Первый слайд презентации: Логопедическое и дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Учитель-логопед, учитель-дефектолог Куцевалова Н.А.
Класс Количество человек Вид АООП 1 3 АООП 7.1 2 4 АООП 7.1 3 3 АООП 7.1 4 3 АООП для детей с ЗПР 5 3 АООП для детей с ЗПР 6 3 АООП для детей с ЗПР, АООП для детей с интеллектуальной недостаточностью 7 1 АООП для детей с ЗПР 8 8 АООП для детей с ЗПР, АООП для детей с интеллектуальной недостаточностью 9 4 АООП для детей с ЗПР
р ебенок не может запомнить буквы, затрудняется слить их в слоги, не запоминает уже прочитанное слово.
Слайд 5: 2. Следующая проблема – письмо
Термин « дисграфия » обозначает нарушенное письмо. Какая же бывает дисграфия ? Недостатки развития фонематического слуха, приводят к ошибкам на письме. Дети путают и заменяют буквы по акустическому сходству: глухости-звонкости и твердости-мягкости (Ш-Щ, Ш-Ж, К-Г, Д-Т ). В этом случае говорят об акустической дисграфии.
Слайд 8: Способы коррекции
Развитие фонематического слуха: проговаривание слоговых рядов с разными вариантами смешиваемых звуков КА-КА-ГА, ГА-ГА-КА, КА-ГА-КА, ГА-КА-КА и др. Разминка «Угадай слово по первым буквам».
Слайд 9
Выполнение письменных заданий для смешиваемых звуков в специальных тетрадях. Авторы: В.В. Коноваленко и Е.В. Мазанова.
Слайд 10: Оптические ошибки на письме – оптическая дисграфия
Причина – недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций. Ребенок как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам или неправильному написанию. Это проявляется в следующем: - замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов ( И-Ш, Л-М, П-Т), - замена похожих, но по разному расположенных элементов букв (б-д). - недописывание или приписывание элементов букв (и-у).
Слайд 13: Приемы коррекции
Детальный разбор элементов букв: печатных, заглавных, строчных. Развитие зрительного восприятия (буквенного гнозиса): - заштрихованные буквы, - буквы, написанные пунктиром, - недописанные буквы, - буквы, наложенные друг на друга, - стилизованные буквы.
Слайд 15
Все эти трудности носят специфический характер и исчезают при применении специальных коррекционных приемов. Бесполезно заставлять ребенка с недостаточно развитым фонематическим слухом, зрительным восприятием, нарушением моторики многократно переписывать домашнюю или классную работу. Или призывать его: «Будь внимателен!» Это не решает проблему, а зачастую приводит к невротизации ребенка, снижению учебной мотивации. Необходим качественный анализ проблем, и выполнение специальных заданий, актуальных для конкретного ребенка.
Слайд 16: 3. Нарушения звукопроизношения
Стандартная логопедическая коррекция в этих случаях состоит из следующих этапов: а ртикуляционная гимнастика, постановка звука, в ведение его в речь.
Слайд 17: 4. Ошибки, связанные с концентрацией внимания
Когда сознание человека направлено на какой-либо объект (внешний или внутренний) и сосредоточено на нем, говорят о внимании. Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Часто у детей есть СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Слайд 18: Рекомендации по тренировке внимания :
Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных "ляпов"). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения.
Слайд 20: 5. Проблемы с почерком
Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, не подходящие пишущие ручки. Причина №2. Плохо развита мелкая моторика рук (гипо- или гипертонус мышц). Причина №3. Особенности мозговой организации.
Слайд 21: Основной подход к работе над почерком
замедлять письмо, правильная ручка, укрепление мышц верхнего плечевого пояса, тренировка мелкой моторики, р азвитие межполушарного взаимодействия (нейропсихологические упражнения).
Слайд 22: Нейропсихологическая разминка:
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию информации, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма: «Стул ». « Стол ». « Гнездо ». « Колечки ». « Коза-корова ». «Кулак-палец ».