Слайд 3
«Воспитание ребёнка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…» Я. Корчак
Слайд 4: Вопросы:
1. Сущность процесса воспитания, его особенности, задачи, функции 2. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание» и их взаимосвязь.
Слайд 5
Воспитание - это самая важная тема, которая стоит у нас на повестке дня. Трудно найти другой аспект, который был бы настолько важен и судьбоносен. Ведь именно воспитание детей нынешних определяет, каким будет человечество дальше.
Слайд 8
в социальном смысле - передача новым поколениям общественно-исторического опыта ; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих его развитие, подготовку к общественной жизни и труду в педагогическом смысле специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого
Слайд 10
Признаки воспитания целенаправленность соответствие хода процесса социокультурным ценностям система организуемых влияний
Слайд 11
Осуществление воспитания в процессе деятельности Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми Единство воспитания и жизни Содержание воспитания зависит от конкретного исторического периода, в котором человек вступает в жизнь Содержание, методы и формы воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от качества воспитательного воздействия воспитателя, от согласованности воспитательных действий и возможностей воспитанников Закономерности воспитания
Слайд 12
Движущие силы процесса воспитания - совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания Цели воспитания - в широком смысле: идеал совершенного человека Цели воспитания - в узком смысле: желаемый результат воспитания
Слайд 14
«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В. В. Путин
Слайд 15
Воспитание это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей Дети — жертвы пороков взрослых (скульптурная композиция М.М. Шемякина, Болотная площадь Москвы ) Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие, Пропаганда насилия, Садизм, Позорный столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война
Слайд 16
Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности Приобщение детей к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей Целостное формирование личности с учетом цели ее всестороннего, гармонического развития Развития общения способностей ценностей интересов Процесс воспитания направлен: ЛИЧНОСТЬ
Слайд 17
СТАДИИ 3 Формирование чувств 1 Формирование сознания 4 Выработка навыков поведения 2 Формирование убеждений Главные стадии (механизмы) процесса воспитания
Слайд 20
В понятиях " самовоспитание ", " самообразование ", " самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития (Лесгафт Петр Францевич ) Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями Аэлита Капитоновна Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости (Маркова А.К., 1992): Высокий уровень : инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность, построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях, повседневная рефлексия, владение приемами мобилизации и расслабления Низкий уровень : отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя), отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности, отсутствие интереса к самоанализу, напряженность и комплексы в учебной работе
Слайд 23
Перевоспитание вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности Антон Семенович Макаренко (1888-1939) Разработал систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войны и социальных бедствий Опыт массового перевоспитания детей подростков-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-1926 годы, под Полтавой, а с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-1935 годы, в пригороде Харькова)
Слайд 25: Закономерности и принципы воспитания
Закономерности - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах
Слайд 27: Система принципов воспитания
Слайд 28
Содержание воспитания. Формирование базовой культуры личности Системное построение процесса воспитания ( В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), Системно-ролевая тория формирования личности (М.Н. Таланчук и др.) Концепция педагогической поддержки БКЛ (О.С. Газман и др.) Воспитание как компонент социализации (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, М.А.Ковальчук и др.) Концепция образа жизни (Н.Е. Щуркова и др.) Культурологическая теория воспитания (Е.Е.Бондаревская и др.)
Слайд 29
культура жизненного самоопределения культура семейных отношений экономическая культура и культура труда политическая, демократическая и правовая культура интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура экологическая культура художественная культура физическая культура БКЛ
Слайд 30: Методы воспитания. Понятие метода воспитания и классификация
Методы воспитания - это способ достижения цели воспитания, способ получения результата - это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с воспитателем Прием воспитания частное применение метода воспитания в конкретных условиях; единичное, одноактное действие (это непосредственно наблюдаемая реальность воспитательной деятельности)
Слайд 31
Название метода Виды методов I группа Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и в экстремальных ситуациях уважение, педагогическое требование, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, конфликтные ситуации II группа Методы детской самодеятельности методы самоорганизации духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение); самоорганизации чувств и разума (самовоспитание, самообучение, самообладание); самоорганизации воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование ) III группа Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях обращение к сознанию (ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения); обращение к чувству (совести, достоинству, самолюбию и чести, любви, эстетическому чувству, состраданию, стыду); обращение к воле и поступку (требование, внимание, упражнение, поощрение, наказание) I V группа Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива коллективная перспектива, коллективная игра, кол.соревнование, кол.требование, кол.самообслуживание и самоуправление Классификация методов воспитания - Б.Г.Лихачев
Слайд 32
Методы формирования сознания личности (убеждения) Методы организации деятельности и опыта поведения (приучения) Методы стимулирования деятельности и поведения (побуждения) Методы контроля и самоконтроля в воспитании Рассказ Беседа Лекция Диспут, дискуссия Анализ ситуаций Пример Убеждение (внушение, заражение) Приучение Упражнение Педагогическое требование (совет, просьба, приказ, угроза, альтернатива, распоряжение, установка и др.) Создание воспитывающей ситуации КТД Инструктаж Иллюстрация и демонстрация Соревнование Поощрение Наказание Метод «взрыва» Метод естественных последствий Познавательная игра Эмоциональное воздействие Педподдержка Педагогическое наблюдение Беседа Педагогические консилиумы Анализ результатов деятельности воспитанников Создание контрольных ситуаций Специальная диагностика Классификация методов по основным базовым функциям
Слайд 33
Группы методов Виды методов Источники передачи содержания I группа Словесные Рассказ, беседа, инструктаж и др. II группа Практические Упражнения, тренировка, самоуправление и др. III группа Наглядные Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др. Классификация методов воспитания по источникам передачи содержания
Слайд 34
Возможные последствия для ребенка от постоянного беспрекословного исполнения выдвигаемых требований Беспрекословность => не понимает требований => не критичность к своим и чужим поступкам + избыточная доверчивость Подавление любой инициативы => невозможность своевременного развития самостоятельности ; Подростки, у которых деспотия старших подавляет самостоятельность и инициативу, обнаруживают недоразвитые способности оценки ситуации, действий других людей Привычная зависимость от старших переходит позднее в черту личности - зависимость => снижается способность личности к адаптации в незнакомых условиях Правила применения методов
Слайд 35
-выдвинутое педагогом требование должно быть доведено до логического конца - должно быть исчерпывающего содержания -должно носить позитивный характер, лишь иногда принимая характер запрета -в целом требование должно задавать некую программу действий должно быть доступно детям на данном этапе развития (возрастные и индивидуальные особенности) Закономерности выдвижения требований
Слайд 36
Метод убеждения - активное, целенаправленное воздействие воспитателя словом и делом на сознание, чувство и волю в целях оказания им помощи в осмыслении сути идей и требований, в духе которых они воспитываются, в выработке внутреннего согласия с ним Основные условия действенности метода убеждения убежденность самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словом и поступком; готовность и умение воспитателя отвечать на злободневные вопросы; педагогический такт воспитателя, исключающий высокомерие, назидательный тон, грубость, насилие и упреки; понимание и учет воспитателя психологии воспитанников; умение располагать к себе детей; ясность, доходчивость, наглядность разъяснений и доказательств; правильность и эмоциональность речи, разъяснение научных терминов и малоизвестных слов, умелое использование интонаций, логических ударений, цитат, афоризмов, небольших фрагментов звуко - и видеозаписи; дифференцированный подход к различным детям; связь примеров, приводимых воспитателем, с жизнью и практической действительностью
Слайд 37
УБЕЖДЕНИЕ СЛОВОМ УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬ- СТВО ОПРОВЕРЖЕ- НИЕ НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ ВОСПИТУ - ЕМОГО НА ОПЫТЕ ДРУГИХ ЛИЦ ЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ ЦИФРЫ, ФАКТЫ ПРИМЕРЫ, ЭПИЗОДЫ ПОСТУПКИ, ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ, САМОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕКУЩИЕ СОБЫТИЯ ОБЩЕСТВЕН- НОЙ ЖИЗНИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬ- НОСТИ ПУТИ И СРЕДСТВА УБЕЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ П У Т И У Б Е Ж Д Е Н И Я С Р Е Д С Т В А У Б Е Ж Д Е Н И Я
Слайд 38
Метод примера — целеустремлённое и планомерное воздействие на сознание и поведение детей системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания Средства метода примера -личный пример родителей; -пример товари - щей, сверстников; -пример известных людей, героев наших дней, соотечественников, знакомых -примеры жизни и деятельности исторических личностей, персонажей, киногероев -примеры литературных героев, Примеры непосредст - венного влияния Примеры опосредо- ванного влияния
Слайд 39
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ ЛИЧНОЙ ПРИМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ СВОИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ УСТАВОВ И НОРМ МОРАЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПРИМЕРА РЕАЛЬНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ШИРОКАЯ ПРОПАГАНДА ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЦИПОВ ЖИЗНИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ, ПРИМЕРОВ ИЗ ЖИЗНИИ ЛЮДЕЙ БЛИЗОСТЬ ИЛИ СОВПАДЕНИЕ С ИНТЕРЕСАМИ ВОСПИТУЕМОГО ЯРКОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СОЧЕТАНИЕ МЕТОДА ПРИМЕРА С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ, УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ И ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДА ПРИМЕРА В ВОСПИТАНИИ
Слайд 41
Метод упражнения ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДА УПРАЖНЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ВОСПИТАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И РАЗНООБРАЗНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВА УПРАЖНЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОРЯДКА ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения
Слайд 42
МЕТОД ПООЩРЕНИЯ - ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОСТУПКА (ПОВЕДЕНИЯ) РЕБЕНКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ НА БОЛЕЕ АКТИВНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ . ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДА ПООЩРЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ОБОСНОВАННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПООЩРЕНИЯ ПООЩРЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЗА ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПООЩРЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЕ ПООЩРЕНИЯ ПОСТЕПЕННОЕ ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ВИДА ПООЩРЕНИЯ УЧАСТИЕ В ПООЩРЕНИИ ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ РИТУАЛА ПООЩРЕНИЯ ГЛАСНОСТЬ ПООЩРЕНИЯ СРЕДСТВА ПООЩРЕНИЯ ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ КАК ОБРАЗЦОВ ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ, МИМИКА ВОСПИТАТЕЛЯ, ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ К РЕБЕНКУ ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ
Слайд 43
ПРИМЕНЕНИЕ ПООЩРЕНИЯ *должно быть заслуженным * учитывать результат дея - тельности и старания *правильно сочетать мораль- ные и материальные виды *учитывать мотивы старания * соответствовать возрасту * индивидуальным особенностям СЛЕДУЕТ ПООЩРЯТЬ * За действительные успехи и обоснованно * поощрять необходимо всех воспитанников без исключения *последовательность *гласность *своевременность *объявлять в торжественной обстановке НЕ СЛЕДУЕТ – * хвалить за то, что получено от природы * Из жалости * За то, что достигнуто не своим трудом * 2 раза за одно и то же * Часто и одних и тех же Из-за желания понравиться * однообразно
Слайд 45
Наказание способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния ЗАПРЕТ НА ВИДЫ НАКАЗАНИЙ физические оскорбляющие личность мешающие воспитанию (на пример не пускают на лекцию) трудом лишающие воспитанника еды моральное порицание лишение или ограничение каких-либо прав словесное осуждение ограничение участия в жизни коллектива изменение отношения к воспитаннику снижение оценки по поведению исключение из школы ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
Слайд 46
Средства и формы воспитания Средство воспитания «можно определить как предмет среды, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И.Журавлев) Средство воспитания - это педагогически независимый источник социального опыта Средством воспитания - все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели
Слайд 47
по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям Мероприятия – это события, ситуации, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Для мероприятий характерна созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо. Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения ( Е.В.Титова ) Форма воспитания – это вариант композиционного выражения содержания воспитания через определенную структуру отношений педагогов с воспитанниками
Слайд 48
Список литературы Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М., 1991. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. Лесгафт П. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. М.; Воронеж, 1998.
Слайд 49
Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М., 1991. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М., 1991. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.