Первый слайд презентации: Государственный долг
Слайд 2: Сбалансированность бюджета - важный принцип построения бюджетной системы любого государства
Государственный долг выступает в качестве двигателя социально-экономического развития государства, а процессы его формирования, обслуживания и погашения являются ключевыми в вопросе построения модели эффективной экономики и устойчивого её функционирования и развития в целом
Слайд 3
Задачами являются: определить экономическую сущность государственного долга, причины его возникновения и роль в финансовой системе государства; изучить влияние государственного долга на устойчивость финансовой системы государства; провести оценку структуры и динамики государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; предложить пути повышения эффективности управления государственным долгом в Российской Федерации для усиления макроэкономической устойчивости. Целью является изучение влияния государственного долга Российской Федерации на макроэкономическую устойчивую и финансовую стабильность и разработка на этой основе направлений по повышению макроэкономической устойчивости.
Слайд 5
Российский экономист В.М. Федосов определяет, что «государственный долг – это сумма задолженности по непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определённую дату» В соответствии со статьёй 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено следующее: «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса» Важной составляющей при создании благоприятного финансового климата в государстве выступает федеральный бюджет.
Слайд 8
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.
Слайд 9
В статье 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется, что «структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств»
Слайд 10: Причины возникновения государственного долга : - дефицит бюджета - макроэкономические диспропорции - неэффективная экономическая политика государства - завышенные государственные расходы - отсутствие полноценных и доступных источников финансирования - неэффективная налоговая система
Слайд 11: Положительные последствия государственного долга: - его существование не приводит к увеличению денежной массы в обращении в национальной экономике; - взятые финансовые ресурсы могут быть направлены на ускорение социально-экономического развития в стране; - используя возможность восполнения финансовых ресурсов из вне государство имеет возможность оптимально распределять налоговое бремя внутри
Слайд 12: Отрицательные последствия внешнего государственного долга : - появляются дополнительные расходы на обслуживание долга; - финансовые ресурсы, взятые государством в долг являются акцептированными налогами; - излишний рост государственных заимствований влечет существенное отвлечение бюджетных средств от социального развития; - финансовая зависимость от зарубежных кредиторов способно с течением времени привести к зависимости политической; - высокая долговая нагрузка, создает определенные угрозы
Слайд 13: Внутренний государственный долг
Под внутренним государственным долгом понимается внутренняя задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, которая появилась в связи с привлечением их средств, с целью осуществления гос. программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, гос. облигаций и других ценных бумаг.
Слайд 14: Пункт 4 статья 98 Бюджетного кодекса гласит, что «в объём государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Слайд 15: В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; 3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
Слайд 16
Государственный долг классифицируется по степени охвата (масштабу) на основной, капитальный и текущий
Слайд 17
Влияние государственного долга на устойчивость финансовой системы государства По мнению современных экономистов, на данный момент в мире не существует примеров абсолютно устойчивой финансовой системы
Слайд 18: В научной литературе часто встречается понятие «стабильность финансовой системы», характеризую щее её состояние в более широком смысле
Слайд 19
Понятия «устойчивость финансовой системы» и «финансовая стабильность» характеризуют состояние финансовой системы, они взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы
Слайд 20: Международный валютный фонд (далее – МВФ) и Всемирный банк оценивают состояние сферы государственного долга каждой отдельной страны на основе принятых международных критериев устойчивости государственного долга и их пороговых значений
Под долговой устойчивостью понимают такое состояние, при котором накопленный государственный долг может быть обслужен в любой момент времени, не прибегая к реструктуризации задолженности, пересмотру сроков или накоплению задолженности Всемирным банком были установлены четыре возможных критерия риска долговой устойчивости: низкий, умеренный, высокий и кризисный
Слайд 21
Внешний долг / экспорт товаров и услуг С помощью данного показателя оценивают способность государства покрывать свою внешнюю задолженность за счёт полученных валютных доходов от экспорта товаров и услуг Показатели 2015 2016 2017 2018 (прогноз) Пороговое значение Отношение государственного долга РФ к ВВП 13,5 13,2 14,7 15,2 20,0 Доля расходов на обслуживание государственного долга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета 3,3 3,8 4,5 5,3 10,0 Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга РФ к доходам федерального бюджета 10,6 9,2 11,5 11,9 15,0 Отношение государственного долга РФ к доходам федерального бюджета 80,2 82,5 94,9 99,8 100,0 Отношение государственного внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг 15,2 18,4 18,3 17,6 220,0 Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг 0,7 0,9 0,9 1,2 25,0 Таблица 1 – Показатели долговой устойчивости Российской Федерации, %
Слайд 22
Общепринятые показатели долговой устойчивости позволяют оценить, какую опасность представляет существующий государственный долг для экономики государства Если данные показателей долговой устойчивости находятся в пределах установленных значений, то величина государственного долга находится на относительно безопасном уровне Эффективное использование долга и своевременное его погашение может стать фактором экономического роста и развития государства Дополнительные финансовые ресурсы способствуют укреплению позиций государства на международном рынке капитала, притоку иностранных инвестиций, повышению доверия к национальной валюте, тем самым укрепляя его внешнеторговые связи и международный авторитет
Слайд 23
Для оценки современного состояния государственного долга Российской Федерации необходимо рассмотреть значения объёма государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2015-2018 годы (в млрд. руб.) Показатели по состоянию на 01.01.2015 г. 01.01.2016 г. 01.01.2017 г. 01.01.2018 г. млрд. руб. доля, в % млрд. руб. доля, в % млрд. руб. доля, в % млрд. руб. доля, в % Государственные долговые ценные бумаги 5475,713 75,62 5573,095 76,26 6100,341 76,22 7247,124 83,40 Государственные гарантии 1765,456 24,38 1734,516 23,74 1903,114 23,78 1442,515 16,60 Государственный внутренний долг - всего 7241,169 100 7307,611 100 8003,455 100 8689,639 100 Таблица 2 – Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2015-2018 гг., в млрд. руб.
Слайд 24
Поскольку свыше половины объёма государственного внутреннего долга Российской Федерации выражено в государственных ценных бумагах, следует подробнее рассмотреть его структуру по видам ценных бумаг Таблица 3 – Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам ценных бумаг за 2015-2018 гг., в млрд. руб. Вид ценных бумаг по состоянию на 01.01.2015 г. 01.01.2016 г. 01.01.2017 г. 01.01.2018 г. млрд. руб. доля, в % млрд. руб. доля, в % млрд. руб. доля, в % млрд. руб. доля, в % БОФЗ 103,58 1,89 - - - - - - ОФЗ-ПК 1000,00 18,26 1347,26 24,17 1738,00 28,48 1748,44 24,12 ОФЗ-ПД 2551,02 46,59 2710,34 48,63 3051,10 50,02 4283,62 59,11 ОФЗ-АД 1038,56 18,97 791,17 14,21 680,06 11,15 539,84 7,45 ОФЗ-ИН - - 141,77 2,54 163,63 2,68 168,52 2,33 ГСО-ППС 560,55 10,24 360,55 6,47 245,55 4,03 245,55 3,39 ГСО-ФПС 132,00 2,41 132,00 2,37 132,00 2,16 132,00 1,82 ОВОЗ 90,00 1,64 90,00 1,61 90,00 1,48 90,00 1,24 ОГРВЗ 1991 г. 0,0001 0,00 0,0001 0,00 0,0001 0,00 0,0001 0,00 ОФЗ-н - - - - - - 39,15 0,54 Итого ГЦБ 5475,71 100 5573,09 100 6100,34 100 7247,12 100
Слайд 25
Для выявления основных причин роста внутреннего долга и последующей разработки мер по повышению эффективности его управления проанализируем на основании данных Министерства финансов из таблицы ежегодных значений объёма государственного внутреннего долга Российской Федерации динамику государственного внутреннего долга Российской Федерации Таблица 4 – Показатели динамики государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2008-2018 гг., в млрд. руб. Государственный внутренний долг по состоянию на 1 января Объём, млрд. руб. Изменение к предыдущему году в млрд. руб. в % 2008 1301,15 - - 2009 1499,82 + 198,67 + 15,27 2010 2094,73 + 594,91 + 39,67 2011 2940,39 + 845,66 + 40,37 2012 4190,55 + 1250,16 + 42,52 2013 4977,90 + 787,35 + 18,79 2014 5722,24 + 744,34 + 14,95 2015 7241,17 + 1518,93 + 26,54 2016 7307,61 + 66,44 + 0,92 2017 8003,46 + 695,85 + 9,52 2018 8689,64 + 686,18 + 8,57
Слайд 26
Пункт 5 статья 98 Бюджетного кодекса гласит, что «в объём государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлечённым под государственные гарантии Российской Федерации; объём обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте» Рисунок 1 – Объём государственного внешнего долга Российской Федерации за 2011-2018 гг., в млн. долл. США
Слайд 27
Рассмотрим структуру государственного внешнего долга Российской Федерации за 2016-2018 годы (в млн. долл. США) Категория долга по состоянию на 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 50002,3 100 51211,8 100 49827,3 100 Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 805,3 1,61 629,3 1,23 559,4 1,12 Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 1384,3 2,77 1222,0 2,39 677,6 1,36 Задолженность по внешним облигационным займам 35911,2 71,83 37607,0 73,42 38209,5 76,68 Задолженность по ОВГВЗ - - 3,4 0,01 3,2 0,01 Прочая задолженность 20,2 0,04 19,6 0,04 20,4 0,04 Государственные гарантии РФ в иностранной валюте 11875,9 23,75 11730,5 22,91 10357,2 20,79 Таблица 5 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации за 2016-2018 гг., в млн. долл. США
Слайд 28
Рисунок – Плановый график погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, в млн. долл. США Для обеспечения макроэкономической стабильности в стране необходимо грамотное управление государственным внешним долгом
Слайд 29
Проблема управления государственным долгом не только затрагивает вопросы организации бюджетной политики, но и существенно сказывается на финансовой системе государства и её устойчивости. Устойчивое состояние финансовой системы государства характеризуется платёжеспособностью и достаточным количеством финансовых ресурсов для выполнения текущих задач и будущего развития. Способность государства своевременно расплачиваться по своим обязательствам рассматривается в рамках исследования долговой устойчивости государства. Путём оценки макроэкономических индикаторов устойчивости определим, является ли в настоящее время финансовая система Российской Федерации устойчивой, и на основе этого разработаем пути повышения эффективности управления долгом
Слайд 32: На рисунке 3 приведена сравнительная характеристика соотношения государственного долга к ВВП Российской Федерации и развитых стран (в %), по которой видно, что по значению показателя соотношение государственного долга к ВВП положение Российской Федерации гораздо лучше, чем у других государств
Рисунок 3 – Соотношение государственного долга к ВВП развитых стран, %
Слайд 33
По результатам проведённой оценки макроэкономических индикаторов устойчивости можно сделать вывод, что по сравнению с другими странами финансовая система Российской Федерации является более устойчивой. Соответствие нормативным значениям, предложенным Международным валютным фондом, достаточный объём золотовалютных резервов в стране, а также приемлемое соотношение совокупного государственного долга к ВВП позволяют утверждать, что величина государственного долга Российской Федерации находится на экономически безопасном уровне, а государство остаётся способным обеспечивать свои обязательства. Определение основных направлений повышения эффективности управления государственным долгом для усиления макроэкономической устойчивости государства, основными из которых являются:
Слайд 34: Объем государственного долга Российскои ̆ Федерации (по состоянию на конец года), % ВВП Источник: Минфин России
Слайд 35: Расходы на обслуживание государственного долга Российскои ̆ Федерации Источник: Минфин России
Слайд 36: Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2019 года | млн. долларов США
Слайд 39: Классификация заемщиков по группам долговой устойчивости, по данным Минфина РФ
Слайд 40: Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
1. В случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Слайд 41: Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
Долговые обязательства Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации считаются полностью прекращенными при наступлении событий (обстоятельств), являющихся основанием прекращения государственных гарантий Российской Федерации, и списываются с государственного внутреннего долга Российской Федерации по мере наступления (получения сведений о наступлении) указанных событий (обстоятельств). (абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
Слайд 42: Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
2. Министерство финансов Российской Федерации по истечении сроков, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.
Слайд 43: Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
3. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.
Слайд 44: Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
4. Действие абзаца первого пункта 1, пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 5. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.
Слайд 45: Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
6. Выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (полученные в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) в полном объеме Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с условиями эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению Министерства финансов Российской Федерации досрочно погашенными. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
Слайд 46
Министерство финансов Российской Федерации вправе признать исполненными обязательства по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выкупленным (полученным в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) до наступления даты погашения. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
Слайд 47: Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
1. Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. 2. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.
Слайд 48: Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
3. Субъект Российской Федерации не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим субъектом Российской Федерации.
Слайд 49: Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
4. Муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.
Слайд 50: Центральный банк
Обслуживание госдолга РФ возложено на Банк России и его учреждения ЦБ осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно. ст. 119 БК РФ
Слайд 51: Статья 120. Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств
Учет и регистрация государственных долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (далее - Государственная долговая книга Российской Федерации).
Слайд 52
Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении (прекращении по иным основаниям) указанных обязательств полностью или частично, а также иная информация.
Слайд 53
Нормативно-правовая база Современная нормативная база, определяющая основные параметры современной системы управления государственным внешним долгом, в целом сложилась в конце 1990-х гг. С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации (принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) были конкретизированы многие элементы действующей на сегодняшний момент системы управления внешним государственным долгом Однако, само по себе понятие управления внешним долгом в Кодексе до сих пор не конкретизировано
Слайд 54
Нормативно-правовая база В статье 101 БК РФ определены основные субъекты управления: Правительство Российской Федерации и уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации Полномочия Правительства Российской Федерации в части управления государственным внешним долгом определены также в ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ Ряд вопросов, связанных с управлением государственным внешним долгом, нашел отражение и в положениях нормативных документов Правительства РФ, Министерства финансов РФ и Банка России
Слайд 55
Единого определения понятия управления государственным долгом в настоящий момент не сформировано. В узком смысле: Управление государственным долгом ‒ как совокупность финансово-долговых операций, осуществляемых исполнительными органами государственной власти и уполномоченными ими специализированными агентами, в целях изменения структуры и состава государственного долга в рамках выполнения ими бюджета на текущий финансовый год
Слайд 56
В широком смысле: Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой финансовую деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и уполномоченных ими специализированных агентов, направленную на финансовое прогнозирование, планирование и осуществление финансовых долговых операций, а также ведение учета и контроля государственного долга, направленную на финансирование дефицита федерального бюджета и удешевление государственного долга.
Слайд 57
По мнению доктора экономических наук, Панкова В.В.: Управление государственным внешним долгом – совокупность процедур, процессов и мер, используемых субъектами управления государственным долгом, а также уполномоченными ими агентами, направленных на размещение, обслуживание и погашение долговых обязательств Российской Федерации в иностранной валюте в рамках действующей государственной долговой политики
Слайд 58
Банковская модель Министерская модель Агентская модель Методы управления государственным долгом
Слайд 60
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции На стратегическом уровне основные решения принимаются Президентом РФ и Федеральным Собранием. Субъект управления Основные функции Президент РФ Осуществляет координацию и задает основные направления деятельности законодательных и исполнительных органов в сфере управления государственным долгом Российской Федерации. Эту функцию он осуществляет через формирования системы и структуры органов исполнительной власти (Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России и т.д.), предоставления бюджетного послания, возможности использования права законодательной инициативы или вето в части совершенствований правового регулирования отношений в сфере государственного долга
Слайд 61
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции Субъект управления Основные функции Федеральное Собрание Принимает федеральные законы о федеральном бюджете и утверждает программы внешних и внутренних заимствований. Кроме того, проводит необходимую подготовительную работу в части разработки, доработки законопроектов, их экономико-правового анализа и пр. Значимость участия высшего законодательного (представительного) органа выражается также в необходимости законодательного подтверждения существующих государственных долговых обязательств и одобрения возможности новых заимствований.
Слайд 62
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции На втором уровне выступают Правительство РФ и Минфин России. Субъект управления Основные функции Правительство РФ В соответствии с БК РФ, на основании бюджетных целей и ограничений, установленных Президентом РФ и Федеральным Собранием, осуществляет непосредственное управление государственным внешним долгом. В рамках выполнения указанной функции Правительство РФ осуществляет предоставление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, заключений на законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства. На заседаниях Правительства РФ устанавливаются параметры выпуска государственных ценных бумаг и утверждаются Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
Слайд 63
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции Субъект управления Основные функции Минфин России Осуществляет составление и исполнение федерального бюджета и реализует основные полномочия по управлению государственным внешним долгом Российской Федерации. Минфин России проводит работы по формированию состава и структуры государственного долга, подготовке проектов программ внешних и внутренних заимствований, вносит предложения по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, осуществляет ведение учета государственного долга, осуществляет контроль за эффективным исполнением государственной долговой политики.
Слайд 64
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции Непосредственное обслуживание государственного долга реализуется через Банк России и уполномоченные Минфином РФ специализированные финансовые организации (уполномоченные агенты) Субъект управления Основные функции Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) Обеспечивает консультационную и методологическую поддержку Минфина России в части разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг (в том числе государственных ценных бумаг) и координации деятельности органов государственной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.
Слайд 65
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции Субъект управления Основные функции Банк России Реализует денежно-кредитную политику государства, в рамках которой устанавливает величину обязательных нормативов, резервов, ставок кредитования, размера золотовалютных резервов, валютные интервенции. Активно проводит операции на рынке государственных ценных бумаг, в том числе в иностранной валюте, что во многом определяет общее состояние рынка внешних государственных заимствований и косвенно подтверждает способность государства обслуживать и погашать государственный долг. Проведение операций с государственными долговыми обязательствами в иностранной валюте осуществляется Банком России на безвозмездной основе.
Слайд 66
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции Субъект управления Основные функции Федеральное казначейство Осуществляет регистрацию операций, связанных с поступлением из источников финансирования дефицита бюджета, а также санкционирует и финансирует расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга. Тем самым Федеральное Казначейство осуществляет контроль сроков и полноты исполнения государственных долговых обязательств со стороны Банка России и других уполномоченных финансовых организаций. Уполномоченные кредитные и специализированные финансовые организации Организуют первичное размещение долговых обязательств Российской Федерации и проводят операции на вторичных рынках. Через них же может осуществляться обслуживание государственного внешнего долга РФ.
Слайд 67
Основные субъекты управления государственным внешним долгом Российской Федерации и их основные функции Субъект управления Основные функции Счетная палата РФ Выступает главным органом финансового контроля в сфере государственного внешнего долга, в том числе в отношении уполномоченных органов. В рамках выполнения своих функций Счетная палата РФ осуществляет контроль за государственным внешним долгом, движением средств федерального бюджета в кредитных организациях и на счетах Федерального Казначейства, своевременностью и полнотой исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам и структуре, целевому назначению государственных займов и т.д. Также Счетной палатой РФ производится непосредственный контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.
Слайд 68
Управление государственным долгом Российской Федерации охватывает ряд взаимосвязанных направлений деятельности : Бюджетное планирование объема госдолга и расходов на его обслуживание Осуществление заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры госдолга (снижение рисков по долгу) и сокращение расходов на его обслуживание Организация учета долговых обязательств и операций с долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежным графиком Поддержание постоянного диалога с инвестиционным сообществом, реализация комплекса мер по развитию рынка субфедерального долга
Слайд 70: Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. ст. 105 БК РФ
Слайд 74
Для решения проблем в области управления государственным долгом необходима реализация комплекса мероприятий, которые бы способствовали замедлению роста государственного долга и его дальнейшему снижению. Одной из таких мер является оптимизация объема и реструктуризация расходов федерального бюджета. С другой стороны, пополнению бюджета может способствовать процесс разгосударствления и приватизации госсобственности. Важную роль играет и привлечение в страну иностранных инвестиций, что ведет к сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений и увеличению поступлений в бюджет за счет появления новых налогоплательщиков.
Слайд 75
Проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации Проблема в рациональном и эффективном расходовании средств бюджета Увеличение величины госдолга после введения санкций Государство берет новые кредиты, не рассчитавшись со старыми Отсутствие документов по средне- и долгосрочному планированию бюджетной политики Узконаправленность политики ЦБ и Минфина России Непрозрачность инвестиционного климата Высокий уровень коррупции и отмывания денег в стране