Концепция воспитания и образования Джона Локка — презентация
logo
Концепция воспитания и образования Джона Локка
  • Концепция воспитания и образования Джона Локка
  • План
  • 1. Биография
  • Семья
  • Образование
  • Д еятельность
  • 2. Педагогические идеи Джона Локка
  • Антидемократический проект Локка о «рабочих школах»
  • Социально-политические и философские взгляды Локка
  • Джон Локк о цели воспитании
  • Воспитание разума
  • 3. Ведущая роль воспитания в развитии человека, трактат «Мысли о воспитании »
  • Трактат «Мысли о воспитании»
  • Сущность и содержание трактата
  • 4. Джон Локк о воспитании джентльмена, содержание образования
  • Идеал воспитания - джентльмен
  • Основные воспитательные средства
  • Компоненты процесса воспитания джентльмена
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Умственное воспитание
  • Содержание образования
  • 5. Заключение
1/23

Выполнила: Темираева Оксана, студентка 203 группы ИСОбр 1

Изображение слайда

Слайд 2: План

1. Биография. 2. Педагогические идеи Джона Локка. 3. Ведущая роль воспитания в развитии человека, трактат «Мысли о воспитании». 4. Джон Локк о воспитании джентльмена, содержание образования. 5. Заключение. План 2

Изображение слайда

Слайд 3: 1. Биография

Д. Локк (1632-1704) — английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. 1. Биография 3

Изображение слайда

Слайд 4: Семья

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката. Отец Локка во время гражданской войны был капитаном эскадрона в парламентской армии Кромвеля. Он владел значительным состоянием, но во время войны лишился большой части своих сбережений, - скорее всего, вследствие щедрости и великодушия, о которых часто упоминал его знаменитый сын. О матери Локка, урожденной Кинг, сведений мало. Семья 4

Изображение слайда

Слайд 5: Образование

В 1646 году по рекомендации командира его отца зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета. В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, которое противостояло схоластической учености, господствовавшей в английских университетах. Еще до 1658 года он проявляет глубокий интерес к деятельности Джона Уилкинса, ученого "со страстью к научным экспериментам, невиданной в каком-либо человеке со времен Бэкона". Образование 5

Изображение слайда

Слайд 6: Д еятельность

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. 1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета. 1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. В 1690-х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства». 28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем. Д еятельность 6

Изображение слайда

Педагогические идеи Джона Локка - были актуальны для того времени; идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным, подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. 2. Педагогические идеи Джона Локка 7

Изображение слайда

Джон Локк отрицательно относился к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады ». Это нескрываемое презрение Локка к народу с особой ясностью выражено в его записке о «рабочих школах». По его мнению, «дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых нищенствуют и обращаются за пособием. Антидемократический проект Локка о «рабочих школах» 8

Изображение слайда

Слайд 9: Социально-политические и философские взгляды Локка

В своих трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теорию «естественного права», доказывал, что люди сначала жили в естественном состоянии и были свободны и равны. В основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк стремился доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске» ( tabula rasa ). Социально-политические и философские взгляды Локка 9

Изображение слайда

Слайд 10: Джон Локк о цели воспитании

Конечной целью воспитания, индивида, с точки зрения Джона Локка, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал - это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Джон Локк о цели воспитании 10

Изображение слайда

Слайд 11: Воспитание разума

Существенна также позиция Д. Локка, предполагавшая под­чинение идеи Бога требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регу­лятором поведения человека. В самоограничении и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения, правила поведения должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому за­дача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассмат­ривалась Д. Локком в качестве главной цели воспитания. Воспитание разума 11

Изображение слайда

Слайд 12: 3. Ведущая роль воспитания в развитии человека, трактат «Мысли о воспитании »

Концепция воспитания и образования изложена Д. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится как бы программа воспитания джентльмена, делового челове­ка нового общества. Отдавая некоторую дань традициям свет­ского воспитания — обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого «для деловых за­нятий в реальном мире». 3. Ведущая роль воспитания в развитии человека, трактат «Мысли о воспитании » 12

Изображение слайда

Слайд 13: Трактат «Мысли о воспитании»

Т рактат«Мысли о воспитании» (англ. Some Thoughts Concerning Education ) — трактат Джона Локка, написанный им в 1693 году. На протяжении более чем столетия был наиболее значительной английской работой, посвящённой философским проблемам образования. В XVIII веке книга была переведена практически на все европейские языки и оказала влияние на большинство авторов, писавших об образовании, включая Руссо. Трактат «Мысли о воспитании» 13

Изображение слайда

Слайд 14: Сущность и содержание трактата

В соответствии с разработанной ранее теорией сознания, изложенной в его «Опыте о человеческом разумении», Локк отрицал наличие каких-либо врождённых идей, а человеческий разум рассматривался им как tabula rasa. В «Мыслях о воспитании» Локк рассматривает процесс образования этого разума посредством трёх методов: развитие здорового тела, формирование добродетельного характера и выбора подходящей образовательной программы. Сущность и содержание трактата 14

Изображение слайда

Слайд 15: 4. Джон Локк о воспитании джентльмена, содержание образования

15

Изображение слайда

Слайд 16: Идеал воспитания - джентльмен

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно - образовательной традиции XVII-XX веков. Идеал воспитания - джентльмен 16

Изображение слайда

Слайд 17: Основные воспитательные средства

В качестве основных воспитательных средств использовались пример и окружение ребенка. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Основные воспитательные средства 17

Изображение слайда

Слайд 18: Компоненты процесса воспитания джентльмена

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали: физическое воспитание, выработка характера и развитие воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; у мственное воспитание, развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер. Компоненты процесса воспитания джентльмена 18

Изображение слайда

Слайд 19: Физическое воспитание

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», -- говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Физическое воспитание 19

Изображение слайда

Слайд 20: Нравственное воспитание

Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен -- это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть "мудрыми" и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование -- важнейшие задачи воспитания. Нравственное воспитание 20

Изображение слайда

Слайд 21: Умственное воспитание

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Умственное воспитание 21

Изображение слайда

Слайд 22: Содержание образования

более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм). В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» проявился в социоцентристском подходе советской педагогики. Содержание образования 22

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Концепция воспитания и образования Джона Локка: 5. Заключение

Джон Локк был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт -- рефлексию. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни. 5. Заключение 23

Изображение слайда

Похожие презентации