Первый слайд презентации
Коррекция дисграфии у младших школьников, профилактика ошибок на письме у дошкольников Заведующий ТПМПК, учитель-логопед высшей категории Горшкова Т.В.
Симптоматика – специфические ошибки: не связанные с применением орфографических правил стойкие
Слайд 3
Специфические ошибки: пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов зеркальное написание букв или другое искажение отсутствие заглавной буквы и точки в предложении слитное написание или разрыв слова ошибки обозначения мягкости на письме
Слайд 4
Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор Речеслуховой анализатор
Слайд 5
Операции письма: Побуждение, мотив, задача Анализ звуковой структуры слова Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически Моторная – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.
Слайд 6
Что может повлиять на процесс письма? 1 ) неврологические нарушения 2) неблагоприятные социальные и средовые факторы : неправильная речь окружающих двуязычие в семье недостаточность речевых контактов
Слайд 7: Симптоматика дисграфии
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дисграфия (как и дислексия ) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, различные психические наслоения. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Слайд 8: Классификация дисграфии
Артикуляторно -акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия
Слайд 9: Артикуляторно-акустическая дисграфия
В основе данного вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. ш → с ж → з
Слайд 11: Акустическая дисграфия
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: с вистящие и шипящие з вонкие и глухие а ффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с) дифференциация твердых и мягких согласных б → п ж → ш з → с д → т
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски гласных (собака - « сбака », дома - « дма »); перестановки букв (тропа - « прота », окно - « коно »); добавление букв (таскали - « тасакали »); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота», стакан - «ката»). пропуски согласных при их стечении (диктант - « дикат », школа - «кола»);
Слайд 15: Аграмматическая дисграфия
С вязана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются: в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула», козлята-« козленки »); изменении падежных окончаний («много деревов »); нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»); изменении падежа местоимений (около него - «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Слайд 16: Оптическая дисграфия
Данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е). б → д
Слайд 19: Сущность обследования детей с нарушениями письма и чтения
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: комплексный целостный д инамический п ринцип развития п ринцип личностный
Слайд 20: Задачи диагностики
уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма диагностика интеллекта исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Слайд 21: Профилактика дисграфии у дошкольников
Н аправления работы по профилактике дисграфии у дошкольников: Развитие сенсорных функций и психомоторики Развитие межанализаторного взаимодействия Развитие психических функций Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц
Слайд 22: Направления работы по профилактике дисграфии
Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Слайд 23
Общие рекомендации для дошкольников: Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. конструировать и реконструировать буквы из элементов. ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Слайд 24
4-5 лет Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. -Развитие зрительного гнозиса : развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Слайд 25
Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя, дифференциация правой и левой частей тела Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая) Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д. Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?» Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Слайд 26
Определение пространственного расположения предметов Дидактические игры: « Какой дом справа, слева ?»,« Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Слайд 27
Ориентировка на листе бумаги Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник, справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
Слайд 28
6-7 лет Развитие буквенного гнозиса : развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры : «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.
Слайд 29
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово » Машина Жук Кот, ток