режимов дня; - определения времени для учебных занятий в школе; для выполнения домашних заданий; для отдыха и сна; для занятий физической культурой. Актуальность
Слайд 5
Воспитание и обучение молодого поколения опирается на рациональный режим дня с гигиеническим нормированием различных видов деятельности. Рациональность режима дня обусловливается законами высшей нервной деятельности и анатомо- физиологическими особенностями растущего организма. У детей слабы процессы внутреннего торможения, мала подвижность нервных процессов, поэтому дети не способны быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения. Режим воспитания и обучения
Слайд 6
Режим дня должен соответствовать функциональным возможностям организма, обеспечивать достаточное время для выполнения всех элементов жизнедеятельности, высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждать развитие утомления и повышать общую сопротивляемость организма. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, систематическому труду. Режим воспитания и обучения
Слайд 7
Гигиенические принципы построения режима дня 1. Строгое соблюдение. 2. Недопустимость частых изменений. 3. Постепенность перехода к новому режиму. 4. Все виды деятельности должны учитывать возрастные особенности организма. 5. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем.
Слайд 8
Режим дня детей ясельного возраста Направлен на удовлетворение органических потребностей – утоление голода и необходимости сна. По мере роста ребенка режим дня меняется в сторону сокращения времени сна и питания и увеличения периода бодрствования. Задачи: Обеспечение двигательной активности путем организации игр и занятий, развивающих органы чувств, движения, речь. Занятия носят характер игры (10 минут).
Слайд 9
Режим дня детей дошкольного возраста В дошкольном усиливается процесс внутреннего торможения, можно проводить занятия. Задачи : Обеспечение двигательной активности. Усвоение гигиенических навыков. Трудовых навыков (уборка игрушек). Самостоятельность в самообслуживании (приемы пищи, занятия, прогулки). Занятия направлены на развитие речи и движений, совершенствование и усложнение мыслительной деятельности (20-30 минут).
Слайд 10
Режим дня школьников У школьников морфологически более зрелая нервная система, позволяет осваивать учебные программы. Задачи. 1. Предупреждение утомления, в т. ч. заключается в нормировании: 1) общего количества ежедневных и еженедельных уроков. 2) продолжительности уроков и перемен. 3) числа и продолжительности каникул. 4) структуры и плотности уроков (40-45 минут).
Слайд 11
Уровень морфологического и функционального развития организма подростка позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих динамических стереотипов Задачи: Нормирование теоретических и практических занятий по 40-45 минут. Режим дня подростков
Слайд 12
Учебная работа требует: д лительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат, напряжения функции ЦНС. В процессе выполнения учебной работы происходит изменение физиологического состояния организма.
Слайд 13
УТОМЛЕНИЕ - это естественное физиологическое состояние, возникающее в результате деятельности ребенка, проявляющееся снижением работоспособности
Слайд 15
Восстановлению умственной работы способствуют: - активный отдых, - пребывание на открытом воздухе, - положительные эмоции Признаки утомления не стойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене, после возвращения из школы
Слайд 16
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе
Слайд 17: ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ проявляется:
Нервно-психическими расстройствами, изменением поведения Снижением работоспособности (успеваемости) Потерей аппетита ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ проявляется:
Слайд 18
Гигиенические принципы организации обучения детей Образовательная деятельность должна быть посильной: не превышать пределов работоспособности клеток коры головного мозга ребенка, а отдых должен обеспечивать полное их функциональное восстановление.
Слайд 19
Занятия – это основная форма воспитательно-образовательной работы. Занятия составляются с учетом возрастных особенностей детей при постепенном и последовательном усложнении содержания. На занятиях необходимо широко использовать наглядные пособия, что вызывает интерес, активность, побуждает к творчеству, снижает монотонность уроков и способствует профилактике утомления. Гигиенические принципы организации режима обучения детей
Слайд 20
Детское образовательное учреждение призвано осуществлять физическое и умственное, воспитание детей, а режим обучения должен способствовать сохранению и укреплению их здоровья, повышению функциональных возможностей организма. Программы воспитания и обучения обеспечивают подготовку детей к обучению в школе, ССУЗе, ВУЗе и оптимальную адаптацию их к новым условиям. К онтроль за соблюдением режима воспитания и обучения осуществляется на основании СанПиН. Гигиенические принципы организации обучения детей
Слайд 21
В режиме дня ДО нормируются: Кратность и продолжительность прогулок (2 раза в день не менее 4 - 4,5 часов). 2. Продолжительность дневного сна (2,0-2,5 часа). 3. Самостоятельная деятельность: игры, подготовка к школе, личная гигиена (3-4 часа). 4. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в младшей гр. - 2 часа 45 мин., в средней гр. - 4 часа, в старшей - 6 час. 15 мин., в подготовительной - 8 часов 30 мин.). 5. Время непрерывной образовательной деятельности (для детей 4 лет 15 мин., 5 лет - 20 мин., 6 лет - 25 минут, для детей 7-го года жизни - не более 30 минут).
Слайд 22
В режиме дня ДО нормируются: 6. Физкультурные занятия должны занимать не менее 50 % общего времени всех занятий. 7. Просмотр телепередач в младшей и средней группах - 20 мин., в старшей и подготовит. - 30 мин. 8. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме элементарного хозяйственно-бытового труда: сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уборка игрушек (не более 20 мин. в день).
Слайд 23
В режиме обучения в школах нормируется: 1. Оптимальный возраст начала школьного обучения (не менее 6 лет 6 месяцев). 2. Начало учебных занятий (не ранее 8 часов). 3. Наполняемость классов (25 человек). 4. Количество смен (в 3 смены в не допускается). 5. Плотность учебной работы на уроках (60 – 80 %). 6. Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий).
Слайд 24
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной нагрузки Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе, не более при 5-дневной неделе, не более 1 - 21 2 - 4 26 23 5 32 29 6 33 30 7 35 32 8 - 9 36 33 10 - 11 37 34
Слайд 25
7. Продолжительность урока не больше 45 минут. 8. Продолжительность перемен между уроками (10 минут, большой перемены - 20 - 30 минут). 9. Перерыв между сменами (не менее 30 минут). 10. Количество экзаменов в день (не более одного экзамена в день). Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. 11. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей (1-2 кл. - 1,5 кг; 3-4 кл. - 2 кг; 5-6 - 2,5 кг; 7- 8 - 3,5 кг, 9-11 - 4,0 кг). В режиме обучения в школах нормируется:
Слайд 26
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований: продолжительность урока не более 40 минут; 2) учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; 3) дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти ; 4 ) Для группы продленного дня организуется дневной сон, 3-х разовое питание и прогулки; 5) обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий.
Слайд 27
Гигиенические принципы составления школьного расписания Чередование разных видов деятельности; Распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.
Слайд 28
Учебные предметы различают по: Характеру деятельности Степени нагрузки 1-й и 2-й сигнальной системы Соотношению статического и динамического компонентов
Слайд 29
1. Наибольшая работоспособность при наименьших психофизиологических затратах у школьников приходится на 10-12 часов дня; основные предметы должны изучаться на 2, 3, 4 уроках. 2. Уровень умственной работоспособности нарастает к середине недели, снижается в начале (понедельник) и в конце (пятница). Поэтому наибольший объем учебной нагрузки должен приходиться на вторник и (или) среду. При составлении расписания уроков необходимо пользоваться таблицами, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах. Гигиенические принципы составления школьного расписания
Слайд 30
Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Математика 8 Русский (ин. язык) 7 Природоведение, информатика 6 Русская литература 5 История (4 классов) 4 Рисование и музыка 3 Труд 2 Физическая культура 1 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Слайд 31
Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависят от их функциональной готовности к школе Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом ДОУ или детской поликлиники по медицинским и психофизиологическим критериям
Слайд 32
Медицинские критерии Уровень биологического развития Состояние здоровья на момент осмотра Острая заболеваемость за предшест- вующий год
Слайд 33
Психофизиологические критерии Результаты теста Керна- Иразека ( з теста) Качество звуко- произношения (дефекты) Результаты монометрического теста (вырезание круга)
Слайд 34
Готовность детей к школе определяется врачами в 2 этапа, предусматривая при необходимости оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций
Слайд 35
Первое углубленное обследование проводится за год до поступления в школу Повторное обследование проводят перед поступлением в школу Заключение делают на основании 2-х обследований и заносят в мед. карту индивидуального развития ребенка 026/у.
Слайд 36
Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие: Отклонение в состоянии здоровья; 2. Отстающие в биологическом развитии; 3. Выполнившие тест Керна- Ирасека с оценкой в 9 баллов и более; 4. Имеющие дефекты звукопроизношения.
Слайд 37
Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям 1. С отставанием в биологическом развитии: 1.1. Длина тела ниже средневозрастного показателя; 1.2. Прибавка длины тела за последний год менее 4 см; 1.3. Отсутствие постоянных зубов. 2. Перенесшим в течение года: 2.1. Тяжелые острые заболевания. 2.2. Имеющие хронические заболеванияв стадии суб - и декомпенсации (по перечню): порок сердца, язвенная болезнь желудка, неврозы, энурез, экзема
Слайд 38
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СанПиН 2.4.1.2660-10 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СанПиН 2.4.2.2821-10 Настоящие СанПиНы устанавливают санитарные требования к: - размещению, территории образовательных учреждений; - зданию и оборудованию образовательного учреждения; - воздушно-тепловому режиму; - естественному и искусственному освещению; - водоснабжению и канализации; - режиму образовательного и воспитательного процесса; - организации медицинского обслуживания обучающихся ; - - приему детей в дошкольные и школьные организации.
Слайд 39
На земельный участок под строительство детских и подростковых учреждений выдается санитарно-эпидемиологическое заключение органов Госсанэпиднадзора о соответствии участка гигиеническим нормативам Гигиенические принципы устройства дошкольных и школьных организаций
Слайд 41
Требования к размещению участка Здания детских образовательных организаций размещаются за пределами санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, атмосферные загрязнения не превышают ПДК. 2. Детские учреждения размещаются вдали от источников шума, которые не должны превышать ПДУ. 3. Через территорию не должны проходить инженерные коммуникации: водоснабжения, канализации, теплотрассы. 4. Участки размещаются на внутриквартальных территориях, удаленных от дорог на 100-170 м. 5. Здания должны отступать от «красной линии» застройки на расстояние не менее 25 м.
Слайд 42
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА В ПОМЕЩЕНИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙИ И НА ЖИЛОЙ ТЕРРИТОРИИ N п / п Назначение помещений или территорий Время суток Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со средне- геометрическими частотами, Гц Максималь - ные уровни звука L( Амакс.), дБа 31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 3 Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории, лаборатории 79 63 52 45 39 35 32 30 28 55 4 Спальные помещения в детских дошкольных учреждениях с 7 до 23 ч с 23 до 7 79 72 63 55 52 44 45 35 39 29 35 25 32 22 30 20 28 18 55 45 12 Площадки дошкольных учреждений, школ 83 67 57 49 44 40 37 35 33 60
Слайд 43
6. Участки должны быть сухими, хорошо проветриваться, располагаться на ровной местности с почвами, имеющими хорошую водо- и воздухопроницаемость, хорошую способность к самоочищению и иметь категорию «чистая». 7. На участке обеспечиваются нормативные уровни инсоляции 8. Территории дошкольных, школьных организаций и ПУ по периметру ограждаются забором и зелеными насаждениями. Деревья высаживаются на расстоянии 15 м, кустарники -5 м от зданий для исключения затенения учебных помещений. 9. Площадь участка школы – 1,5-3,0 га; Площадь детского сада – из расчета 40 кв. м на одно место. Требования к размещению участка
Слайд 44
Требования к устройству участков На территории всех детских образовательных учреждений выделяют следующие зоны: 1) зоны отдыха и игр, 2) физкультурно-спортивные площадки, 3) хозяйственные площадки. 4) в школах и ПУ – учебно-опытные зоны. Игровые площадки детсада 1) 7,2 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста; и 9,0 кв. м на 1 ребенка-дошкольника. 2) на территории каждой групповой площадки – теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка, который оборудуется деревянным полом и с трех сторон загораживается от ветра и осадков.
Слайд 45
Зеленые насаждения: 1. Улучшают микроклимат участка; 2. Снижают запыленность и загазованность; 3. Снижают уровень шума; 4. Снижают уровень инсоляции в жаркую погоду; 5. Оказывают тонизирующее действие на организм. Не менее 50-60 % участка должно быть озеленено. Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючих кустарников запрещена! Зеленые насаждения используют для отделения детских площадок от хозяйственных зон.
Слайд 46
1. Располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. 2. В селах на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком, хранилища топлива. 3. Площадка для сбора отходов размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и и оборудуется мусоросборниками, 4. Водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Хозяйственная зона
Планировка и оборудование образовательных учреждений должно осуществляться с учетом учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Школы подразделяются: Общеобразовательные массовые; Школы-интернаты с круглосуточным пребыванием детей Школы для детей с пороками развития (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, умственно-отсталых, с нарушениями костно-мышечной системы), Школы санаторного типа.
Слайд 48
Требования к зданиям, помещениям, оборудованию и содержанию ОУ 1. Дошкольные, школьные организации, ПУ располагаются только в отдельно стоящих зданиях. 2. Вместимость: - ДО не превышает 350 мест. - Школ – не более 1000 детей и должна быть рассчитана для обучения только в одну смену. 3. Здание дошкольной организации должно быть 2-этажным, школы – 3-этажным. 4. Не допускается использование помещений, расположенных в цокольных и подвальных этажах. 5. В зданиях нормируется: набор, площади, глубина, высота помещений; отделка, расстановка оборудования и мебели.
Слайд 49
Требования к помещениям ОУ - Обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса (классы, кабинеты, мастерские, спортзалы); Соблюдение условий для организации питания (пищеблоки); Создание условий для отдыха и двигательной активности детей (спальные комнаты, рекреации); Создание условий для медицинского обслуживания; Обеспечение оптимального светового режима; Обеспечение оптимального воздушно-теплового режима; - Обеспечение достаточным количеством питьевой воды; - Эффективное удаление твердых и жидких бытовых отходов.
Слайд 50
Требования к помещениям ОУ Набор и размещение помещений для детей должны обеспечивать изоляцию разных возрастных групп. Это достигается: В ДО: - организацией групповой изоляции (групповые ячейки с полным набором помещений, с одним входом на 4 группы); В школах: выделением в отдельный блок помещений начальных классов (классы, спортзал, туалеты) с отдельным выходом на участок; расположением рекреаций, туалетов вблизи к учебным помещениям на каждом этаже; - размещением на 3-4 этажах кабинетов для старшеклассников
Слайд 51
Необходимость групповой изоляции групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям; обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (двигательной активности, отдыха, занятий, личной гигиены).
Слайд 52
Пищеблок Должен иметь помещения: Цехи: горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; Моечные для столовой и кухонной посуды; Кладовые для сухих продуктов и овощей; Охлаждаемые камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; Бытовые помещения для персонала пищеблока, в т.ч. санитарный узел для сотрудников столовой.
Слайд 53: Классные комнаты
Из всех школьных помещений особое место занимают классные комнаты: дети проводят 80 % времени, отведенного на образовательную деятельность. ГН: Глубина менее 6,0 м (снижается естественное освещение) Длина 8-8,5 м (напряжение органов зрения и слуха) Высота 3-3,5 м (обеспечивается воздушный куб) Специализированные классы (физики, химии) 65-70 кв. м Спортивные залы не менее 228 кв. м
Слайд 54: Условия для личной гигиены
На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета: - 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: - 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. - Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. - Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. Комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 девочек площадью не менее 3,0 м2.
Слайд 55: Школы-интернаты
Особенности: Имеют спальный корпус Больший земельный участок В учебных секциях школы – комнаты для игр Больший спортивный зал Больший медблок
Слайд 56
Профессиональные училища Планировка зданий обеспечивает условия для организации: Теоретического и производственного обучения Воспитательной и культурно-массовой работы Отдыха Питания Медицинского обслуживания
Слайд 57: Профессиональные училища
ПУ имеет 4 корпуса: Теоретических занятий Учебно-производственных мастерских Общежитие Общественно-бытовой корпус (спортзал, актовый зал, столовая). Все здания соединяются переходами. Учебные классы проектируются, также как в школах. Производственные мастерские - с учетом особенностей отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Профессиональные училища
Слайд 58
Требования к внутренней отделке и оборудованию помещений для детей 1. Внутренняя отделка всех помещений должна быть гладкой и допускать проведение влажной уборки с дез. средствами. 2. Полы в учебных кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. 3. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей и иметь санитарно-эпидемиологические заключения. 4. Оборудование и мебель должны соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические требования. 5. Функциональные размеры мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами.
Слайд 59
1. Оборудуются только централизованными системами питьевого водоснабжения, канализации. 2. Холодной и горячей водой обеспечиваются: пищеблок, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, мед. блоки, в школах – кабинеты начальных классов. 3. Вода должна отвечать всем гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения. 3. Система канализации столовых отдельная от остальной и имеет самостоятельный выпуск в наружные сети. 4. В не канализованных районах допускается оборудование надворных туалетов с водонепроницаемыми выгребами. Требования к водоснабжению и канализации зданий
Слайд 60
Особенности нормирования факторов естественной освещенности 1. Все помещения для детей должны иметь естественное освещение и нормируемую инсоляцию. 2. При глубине учебных помещений более 6 м применяется двустороннее естественное освещение (в мастерских труда, актовых и спортивных залах). 3. В учебных помещениях организуется естественное левостороннее освещение; не допускается направление светового потока спереди и сзади от обучающихся.
Слайд 61
4. На рабочих поверхностях парт и столов коэффициент естественного освещения (КЕО, %) - 1,5 %. 5. Световой коэффициент 1:4 – 1:6 (СК - отношение площади окон к площади пола). 6. Неравномерность естественного и искусственного освещения в учебных помещениях не превышает 1:3, где 1 – минимальная освещенность, 3 - отношение максимального значения к минимальному. Особенности нормирования факторов естественной освещенности
Слайд 62
7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на соответствующие стороны горизонта: - Ю, ЮВ, В – все классы, аудитории, медкабинеты. - С – кабинеты черчения, рисования (в школах и ПУ). - С, СВ – кабинеты информатики. 8. Продолжительность непрерывной инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть не менее 2,0 ч (в центральной зоне - 58 - 48° с. ш.). Особенности нормирования факторов естественной освещенности
Слайд 63
9. Искусственное освещение помещениях используется: А) общее; Б) местное; В) комбинированное. ( Общее – светильники на потолке, местное – настольные лампы, комбинированное – то и другое вместе). 10. Освещенность от системы общего освещения в системе комбинированного освещения : - для всех учебных помещений – не менее 10 %. - для мастерских ПУ – не менее 50 %. Особенности нормирования факторов искусственной освещенности
Слайд 64
11. Должны быть обеспечены: - Нормируемые уровни искусственной освещенности; Показатели качества освещения: показатель дискомфорта и коэффициент пульсации Уровни искусственной освещенности ( ГН ) : на рабочих столах, на классных досках - 300 - 500 лк, в кабинетах черчения и рисования - 500 лк, в актовых и спортивных залах - 200 лк, в рекреациях - 150 лк. Показатель дискомфорта 40 ед. ( лимитирует яркость ) Особенности нормирования факторов освещенности
Слайд 65
12. УРОВНИ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОДРОСТКАМИ в ПУ Наименование мастерских Вид искусственного освещения Освещенность (лк) Швейные Общее Комбинированное 600 4750 Сборочные цеха часового производства Комбинированное 4000 5000 - при использовании оптических приборов Столярные Общее 500 Слесарные Общее Комбинированное 600 1000 Токарные Комбинированное 1000 Фрезерные Комбинированное 1000
Слайд 66
13. Отделочные материалы и мебель должны создавать матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7-0,9; для стен - 0,5-0,7; для пола - 0,4-0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1-0,2. 14. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. 15. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят в местах, недоступных для учащихся. Особенности нормирования факторов освещенности
Слайд 67
Особенности нормирования факторов микроклимата Теплообмен Нормальное течение жизненных процессов в организме человека обеспечивает температурное постоянство, при нарушении которого возможно развитие тяжелых, иногда необратимых, изменений. Теплообмен организма связан с выработкой тепловой энергии (теплопродукцией) и отдачей её во внешнюю среду (теплоотдачей).
Слайд 68
Особенности нормирования факторов микроклимата Микроклимат – это комплекс физических факторов воздушной среды закрытых помещений. Показатели, характеризующие микроклимат: - температура воздуха, - температура поверхностей, - относительная влажность воздуха, - скорость движения воздуха, - интенсивность теплового облучения. Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального теплового состояния организма.
Слайд 69
Особенности нормирования факторов микроклимата Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности. Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются специальные помещения. Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, площадь, высота и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.
Слайд 70
Большая чувствительность детей и подростков к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для тренировки приспособительных механизмов. Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней. Особенности нормирования факторов микроклимата
Слайд 71
Показатель/фактор микроклимата помещений ДО Школа ПУ Температура воздуха, град. С 19-24 18-24 18-24 Температура пола 22 - - Относит. влажность, % 40-60 40-60 40-60 Скорость движения воздуха, м/сек 0,1 0,1-0,2 0,1-0,3 Кратность воздухообмена 1,5 1,5 1,5-2,0 Отопление Центр. Центр. Центр. Печное отопление Не доп. Не доп. Не доп. Паровое отопление Не доп. Не доп. Не доп. Регулярное проветривание + + + Площадь форточек, фрамуг 1/50 1/50 1/50 Температура нагревательных приборов 70-80 70-80 70-80 Особенности нормирования факторов микроклимата
Слайд 72
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и компьютеров Вредное влияние компьютера на здоровье: Вызывает напряжение зрения, Вызывает напряжение опорно-двигательного аппарата, Компьютер может генерировать шум, Ухудшает микроклимат помещения, (повышает температуру и снижает влажность), 5. Повышает запыленность воздуха, 6. Излучает электромагнитные неионизирующие излучения и ионизирующие излучения (мягкое рентгеновское излучение).
Слайд 75
Условия работы детей и подростков с компьютерами нормируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Слайд 76
Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры N п/п Вид продукции Контролируемые гигиенические параметры 1 Машины вычислительные электронные цифровые ПЭВМ (включая портативные) Уровни электромагнитных полей (ЭМП), Уровни шума, Концентрация вредных веществ в воздухе, Рентгеновское излучение. 2 Устройства периферийные: принтеры, сканеры, модемы, сетевые устройства, блоки бесперебойного питания Уровни ЭМП, Уровни акустического шума, Концентрация вредных веществ в воздухе 3 Устройства отображения информации (ВДТ) Уровни ЭМП, Концентрация вредных веществ в воздухе, Мягкое рентгеновское излучение 4 Автоматы игровые с использованием ПЭВМ Уровни ЭМП, Уровни акустического шума, Концентрация вредных веществ в воздухе, Мягкое рентгеновское излучение
Слайд 77
Мощность дозы мягкого рентгеновского излучения на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ не должна превышать 1 мкЗв/час (100 мкР/час). 2. Уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ, не должны превышать значений (таблица). Допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ ЭМП Напряженность электрич. поля в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц 25 В/м в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц 2,5В/м Плотность маг- нитного потока в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц 250 нТл в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц 25 нТл Электростатический потенциал экрана видеомонитора 500 В Нормирование излучений
Слайд 78
Требования к помещениям с ПЭВМ 3. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки - 6 кв. м, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов - 4,5 кв. м. 4. Для внутренней отделки помещений с ПЭВМ должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентами отражения для потолка 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5. 5. В помещениях всех типов образовательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата. 6. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.
Слайд 79
7. Расстояние между мониторами в направлении тыл-экран – 2,0 м, между боковыми поверхностями мониторов - 1,2 м. Требования к помещениям с ПЭВМ 8. Столы только одноместные. 9. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение оборудования и письменных принадлежностей. 10. Стул подъемно-поворотный, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Под ногами должна быть подставка с нормируемым углом наклона.
Слайд 80
1. Освещенность экрана - 300 лк. 2. Освещенность стола - 300-500 лк. 3. Не должно быть отраженной блесткости (бликов) на мебели и экране. Яркость бликов на экране не более 40 кд/кв.м; 4. Не должно быть прямой блесткости от источников света: яркость светильников должна быть не более 200 кд/кв. м. 5. Показатель дискомфорта - не более 15 ед. 6. Коэффициент пульсации - не выше 5 %. Требования к освещенности помещений с ПЭВМ
Слайд 81
Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно общения с родительским компьютером. Использование компьютеров для детей 5-7 лет допускается 1 раз в день и не чаще 3-х раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.
Слайд 82
Условия трудового обучения формирование функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков осуществляется наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимостью при соблюдении гигиенических требований к содержанию, формам и условиям трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся.
Слайд 83
1. Системность в организации и проведении трудового обучения; 2. Соответствие характера трудовой деятельности поло-возрастным особенностям и состоянию здоровья детей; 3. Постепенное увеличение физических и других нагрузок, усложнение трудовых операций; 4. Рациональный режим трудового обучения; 5. Благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 84
Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока). Трудовые операции направлены на развитие координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка). Это помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 85
В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамотой; изготовляют несложные полезные изделия для школы. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 86
Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия. Функциональные возможности девочек в возрасте 10-12 лет уступают возможностям мальчиков. Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5-3 кг. С возрастом эти различия увеличиваются. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 87
Дифференцированный подход к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специальной программы, предусматривающей более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продуктов питания. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 88
Трудовое обучение учащихся 8-11-х классов проводится в соответствии с утвержденным перечнем профессий для организации подготовки школьников. В него включено более 100 профессий, не связанных с тяжелыми условиями труда и не оказывающих отрицательного влияния на здоровье учащихся. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 89
Основной формой трудового обучения в школе является урок труда: в 1-7 классах 2 часа в неделю, в 8-9 – 3 часа, в 10-11 классах – 4 часа. Предусматривается также общественно полезный труд: во 2-4 классах – 1 час, в 5-7 – 2 часа, в 8-9 – 3 часа, в 10-11 классах – 4 часа в неделю. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 90
Положительное влияние труда на организм школьников определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность. К числу факторов, повышающих оздоровительное влияние труда, относятся оптимальное естественное и искусственное освещение, воздушный и температурный режим; правильная расстановка мебели, оборудования. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 91
Для сохранения правильной рабочей позы и обеспечения безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитуды рабочих движений, необходимости движения в процессе работы, размеров инструмента и материала. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования
Слайд 92: Тест по итогам лекции
Умственная работоспособность обучающихся в течение учебной недели наиболее высокая: 1. В начале недели; 2. В конце недели; 3. В середине недели; 4. В течение всей недели; 5. Высокая всегда.