Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях — презентация
logo
Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях организации психики
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Основные принципы периодизации развития психики
  • Стадии развития психики в филогенезе
  • Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Стадии развития психики по Леонтьеву Стадии развития психики по Фабри
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях
  • Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях организации психики
1/16

Подготовили: студенты 1 курса УГИ-105503 Горбунова Елизавета Красавина Владислава Кияшко Артем

Изображение слайда

Слайд 2

теория психического отражения разработана А. Н. Леонтьевым доработана и уточнена К. Э. Фабри

Изображение слайда

Слайд 3

Критерий наличия психики - это способность живого организма реагировать не только на биологически значимые, но и на нейтральные или "абиотические" воздействия Взаимодействие организма со средой допсхический уровен ь: раздражимость - живой организм способен отражать лишь биологически значимые воздействия психический уровень (начальный этап): чувствительность - организм способен реагировать на раздражители, не имеющие непосредственного отношения к удовлетворению биологических потребностей

Изображение слайда

Слайд 4

“Переход от материи живой, но еще лишенной психики, к живой материи, уже обладающей этим свойством, обусловлен, в первую очередь, изменением характера взаимодействия живого существа с окружающей средой ” (Леонтьев, 1981)

Изображение слайда

Слайд 5

Чувствительность - новая форма реагирования на раздражители Данные изменения обусловлены возникновением более сложных и непредсказуемых условий существования Необходимость отражения <- абиотические раздражители взаимосвязаны с биологически значимыми раздражителями Абиотический раздражитель потенциальный сигнал для Биологически значимый раздражитель

Изображение слайда

переход к каждой новой стадии психического развития подготовлен усложнением деятельности взаимодействие животного со средой, и появлением новой формы отражения. уровень биологического развития животного НЕ ТОЖДЕСТВЕНЕН уровню его психического развития *Влияние деятельности на развитие психики Первый принцип Второй принцип

Изображение слайда

Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики Стадия интеллекта *Стадия человеческого сознания Позиция К. Э. Фабри: стадия интеллекта должна быть включена в стадию перцептивной психики на каждой стадии выделяют высший и низший уровень +существование промежуточных стадий

Изображение слайда

Стадия психического отражения, ее характеристика Особенности поведения Виды живых существ, достигших этого уровня развития Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень: Примитивные элементы чувствительности; Развитая раздражимость. Реакции на био значимые свойства среды через изменение скорости / направления движения; Элементарные формы движений; Слабая пластичность поведения; Несформированная способ-ть реагировать на био нейтральные свойства среды; Слабая,нецеленаправленная двигательная активность. Простейшие; Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в одной среде. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)

Изображение слайда

Слайд 9

Стадия психического отражения, ее характеристика Особенности поведения Виды живых существ, достигших этого уровня развития Стадия элементарной сенсорной психики B. Высший уровень: Наличие ощущений; Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей; Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Реакции на биологически нейтральные раздражители; Развитая двигательная активность (ползание, плавание с выходом из воды на сушу); Способность избегать неблагоприятных условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей; Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль; Главное значение в поведении имеют врожденные программы. Высшие (кольчатые) черви; Брюхоногие моллюски (улитки); некоторые другие беспозвоночные.

Изображение слайда

Слайд 10

Стадия психического отражения, ее характеристика Особенности поведения Виды живых существ, достигших этого уровня развития II. Стадия перцептивной психики А. Низший уровень: Отражение внешней действительности в форме образов предметов; Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ; Главный орган манипулирования – челюсти. Формирование двигательных навыков; преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты; Двигательные способности сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.); Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных); развитое защитное поведение. Рыбы и другие низшие позвоночные; Некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски); Насекомые.

Изображение слайда

Слайд 11

Стадия психического отражения, ее характеристика Особенности поведения Виды живых существ, достигших этого уровня развития II. Стадия перцептивной психики B. Высший уровень: Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». Высокоразвитые инстинктивные формы поведения; Способность к научению. Высшие позвоночные: птицы и некоторые млекопитающие

Изображение слайда

Слайд 12: Стадии развития психики по Леонтьеву Стадии развития психики по Фабри

Стадии развития психики по Леонтьеву Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики Стадия интеллекта Стадии развития психики по Фабри Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень Б. Высший уровень Стадия перцептивной психики А. Низший уровень Б. Высший уровень В. Наивысший уровень одно и то же

Изображение слайда

Слайд 13

ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТА манипулирование решение сложных задач чувственное обобщение КРИТЕРИИ ИНТЕЛЛЕКТА отражение отношений и связей возможность переносить приобретенные навыки в новые ситуации и пробовать новые способы, которые являются результатом ранее накопленного опыта

Изображение слайда

Слайд 14

Стадия психического отражения, ее характеристика Особенности поведения Виды живых существ, достигших этого уровня развития III. Стадия интеллекта Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы; Способность решать задачу разными методами; Перенос принципа решения задачи в новые условия; Создание и использование в деятельности примитивных орудий; Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей; Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук; Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Обезьяны; Некоторые высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Изображение слайда

Слайд 15

стадия элементарной сенсорной психики стадия перцептивной психики стадия интеллекта СТАДИЯ СОЗНАНИЯ Факторы формирования человеческого сознания Сознание человека возникает "в условиях активного воздействия на природу", что связано с познанием с "активно-познающим отражением"; Человеческое сознание "возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда"; Индивидуальное сознание невозможно само по себе, оно существует лишь в рамках общественного сознания, в условиях выработанных обществом понятий и языковых значений.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях: Концепция А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о происхождении и эволюционных уровнях организации психики

Изображение слайда

Похожие презентации