Первый слайд презентации: Идеи Т.Г. Рамзаевой в системе работы по развитию связной письменной речи младших школьников
Т.Г. Рамзаевой создана полифункциональная лингвометодическая система начального языкового образования на речевой основе, что является фундаментальным вкладом в методику обучения русскому языку как науку и в систему школьного образования. Данная система сохраняет лучшие традиции отечественной методики обучения русскому языку и служит ориентиром для ее развития и совершенствования в настоящее время.
Развитие идеи К.Д. Ушинского о необходимости развития «дара слова » школьников в процессе обучения родному языку. Т.Г. Рамзаевой впервые удалось методически разработать и реализовать взаимосвязь обучения языку и развития речи учащихся в ее авторском учебно-методическом комплекте, включающем программы и учебники для начальной школы и ВУЗа. Определяя структуру начального языкового образования Т.Г. Рамзаева в качестве важнейшего компонента выделяет речевую деятельность. При этом связи между формируемыми языковыми и речевыми умениями автор рассматривает в качестве системообразующих связей курса русского языка. Грамматические знания, по мнению Т.Г. Раммзаевой, обретают жизненную значимость для ученика прежде всего при непосредственном применении их в речи. Поэтому каждая грамматическая или словообразовательная тема начинается с наблюдений над ролью изучаемой категории в речевом общении.
Первая тема в учебнике 1 класса называется «Слово. Предложение. Текст» Дается определение текста Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте, который предлагается учащимся для освоения данного определения, учащимся нужно вставить пропущенные слова, используя слова для вставки (они, журавли, птицы). Журавли на болоте Весной прилетели на болото ___________. _______ вернулись из тёплых стран. Здесь ___________ выведут журавлят. В задании к упражнению предлагается доказать, что это текст, а не отдельные предложения. Выполняя данное задание, учащиеся будут опираться в доказательстве на приведенные теоретические сведения, а также практически познакомятся с текстовыми синонимами как средством связи предложений в тексте.
Слайд 5: Введение понятия «текст» в содержание учебников для начальной школы
Во 2 классе – тема «Предложение и текст», в 3 и 4 классах тема «Текст». «Сопоставительное ознакомление со словом, предложением и текстом как единицами речи позволяет учащимся приблизиться к осознанию функций каждой из единиц в речевом общении, а также закладывает основы общего (функционально-семантического) подхода к изучению языка в школе» ( Т.Г.Рамзаева ). Объем знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов
Слайд 6: Использование текста как средства реализации взаимосвязи в формировании языковых знаний и речевых умений
Использование текста позволяет выяснить роль изучаемых языковых категорий (имен существительных, имен прилагательных, глаголов и других частей речи; морфем: приставок, суффиксов, окончаний; предложений по цели высказывания, по интонации и т. п.) в общении людей. Текст служит образцом для овладения умениями создавать собственное высказывание. «Текст как модель определенного вида (типа речи) помогает овладеть структурой текстов, помогает осознать связь между частями текста, между предложениями в каждой части, понять текстообразующую роль разных частей речи» (Т.Г. Рамзаева ). Текст выступает средством развития речевых умений. Над этими умениями, подчеркивала Т.Г. Рамзаева, необходима целенаправленная работа как на уроках русского языка, так и других учебных предметов.
Слайд 7: Методические рекомендации Т.Г. Р амзаевой о работе с текстом учебника
Важное значение придается отбору текстов, на материале которых осуществляется изучение грамматико-орфографического материала. «…не меньший интерес, чем специальные знания, вызывает познавательный материал упражнений учебника «Русский язык», на основе которого младшие школьники расширяют свои представления о своей стране, ее природных богатствах, истории России, культуре народа, жизни людей, их достижениях и т.п.» (Т.Г. Рамзаева ) Предусматривается определенная последовательность заданий к тексту, первым из которых дается задание: Прочитать текст. Все остальные задания даются после текста. Такое оформление упражнений позволяет учащимся осознать чтение текста как самостоятельное действие в работе с ним. Работа с текстом должна начинаться с вопросов связанных с его содержанием, особенностями, содержащейся в нем информации. И только после ответов на них следует выполнять грамматико-орфографические задания. Даже если таких вопросов в учебнике нет, именно с них должна начинаться работа над текстом упражнения.
Слайд 10: Пример задания для студентов на практике для освоения методики работы с текстом на уроке русского языка
1 группа упражнений. Опишите во фрагменте урока организацию работы по выполнению текстовых заданий учебника. Учебник для 3 класса Т.Г. Рамзаевой, 1 часть С.13, упр. 22 С.53, упр.111 2 группа упражнений. Опишите во фрагменте урока организацию работы по выполнению текстовых заданий учебника. Дополните фрагмент своими заданиями по работе с текстом. Учебник для 3 класса Т.Г. Рамзаевой, 1 часть. С.12, упр.19. Добавьте 1-2 задания, направленные на осознание роли глаголов в тексте. 3 группа упражнений. Опишите во фрагменте организацию работы по выполнению разработанных Вами заданий по анализу текста упражнения. Учебник для 3 класса Т.Г. Рамзаевой, 1 часть. С. 41, упр. 80. Составьте к тексту речевые задания, направленные на осознание роли в тексте предложений, различных по цели высказывания и интонации. С.48, упр. 100. Составьте к тексту речевые задания, направленные на осознание роли в тексте нераспространенных предложений.
Слайд 11
№ Определение понятия Правило Сведения о языке 2 кл., 1 ч., с.35 (распространенные и нераспространенные предложения ) 2 кл., 1 ч., с. 96 (правописание слов с безударными гласными в корне ) 2 кл., 1 ч., с.50 (переносное и прямое значение слова) 2. 2 кл., 1 ч., с. 61 или: 3 кл., 1 ч., с. 61 (однокоренные слова) – 2 кл., 2 ч., с. 22 (правописание слов с парными согласными в корне ) 2 кл., 1 ч., с. 47 в рубрике «Обратите внимание!» (словосочетание ) 3. 2 кл., 1 ч., с. 95 (проверяемые и проверочные слова ) 2 кл., 2 ч., с. 32 (разделительный ь ) 3 кл., 1 ч., с. 45 в рубрике «Обратите внимание!» (о словарных статьях про значение омонимов) Теоретические материалы учебника из УМК «Школа России» для составления фрагментов уроков (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Слайд 12: Система речевых упражнений в учебниках Т.Г. Рамзаевой
С учетом формируемых речевых умений и в целом задач развития речи школьника, становления его как личности в учебниках представлена система речевых упражнений разных типов. Классифицируются они по разным основаниям: по характеру деятельности учащихся упражнения можно разделить на репродуктивные, конструктивные, творческие; по специфике речевых единиц, на материале которых осуществляется развитие речи учащихся, упражнения делятся на лексические, синтаксические, текстовые; по форме организации познавательной деятельности учащихся упражнения делятся на индивидуальные, коллективные, групповые.
Слайд 13: Система изложений и сочинений в учебниках
Изложения Сочинения подробные; выборочные ; краткие; творческие; изложения по научно-познавательному тексту. из личного опыта; по картине и серии картинок; по данному заголовку; по аналогии с авторским текстом, сочинения разных жанров (составление загадки) и др.
Слайд 14: Организация работы над изложением и сочинением в учебниках:
в методическом аппарате учебников определяется последовательность и содержание действий, которые ученик должен выполнить; предлагаются памятки для работы с текстами разных типов речи; даются образцы выполнения заданий, в том числе, и текстовых (впервые предлагаются образцы текстов-описаний картин, которые служат подготовкой к сочинению по картине).
Слайд 15: Образец текста-описания картины
Т.Г. Рамзаева изменила отношение к учебнику и подход к работе с ним. Учебник действительно стал первостепенным средством обучения.
Слайд 16: Комплект «Система обучения связной письменной речи в начальной школе»
Комплект предназначен для организации работы учащихся начальных классов над изложением и сочинением. Ссылка: https ://1class.press/seria/shegoleva /
Последний слайд презентации: Идеи Т.Г. Рамзаевой в системе работы по развитию связной письменной речи: Актуальные направления в развитии системы обучения связной речи
Созданная Т.Г. Рамзаевой система работы над текстом существенно обогащает теоретические основы процесса обучения связной речи, определяет основополагающие направления его совершенствования в современной начальной школе: выделение в структуре языкового образования системы работы над развитием связной речи; формирование речевых умений на основе теоретических сведений о тексте и его признаках; реализация взаимосвязи изучения языка и развития речи на основе функционально-семантического подхода; формирование текстовых умений как метапредетных ; развитие информационных и текстовых умений в работе с научным текстом.