Первый слайд презентации: Инженерные системы зданий и сооружений: ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Слайд 3: Основные узлы лифта
Строительная часть: Шахта (9) с приямком (16) Машинное помещение (1) Механическая часть: Привод (лебёдка) (3) Тяговые канаты (14) Кабина (10), двери кабины (8) Противовес (11) Направляющие кабины (12) и противовеса (13) Двери шахты (7) Устройства безопасности: ограничитель скорости (4, 17), ловители, буфера (5, 6) Электрическая часть: Вводное устройство Станция управления (контроллер) (2) Электропроводка, подвесной кабель (15) Датчики точной остановки кабины Устройства безопасности (датчики контроля, размыкающие цепь питания двигателя)
Слайд 4: Основные компоненты электрического лифта
9 Шахта Строительная часть 1 Машинное помещение 14 Приямок шахты Шахтные двери Механическое оборудование 6 Кабина 10 Направляющие кабины 12 Противовес 11 Направляющие противовеса 2 Лебедка 3 Тяговые канаты 17 Ограничитель скорости 16 Канат ограничителя скорости 8 Ловители 13 Буфер 18 Станция управления Электрическое оборудование Подвесной кабель Устройства безопасности
Слайд 5: Общий вид электрического лифта ЛП-0411 (ОАО «КМЗ»)
1 – лебёдка; 2 – кабина; 3 – направляющие противовеса; 4 – направляющие кабины; 5 – канат тяговый; 6 – канат ограничителя скорости; 7 – кабель подвесной; 8,20 – пост вызывной; 9 – дверь шахты; 10 – противовес; 11 – буфер кабины; 12 – буфер противовеса; 13 – станция управления (контроллер); 14 – вводное устройство; 15 – ограничитель скорости; 16 – указатель положения кабины; 17 – световой указатель; 18 – ограждение противовеса, 19 – блок освещения шахты; 21 – правила пользования; 22 – блок переключателей режимов управления; 23 – частотный регулятор привода; 25 – натяжное устройство ограничителя скорости; 26 – монтажный люк 13 15 26 машинное помещение приямок
Слайд 6: Общий вид и кинематическая схема лифта
Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине 2, которая перемещается по вертикальным направляющим 4. Передвижение кабины 2 и противовеса 10 осуществляется лебедкой 1, установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов 5, уложенных в ручьи канатоведущего шкива 8. В машинном помещении также размещены: ограничитель скорости 15, устройство управления лифтом 13, вводное устройство 14, блок освещения шахты 19, преобразователь частоты 23 (для лифтов с регулируемым приводом). В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости 25, связанное посредством каната 6 с ограничителем скорости 15, буферные устройства кабины 11 и противовеса 12, а также ограждение противовеса 18, устанавливаемое по требованию заказчика.
Слайд 7: Основные элементы механизма подъёма
1 – электродвигатель; 2 – тормоз; 3 – канатоведущий шкив (КВШ); 4 – ограничитель скорости; 5 – канат ограничителя скорости (отдельный стальной канат, не относящийся к подвеске кабины); 6 – канаты подвески кабины (тяговые канаты) КВШ кабина противовес Кинематическая схема лифта
Слайд 8: Механические устройства безопасности лифта
Ловители – устройство, предназначенное для остановки и удержания кабины на направляющих при превышении установленной величины скорости движения, ослаблении или обрыве тяговых канатов. Ограничитель скорости – устройство, предназначенное для приведения в действие механизма ловителей в случае превышения установленной величины скорости движения кабины вниз. Буфер – упругий упор для амортизации и остановки в конце перемещения движущейся кабины (противовеса) при переходе крайних рабочих положений. 1 – кабина; 2 – подвеска; 3 – тяговые канаты; 4 – тяги; 5 – ловители; 6 – вал; 7 – пружина; 8 – канат ограничителя скорости; 9 – ограничитель скорости; 10 – натяжное устройство. заклинивающий элемент направляющие
Слайд 9: Ограничитель скорости
Ограничитель скорости обычно устанавливается в машинном помещении (наверху шахты). Между шкивом ограничителя скорости и натяжным устройством (блоком) на дне шахты (в приямке) натянут канат, который соединен с механизмом привода ловителей на кабине и движется вместе с ней, вращая ограничитель скорости. При превышении скорости движения кабины вниз ограничитель скорости останавливает канат и кабина своим весом приводит в действие расположенные на ней ловители. Диаметр каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должен быть не менее 6 мм. Схема взаимодействия ловителей и ограничителя скорости 1 – ограничитель скорости; 2 – зажим; 3 – механизм включения ловителей; 4 – натяжное устройство; 5 – ловители
Ограничитель скорости должен срабатывать, если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15 % и составит не более 1,5 м/с – при номинальных скоростях не более 1 м/с; 1,25 v + 0,25 v м/с – при номинальных скоростях более 1,0 м/с. Для проведения проверок и испытаний должна быть предусмотрена возможность: а) приведения в действие ловителей от ограничителя скорости при движении кабины со скоростью менее указанной. б) проверки срабатывания ограничителя скорости при частоте вращения, соответствующей указанной скорости движения кабины. Обрыв или вытяжка каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должны вызывать остановку привода лифта.
Слайд 11: Натяжное устройство каната ограничителя скорости
1 — груз; 2 — рычаг; 3— блок; 4 — концевой выключатель (электрическое устройство безопасности); 5 – направляющая кабины; 6 – пружинный буфер Натяжное устройство предназначено для обеспечения необходимого натяжения каната ограничителя скорости. Буфер кабины Буфер противовеса Натяжное устройство ограничителя скорости Направ-ляющие кабины
Слайд 12: Натяжное устройство каната ограничителя скорости
Натяжное устройство состоит из кронштейна 8, на оси 4 которого шарнирно установлен рычаг 2 с блоком 3 и грузом 1. Блок подвешен на петле каната ограничителя скорости. Груз служит для натяжения каната. Угол наклона рычага 2 контролируется выключателем 6. При отклонении рычага 2 на угол ± 33° отводка 5 воздействует на выключатель 6, разрывающий цепь безопасности лифтом. 1 — груз; 2 — рычаг; 3— блок; 4 — ось; 5— отводка; 6 — выключатель; 7— направляющая; 8 — кронштейн; 9 — прижим
Слайд 14: Принцип действия ограничителя скорости
Принцип работы ограничителя скорости основан на использовании действия центробежных сил вращающихся масс. Основу конструкции составляет шкив 8, на задней стороне которого на осях 3 шарнирно закреплены грузы 4. При вращении шкива центробежные силы, возникающие в грузах, стремятся развести их концы. При номинальных оборотах шкива действие центробежных сил уравновешивается усилием пружины 6, установленной на тяге 1, соединяющей грузы. Тяга синхронизирует движение грузов, благодаря чему их силы тяжести оказываются уравновешенными и на работу ограничителя скорости влияния не оказывают. Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15% и составит не более 1,5 м/с, центробежные силы преодолевают сопротивление пружины, концы грузов расходятся и входят в зацепление с упорами 2 корпуса 7. Вращение шкива прекращается и одновременно прекращается движение каната ограничителя скорости и, при продолжающемся движении кабины вниз, канат включает ловители. 1— тяга; 2— упор; 3— ось; 4— груз; 5— упор; 6— пружина; 7— корпус; 8— шкив; 9—пломба
Слайд 15: Схема действия усилий в ограничителе скорости
1— корпус; 2 – упор; 3 – пружина; 4 – тяга; 5 – гайки регулировочные; 6 – груз; 7 – упор неподвижный; 8 упор подвижный; 9 – ось вращения грузов; 10 – ось вращения шкива; 11 – рабочий шкив; 12 - маслёнка Р с – центробежные силы; Р п – сила сжатия пружины
Слайд 16: Работа ограничителя скорости
http://www.optimalift.ru/index.php?new_division_id=140 При номинальной скорости движения кабины При аварийном превышении скорости движения кабины вниз
Слайд 17: Проверка действия ограничителя скорости
Если сила трения между канатом и ободом шкива недостаточна, канат не остановится и включения ловителей не произойдёт. Возможны две причины недостаточности силы трения: 1) износ канавки шкива, 2) ослабление каната ограничителя скорости. Для проверки тяговой способности рабочего ручья шкива необходимо при нормальной скорости движения кабины вниз нажать на подвижный упор 5 – ограничитель скорости должен сработать. При повышенном сопротивлении в шарнирах подвески грузов или неправильной регулировке пружины при аварийном превышении скорости ограничитель может не сработать. Для проверки правильности настройки ограничителя на расчётную скорость срабатывания канат перебрасывают на шкив меньшего диаметра – это имитирует прирост скорости примерно на 32%. При движении порожней кабины с номинальной скоростью вверх должно быть слышно равномерное постукивание грузов об упоры. 1— тяга; 2— упор; 3— ось; 4— груз; 5— упор; 6— пружина; 7— корпус; 8— шкив; 9—пломба вниз
Слайд 18: Внешний вид ограничителя скорости
Ограничитель скорости должен быть снабжен табличкой с указанием: а) фирмы-производителя данного ловителя; б) идентификационного номера; в) скорости срабатывания ограничителя скорости.
Слайд 24: Ограничитель скорости с инерционным роликом ( KONE, ОТ IS )
1— канат; 2— шкив; 3— четырёхгранник со скруглёнными вершинами; 4— упор; 5— инерционный ролик; 6— рычаг; 7— зуб рычага; 8— винт регулировки сжатия пружины; 9—опора; 10 – пружина с направляющим стержнем; 11 – опорная рама На задней стороне рабочего шкива 2 имеется четырёхгранник со скруглёнными вершинами, по поверхности которого катится тяжёлый ролик 5 с резиновым ободом. Ролик установлен на конце равноплечего качающегося рычага 6, противоположный конец которого выполнен в форме зуба 7. Ролик прижимается к ободу квадратного вала усилием пружины 10. При аварийном превышении скорости под действием сил инерции ролик отрывается от поверхности и зуб 7 сцепляется с упором 4, останавливая шкив.
Слайд 25: Ограничитель скорости с вертикальной осью вращения
Для передачи движения от горизонтального вала рабочего шкива на вертикальный вал используется коническая зубчатая передача. При аварийном превышении скорости увеличивается величина центробежных сил, действующих на грузы 3, которые расходятся в стороны от вертикальной оси вращения и поднимают вверх муфту 7. Последняя с помощью тяги 4 освобождает предварительно сжатую пружину и тормозные колодки 6 сжимают канат 1.
Слайд 26: Контрольные вопросы
На какие три группы делятся основные узлы лифта? Какие механические и электрические устройства безопасности предусмотрены в конструкции лифта? Каким образом приводятся в действие ловители? В каких случаях срабатывает ограничитель скорости? Какими могут быть причины несрабатывания ограничителя скорости? На чём основан принцип действия ограничителя скорости? Как проводится проверка работоспособности ограничителя скорости? Зачем в ограничителе скорости предусмотрен шкив меньшего диаметра? Как осуществляется защита от обрыва или ослабления каната ограничителя скорости? Какой минимальный диаметр каната ограничителя скорости? Что представляют собой ограничители с инерционным роликом и вертикальной осью вращения?
Слайд 28: Основные узлы лебёдки электрического лифта
4 Электродвигатель 6 Канатоведущий шкив (КВШ) 1 Редуктор 5,11,12 Тормоз - Отводной блок 3 Опорная рама 4 6 1
Слайд 29: Гидравлические лифты
электродвигатель канатоведущий шкив тормоз опорная рама червячный редуктор соединительная муфта Канатоведущий шкив преобразует вращательное движение в поступательное движение тяговых канатов за счет силы трения, возникающей между канатами и стенками ручьев шкива под действием собственного веса кабины и противовеса.
Слайд 30: Лебёдка
Лебедка установлена в машинном помещении и предназначена для приведения в движение кабины и противовеса. По требованию заказчика лифты могут комплектоваться частотными преобразователями. Основными составными частями лебедки являются: редуктор 1, двигатель асинхронный 2-х скоростной с маховиком 2, тормоз колодочный с магнитом горизонтального действия 3, муфта 4, верхняя и нижняя рамы 5, подрамник 6, амортизаторы 7, канатоведущий шкив 8, блок отводной 9, ограничители сбрасывания канатов 10, ограждение КВШ и отводного блока 11. Редуктор 1 предназначен для передачи вращения от электродвигателя к выходному валу с уменьшением его частоты вращения и снижения величины крутящего момента, передающегося от КВШ к валу электродвигателя, тормоз – для остановки и удержания в неподвижном состоянии кабины лифта при неработающем электродвигателе лебедки. 1— редуктор; 2—двигатель асинхронный 2-х скоростной с маховиком; 3— тормоз колодочный с магнитом горизонтального действия; 4— муфта; 5— рама верхняя и нижняя; 6— подрамник; 7— амортизаторы; 8— шкив канатоведущий (КВШ); 9— блок отводной; 10— ограничители сбрасывания канатов; 11— ограждение КВШ и отводного блока
Слайд 31
Как правило, применяются компактные быстроходные электродвигатели частота вращения канатоведущего шкива должна быть небольшая для снижения частоты используют редукторы
Слайд 32: Редукторные и безредукторные лебёдки
Требования компактности вынуждают применять быстроходные электродвигатели переменного тока. Для передачи вращения к канатоведущему шкиву, скорость которого невелика, используют редукторы, как правило, червячного типа. Благодаря появлению частотно-регулируемого привода (скорость вращения двигателя регулируется электронной системой управления частотой и амплитудой питающего напряжения) появилась возможность применять безредукторные лебёдки. Ранее безредукторными выполнялись лебёдки с тихоходным двигателем постоянного тока, пригодные для использования лишь в скоростных лифтах. Редукторная лебёдка Безредукторная лебёдка
Слайд 33: Червячная передача
червяк цилиндрический червяк глобоидный Преимущества червячной передачи: Большие передаточные числа Плавность и бесшумность работы Недостатки: Повышенный износ Склонность к заеданию Низкий КПД где n 1, n 2 – число оборотов червяка и червячного колеса, об/мин; Передаточное число червячного редуктора: U = n 1 / n 2 Окружные скорости червяка и червячного колеса, м/с: v 1 = d 1 n 1 / 60 v 2 = d 2 n 2 / 60 червячное колесо (на валу КВШ) червяк (на валу двигателя) где d КВШ – диаметр КВШ, м; n 1 – частота вращения вала двигателя, об/мин; v – скорость движения кабины, м/с; U п – кратность полиспаста подвески кабины. Кинематическое условие:
Слайд 34: Червяки и динамическиая схема механизма подъёма
1 – кабина; 2 – противовес; 3 – тяговый канат; 4 – штурвал ручного привода; 5 – редуктор; 6 – колодочный тормоз; 7 – тормозной шкив; 8 - электродвигатель
Слайд 35: Конструкция червячного редуктора
1 – червяк; 2 – радиальный подшипник; 3,4 – стаканы; 5,8 – подкладки для регулировки положения червяка; 9 – уплотнение; 10 – маслоотбойное кольцо муфта В современных лифтах применяется цилиндрическая червячная передача – более технологичная и менее критичная к точности сборки Преимущества глобоидного червяка: Повышенная нагрузочная способность, так как в зацеплении находятся одновременно несколько (3…8) зубьев Благоприятные условия смазки поверхностей способствует устранению заедания Недостатки: Сложность изготовления Критичность к точности регулировки Консольная установка КВШ увеличивает габариты подшипников выходного вала редуктора
Слайд 36: Лебедки с горизонтальным расположением червяка
а) с нижним расположением червяка б) с верхним расположением червяка 1 – отводной блок; 2,3 – амортизатор; 4 – скоба; 5 – опорная рама; 6 – КВШ; 7 – штурвал (для ручного подъёма); 8 – тормоз; 9 – муфта; 10 – червячный редуктор; 11 – электродвигатель; 12– подрамник; 13 – вентилятор; 14 – опорная стойка Нижнее расположением червяка обеспечивает хорошие условия его смазки, но создаёт проблемы с утечкой масла через уплотнительные узлы червячного вала
Слайд 37: Лебедки с горизонтальным расположением червяка
а) с нижним расположением червяка б) с верхним расположением червяка
Слайд 39: Лебедка с вертикальным червяком (Щербинка- OTIS)
1 – КВШ; 2 – подрамник; 3 – пол машинного помещения Вертикальное расположением червяка обеспечивает хорошие условия смазки и заметно снижает влияние радиальных колебаний вала двигателя, так как они действуют на канатную подвеску в поперечном направлении Лебедка 140VAT лифта OTIS 2000R
Слайд 40: Тормозное устройство
Тормозное устройство служит для удержания в заданном положении кабины лифта при выключенном электродвигателе. В лифтовых лебёдках используют колодочные тормоза нормально-замкнутого типа с электромагнитной растормаживающей системой. Тормоз устанавливают на быстроходном валу редуктора, имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с канатоведущим шкивом. электродвигатель соединительная муфта тормоз КВШ
Слайд 43: Тормозное устройство с короткоходовым электромагнитом постоянного тока
1 – шпилька; 2 – фасонная шайба; 3 – втулка опорная; 4 – рычаг; 5 – вилка; 6 – подставка; 7 – якорь; 8 – катушка магнита; 9 – шток; 10 – корпус магнита; 11 – пружина; 12 – двуплечий рычаг; 13 – винт регулировки зазора между тормозным шкивом и поверхностью колодки; 14 – рычаг; 15 – фиксатор колодки; 16 – колодка При включении электромагнита (или при нажатии на рычаг ручного выключения 4) якорь 7 опускается вниз и через шток 9 воздействует на рычаги 12 так, что колодки отходят от тормозного шкива Тормозное усилие создаётся пружинами 11
Слайд 45: Тормозное устройство с длинноходовым электромагнитом переменного тока
1 – электромагнит; 2 – шток; 3 – демпфер для снижения уровня шума; 4 – шарниры; 5,10 – тяги; 6 – тормозные пружины; 7 – гайки регулировочные; 8 – тяга; 9 – рычаг; 11 – серьга; 12 – кронштейн При включении электромагнита шток 2 через тяги 5 и 10 разводит рычаги 9 с тормозными колодками в стороны от тормозного шкива. При отключении магнита шток 2 под действием силы сжатия пружин опускается вниз и колодки сжимают тормозной шкив. Применяется в грузовых лифтах из-за высокого уровня шума
Слайд 46: Тормозное устройство с короткоходовым электромагнитом и жёстким креплением тормозных колодок
Слайд 47: Регулировка тормоза
Зазор между якорем 11 и торцевой поверхностью электромагнита 10 регулируется вращением винтов 13 с предварительным ослаблением затяжки гаек 12. В целях снижения уровня шума этот зазор рекомендуется устанавливать 0,3…0,4 мм. Регулировка тормозного момента производится вращением шпильки 6 и гаек 8, 9 при помощи гаечного ключа 5.
Слайд 49
направление движения Отводной блок позволяет уменьшить диаметр и массу КВШ, использовать лебёдку при различных соотношениях размеров кабины в плане
Слайд 50: Безредукторная лебёдка macpuarsa
В безредукторных лебёдках применяется частотно-регулируемый привод (скорость вращения двигателя регулируется электронной системой управления частотой и амплитудой питающего напряжения) Размещение в плане шахты
Слайд 59: Барабанная лебёдка
Недостатки барабанной лебёдки: При неисправности концевых выключателей возможен переподъём кабины с упором в перекрытие и обрывом канатной подвески Возможно использование не более двух параллельных ветвей канатов Высота подъёма ограничена канатоёмкостью барабана Преимущества лебёдки с канатоведущим шкивом (КВШ): Кабина может быть подвешена на нескольких параллельных ветвях канатов Независимость параметров лебёдки от высоты подъёма Высота подъёма кабины ограничивается проскальзыванием канатов из-за посадки противовеса на буфер Благодаря уравновешиванию части груза противовесом требуется привод меньшей мощности барабан КВШ Барабанную лебёдку допускается применять на лифтах с номинальной скоростью не более 0,63 м/с На лифтах, оборудованных барабанной лебёдкой, использование противовеса не допускается На барабане должен быть намотан только один слой каната барабан с канавками кабина противовес
Слайд 62: Сцепление канатов с ободом КВШ
Разность натяжения канатов подвески кабины и противовеса уравновешивается действием сил сцепления канатов с ободом КВШ, зависящих от формы профиля поперечного сечения канавок более нагруженная ветвь каната Эпюры сил растяжения каната: менее нагруженная ветвь каната изменение натяжения каната происходит только в пределах дуги трения более нагруженная ветвь каната Случай отсутствия запаса тяговой способности при увеличении усилия S2 : угол обхвата равен углу трения. Начинается проскальзывание канатов по ободу При износе канавок шкива силы сцепления уменьшаются, а угол трения растёт
Слайд 63: Профиль поперечного сечения канавок шкива
Наибольшую силу сцепления обеспечивает канавка клинового профиля, однако в результате износа она превращаются в полукруглую с подрезом с заметно меньшей силой сцепления. Полукруглая Полукруглая с подрезом Клиновая Клиновая с подрезом В отклоняющих блоках, не предназначенных для передачи тягового усилия канатам, применяется полукруглая канавка, обеспечивающая минимальную величину контактных давлений, что способствует повышению долговечности канатов
Слайд 64: Профиль поперечного сечения канавок шкива
Профиль отводного блока Профиль канатоведушего шкива
Слайд 67: Контрольные вопросы
Перечислите основные узлы лебёдки электрического лифта. Чем обусловлено применение редукторов в лифтовых лебёдках? На каком принципе работают безредукторные лебёдки? Каким должно быть передаточное число червячного редуктора лифтовой лебёдки? На какой оси установлен червяк: на оси двигателя или на оси КВШ? Какие профили червяков применяется в лифтовых лебёдках? Каково назначение тормоза в механизме подъёма лифта? Какой тип тормозов применяется? На какой оси установлен тормозной барабан: на оси двигателя или на оси КВШ? Какие преимущества имеет лебёдка с КВШ по сравнению с барабанной лебёдкой? Какая форма канавок применяется для КВШ и для отклоняющих блоков? Почему усилия натяжения канатов подвески кабины и противовеса неодинаковы? Чем уравновешивается эта разность усилий? При каких условиях возможно проскальзывание тяговых канатов по ободу КВШ?
Слайд 69: EcoDisc
В 1996 году финская компания «KONE» представила и запустила в массовое производство уникальную разработку нового поколения подъемных механизмов с безредукторным приводом EcoDisc, не требующих машинного помещения: пассажирский лифт – KONE MonoSpace, грузовой лифт – KONE TranSys. Лёгкий и компактный привод EcoDisc размещается между направляющей и стеной шахты, устраняя потребность в машинном помещении. Лебёдка закрепляется в шахте на направляющей кабины в зоне верхней этажной площадки. Её обслуживание производится с крыши кабины.
Слайд 74: EcoDisc
EcoDisc – синхронный двигатель с постоянным магнитом в сочетании с частотным управлением и безредукторной конструкцией с низким коэффициентом трения. Преимущества привода KONE EcoDisc: отсутствие узлов, требующих обслуживания (не требует смазки); всего одна подвижная часть, отсутствие скользящих электрических контактов и работающий на малых оборотах двигатель (большой срок службы, высокая надежность). высокие энергетические показатели (КПД более 90 %); низкий перегрев электродвигателя при работе в режимах с возможными перегрузками (экономия как на стоимости конструкции, так и на стоимости потребляемой энергии) возможность использования во взрывоопасной и агрессивной среде
Слайд 75: Сравнение с другими типами лифтов
Преимущества привода KONE EcoDisc: EcoDisc потребляет вдвое меньше энергии по сравнению с традиционными системами, экономя несколько тысяч киловатт/часов в год (уменьшение потребностей по мощности электропитания здания может исключить необходимость приобретения дорогостоящего трансформатора); работает плавно и тихо, обеспечивает высокую точность остановки ( 10 мм ), быстродействие и комфортность Гидравлические лифты из-за значительного потребления электроэнергии компрессором требуют установки дополнительного трансформатора, а для охлаждения системы – кондиционер. Это оборудование (компрессор, трансформатор, кондиционер) шумное и требует наличия машинного помещения. Кроме того, бочка масла, требуемая для работы гидравлических лифтов, повышает пожаро- и взрывоопасность оборудования и здания. Сравнительная характеристика основных типов лифтов
Слайд 81: Грузовой лифт KONE TranSys®
Максимальная высота подъёма 20 м (6 остановок) Грузоподъёмность 4000 кг Скорость 0,5 м/с
Слайд 83: Контрольные вопросы
Каковы основные преимущества привода KONE EcoDisc? В чём отличие моделей лифтов KONE MonoSpace и KONE TranSys? Почему лифт с приводом EcoDisc не требует машинного помещения? Как осуществляется техническое обслуживание лебёдки в лифтах без машинного помещения?
Слайд 85: Требования безопасности к тяговым канатам
Число тяговых канатов должно быть не менее двух. Параллельно работающие канаты должны иметь одинаковые диаметры, структурные и прочностные характеристики. Не допускается сращивание канатов. Номинальный диаметр тяговых канатов должен быть не менее 6 мм. Отношение между диаметром шкивов (блоков) и номинальным диаметром тяговых канатов должно быть не менее 40 ( условие долговечности ). Коэффициент запаса прочности тяговых канатов должен быть не менее 12 (при двух канатах – не менее 16). Для передачи движения от лебёдки к кабине используются, как правило, стальные проволочные канаты Коэффициент запаса прочности: где Р – разрывное усилие каната; S – максимальная нагрузка на канат Максимальная нагрузка на канат, кН: где Q – грузоподъёмность лифта, кг; Q к – масса кабины, кг; Q тк – масса тяговых канатов, кг; m - число параллельных ветвей канатов; U п – кратность полиспаста Q Q к Q тк
Слайд 86: Тяговые канаты
1 – прядь; 2 – проволока пряди; 3 – пеньковый или синтетический сердечник Структура поперечного сечения канатов Канат с одинаковым диаметром проволок по слоям навивки с различным диаметром проволок – более предпочтительный Сердечник служит для увеличения гибкости каната и смазки проволок изнутри 1 – зажим; 2 – гайка и контргайка; 3 – хомутик Крепление канатов 1 – канат; 2 – коуш; 3 – зажим Число зажимов – не менее трёх Обычно применяются канаты с 6-8 прядями, по 19 проволок в каждой пряди (ГОСТ 3077-80, ISO 4344/83)
Слайд 87: Свивка тяговых канатов
Для определения шага свивки от точки А отсчитывают число прядей на единицу больше их числа в канате Канаты односторонней свивки – направление свивки проволок в пряди и прядей в канат одинаковы: Канаты крестовой свивки – более жёсткие, но не склонны к самораскручиванию: Правой свивки Левой свивки
Слайд 88: Плоские канаты
Сегодня также применяются плоские канаты, которые позволяют снизить уровень шумов при работе лифта. в 2000 году компания «Otis» применила в своей конструкции привод Gen2, использующий вместо металлических тросов плоские полиуретановые ремни, которые, по мнению разработчиков, должны были снизить шум. Но в результате они породили другие проблемы: в частности, капризность нового привода к незначительному проседанию стен шахты (сопутствующему всем новым строениям), из-за чего вместо бесшумности получался сильнейший скрежет ремней до тех пор, пока привод заново не настраивался строго по горизонту, что могло продолжаться годами. В том же году стала использовать ремни компания Schindler.
Слайд 91: Контрольные вопросы
Какие типы тяговых элементов используются для передачи движения от лебёдки к кабине лифта? Какова структура поперечного сечения канатов? Чем отличаются канаты односторонней и крестовой свивки? Как определить шаг свивки каната? Как обычно осуществляется крепление концевой части тягового каната лифта? Каково минимальное число канатов в подвеске лифта? Сколько обычно используют канатов для подвески лифта и как определяется их число? Каков установлен коэффициент запаса прочности тяговых канатов? Что он обозначает? Каков минимальный диаметр тяговых канатов лифта? Канаты какого диаметра обычно используют в механизме подъёма лифта? Как зависит диаметр отклоняющих шкивов (блоков) от номинального диаметра тяговых канатов? Что представляют собой плоские канаты, применяемые в современных моделях лифтов?
Слайд 93: Рычажная (балансирная) подвеска
Равновесие обеспечивается при соотношении плеч рычага b = 2 a двухканатная трёхканатная четырёхканатная Рычажная подвеска обеспечивает равномерное распределение нагрузки по канатам. Нечётное число канатов делает необходимым применение комбинированной системы равноплечих и неравноплечих рычагов. Существенным недостатком рычажной подвески являются её значительные размеры, возрастающие с увеличением числа канатов. Возможны условия (при неравномерном износе ручьёв КВШ), когда одни канаты перестают нести нагрузку, а другие перегружаются. Для выравнивания нагрузок на канаты применяются подвески.
Слайд 94: Рычажная подвеска с амортизатором
Амортизатор уменьшает передачу шума и вибрации по канатам от лебёдки к кабине. При чрезмерном перекосе рычагов рамка 17 смещается вниз и приводит в действие концевой выключатель 23. Для удобства укладки канатов в ручьи КВШ они стягиваются стальным кольцом 1.
Слайд 96: Подвеска трёхканатная
Подвеска балансирная предназначена для крепления канатов к кабине. Каждый тяговый канат 1 при помощи клина 2 и клиновой обоймы 3 соединен с тягой 4 балансирной подвески. В случае вытяжки любого из канатов, балансир 5, поворачиваясь, давит на рамку СПК 6 и размыкает контакт выключателя 7. Для повышения безопасности лифта и отключения цепей управления при одновременном ослаблении всех тяговых канатов служит «Дополнительное устройство контроля слабины канатов», выключение которого разрывает цепь безопасности. Устройство состоит из закрепленного на оси 9 рамки СПК 6 рычага 8, который одним концом опирается на пружину 10, а другим концом — на тяговые канаты. При ослаблении канатов рычаг под действием пружины поворачивается на оси и нажимает на ролик выключателя 11.
Слайд 98: Пружинная подвеска
Равенству натяжения канатов соответствует одинаковая длина сжатых пружин, которая устанавливается с помощью регулировочных гаек. При ослаблении хотя бы одного из канатов рычаг 3 смещается вниз и воздействует на концевой выключатель 4. На противовесах устанавливается аналогичная подвеска без концевого выключателя. 1 – тяга; 2 – гайка регулировки зазора; 3 – рычаг; 4 – концевой выключатель контроля подвески Пружинная подвеска не обеспечивает абсолютной равномерности распределения усилий по канатам, однако имеет существенно меньшую металлоёмкость, более компактна и обеспечивает минимальное расстояние между ветвями канатов.
Слайд 101: Классическая схема подвески кабины и противовеса
Применять балансирные подвески одновременно на кабине и на противовесе нельзя, так как при этом нельзя достичь равномерного натяжения канатов
Слайд 105: Контрольные вопросы
Как обеспечивается равномерность натяжения канатов в подвеске лифта? Какие устройства предусмотрены для контроля натяжения канатов? С какой целью канаты в балансирной подвеске стягиваются кольцом? Почему балансирную подвеску нельзя применять на кабине и противовесе одновременно?
Слайд 107: Кабина пассажирского лифта
Облицовка из профилированных тонкостенных стальных панелей, покрытых порошковой эмалью Фартук Рама каркаса Отводки 1,2,3 – вертикальная рама; 4 – горизонтальная рама Ловители Башмаки Башмаки Рама каркаса: В нижней части каркаса предусматриваются опорные поверхности для взаимодействия с буферами в приямке шахты при аварийном проходе кабиной нижней посадочной площадки С боковых сторон каркаса, в верхней и нижней его части, устанавливают башмаки, с помощью которых кабина центрируется на жёстких направляющих
Слайд 108: Кабина
Кабина лифта состоит из верхней балки 3, стояков 2, купе 10, пола 12 с порогом 9, створок 1 с башмаками 11, которые расположены в пороге 9, и балки двери кабины с приводом 8. На верхней балке 3 установлены ловители, балансирная подвеска 4, башмаки 6 со смазывающими устройствами 5. На балке привода дверей кабины 8 на специальном кронштейне устанавливается пост ревизии, позволяющий при монтаже, наладке и обслуживании на крыше кабины перемещение аттестованного персонала в режиме «Ревизия» (не более 2 человек). Крыша кабины оборудована по трем сторонам перилами 16 высотой 0,9 м. Нижние башмаки установлены на раме пола 12 и закрыты опорами 13, предназначенными для посадки кабины на пружинные буфера. К раме пола прикреплены также подвесные кабели и фартучное устройство 14 (фартук и кронштейны). 1—створка кабины; 2— стояк; 3— балка верхняя; 4— подвеска кабины; 5— устройство смазывающее; 6— башмак; 7— кнопочный пост управления; 8— балка двери кабины с приводом; 9— порог; 10— купе; 11— башмаки на створках двери кабины; 12— пол; 13—опора; 14— фартук с кронштейнами; 15—устройство контроля дверного проема; 16—перила
Слайд 109: Купе кабины
Купе кабины является ограждающей конструкцией, обеспечивающей безопасность находящихся в кабине пассажиров, и состоит из стенок и потолка. Стенки купе представляют собой набор металлических щитов, соединенных между собой болтами. Щиты купе окрашены прочной порошковой эмалью или по заказу изготовлены из нержавеющей стали. С наружной стороны щитов наклеены полосы из виброизоляционного материала, вверху и внизу щитов имеются вентиляционные отверстия. В передних щитах купе установлены на кронштейнах инфракрасные приемник и излучатель устройства контроля дверного проема. В случае пересечения луча излучателя, они начнут открываться, что позволит избежать защемления пассажиров. Назначение фартучного устройства кабины
Слайд 112: Устройство контроля загрузки кабины
Подвижный пол состоит из рамы 1, в которой установлен вал 3, соединенный с настилом 2 и опорный уголок 4. Уравновешивание подвижной системы пола осуществляется грузом 5, закрепленным на рычаге 7, составляющем единое целое с валом 3. В ненагруженном состоянии рычаг 7 опирается на палец 13 рычага 8. Положение рычага 7 контролируется выключателем 9. Положение рычага 8 контролируется выключателем 12. Под действием нагрузки в пределах 15...30 кг настил опускается, при этом рычаг 7, поднимаясь, освобождает выключатель 9, тем самым, регистрируя наличие пассажира в кабине. Подъем рычага ограничен размерами паза и возможен лишь в пределах зазора «А». При достижении нагрузки на пол 475 кг (превышение номинальной грузоподъёмности лифта на 10%, но не менее чем на 75 кг), рычаг 7, поднимая рычаг 8, преодолевает сопротивление пружины 10 и освобождает выключатель 12. Дальнейшее перемещение рычага 7 ограничено упором 14, установленным на кронштейне 6. 1— рама; 2— настил; 3— вал; 4— уголок опорный; 5— груз; 6—кронштейн; 7— рычаг; 8— рычаг контрольный; 9— выключатель; 10— пружина; 11— гайка; 12— выключатель; 13— палец; 14—упор
Слайд 116: Контрольные вопросы
Из каких основных элементов состоит кабина лифта? Чем покрыты тонкостенные стальные панели в облицовке купе кабины? Каково назначение фартучного устройства кабины? Почему в случае перегрузки лифт не поедет? Поедет ли пустой лифт?
Слайд 118: Противовес
1 – пружинная подвеска; 2 – устройство для смазки направляющей; 3 – башмак; 4 – несущий каркас; 5 – запорное устройство; 6 – контрольный башмак; 7 – стяжка; 8 – набор грузов Противовес предназначен для уравновешивания массы кабины и частично – массы перемещаемого груза, что позволяет уменьшить мощность приводного электродвигателя. Кроме того, противовес обеспечивает натяжение канатов со стороны кабины и противовеса, необходимое для надёжного сцепления канатов с ободом канатоведущего шкива. Масса противовеса обычно равна сумме массы кабины и половины номинальной грузоподъёмности лифта.
Слайд 119: Противовес
Противовес предназначен для уравновешивания веса кабины и 50% номинальной грузоподъемности. Противовес состоит из каркаса, в котором уложены грузы 12. Грузы закреплены уголками 15, исключающими их случайное выпадение из рамы каркаса. Каркас включает в себя: верхнюю 2 и нижнюю 13 балки, с установленными на них контрбашмаками 18 с прокладками 19 и скользящими башмаками 14, стояки 11 и контрольные башмаки 17. На полиамидные вкладыши верхних башмаков 14 устанавливаются смазывающие устройства 1. 1— устройство смазывающее; 2— балка верхняя; 3— прижим; 4— клин; 5— обойма; 6— ось; 7— тяга; 8— втулка; 9— пружина; 10— стакан; 11— стояк; 12— груз; 13— балка нижняя; 14— башмак; 15— уголок; 16— стяжка; 17— башмак контрольный; 18—контрбашмак; 19— прокладка.
Слайд 120: Противовес, оборудованный ловителями
При наличии под приямком пространства (помещения), доступного для людей, противовес должен быть оборудован ловителями. Противовес с ловителями (рис. 18) состоит из верхней балки 1, нижней балки с ловителями 2, стояков 3. Грузы 6 закреплены уголками 7, исключающими их выпадение из рамы каркаса. На полиамидные вкладыши верхних башмаков 13 устанавливаются смазывающие устройства 14. Ловители противовеса приводятся в действие от отдельного ограничителя скорости (ОСП), идентичного ограничителю скорости кабины. 1 - балка верхняя; 2 - балка нижняя с ловителями; 3 - стояк; 4 - стяжка; 5 - основание; 6 - груз; 7 - уголок; 8 - контрбашмак; 9 -прокладка; 10 - тяга ловителей; 11 - выключатель ловителей; 12 - кронштейн для подвесного кабеля; 13 - башмак; 14 - смазывающее устройство
Слайд 122: Противовес
1 – пружинная подвеска; 2 – башмак; 3 – несущий каркас; 4 – контрольный башмак; 5 – набор грузов Противовес состоит из металлического каркаса, заполненного чугунными или железобетонными грузами. Масса каркаса составляет 5-15% массы всего противовеса. Масса груза не должна превышать 60 кг из условия возможности подъёма двумя рабочими. В конструкции противовеса предусматриваются устройства для неподвижной фиксации набора грузов в каркасе. Габаритная высота противовеса обычно не превышает высоту кабины.
Слайд 123: Противовес с полиспастной подвеской
1 – защитный кожух; 2 – блок; 3 – пластина; 4 – ось блока; 5 – башмак; 6 – боковая пластина верхней балки; 7,10 – стойка боковая; 8 – стопорная планка; 9 – набор грузов; 11 – нижняя балка; 12 – набор деревянных пластин; 13 – плита опорная; 14 – болтовое крепление плиты; 15 – цилиндрический резиновый амортизатор
Слайд 124: Определение массы противовеса
подъёме гружёной кабины с нижнего этажа Если бы кабина при движении как вниз, так и вверх была загружена полностью, то идеальный коэффициент уравновешивания = 1, а мощность электродвигателя была необходима только для преодоления сил трения. и спуске порожней кабины с верхнего этажа который определяется из условия равенства неуравновешенных масс при Q п Масса противовеса выражается через коэффициент уравновешивания Q п = Q к + Q, Р 1 = Q + Q к + Q тк – Q п Q к Q тк Q + Q к Q п Q тк Р 2 = Q п + Q тк – Q к, откуда получаем = 0,5: Q – грузоподъёмность лифта; Q к – масса кабины; Q п – масса противовеса; Q тк – масса тяговых канатов Р 1 = Р 2 ; Q + Q к + Q тк – Q к – Q = Q к + Q + Q тк – Q к ; 2 = 1; = 0,5
Слайд 127: К расчёту металлоконструкций каркаса противовеса
Наиболее тяжёлым режимом нагружения является подскок противовеса при посадке кабины на ловители. Конструктивная схема Расчётная схема и эп. изгибающих моментов
Слайд 128: Уравновешивающие канаты и цепи
Схема А: вес единицы длины уравновешивающих равен весу единицы длины тяговых канатов Схема Б: вес единицы длины уравновешивающих в 4 раза больше веса единицы длины тяговых канатов При перемещении кабины вверх вес тяговых канатов со стороны кабины уменьшается, а со стороны противовеса – увеличивается, и наоборот. Это заметно при значительной высоте подъёма. Чтобы исключить перепад нагрузок на привод, применяют уравновешивающие канаты. 1 – тяговые канаты; 2 – КВШ; 3 – уравновешивающий канат; 4 – натяжной блок Для зданий небольшой высоты уравновешивающим устройством служит подвесной кабель, подвешиваемый по схеме Б Вместо канатов иногда используют более дешёвые сварные цепи, которые подбирают по весу единицы длины 4
Слайд 129: Контрольные вопросы
Каково назначение противовеса в конструкции лифта? Какой должна быть масса противовеса? Какой должна быть габаритная высота противовеса? Что представляют собой грузы в конструкции противовеса, какой должна быть их масса? Как грузы защищены от случайного выпадения из рамы каркаса противовеса? В каких случаях противовес должен быть оборудован ловителями? Как осуществляют прочностной расчёт конструкций каркаса противовеса? Каково назначение уравновешивающих канатов и цепей, в каких случаях они применяются? Какой должна быть масса единицы длины уравновешивающих канатов (цепей)?
Слайд 131: Башмаки. Башмак скольжения
Башмаки фиксируют положение кабины и противовеса в направляющих и передают действующие поперечные нагрузки, препятствуя повороту в горизонтальной плоскости. Кабину и противовес оборудуют четырьмя башмаками, которые крепятся к каркасу кабины (противовеса) с двух сторон (сверху и снизу) с возможно наибольшим удалением по высоте одного башмака от другого. Башмаки бывают скользящие и роликовые. Башмаки скользящего типа применяются при скорости кабины не выше 1,4 м/с. Башмак скольжения состоит из основания 5, резинового полукольца 3 и двух головок 2, в которых устанавливается вкладыш 1. Головки крепятся к основанию болтами 4. Над верхними башмаками кабины установлены устройства для смазки направляющих. Направляющие смазывают для уменьшения сил трения, исключения задиров на поверхности вкладышей и более плавного движения по направляющим. 1— полиамидный вкладыш; 2— головка; 3— полукольцо; 4— болт; 5—основание
Слайд 133: Башмак скольжения
1— полиамидный вкладыш; 2 – направляющая; 3 – прижим; 4 – корпус башмака
Слайд 136: Устройство смазывающее
1— корпус; 2—крышка; 3— прокладка; 4— фитиль; 5— крышка; 6—пробка; 7— винт; 8— болт; 9— гайка; 10,11— шайбы Устройство смазывающее
Слайд 138: Роликовый башмак OTIS
У роликовых башмаков сопротивление движению по направляющим существенно меньше, поэтому они применяются в скоростных лифтах и лифтах повышенной грузоподъёмности
Слайд 139: Кинематическая схема роликового башмака OTIS
1 – ролик; 2 – рычаг; 3 – пружина; 4 – упор; 5 – направляющая кабины Пружины обеспечивают предварительное прижатие роликов к направляющим для исключения проскальзывания при разгоне и торможении кабины. Упоры ограничивают радиальный отход роликов и воспринимают действие поперечных нагрузок. Амортизирующие прокладки на упорах снижают уровень ударных нагрузок.
Слайд 140: Комбинированные башмаки
При установке кабины на несущей раме консольного типа применяются комбинированные башмаки, включающие опорные ролики и поверхности скольжения
Слайд 141: Контрольные вопросы
Каково назначение направляющих башмаков кабины и противовеса лифта? Сколько башмаков устанавливают на кабине и как они размещаются? Какого типа башмаки обычно применяются для кабины и противовеса? При какой скорости лифта допускается применять башмаки скольжения? Как повышают плавность скольжения башмаков? В чём преимущества роликовых башмаков и когда их можно применять? Какие усилия передают башмаки? В каком случае применяют комбинированные башмаки?
Слайд 144: Концевой выключатель положения кабины
Концевой выключатель 2 предназначен для отключения лифта в случае перехода кабиной крайних остановок. Концевой выключатель установлен на подставке 6 и приводится в действие с помощью упоров 3, закрепленных на канате ограничителя скорости. При переходе кабиной крайних остановок упоры поворачивают рычаг 4, который отводкой 5 воздействует на выключатель 2, что вызывает остановку кабины. Для восстановления работоспособности лифта необходимо установить ролик выключателя 2 в исходное положение и устранить причину срабатывания выключателя. 1— ограничитель скорости; 2— выключатель; 3— упор; 4— рычаг; 5— отводка; 6—подставка; 7— закладная деталь
Слайд 145: Схема работы концевых выключателей положения кабины
1 – канат ограничителя; 2 – опорная рама; 3 – концевой выключатель; 4 – рычаг; 5 – отводка ролика; 6, 7 – упор
Слайд 148: Ловители
Ловители состоят из механизма привода (включения) ловителей и механизма заклинивания. Механизм привода является промежуточным звеном между канатом ограничителя скорости и ловителями, обеспечивающим одновременность срабатывания благодаря наличию синхронизирующего механизма. Механизм заклинивания Механизм привода Ограничитель скорости Ловители предназначены для остановки и удержания кабины на направляющих при увеличении скорости движения кабины вниз. Ловители приводятся в действие ограничителем скорости. Ловители устанавливаются на кабинах лифтов всех типов и на противовесы, если они расположены над помещениями, где могут находиться люди.
Слайд 149: Ловители резкого и плавного торможения
По характеру действия ловители бывают резкого и плавного торможения. В ловителях плавного торможения сила давления ограничивается упругим элементом (пружиной). Ловители обеспечивают плавное замедление кабины за счёт работы сил трения колодок. В ловителях резкого торможения упругий элемент отсутствует. Торможение происходит за доли секунды на очень малой длине тормозного пути за счёт сил сопротивления пластическому деформированию поверхности направляющей. Эксцентриковый ловитель резкого торможения Ловители представляют собой разновидность колодочного тормоза, в котором давление создаётся самозаклинивающим устройством в момент касания направляющей поверхностью его тормозной колодки.
Слайд 151: Механизм привода ловителей, расположенных внизу кабины
Приводной механизм и ловители могут устанавливаться в верхней или нижней части каркаса кабины; их расположение не оказывает влияния на надёжность работы ловителей. 1 – зажим; 2 – приводной рычаг; 3 – нажимная планка; 4 – блок-контакт ловителей; 5 – тяга; 6 – упор пружины; 7 – пружина; 8 – гайка; 9, 10, 13 – контргайки; 11, 14 – регулировочная муфта; 12 – рычаг; 15 – тяга; 16 – башмак; 17 – клин; 18 – канат ограничителя скорости; 19 – планка; 20- горизонтальные вылы; 21 – рычаги
Слайд 152: Механизм привода ловителей
При срабатывании ограничителя скорости прекращается движение каната 6, закрепленного к рычагу 5 механизма включения ловителей. При дальнейшем движении кабины рычаг 5 поворачивает вал 14, при этом рычаги 11 поднимают клинья 9, установленные в колодках 7. Одновременно посредством тяги 3 и рычага 1 поворачивается вал 13, и рычаги поднимают другую пару клиньев. При этом выбирается зазор между клиньями и направляющей, клинья зажимают головку направляющих, кабина останавливается. Скоба 12 на тяге 3 нажимает на ролик выключателя 4, контакты которого размыкаются и разрывают цепь безопасности, электродвигатель лебедки и тормозной магнит обесточиваются. 1— рычаг; 2— стяжка; 3— тяга; 4— выключатель; 5— рычаг; 6— канат; 7— колодка; 8— коуш; 9— клин; 10— зажим; 11— рычаг клиньев; 12— скоба; 13,14— вал; 15— винт регулировочный; 16— гайка; 17—пружина
Слайд 154: Механизм привода ловителей
1 – канат; 2 – коуш; 3 – прижимные планки; 4 – рычаг приводной; 5 – валик; 6 – рычаг; 7 – контактное устройство; 8 – тяга; 9 – рычаг привода клиньев; 10 – клинья; 11 – балка каркаса кабины; 12 – колодка направляющая; 13 – направляющий паз колодки; 14 – направляющая кабины; 15 – муфта регулировочная; 16 – пружина Предварительно сжатая пружина 16 предназначена для предотвращения самопроизвольного включения ловителей и возврата клиньев в исходное положение после снятия кабины с ловителей. Вращение рычага 4 по часовой стрелке приводит к подъёму клиньев левого и правого ловителей, до момента касания поверхности направляющих.
Слайд 155: Механизм заклинивания ловителей
Механизм заклинивания состоит из колодки 1, клина 3, пружины 5, ролика 4, щек 2. Клин со щеками перемещается в вертикальном и горизонтальном направлениях относительно колодки. При движении клина вверх, после касания им рабочей поверхности головки направляющей, происходит деформация пружины, что обеспечивает необходимое тормозное усилие при затягивании клина. Движение клина ограничивается упором 6, благодаря чему усилие зажатия головки направляющей при торможении не меняется. Для снятия кабины с ловителей необходимо, вращая маховик лебедки, поднять ее вверх, при этом механизм ловителей возвращается в первоначальное положение. Допускается снятие кабины с ловителей при помощи электродвигателя лебёдки. 1— колодка; 2— щека; 3— клин; 4— ролик; 5— пружина; 6— упор; 7— прокладка
Слайд 160: Роликовый ловитель OTIS
1 – канат ограничителя скорости; 2, 10 – ловитель; 3 – пружина; 4,11 – ролик ловителя; 5,9 – тяга; 6 – приводной рычаг; 7 – синхронизирующий вал; 8 – рычаг 1 – корпус; 2 – поворотная опора; 3 – ролик; 4 – пластинчатые пружины; 5 – опорная пластина; 6 – болт ограничительный
Слайд 161: Клещевой односторонний ловитель
Кинематическая схема При включении приводного механизма клин 3, поднимаясь вверх, скользит по наклонному пазу колодки 2, касается поверхности направляющей и после самозаклинивания раздвигает короткие плечи рычагов 1 и 4, включая в работу пружину 8. Сила предварительного сжатия пружины определяет величину давления на тормозящие поверхности деталей 2 и 3 и постоянство тормозной силы на всём пути замедления. Регулировка предварительного сжатия пружины производится гайкой 12 и фиксируется на требуемом уровне контргайкой 10.
Слайд 162: Контрольные вопросы
Какая защита предусмотрена от перехода кабиной лифта крайних рабочих положений? Как приводятся в действие ловители? Где устанавливаются ловители, в верхней или нижней части каркаса кабины? В чём состоит отличие ловителей плавного и резкого торможения? Как обеспечивается одновременность срабатывания ловителей? Как обеспечивается отключение электропривода лифта при срабатывании ловителей? Как осуществляется снятие кабины с ловителей?
Слайд 164: Буферы (буфера)
Буферы – устройства безопасности, устанавливаемые в приямке шахты для амортизации и остановки в конце перемещения движущейся кабины (противовеса) при аварийном переходе нижних рабочих положений. По способу преобразования энергии движущегося объекта буфера бывают: энергонакапливающего типа (пружинные) – применяются при номинальной скорости лифта не более 1 м/с ; энергорассеивающего типа (гидравлические) – применяются при любых номинальных скоростях лифта. Пружинные буфера кабины и противовеса Буфера должны быть рассчитаны на посадку кабины с грузом, превышающим на 25 % грузоподъемность лифта или противовеса, движущегося со скоростью, превышающей на 15 % номинальную скорость лифта.
Слайд 165: Упоры
Упоры противовеса Упор с амортизирующей прокладкой (у малого грузового лифта)
Слайд 166: Пружинный буфер
1 – плита; 2 – болт фундаментный; 3 – пружина; 4 – болт; 5 – балка опорная; 6 – фундамент; 7 – направляющая; 8 – стержень; 9 – тарелка Пружинный буфер трансформирует энергию движущегося объекта в потенциальную энергию, высвобождение которой сопровождается обратным броском с ускорением, близким по величине к ускорению замедления. Для обеспечения продольной устойчивости пружины применяется центрирующий стакан или с той же целью используется направляющая. Этими двумя факторами обусловлен ограниченный диапазон применения пружинного буфера. Варианты установки пружинного буфера
Слайд 169: Подбор жёсткости пружинного буфера
Полный ход буфера должен быть не менее 65 мм. РБ – расчётная нагрузка буфера в конце пути замедления; Р1, Р2 – начальное и конечное значение нагрузки буфера; Q и Q к – масса груза и кабины; S – путь замедления кабины; V1 и V2 – скорость кабины в начале и в конце пути замедления Жёсткость пружины подбирается из условия обеспечения допустимого уровня ускорения замедления a max = 25 м/с 2. Процесс посадки кабины на буфер сопровождается преобразованием кинетической и потенциальной энергии кабины в работу пружины на пути замедления: Расчётная схема пружинного буфера при посадке кабины с обрывом подвески Требуемая жёсткость пружины ( n – число пружин): Откуда путь замедления (при V 2 = 0) Расчётная нагрузка буфера в конце пути замедления
Слайд 171: Гидравлический буфер
1 – корпус; 2 – плунжер; 3 – возвратная пружина; 4 – шток; 5 – головка; 6 – пружина штока; 7 – конический шток нижний В гидравлическом буфере замедление кабины происходит за счёт сопротивления перетеканию жидкости через отверстия линейно уменьшающейся площади. Конструкция гидробуфера обеспечивает постоянство тормозной силы и ускорения замедления, равное g, на всём пути замедления. Применяются два способа регулирования площади отверстий: изменение площади кольцевого отверстия и изменение количества калиброванных отверстий. При посадке на буфер масло перетекает через кольцевое отверстие в днище плунжера, через которое проходит нижний шток 7. Вследствие конической формы штока свободная площадь кольцевого отверстия по мере движения плунжера уменьшается, что замедляет скорость течения масла из корпуса в полость плунжера, а следовательно, и скорость движения плунжера.
Слайд 172: Гидравлический буфер с изменяющейся площадью кольцевого отверстия
При посадке на буфер масло перетекает через радиальные отверстия в корпусе в масляную ёмкость 9. В дальнейшем радиальные отверстия перекрываются плунжером и масло перетекает через уменьшающийся кольцевой зазор во внутреннюю полость плунжера. Кольцевой зазор уменьшается за счёт конической формы штока 4 и становится равным нулю в конце хода плунжера, когда его торцевая часть достигнет амортизатора 3. Кронштейн 19, опускаясь вместе с плунжером, ослабляет натяжение цепи 8 и контактное устройство 7 отключает привод лебёдки лифта. Возврат плунжера в исходное состояние производится пружиной 13. Контактное устройство 7 переходит в состояние «включено», если кронштейн 19 достигнет верхнего предельного положения.
Слайд 173: Гидравлический буфер OTIS
Торможение происходит за счёт сопротивление истечению жидкости через калиброванные отверстия, количество которых уменьшается по мере движения плунжера. Возвращение плунжера в исходное состояние производится сжатым азотом, заполняющим внутреннюю полость плунжера. Линейка 10 воздействует на ролик контактного устройства 9, отключая привод лифта.
Слайд 174: Гидравлический буфер WITTUR
При амортизирующем ударе (посадке на буфер) поршневой шток (2) вытесняет находящееся в трубе (1) гидравлическое масло (3), которое выдавливается наружу через небольшие дроссельные отверстия (4) в стенке трубы. Жидкость скапливается внутри оболочки трубы (5). Одновременно уплотняются газовые испарения (6), собирающиеся над гидравлической средой. Утечке масла препятствует система уплотнения (7). После амортизирующего удара и освобождении поршневого штока сжатый газ выталкивает вытесненную жидкость назад в пространство цилиндра и поршневой шток возвращается в исходное положение. Уровень наполнения гидравлическим маслом при выдвинутом поршневом штоке можно считывать в смотровом окне (9), не открывая буфер. Эластичная ударная пластина (16) смягчает удар и глушит шум. Конечный выключатель (13) приводится в действие защитной трубкой (10). При сервисных работах на буферах, оснащённых защитной трубкой (10), удаляются болты (12) на головке буфера (11). После этого защитная трубка может быть опущена, при этом одновременно задействуется выключатель (13). Винт для наполнения маслом (14) и газонаполнительный клапан (15) становятся доступными для работ. В режиме нормальной эксплуатации защитная труба выполняет функцию защиты от повреждений и загрязнений поршневого штока
Слайд 175: Контрольные вопросы
В чём отличие буферов энергонакопительного и энергорассеивающего типов? Когда допустимо применять пружинные буфера? Чем обусловлен ограниченный диапазон их применения? Как подбирается жёсткость пружины буфера? Когда допустимо применять гидравлические буфера? В чём состоит принцип действия гидравлического буфера? За счёт чего гидравлический буфер обеспечивает постоянство тормозной силы и ускорения замедления? Как производится возврат плунжера гидравлического буфера в исходное состояние? Как обеспечивается отключение электропривода лифта при посадке кабины на буферы? Как обеспечивается возможность контроля уровня жидкости в гидравлическом буфере?
Слайд 177: Раздвижные двери
Двухстворчатая двухсторонняя (односкоростная) Двухстворчатая односторонняя (двухскоростная) Усилие, необходимое для предотвращения закрывания двери, не должно превышать 150 Н. Кинетическая энергия двери шахты при средней скорости закрывания должна быть не более 10 Дж. Ограничение величины кинетической энергии створок может быть достигнуто за счёт снижения скорости движения V c или массы m c створок.
Слайд 178: Распашные двери
Решётчатые двери применяются в конструкции грузовых лифтов с увеличенным загрузочным проёмом. В сложенном состоянии они занимают минимальное место Домашний лифт ( home-elevator) Для открывающейся вручную двери шахты должна быть предусмотрена информация о наличии кабины на этаже –смотровые окна в дверях шахты или световой сигнал.
Слайд 179: Дверь шахты
Дверь шахты — раздвижная, приводимая в движение дверью кабины. Дверь состоит из балки 5, стояков 9, порога 11 и створок 1, 8. На балке 5 закреплены направляющие линейки 3, 6, по которым передвигаются каретки 2, 7 с подвешенными к ним створками. Каждая каретка перемещается по линейке на роликах 14, 30. Контрролики 13, 31 исключают подъем и спадание кареток с линеек. Наклон линеек обеспечивает закрывание дверей под действием собственного веса. 1,8 - створки; 2,7 - каретка; 3,6 - линейка; 4 - замок; 5 - балка; 9 - стояк; 10 - башмак; 11 - порог; 12 - фартук; 13,31 - контрролик; 14,30 - ролик каретки; 15,29 – центральный упор; 16 - блок контроля; 17,20 - выключатель; 18,19 - коромысло; 21 – зуб защёлки; 22 - основание блока контроля; 23 - защёлка; 24 - ось; 25 - ролик замка; 26 - груз; 27 - стойка; 28 - ролик; 32 - шпилька; 33,34,35 - выключатели; 36 - кулачок;37 - пластина; 38 - защелка, 39,40 - упор; 41 - болт крепления центральных упоров; 42 - втулка упорная
Слайд 180: Дверь шахты
В закрытом положении каждая каретка запирается замком, защелка 23 которого установлена на каретке, а упором для нее служит основание 22 блока контроля, в котором размещены два выключателя 17 и 20 и два суммирующих коромысла 18 и 19. Замок состоит из стойки 27 и защелки 23, шарнирно закрепленной на стойке. Защелка имеет ролики 25 и 28, с которыми взаимодействует отводка двери кабины. При полностью закрытых створках зуб 21 защелки под действием груза 26 входит в окно основания блока контроля и стопорит каретку. При нахождении кабины в зоне остановки ролики 25 и 28 замка находятся между боковыми щеками отводок двери кабины. С началом работы привода отводки выбирают зазоры, отпираются замки шахтной двери. Дальнейшим вращением водила двери кабины и шахты приводятся в движение синхронно. При отпирании замка плечо коромысла 18, которым оно опиралось на зуб защелки, смещается вниз и тем самым освобождает толкатель выключателя 20, контакты которого разрывают цепь управления, исключая пуск кабины при отпертом замке.
Слайд 182: Взаимодействие роликов с отводкой
1— болт; 2, 4— планка стопорная; 3— кронштейн; 5— болт крепления замка; 6— отводка; 7— защёлка; 8— стойка; 9— ролик
Слайд 186: Дверь повышенной огнестойкости
В соответствии с требованиями пожарной безопасности двери шахты выпускаются в двух вариантах: с пределом огнестойкости Е30 и пределом огнестойкости ЕI 60. Створки дверей шахты Е30 - цельнометаллические, окрашены порошковой эмалью или по заказу могут быть изготовлены из нержавеющей стали. Створки дверей шахты ЕI 60 отличаются от створок Е30 наличием в створках специального теплоизолирующего материала.
Слайд 187: Устройства контроля закрытия дверей
Пассажирские лифты, установленные в жилищном фонде, должны быть оборудованы устройством, размыкающим цепь безопасности при несанкционированном открытии дверей шахты в режиме «нормальная работа». Возврат в режим нормальной эксплуатации должен осуществлять обслуживающий персонал.
Слайд 197: Двери шахты малого грузового лифта
1 – нижняя створка; 2 – блок; 3 – канат (цепь); 4 – каина; 5 – верхняя створка
Слайд 198: Двери кабины
1 – створка; 2 – отводка; 3 – каретка; 4 – канат синхронизации створок; 5 – блок отклоняющий; 6 – линейка; 7 – балка верхняя; 8 – кронштейн; 9 – пружина; 10 – механизм натяжения каната; 11 – рычаг; 12 – конечный выключатель контроля притвора створок; 13 – упор; 14 – ролик отводной; 15 – конечный выключатель контроля закрытия створок; 16 – водило; 17 – микровыключатель реверса; 18 – конечный выключатель контроля открытия створок; 19 – редуктор червячный; 20 – ролик опорный; 21 – зажим каната; 22 – контрролик; 23 – башмачки створок; 24 – клиноремённая передача; 25 – электродвигатель Створки 1 закреплены на каретках 3, которые перемещаются по горизонтальным направляющим линейкам 6. Привод состоит из электродвигателя 25, клиноремённой передачи 24, редуктора 19 и установленного на его выходном валу водила 16 с отводным роликом 14. Последний воздействует на упор 13, жёстко связанный с кареткой правой створки. Движение левой створки обеспечивается синхронизирующим канатом 4.
Слайд 199: Двери кабины
При открытии створок водило 16 поворачивается против часовой стрелки. Отводной ролик 14 воздействует на полку упора 13, преодолевая усилие возвратной пружины. При полностью открытых створках водило оказывается повёрнутым на 180, пружина максимально растянута и прижимает ролик 14 к полке упора 13. Отводки 2 удерживают шахтные двери в открытом положении. При закрывании дверей водило вращается по часовой стрелке, а пружина, прижимая ролик 14 к полке упора 13, заставляет створки следить за изменением горизонтальной составляющей окружной скорости ролика 14. При встрече с препятствием водило 16 с роликом 14 выйдет из-за взаимодействия с полкой упора 13 и приведет в действие механизм реверса.
Слайд 201: Схема автоматического реверса привода дверей
1 – упор створки; 2 – вертикальная линейка упора; 3 – шток; 4 – ролик; 5 – водило; 6 – рычаг водила; 7 – пружина рычага водила; 8 – рычаг с плечом кольцевой формы; 9 – шарнир; 10 – пружина; 11 – регулировочный болт; 12 – микропереключатель реверса Если на пути движения створок возникает препятствие, ведущая створка с упором 1 останавливается, а ролик 4, продолжая своё движение по окружности оси водила 5, выходит из взаимодействия с полкой упора 1 и движется в направлении линейки 2. При этом шток 3, встречая на своём пути наклонную кромку линейки 2, поднимается вверх и воздействует на левую кромку рычага 6. Правое плечо рычага 6, поворачиваясь по часовой стрелке, давит на кольцевое плечо рычага 8. Рычаг 8, преодолевая сжатие пружины 10, поворачивается против часовой стрелки и регулировочный болт 11 перестаёт действовать на приводной элемент микровыключателя. Соответствующие контакты микропереключателя 12 включают двигатель на реверс.
Слайд 202: Двери кабины
1— балка; 2— привод; 3— створка; 4— каретка; 5— каретка; 6— линейка; 7— вкладыш; 8— ролик; 9— контрролик; 10— канат; 11— блок; 12— выключатель; 13— отводка; 14— упор со стопором; 15— рычаг; 16— кронштейн; 17— стопор; 18— пружина; 19— палец; 20— кронштейн; 21— пружина Привод дверей смонтирован на балке 1, которая крепится на потолке кабины. Створки 3 закреплены к кареткам 4, 5, которые установлены на линейке 6. Створки металлические, окрашены порошковой эмалью или изготовлены из нержавеющей стали. Снизу каждой створки установлены башмаки 7, которые двигаются в пороге и исключают смещение нижней части створок из плоскости их установки.
Слайд 203: Двери кабины
При работе привода каретки на роликах 8 перемещаются по линейкам 6. Контрролики 9 исключают соскальзывание кареток с линейки при их движении. Каретки соединены канатом 10, огибающим блоки 11. Положение кареток 4, 5 контролируется выключателем 12. Отводки 13 предназначены для отпирания замков и открывания дверей шахты. Водило через упор 14 воздействует на ведущую каретку 5. Движение каретки 5 канатом 10 передается ведомой каретке 4, которая двигается в противоположном направлении.
Слайд 204: Привод двери кабины
Водило 1 закреплено на выходном валу редуктора 2, быстроходный вал которого клиноременной передачей соединен с электродвигателем 3. Привод с помощью амортизаторов 5 установлен на балке. При включении электродвигателя вращение ротора клиновым ремнем передается быстроходному валу редуктора, а червячной передачей - выходному валу, с закрепленным на нем водилом 1. Угол поворота водила зависит от установки кулачков 6. Кулачки воздействуют на выключатели 7 конечных положений при открытии и закрытии дверей, подавая сигнал на отключение электродвигателя 3. Привод имеет механизм реверса. В случае принудительной остановки створок при их закрывании упор 13 своим скосом воздействует на штифт 10, установленный в ролике 12 водила 1, и нажимает через рычаг 11 на рамку 9, которая воздействует на выключатель 8, тем самым подается сигнал на переключение электродвигателя привода дверей на открывание. При закрытых створках штифт 10 исполняет роль запирающего устройства. 1— водило; 2— редуктор; 3— электродвигатель; 4— ремень; 5— амортизатор; 6— кулачок; 7— выключатель; 8— выключатель реверса; 9— рамка; 10—штифт; 11—рычаг; 12— ролик; 13— упор в сборе
Слайд 207: Механизм привода штангового типа
1 – створки; 2 – синхронизирующий канат; 3 – контакт контроля закрытия створок; 4 – водило; 5 – кронштейн шарнирного крепления штанги; 6 – штанга; 7 – механическая передача с двигателем; 8 – устройство ограничения усилия сжатия створок с микропереключателем реверса
Слайд 208: Кривошипно-шатунный механизм привода дверей
1 – створки; 2 – линейка; 3 – кронштейн; 4,5 – тяги шатуна; 6 – механическая передача с двигателем
Слайд 213: Канатный механизм привода дверей
1 – нижняя направляющая створок; 2 – створка; 3 – отводка; 4 – отклоняющий блок; 5 – тяговый канат; 6 – натяжной отклоняющий блок; 7 – редуктор; 8 – электродвигатель; 9 – канатоведущий шкив
Слайд 214: Контрольные вопросы
Какие виды дверей применяются в конструкции лифтов? Какие основные узлы имеются в конструкции дверей шахты и кабины? Как уменьшить кинетическую энергию при движении створок? Как обеспечивается перемещение створок шахтных дверей? С какой целью каретки дверей оборудуются контрроликами? Как обеспечивается закрытие дверей шахты при аварийном уходе кабины с этажа при открытых дверях? Чем пожаростойкие двери шахты отличаются от обычных? Как обеспечивается перемещение створок дверей кабины? Как действует механизм реверса дверей? В каком случае необходимо устройство смотровых окон в дверях? Как контролируется закрытие дверей лифта? Как предотвращается несанкционированный доступ в шахту лифта?