СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД — презентация
logo
СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАР 5 по возрастной психологии
  • Периодизация психического развития ( Л.С.Выготский )
  • Периодизация психического развития ( Д.Б.Эльконин )
  • Психическое развитие в младенческом возрасте
  • Психическое развитие в младенческом возрасте
  • Критерий возникновения психики
  • Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность
  • Психическое развитие в младенческом возрасте
  • Психическое развитие в младенческом возрасте
  • Возникновение Психики (А.Н. Леонтьев)
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • Два подпериода младенчества (Критерий?)
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
  • СПАСИБО!
  • Литература
  • Дополнительная литература
1/31

1 раз в 2 недели – 7/8 встреч 1. 19/02/2020 – Предмет; Задачи 2. 4 /0 3 /2020 -- методы возр пс 3. 18.03.20 – пропал : переход на ОНЛАЙН-обучение 4. 1/0 4 /2020 -- КАНИКУЛЫ РФ -- теории 5. 1 5 /0 4 /2020 – ПК 2 + Млад В+ РАНН 6. 29 /0 4 /2020 – дошк В + Мл шк В 7. 1 3 /0 5 /2020 – подр В 8. 27 /0 5 /2020 -- Юнош В + взрослость Преп. – канд.пс.н., Садовникова Татьяна Юрьевна тел. +7 905 780 91 21; E-mail : tatsadov@yandex.ru

Изображение слайда

Задача: дать характеристику периодам развития, выделенным в периодизации Д.Б.Эльконина Тема : Психическое развитие в младенческом возрасте Изучаем психическое развитие ребенка с т.зр. отечественной теории

Изображение слайда

Пренатальный этап в отечественной психологии не включается в периодизации Аргумент в пользу невключения – изменение типа жизни и типа развития, поэтому должны быть иные принципы периодизации

Изображение слайда

Слайд 5: Психическое развитие в младенческом возрасте

Период новорожденности: кризис смены типа жизни, типа развития Вопрос: меняется ли уровень отражения?

Изображение слайда

Слайд 6: Психическое развитие в младенческом возрасте

Вопрос: меняется ли уровень отражения? Выделим, что меняется – после рождения: Изменяется среда Органы чувств начинают работать иначе Кризис новорожденности связан с Новым образом жизни Новым уровнем психического отражения Принципиальное положение КИП: Психика формируется прижизненно

Изображение слайда

Слайд 7: Критерий возникновения психики

? Что является критерием психической жизни? А.Н. Леонтьев: раздражимостью граница между чувствительностью В качестве объективного критерия возникновения психики А. Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные ( абиотические ) воздействия. Эта способность, которая была названа чувствительностью, открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые позволяют реагировать на изменения внешней среды, учитывать в своем поведении ее новые свойства. По А.Н.Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так как он способен реагировать исключительно на уже действующий биотический раздражитель (в данном случае свет) и не может научиться реагировать на другой класс раздражителей

Изображение слайда

Слайд 8: Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность

для успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами ). Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так как он способен реагировать исключительно на уже действующий биотический раздражитель (в данном случае свет) и не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребности, а только сигнализируют о наступлении биологически значимых событий. Даже если вы тысячи раз будете сочетать освещение растения с определенным звуком, вам не удастся "научить" его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение. По А. Н. Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма на изменения окружающего мира: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (биотические раздражители). Она представляет собой фундаментальное свойство живой материи, так как "вписывает" живые существа в контекст необходимых для их выживания обменных процессов со средой. Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая таким образом максимальное количество солнечной энергии, необходимой

Изображение слайда

Слайд 9: Психическое развитие в младенческом возрасте

Абиотический сигнал информирует животного о существовании биотического раздражителя  возникает поведение ? Есть ли такая функция для плода? Гипотеза А. Н. Леонтьева о чувствительности как объективном критерии наличия психики позволяет решить методологическую проблему локализации момента появления психики на линии эволюции.

Изображение слайда

Слайд 10: Психическое развитие в младенческом возрасте

Абиотический сигнал информирует животного о существовании биотического раздражителя  возникает поведение ? Есть ли такая функция для плода? Ответ: НЕТ Психика даже в своих самых ранних формах должна характеризоваться объективно иметь субъективную представленность. По А. Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение

Изображение слайда

Слайд 11: Возникновение Психики (А.Н. Леонтьев)

Психика возникает там, где есть явление Sb – Ob, на основе деятельности (Д), которая имеет структуру: (А.Н. Леонтьев) Ориентир.ч. Испол.ч. ? Зачем нужен период новорожденности ? Кризисный период! -- плач -- потеря веса и т.д. На что работают все реакции? К ритерии окончания кризиса: (?) Период новорожденности

Изображение слайда

Слайд 12

Кризис новорожденности Граница : Комплекс оживления ( КО ) — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20-е годы XX в. Н.М.Щеловановым. КО: 4 компонента Зрит. и слух. с осредоточение на Взр Улыбка – далее, смех Голосовые реакции в форме гуления, гуканья Двигат. Компонент – протягивание ручек и ножек к Взр

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

Период новорожденности – физическое развитие (медицинский критерий)

Изображение слайда

Слайд 15

Психическое развитие в младенческом возрасте Динамика развития КО ( комплекс оживления ) Сначала не дифференц -т своих/ чужих /*различение формируется примерно в 5 мес.*/ Инициатива все больше переходит к Реб : Реб начинает призывать Взр К 6 мес. КО изживает себя и заменяется сит-дел формой ОБЩ (по М.И.Лисиной ) Критерии окончания кризиса новорожденности: Психологический -- КО Физиологический – появление Зрит. И слух. Сосредоточения ( + возможные УслРефл на раздражители) Медицинский – восстановление младенцем первоначального веса

Изображение слайда

Слайд 16

ССР – полная зависимость Реб от ВЗР ССР – Л.С.Выготский (1934), Л.И.Божович (1968), О.А.Карабанова (2002) ПРА_МЫ ( Л.С.Выготский ) в теории объектных отношений: диада: Реб + Мать ) Противоречие ССР в млад В : Реб макс нуждается во Взр, но не имеет специфических средств влияния на Взр Разрешение этого противоречия связано с решением задачи развития этого возрастного периода – задачей установления первых социальных контактов – с близким взрослым Психическое развитие в младенческом возрасте

Изображение слайда

Слайд 17

ВД – непосредственное эмоциональное ОБЩЕНИЕ (М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин) Психическое развитие в младенческом возрасте ВД – ? Пиаже : ориентировка в окружающем мире (Восприятие, Адаптация); сенсо -моторное Развитие Вед Д – потребность в ощущениях ВД – сенсорные Де младенца (Л.А.Венгер, А.М.Фонарев)

Изображение слайда

Слайд 18

Основные психич Н/О – 2-я существенная характеристика возрастного этапа (Л.С.Выготский) Н/О складываются как продукт ВД, определяющий уровень личностного развития Реб в данный период и задающий перспективу развития на следующих возрастных этапах Психическое развитие в младенческом возрасте

Изображение слайда

Слайд 19

Психическое развитие в младенческом возрасте 1-я ПОТР – кот. Формируется у Реб. – это потребность в ОБЩ (для этого – необходима «упреждающая инициатива Взр» -- М.И.Лисина) Признаки общения ( М.И.Лисина ): Внимание, интерес к Др. чел-ку ( Реб смотрит, прислушивается) Эмоц. Отклик на другого чел-ка Попытка привлечь к себе внимание Стремление добиться от Взр поощрения

Изображение слайда

Слайд 20

Раннее младенчество – Позднее младенчество Чем отличаются 2 периода младенчества? По форме Общения По соотношению в развитии сенсорных и моторных процессов I – (примерно) от 2х до 6 мес II – (примерно) от 6 мес – 12 мес 0 ~ 2 мес ~ 6 ме ~ 12 мес сит-личн сит.-дел. Главная тема, проблема младенчества – проблема развития общения (Карабанова О.А., 2005)

Изображение слайда

Слайд 21

Раннее младенчество – Позднее младенчество Главная тема, проблема младенчества – проблема развития общения (Карабанова, 2005) 1. Генезис потребности в общении у ребенка (? Врождена / не врождена ? ), но.. … феномен госпитализма Признаки сформированности общения ( М.И.Лисина ): Внимание, интерес к Др. чел-ку ( Реб смотрит, прислушивается) Эмоц. Отклик на другого чел-ка Попытка привлечь к себе внимание Стремление добиться от Взр поощрения

Изображение слайда

Слайд 22

Раннее младенчество – Позднее младенчество 2. Влияние дефицита общения на развитие ребенка Доказано : депривация общения приводит к глубокой задержке развития ребенка 3. Основные стадии развития форм общения

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24: Два подпериода младенчества (Критерий?)

Ситуативно-личностное Общ Интенсивно развиваются сенсорные процессы при практически отсутствии развития моторики: моторика развивается очень медленно, отставая от сенсорики Ситуативно-деловое Общ Ускоренное развитие моторных процессов и перестройка на основе моторных процессов сенсорики Раннее младенчество Позднее младенчество

Изображение слайда

Слайд 25

Кризис 1-го года жизни Выг связывает с появл Авт речи У Реб появл « гипобулические реакции » ? Как связаны аффективные реакции и Развитие? Выг : «.. Ходьба для исследования окружающего пространства – то же самое, что речь – для исследования социального пространства…» Взр приписывает речи Реб какие-то смыслы У Реб меняется отношения с соц средой До кризиса 1 г.ж. – пространство контролировал Взр Реб начал ходить  пространство разделяется : То, что можно обследовать То, что нельзя обследовать……… ЗАПРЕТЫ

Изображение слайда

Слайд 26

Кризис 1-го года жизни Выг объяснял (гипотеза) существование аффективных вспышек – непониманием ( псевдослова ) Необх : изучать не только симптом, но – ситуацию в целом Современные данные: Запреты Желания Реб становятся долгосрочными Вопрос: за счет чего? За счет развития памяти / образ Расширяется возможность озвучивать желание == возможность продлевать существование образа /*т.е. образ не только во внутреннем плане */ Доречевое обозначение помогает сосредоточиться

Изображение слайда

Слайд 27

Кризис 1-го года жизни

Изображение слайда

Слайд 28

Кризис 1-го года жизни Реб осознает желание, когда Взр запрещает Т.е. >> запретов, тем > желаний Признаки кризиса 1 г. жизни: 1. У Реб появляются привлекательные предметы (и Sit ) 2.Для Реб важен способ достижения желания (самостоятельность) 3. Все желания сопровождаются «речью» (на том уровне, на котором она есть) 4.Слово означивает удерживаемый аффект В результате: Реб обнаруживает, что есть желания, отличные от желаний Взр (запреты /конфликтность) Т.Е. изменяется ССР Задача кризиса : расширить пространство, где нет запретов – обогатить его предметами

Изображение слайда

Слайд 29: СПАСИБО!

Изображение слайда

Слайд 30: Литература

НАПИСАТЬ -- Методич разработка по ВП

Изображение слайда

Последний слайд презентации: СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД: Дополнительная литература

НАПИСАТЬ – Методич разработка по ВП

Изображение слайда

Похожие презентации