Первый слайд презентации
Институт фундаментального образования СЛОЖНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ Коваленко Виктор Викторович доктор физико-математических наук, профессор
Слайд 2
Институт фундаментального образования 1). Механика (16 и 23 марта). 2). МФ и ТД (30 марта и 6 апреля). 3). Электромагнетизм (13 и 20 апреля). Занятия с 15.00 до 18.00 (перерыв 16.30 – 16.45)
Слайд 7: Задача 4
Институт фундаментального образования Задача 4 Лыжник отрывается от трамплина со скоростью 20 м/с, направленной под углом 45 0 к вертикали (см рисунок). Найдите расстояние от точки отрыва до точки приземления лыжника на гору, угол наклона которой 60 0. ( 220 м)
Слайд 9: Задача 6
Институт фундаментального образования Задача 6 Кирпич массой 4 кг лежит на горизонтальной кладке стены, покрытой раствором, оказывая на неё давление 1250 Па. Какова площадь грани, на которой лежит кирпич? (320 см 2 )
Слайд 11: Задача 8
Институт фундаментального образования Задача 8 На поверхности конуса находится небольшое тело массой 100 г, привязанное к вершине нитью (см. рисунок). Угол при вершине конуса 60 0. Конус начинают вращать, и при увеличении скорости вращения сила давления тела на поверхность конуса уменьшается, а при угловой скорости ω 0 тело перестает давить на поверхность. Определите силу давления тела на конус при скорости, равной половине угловой скорости ω 0. (0,375 Н)
Слайд 14: Задача 9
Институт фундаментального образования Задача 9 Человек взялся за конец лежащего на земле однородного стержня длиной 2 м и массой 100 кг и поднял этот конец на высоту 1 м. Какую работу он совершил? (Ответ дайте в джоулях.) Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2. (500 Дж)
Слайд 15: Задача 10
Институт фундаментального образования С горки высотой h = 2 м и основанием b = 5 м съезжают санки, которые останавливаются, пройдя горизонтальный путь S = 35 м от основания горки. Найти коэффициент трения, считая его одинаковым на всем пути. (0,05)
Слайд 17: Задача 12
Институт фундаментального образования Задача 12 Нить длиной 1 м, на которой висит шарик массой 1 кг, отклоняют на некоторый угол и отпускают. Определите ускорение шарика в момент начала движения, если в низшей точке траектории сила натяжения нити равнялась 20 Н. (8,7 м/с 2 )
Слайд 19: Задача 14
Институт фундаментального образования Задача 14 Шарик массой 0,5 кг, падая с некоторой высоты, ударяется о наклонную плоскость и упруго отскакивает от неё без потери скорости. Угол наклона плоскости к горизонту 30 0. За время удара плоскость получает приращение импульса, модуль которого равен 2 кг∙(м/c). Определите, на какую высоту (относительно точки отскока) поднимется тело. Ответ выразите в см. Какое время t пройдет от момента удара шарика о плоскость до момента, когда он будет находиться в наивысшей точке траектории?
Слайд 20: Задача 15
Институт фундаментального образования Задача 15 Плот массой 120 кг движется по реке со скоростью 5,3 м/с. С берега на плот бросают груз массой 85 кг, который летит со скоростью 12 м/с, направленной перпендикулярно скорости плота. Определите потери механической энергии при абсолютно неупругом ударе груза о плот. Найти тангенс угла, под которым будет направлена к берегу скорость плота после того как на него упадет груз? ( 3,6 кДж)
Слайд 21: Задача 16
Институт фундаментального образования Задача 16 Два шара массами 0,3 кг и 0,2 кг находятся на двух нитях, подвешенных в одной точке. Большой шар отклонили на угол 60 0 и отпустили. На какой максимальный угол отклонятся от вертикали оба шара, если соударение шаров абсолютно неупругое? Определите энергию, израсходованную на деформацию шаров при ударе.
Слайд 22: Задача 17
Институт фундаментального образования Задача 17 Два шара массами m 1 = 3 кг и m 2 = 2 кг подвешены на нитях длиной l = 1 м. Первоначально шары соприкасаются между собой, затем больший шар отклонили от положения равновесия на угол α = 60° и отпустили. Считая удар упругим, определите скорость второго шара после удара. ( 3,8 м/с)
Слайд 23: Задача 18
Институт фундаментального образования Задача 18 Шайба ударяется о горизонтальную поверхность льда под углом 60 0, а отскакивает под углом 30 0 к поверхности. Коэффициент трения шайбы о лед равен 0,04. Действие силы тяжести за время удара не учитывать. Считая, что шайба движется поступательно, определите, какая часть энергии потеряна шайбой при ударе. ( 0,7)
Слайд 25: Задача 20
Институт фундаментального образования Задача 20 Шайба соскальзывает с вершины гладкой сферической поверхности радиусом R = 0,9 м. Определите, на какой высоте, считая от вершины, тело оторвется от поверхности? (30 см)
Слайд 59: Задача 3
Невесомый стержень длиной 1 м, находящийся в ящике с гладким дном и стенками, составляет угол α = 45° с вертикалью (см. рисунок). К стержню на расстоянии 25 см от его левого конца подвешен на нити шар массой 2 кг. Каков модуль силы N, действующей на стержень со стороны левой стенки ящика? Институт фундаментального образования
Слайд 62: Задача 7
На рисунке приведен график зависимости давления некоторой массы идеального газа от температуры при постоянном объеме. Какая точка на горизонтальной оси соответствует абсолютному нулю температуры?
Слайд 63: Задача 8
Найдите максимальный КПД тепловой машины с температурой нагревателя 227°С и температурой холодильника 27°С. Институт фундаментального образования
Слайд 64: Задача 9
Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 60%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объем в два раза. Чему стала равна относительная влажность воздуха? Институт фундаментального образования
Слайд 65: Задача 10
Учитель поднес отрицательно заряженную палочку к шару электрометра, затем другой рукой коснулся шара электрометра, заземлив его. Далее он снял руку с шара (убрал заземление), после чего убрал и палочку. Каков по знаку заряд шара и стрелки?
Слайд 66: Задача 11
Напряженность электрического поля измеряют с помощью пробного заряда q п. Как изменится модуль напряженности измеряемого поля, если величину пробного заряда уменьшить в n раз? Институт фундаментального образования