Курс лекций « Управление Персоналом» — презентация
logo
Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Лекция 1. Философия и концепция управления персоналом
  • Этапы развития УП:
  • Этапы развития УП:
  • Управление персоналом это:
  • Общие признаки организации:
  • Составляющие удовлетворенности работника:
  • Цель и объект управления персоналом:
  • Связь управления персоналом с другими науками:
  • Кадры и персонал организации:
  • Виды персонала:
  • Признаки персонала
  • Службы управления персоналом
  • Лекция 2. Кадровая политика и стратегия развития персоналом
  • Кадровая политика.
  • Факторы воздействия на кадровую политику
  • Кадровая политика рассматривается как единство взаимосвязанных элементов:
  • Принципы кадровой политики:
  • В сфере УП принцип равенства целей между организацией и работником при расстановке персонала:
  • Принципы при формировании и подготовке резерва для руководящих должностей:
  • Принципы при аттестации и оценке персонала:
  • Принципы п ри развитии персонала:
  • Мотивация и стимулирование персонала:
  • В ходе формирования кадровой политики должно проходить согласование следующих аспектов:
  • Финансовая политика
  • Кадровое мероприятие в политике открытого типа
  • Стратегии:
  • Стратегии:
  • Стратегии:
  • Стратегии:
  • Стратегии:
  • Лекция 3. Организационная структура системы управления персоналом
  • Система управления персоналом
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Службы управления персоналом.
  • Службы управления персоналом
  • Система УП включает в себя подсистему линейного руководства управления организацией в целом, а также следующие функциональные системы:
  • Системы и подсистемы УП
  • Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенности организации:
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Лекция 4. Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом
  • Кадровое обеспечение
  • Учитываются следующие факторы:
  • Техническое обеспечение управленческого труда
  • Информационное обеспечение
  • Требования, предъявляемые к качеству информации:
  • Информационное обеспечение можно разделить на немашинное и внутримашинное.
  • Ряд требований к информационному внутримашинному обеспечению:
  • Техническое обеспечение
  • Основные характеристики задач, которые должны учитываться при выборе оборудования:
  • Оборудование можно разделить на 5 групп:
  • Нормативное обеспечение.
  • Задачи нормативного обеспечения:
  • Лекция 5. Методы оценки эффективности труда и персонала
  • Концепция эффективности труда
  • Оценка преследует цели:
  • Компетенция
  • Компетенция.
  • Управление компетенцией может быть на уровне фирмы и личности :
  • Управление компетенцией может быть на уровне фирмы и личности :
  • Критерии оценки труда
  • Результат труда руководителя оценивается через:
  • Требования к критериям оценки:
  • Административные цели оценки
  • Административные цели оценки
  • Методы оценки труда персонала:
  • Лекция 6. Психология найма, отбора и приема персонала
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Источники найма: внутренние и внешние
  • Источники найма: внутренние и внешние.
  • Этапы отбора персонала:
  • Организация отбора
  • Принципы беседы по найму:
  • Испытательный срок
  • Испытательный срок.
  • Прекращение контракта
  • Лекция 7. Профориентация и адаптация персонала в организации
  • Профессиональная ориентация.
  • Профессиональная ориентация
  • Профессиональная ориентация
  • Обязанности менеджера по персоналу:
  • Трудовая адаптация
  • Аспекты адаптации:
  • Успех адаптации зависит от:
  • Цели адаптации:
  • Задачи подразделения по адаптации персонала:
  • Виды профессиональной ориентации:
  • Лекция 8. Мотивация и стимулирование.
  • Мотивация
  • Формы мотивации
  • Виды мотивации:
  • Понятие о мотивах деятельности
  • Классификация мотивов
  • Классификация мотивов
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Источники возникновения мотивации:
  • Содержание мотивационного процесса:
  • Потребности
  • Лекция 9. Развитие персонала.
  • Развитие персонала
  • Развитие персонала включает комплекс мер:
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Цели обучения:
  • Повышение качеств человеческих ресурсов
  • Этапы процесса обучения
  • Методы оценки в обучении
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Меры по развитию персонала:
  • Лекция 10. Управление карьерой.
  • Карьера
  • Кадровый резерв
  • Кадровый резерв делится на:
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Факторы при формировании резерва:
  • Источники резерва на руководящие должности:
  • Этапы работы с резервом:
  • Процесс развития карьеры (показатели)
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Карьера и мотивация.
  • Лекция 11. Типы, виды и модели карьеры.
  • В зависимости от типа личности зависит и тип карьеры :
  • Характеристики карьеры:
  • 6 типов построения карьеры:
  • 6 типов построения карьеры:
  • 6 типов построения карьеры:
  • В современной России характерно несколько типов карьеры. Они определяют организационное поведение:
  • Показатели, влияющие на тип карьеры:
  • Модели карьеры:
  • Профессиональная карьера
  • Виды профессиональной карьеры:
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Лекция 12. Управление карьерой. Этапы карьеры.
  • Этапы карьеры
  • Стадии карьеры:
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Развитие и планирование карьеры
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Развитие карьеры создает определенные преимущества для работника и организации:
  • Планирование карьеры
  • Лекция 13. Содержание дисциплины труда.
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Классификация дисциплины
  • Курс лекций « Управление Персоналом»
  • Классификации дисциплинарных отношений:
  • Дисциплинарная власть
  • Виды дисциплины, зависящие от поведения работника:
  • Методы обеспечения дисциплины
  • Метод принуждения
  • Принципы принуждения:
  • Организация труда
1/151

Первый слайд презентации: Курс лекций « Управление Персоналом»

Преподаватель: Колесникова Ю.С.

Изображение слайда

1 этап : 7 тыс. лет назад, с развитием человеческих отношений. 2 этап : XV век. Возникает необходимость по обеспечению безопасности условий труда и развитием производства 3 этап : нач. XX века, развитие профсоюзов 4 этап : 40-60ые гг. ХХ века, необходимость в экономической защите работников, развитие здравоохранения, пенсионной системы, системы привелегий.

Изображение слайда

Слайд 4: Этапы развития УП:

60-70-ые гг. ХХ века – расширение малого и среднего бизнеса, трансформация систем управления персоналом. С 70-х – увеличение конкуренции, стиль быстрой смены работы, повышение гибкости к работникам, большая ответственность на работниках.

Изображение слайда

Вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей фирмы или предприятия путем использования опыта и талантов людей, с учетом их удовлетворенности трудом

Изображение слайда

Слайд 6: Общие признаки организации:

Наличие цели; Существование устойчивой связи между членам; Взаимодействие с внешней средой; Использование ресурсов для достижения целей.

Изображение слайда

Слайд 7: Составляющие удовлетворенности работника:

1. Материальная заинтересованность. 2. Условия труда 3. Перспективность

Изображение слайда

Слайд 8: Цель и объект управления персоналом:

Цель УП – обеспечение высокого уровня эффективности труда. Объект УП – персонал организации

Изображение слайда

Слайд 9: Связь управления персоналом с другими науками:

Изображение слайда

Слайд 10: Кадры и персонал организации:

Кадры – основной состав работников предприятия (без внештатных. Совместителей, временных и т.д.) Персонал организации – личный состав работников, включая постоянных, временных и состоящих с организацией в юридических отношениях, регулируемых договором найма.

Изображение слайда

Слайд 11: Виды персонала:

Изображение слайда

Слайд 12: Признаки персонала

К признакам персонала можно отнести: 1. Квалификация. 2. Компетенция 3. Способности 4. Установки

Изображение слайда

Слайд 13: Службы управления персоналом

Службы УП – делопроизводство по найму и увольнению, отдел кадров, планирования и прогнозирования, отбор, адаптация, формирование карьеры, организация быта и отдыха, нормирование труда и техническое обеспечение.

Изображение слайда

Слайд 14: Лекция 2. Кадровая политика и стратегия развития персоналом

Изображение слайда

Слайд 15: Кадровая политика

Кадровая политика разрабатывается собственно организациями при участии служб. В крупных организациях она официально декларируется, в небольших официально не закреплена, но существует в форме неофициальных установок.

Изображение слайда

Слайд 16: Факторы воздействия на кадровую политику

Внешние факторы: Трудовое законодательство; Взаимоотношения с профсоюзами; Состояние экономики; Перспективы рынка труда. Внутренние факторы: Философия компании Кадровый состав организации Благосостояние организации

Изображение слайда

Слайд 17: Кадровая политика рассматривается как единство взаимосвязанных элементов:

1. обеспечение участников производства рабочей силой 2. создание условий, настраивающих работников на эффективный высокопроизводственный труд

Изображение слайда

Слайд 18: Принципы кадровой политики:

Демократизм управления, готовность к сотрудничеству Знание отдельных людей и их потребностей Справедливость, соблюдение равенства и последовательности

Изображение слайда

Слайд 19: В сфере УП принцип равенства целей между организацией и работником при расстановке персонала:

Принцип соответствия (соответствия персонала с должностью, квалификацией) Принцип профессиональной компетенции Принцип практических достижений Принцип индивидуальности

Изображение слайда

Слайд 20: Принципы при формировании и подготовке резерва для руководящих должностей:

Принцип конкурентности ; Принцип ротации; Принцип индивидуальной подготовки; Принцип проверки дела; Принцип соответствия должности; Принцип регулярной оценки.

Изображение слайда

Слайд 21: Принципы при аттестации и оценке персонала:

Принцип отбора показателей оценки; Принцип оценки квалификации; Принцип оценки осуществления задачи.

Изображение слайда

Слайд 22: Принципы п ри развитии персонала:

Повышение квалификации; Принцип самовыражения; Принцип саморазвития.

Изображение слайда

Слайд 23: Мотивация и стимулирование персонала:

Соответствие заработной платы объему и сложности работы; Равномерное сочетание стимулом и санкций; Мотивация.

Изображение слайда

Слайд 24: В ходе формирования кадровой политики должно проходить согласование следующих аспектов:

Разработка общих принципов кадровой политики; Организационно-штатная политика – планирование потребностей, создание ресурсов, перемещение; Информационная политика; Финансовая политика – создание эффективной системы стимулирования труда, формирование принципов распределения средств.

Изображение слайда

Слайд 25: Финансовая политика

Одна из главных мотивационных задач: Политика развития персонала Обеспечение программы развития, профессиональная ориентация, формирование команды Оценка результатов деятельность

Изображение слайда

Слайд 26: Кадровое мероприятие в политике открытого типа

Кадровое мероприятие – действие по достижению соответствующего персонала задач работы организации, проводящиеся с учетом этапа развития организации.

Изображение слайда

Слайд 27: Стратегии:

Предпринимательская. в краткосрочный период - отбор менеджеров под определенные проекты; в среднесрочный – создание кадрового резерва, выдача определенных грантов, установка связи с кадровыми агентствами; в долгосрочный – привлечение молодых, перспективных профессионалов

Изображение слайда

Слайд 28: Стратегии:

2. Стратегия динамического роста. краткосрочные –создание должностных инструкций; среднесрочные –обучение управленцев, планирование трудовых ресурсов, разработка принципов оценки персонала, политика привлечения персонала

Изображение слайда

Слайд 29: Стратегии:

3. Политика прибыльности – реализация программы оценки и стимулирования труда, набор эффективных менеджеров. среднесрочные – анализ реализации рабочих мест долгосрочные – разработка форм поведения организации труда

Изображение слайда

Слайд 30: Стратегии:

4. Ликвидационная стратегия. краткосрочные – оценка персонала с целью сокращения, система частичной занятости среднесрочные – создание нормативных документов по ликвидации предприятия, контракты с другими фирмами по трудоустройству долгосрочные – нет

Изображение слайда

Слайд 31: Стратегии:

5. Политика круговорота. Реализация программ социальной помощи; Оценка потребностей персонала на различных этапах жизни организации; долгосрочный – поиск перспективных специалистов

Изображение слайда

Слайд 32: Лекция 3. Организационная структура системы управления персоналом

Изображение слайда

Слайд 33: Система управления персоналом

Система УП – система, в которой реализуется функция управления персонала. Она включает в себя подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, которые специализируются на выполнение однородной функции. Система управления персоналом

Изображение слайда

Слайд 34

Организационная структура – совокупность взаимосвязанных подразделений системы УП и должностных лиц. Подразделения – носители функции УП, которые могут рассматриваться в широком смысле как служба УП.

Изображение слайда

Слайд 35: Службы управления персоналом

Роли и место службы УП определяется ролью каждого специализированного подразделения УП и статусом его руководителя. Службы управления персоналом.

Изображение слайда

Слайд 36: Службы управления персоналом

До недавнего времени большую часть работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители. Основное структурное подразделение по управлению персоналом – отдел кадров (прием, увольнения, повышение квалификации, переквалификация). Для обучения содержится отдел кадров. Службы управления персоналом

Изображение слайда

Слайд 37: Система УП включает в себя подсистему линейного руководства управления организацией в целом, а также следующие функциональные системы:

Подсистема планирования и маркетинга персонала Подсистема управления наймом и учетом персонала Подсистема управления трудовыми отношениями, которая обеспечивает нормальные условия труда Управление развитием персонала (обучение персонала, ротация, адаптация, тренинги) Подсистема управления мотивацией поведения Подсистема управления социальным развитием Подсистема развития организационной структуры управления Система правового обеспечения УП Подсистема информационного обеспечения УП Техническая подсистема Система УП включает в себя подсистему линейного руководства управления организацией в целом, а также следующие функциональные системы:

Изображение слайда

Слайд 38: Системы и подсистемы УП

В зависимости от масштаба одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем или функции могут быть перераспределены для каждого структурного подразделения. Отдельные функции могут быть переданы подразделениям, не входящим в службу УП. Системы и подсистемы УП

Изображение слайда

Слайд 39: Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенности организации:

1 вариант: кадровая служба подчинена руководителю и администрации. В данном случае выполнение задач службы УП рассматривается в рамках его роли как штатного подразделения. 2 вариант: Служба УП подчинена руководству организации. Наиболее целесообразна такая структура для небольших организации на начальном этапе их развития. Применительно ко всем сферам руководства организации. Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенности организации:

Изображение слайда

Слайд 40

3 вариант: Кадровая служба подчинена высшему руководству. Руководитель пытается познать уровень УП. 4 вариант: Как одно из подразделений общего руководства. Служба УП включена в руководство организации. Данный вариант характерен для достаточно развитых фирм, которые выделяют систему УП в ряду остальных систем управления.

Изображение слайда

Слайд 41: Лекция 4. Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Изображение слайда

Слайд 42: Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение – необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы. Количественный состав службы УП определяется организационно-штатным расписанием и уставом.

Изображение слайда

Слайд 43: Учитываются следующие факторы:

Общая численность организации; Социальная характеристика организации Количество рабочих специалистов; Рабочие специалисты с высшим, со средне-специальным образованием, научные работники, их квалификация; Сложности и компетентности решаемых задач по УП.

Изображение слайда

Слайд 44: Техническое обеспечение управленческого труда

Информационное обеспечение. Главным функциональным процессом УП является выработка решений и контроль за их исполнением, что дает возможность рассматривать УП как информационный процесс, а саму иерархическую систему управления как информационную систему. Выработка каждого решения должна быть информационно обеспечена.

Изображение слайда

Слайд 45: Информационное обеспечение

Включает: Оперативную информацию Нормативно-справочную информацию Технико-экономическую информацию Систему документаций

Изображение слайда

Слайд 46: Требования, предъявляемые к качеству информации:

Компетентность Оперативность Систематичность достоверность

Изображение слайда

Слайд 47: Информационное обеспечение можно разделить на немашинное и внутримашинное

Не машинная информация – совокупность сообщений, сигналов и документов в форме воспринимаемой человеком без применения средств вычислительной техники. Это приказы, распоряжения, плановые задачи. Внутримашинная информация – данные, формируемые базу системы на машинных носителях.

Изображение слайда

Слайд 48: Ряд требований к информационному внутримашинному обеспечению:

Рациональная интеграция обработки информации при минимальном дублировании в информационной базе; Сокращение числа форм документов и возможность машинной обработки информации; Информация не должна быть избыточной; Техническое обеспечение.

Изображение слайда

Слайд 49: Техническое обеспечение

Основа – компьютерные технические средства (сбор, регистрация, нахождение, обработка, средства оснащения техники). Обеспечение решения задач с минимальными трудовыми задачами, с заданной точностью и установленными сроками. Эффективность применения средств должна определяться не снижением расходов, а улучшением экономических показателей работы ее отдельных подразделений за счет повышения рационального управления.

Изображение слайда

Слайд 50: Основные характеристики задач, которые должны учитываться при выборе оборудования:

Носители входной и выходной программы Объем входной и выходной программы Объем выполненных работ Формы и способы представления результата

Изображение слайда

Слайд 51: Оборудование можно разделить на 5 групп:

Устройство сбора и регистрации информации Средства передачи информации Средства хранения информации Средства выдачи информации Средства обработки информации

Изображение слайда

Слайд 52: Нормативное обеспечение

Нормативное обеспечение – совокупность документов организационно-технических, справочного характеров, которые используются для решения задач труда. Ответственность за обеспечение несут подразделения управления (организационные, политические) Правовое обеспечение состоит в использовании средств и форм юридического воздействия органами а объект с елью эффективной деятельности организации.

Изображение слайда

Слайд 53: Задачи нормативного обеспечения:

Соблюдение и применение норм действующего законодательства Разработка и утверждение локальных и нормативных актов Подготовка и предложение актов

Изображение слайда

Слайд 54: Лекция 5. Методы оценки эффективности труда и персонала

Изображение слайда

Слайд 55: Концепция эффективности труда

Оценка результативности труда направлена на определение уровня эффективности его работы. Результат труда работника может влиять на достижение цели организации в целом

Изображение слайда

Слайд 56: Оценка преследует цели:

Повышение эффективности работы персонала Назначение адекватного вознаграждения Принятие решений, связанных с трудовой карьерой

Изображение слайда

Слайд 57: Компетенция

Компетенция – рациональное сочетание способностей, личных качеств, мотивации персонала фирмы, рассматриваемых во временном интервале. Т.е. оценивая компетентности, мы оцениваем: Личностные качества Мотивация Способности персонала

Изображение слайда

Слайд 58: Компетенция

Компетенции являются динамическими и развивающимися под воздействием мотивационных программ. Повышение эффективности работы фирмы необходимо, для чего следует развивать компетенции работников и совершенствовать формы повышения труда

Изображение слайда

Слайд 59: Управление компетенцией может быть на уровне фирмы и личности :

На уровне личности: Оценка собственных компетенций в сравнении с занимаемой должностью Оптимизация полученных знаний и навыков в случае несоответствия требований Принятие решения в необходимости обучения

Изображение слайда

Слайд 60: Управление компетенцией может быть на уровне фирмы и личности :

На уровне фирмы: Оценка потребности фирмы в персонале в соответствии с целями и задачами фирмы Оценка компетенции сотрудников (аттестация) Составление имеющихся и требующихся ресурсов Принятие решений по обеспечению соответствия имеющихся и требующихся ресурсов

Изображение слайда

Слайд 61: Критерии оценки труда

При оценке результативности труда важное место занимает определение количественных и качественных показателей, которые отражают конечные цели подразделения и фирмы в целом. Компетенция оценки труда основывается на том, что в качестве критерия оценки принимаются показатели, оценивающие уровень компетенции работника: Объем работы Инициативность Коммуникабельность Надежность

Изображение слайда

Слайд 62: Результат труда руководителя оценивается через:

итоги работы фирмы (прибыль), рост доли рынка, число клиентов, социально-экономические условия (рост заработной платы, увеличение льгот) Исходя из объема, качества и своевременности закрепленных за руководством должностных задач.

Изображение слайда

Слайд 63: Требования к критериям оценки:

Они должны оказывать влияние на результативность работы фирмы; Они должны приводить к достижению целей фирмы; Должны влиять по крайней мере на 80% на результаты труда работников; Критериев не должно быть больше 5-6; Периодичность оценки зависит от: Срок истекания контракта Период рабочего цикла Изложение результативности труда Окончание работы по каждой отдельной задаче.

Изображение слайда

Слайд 64: Административные цели оценки

Результативность административных решений: Повышение/понижение Переводы на другую работу Поощрение/наказание Направление на переподготовку Прекращение трудового договора

Изображение слайда

Слайд 65: Административные цели оценки

Формирование требований к должности Формирование системы критериев Компетентная оценка труда работников (качественная, количественная) Оценка соответствия способностей Создание механизма, связывающего результаты оценки и оплаты труда Создание механизма, который связывает результаты оценки и движения по кадровой лестнице Создание механизма, который связывает результаты труда с системой повышения квалификации

Изображение слайда

Слайд 66: Методы оценки труда персонала:

Существует несколько методов оценки: Шкала оценки – яв-ся простым. Предусмотрены количественные и качественные характеристики, присваивается каждому уровню. Метод альтернативного ранжирования – предусматривает ранжирование сотрудников от лучшего к худшему. Метод попарного сравнения – те, кто работает в паре, посменно. Принудительное распределение Метод критических случаев Метод рейтинговой шкалы

Изображение слайда

Слайд 67: Лекция 6. Психология найма, отбора и приема персонала

Изображение слайда

Слайд 68

Найти персонал – ряд действий, направленных на привлечение кандидатур, обладающих профессиональными, личными качествами, необходимыми для достижения елей организации Подбор персонала – двуединый процесс, с одной стороны необходимо учесть ситуацию на рынке труда, с другой стороны – потребности организации.

Изображение слайда

Слайд 69: Источники найма: внутренние и внешние

Внутренний отбор – подбор из штатных сотрудников организации. Плюсы: Наиболее объективная оценка; Возможность карьерного роста; Возможность сохранения корпоративной культуры; Снижение затрат на привлечение кадров; Знакомство со структурой компании; Возможность сохранения оплаты труда на том же уровне; Высокая степень управляемости. Минусы: Рост конфликтности; Возможность снижения субординации; Сложность выбора претендента на руководящей позиции.

Изображение слайда

Слайд 70: Источники найма: внутренние и внешние

Внешний отбор: Плюсы: Широкая возможность выбора кандидата Новый импульс в развитии организации Возможность легче добыть расположение коллектива Широкая возможность в покрытии кадров Минусы: Более высокие затраты Большая текучесть кадров Угроза ухудшения социально-экономического климата Ограничение возможности роста своих сотрудников Долгий период адаптации Источники найма: внутренние и внешние.

Изображение слайда

Слайд 71: Этапы отбора персонала:

Разработка требований к должности, профиль должности, должностные инструкции Привлечение для участия большего количества претендентов Проверка кандидатов с использованием формальных методов Выбор из кандидатов

Изображение слайда

Слайд 72: Организация отбора

Беседа Заполнение бланка доверительных документов Беседа по найму Тесты по найму Проверка рекомендаций, послужного списка Прохождение осмотров (мед.), службы безопасности Подписание трудового контракта

Изображение слайда

Слайд 73: Принципы беседы по найму:

Внимательно слушать, справляться с волнением Необходимо следить за заявлениями Необходимо помнить требования, предъявляемые к профессии Вести разговор в нужном русле

Изображение слайда

Слайд 74: Испытательный срок

Испытательный срок должен быть оговорен в договоре. Не могут быть назначены для следующих лиц: лица, младше 18 лет Лица, закончившие ВУЗ (в теч.2 лет) Инвалиды ВОВ При переводе

Изображение слайда

Слайд 75: Испытательный срок

Испытательный срок длится не более 3 месяцев. Нельзя привлекать на работу, превышающий испытательный срок Администрация не имеет права привлекать к работам, не указанным в контракте, существенно менять условия труда

Изображение слайда

Слайд 76: Прекращение контракта

По взаимному согласию сторон По истечению срока По призыву на военную службу По инициативе работника По инициативе организации По требованию профсоюза По приговору суда При переводе

Изображение слайда

Слайд 77: Лекция 7. Профориентация и адаптация персонала в организации

Изображение слайда

Слайд 78: Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация – комплекс мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания и выявления способностей, профессиональной пригодности, мотивации, которые влияют на выбор профессии, на ее смену.

Изображение слайда

Слайд 79: Профессиональная ориентация

Основные направления (формы) проф.ориентационной работы: Воспитание потребности в труде Профессиональная информация ( информация о рынке труда) Координацию проф.ориентационной работы ведут: Министерство образования Министерство труда Центр занятости Центры проф.ориентации Профессиональная консультация Профессиональная ориентация

Изображение слайда

Слайд 80: Профессиональная ориентация

Цель проф.консультаций – выявление способностей и их структуры, интересов, состояния здоровья, работоспособности и всего того, что влияет на выбор профессии. Именно в рамках консультаций осуществляется гибкая трудовая адаптация Профессиональная ориентация

Изображение слайда

Слайд 81: Обязанности менеджера по персоналу:

Ознакомление с организацией (характеристика, условия найма, оплата труда) Предоставление руководителю информации о работнике, знакомство непосредственно руководителя и работника Организация экскурсии по рабочему месту Ознакомление с функциями и условиями работы Организация обучения Введение в коллектив

Изображение слайда

Слайд 82: Трудовая адаптация

Трудовая адаптация – это приспособление работника к функциям, основанная на постепенной вырабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных, психологических и экономических условиях. В условиях рынка вырастает роль вторичной адаптации, т.к наблюдается большая нагрузка на первичную систему и к тому е порог психологической адаптации очень низок

Изображение слайда

Слайд 83: Аспекты адаптации:

Психофизиологические Социально-психологические Профессиональные – наработка новых знаний, навыков Организационные

Изображение слайда

Слайд 84: Успех адаптации зависит от:

Личные качества сотрудника; Особенности социально-экономического климата; Наличие системы наставничества; Особенности организации труда (модель мотивации); Престижность профессии; Объективность деловой оценки.

Изображение слайда

Слайд 85: Цели адаптации:

Уменьшение стартовых издержек Снижение нед-ти и новых работников Экономия времени руководителя и сотрудников Развитие позитивного отношения к работе

Изображение слайда

Слайд 86: Задачи подразделения по адаптации персонала:

Организация семинаров и курсов по различным процессам адаптации Проведение индивидуальных бесед руководителя и наставника с новым сотрудником Интенсивные краткосрочные курсы для руководства, вступающего в должность Подготовка наставников Использование метода постепенного усложнения заданий Выполнение рядовых общественных поручений нового работника для установления контакта с коллективом Подготовка замены кадров

Изображение слайда

Слайд 87: Виды профессиональной ориентации:

1. По отношению субъект/объект : Активная Пассивная 2. Действия работника: Прогрессивная Регрессивная 3. По уровню: Первичная (приходит на работу в 1 раз) Вторичная 4. По адаптации: К новой должности К повышению должности К увольнению 5. Производственная/ непроизводственная

Изображение слайда

Слайд 88: Лекция 8. Мотивация и стимулирование

Изображение слайда

Слайд 89: Мотивация

Мотивация – совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий, одна из функций управления. В процессе мотивации предполагается использование в определенной последовательности взаимосвязанных категорий – потребителей, людей и их интересов.

Изображение слайда

Слайд 90: Формы мотивации

Одной из форм мотивации является – признание труда сотрудников: Демонстрация одобрительного отношения фирмы к высоким результатам; Популяризация получивших признание результатов; Применение различных форм признания заслуг; Улучшение морального состояния сотрудников через соответствующую форму признания.

Изображение слайда

Слайд 91: Виды мотивации:

Материальная мотивация. Трудовая мотивация (режим труда-отдыха, условия труда). Статусная (основана на стремлении к лидерству) Нормативная (основанная на психологии). Принудительная (основывается на условиях власти и угрозы)

Изображение слайда

Слайд 92: Понятие о мотивах деятельности

Для эффективного управления людьми менеджер долен знать положение подчиненных. Мотивы связаны с направленностью личности, однако направленность влияет на возникновение мотивов, а сами мотивы способствуют формированию направленности.

Изображение слайда

Слайд 93: Классификация мотивов

Идейные Этические Нравственные Эстетические

Изображение слайда

Слайд 94: Классификация мотивов

По источникам: Социальные Коллективные Деятельно-процессуальные Поощрительные По степени осознанности: Осознанные Неосознанные - побуждение По проявлению: Реальные Потенциальные По силе проявления: Сильные Умеренные слабые

Изображение слайда

Слайд 95

Стимулирование – воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ (стимулов), побуждающих работника к определенному поведению.

Изображение слайда

Слайд 96: Источники возникновения мотивации:

Внутренняя мотивация Внешняя мотивация По направленности: положительная (способность к эффективному достижению цели) Отрицательная (материальное взыскание, штрафные санкции, психологическая изоляция)

Изображение слайда

Слайд 97: Содержание мотивационного процесса:

Возникновение потребности Поиск путей устранения потребности Определение целей действия Осуществление действий Получение вознаграждения Удовлетворение потребности.

Изображение слайда

Слайд 98: Потребности

Естественные Культурные Первичные/вторичные

Изображение слайда

Слайд 99: Лекция 9. Развитие персонала

Изображение слайда

Слайд 100: Развитие персонала

Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих прогнозирование и планирование потребителей в персонале, управление карьерой и проф.ростом, включающих процессы адаптации, обучения, тренинга и формирования организационной культуры. Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на отвечающим потребностям предприятия, в том числе на развитие образовательного и производственного потенциала сотрудников.

Изображение слайда

Слайд 101: Развитие персонала включает комплекс мер:

Проф.обучение Подготовка и переподготовка кадров Ротация Делегирование полномочий Планирование карьеры

Изображение слайда

Слайд 102

Обучение персонала – совокупность действий, разработанных в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. При этом данные действия оказывают позитивное влияние на изменения уровня квалификации и производительности всех работников, удовлетворяя индивидуальную потребность в обучении и потребность в обученных сотрудниках.

Изображение слайда

Слайд 103: Цели обучения:

Повышение качества человеческих ресурсов. Повышение качества продукции/услуг производственных организаций. Проведение организационных изменений, в т.ч. приспособление к условиям изменяющейся среды. Улучшение системы персональной коммуникации. Формирование организационной культуры. Увеличение уровня лояльности организации.

Изображение слайда

Слайд 104: Повышение качеств человеческих ресурсов

Включает 2 элемента: Получение знаний, умений, навыков; Развитие качеств, необходимых для более эффективного выполнения должностных обязанностей.

Изображение слайда

Слайд 105: Этапы процесса обучения

Постановка целей обучения Определение потребности в обучении Комплекс подготовительных мероприятий Обучение Проверка полученных знаний Оценка эффективности обучения Потребность в обучении определяется аспектами: -качественный -количественный

Изображение слайда

Слайд 106: Методы оценки в обучении

Оценка информации о работниках (кадровая информация) Ежегодная оценка результатов работы (аттестация) Анализ долгосрочных планов организации и ее структурных подразделений и соотношение данных кадров с компетенцией Наблюдение за работой персонала Сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений Организация работы с кадровым резервом и работа по планированию кадрового резерва Изменения в работе, предъявляющей более высокие требования к квалификации персонала Индивидуальные заявки работников Опросы работников Изучение опыта других организаций

Изображение слайда

Слайд 107

По форме проведения обучение делится на: Лекции Семинары Тренинги Проф.развитие – процесс подготовки сотрудников к выполнению новых профессиональных функций, решению новых задач, занятию новых должностей.

Изображение слайда

Слайд 108

Цель развития персонала – повышение трудового потенциала. Принципы: Целостность системы развития, преемственность форм развития Определение характера развитие персонала по отношению Гибкость форм развития Учет возможностей организации

Изображение слайда

Слайд 109: Меры по развитию персонала:

Сохранение работоспособности Адаптация к изменяющимся условиям Подготовка работников к более сложным задачам Оказание психологической помощи сотрудникам

Изображение слайда

Слайд 110: Лекция 10. Управление карьерой

Изображение слайда

Слайд 111: Карьера

Карьера – процесс профессионального роста, роста влияния авторитета, статуса в проф. Среде, выраженный продвижением по ступеням иерархии, квалификационной лестнице. Карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с достижениями в проф.деятельности. Карьера – субъективно осознанное собственное суждение о своем будущем, последовательность проф.ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека.

Изображение слайда

Слайд 112: Кадровый резерв

Кадровый резерв – группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым к должности, подвержихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Изображение слайда

Слайд 113: Кадровый резерв делится на:

1. По виду деятельности: Резерв развития Резерв функционирования 2. По времени назначения: Выдвигаются на вышестоящие должности в настоящее время Могут быть выдвинуты в ближайшие 2-3 года

Изображение слайда

Слайд 114

Принципы формирования резерва: Актуальность резерва Соответствие кандидата к должности и типу резерва Перспективность кандидата Методы работы с резервом: Анализ документальных данных Интервью Наблюдение за поведением работника Оценка результатов трудовой деятельности Метод заданной группировки работников

Изображение слайда

Слайд 115: Факторы при формировании резерва:

Требования к должности и рабочему месту. Перечень должностей, на которые может претендовать работник. Профессиональная характеристика человека. Предельные ограничения критериев отбора. Результаты оценки требований и индивидуальных особенностей кандидата. Мнение руководителей и специалистов смежных подразделений. Результаты оценки потенциала труда.

Изображение слайда

Слайд 116: Источники резерва на руководящие должности:

Работники аппарата дочерних АО и предприятий Главные и ведущие специалисты Молодые специалисты, успешно прошедшие проверку Руководители различных отделов

Изображение слайда

Слайд 117: Этапы работы с резервом:

Анализ потребности в резерве Формирование и составление списка резерва Реализация плана развития карьеры Оценка достигаемого результата

Изображение слайда

Слайд 118: Процесс развития карьеры (показатели)

Текучесть персонала Занятие высвободившихся должностей Проведение опросов сотрудников относительно развития карьеры Продвижение в должности

Изображение слайда

Слайд 119

Управление деловой карьерой – комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из целей потребителей и возможностей как самого работника, так и организации. Механизм управления карьерой персонала – совокупность средств воздействия и кадровых технологий, которые обеспечивают управление проф.опытом персонала в организации и реализации его карьерной стратегии.

Изображение слайда

Слайд 120: Карьера и мотивация

Цель карьеры проявляется в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу и занимать определенную ступеньку в иерархической лестнице. 3 типа целей: Личные Предметные Инструментальные (пути достижения целей) Конкретные цели: люди хотят заниматься тем делом, которое нравится, больше свободного времени, возможность дополнительного обучения.

Изображение слайда

Слайд 121: Лекция 11. Типы, виды и модели карьеры

Изображение слайда

Слайд 122: В зависимости от типа личности зависит и тип карьеры :

Исследовательский – предпочитают быть аналитиками, любознательны, методичны. Технический – могут работать с техникой. Артистический – агрессивны, оригинальны, им нужна публика. Социальный – любит работать в команде. Предпринимательский – любит оказывать влияние на окружающих. Конвенционный – манипулируют с данными, цифрами, документами.

Изображение слайда

Слайд 123: Характеристики карьеры:

Самооценка Уровень притязаний Локус контроля – показатель ответственности человека

Изображение слайда

Слайд 124: 6 типов построения карьеры:

Альпинист. Строит сознательную карьеру, не склонен к необдуманным решениям, проходит ступени карьеры по очереди. Решительно идет к самой вершине. Иллюзионист. Обладает внешними признаками успешного человека. Может манипулировать людьми, не склонен брать на себя большую ответственность, может уйти к конкуренту на более выгодных условиях

Изображение слайда

Слайд 125: 6 типов построения карьеры:

Мастер. С интересом осваивает новые области, для него важна насыщенная жизнь и движение вперед. Может принимать неожиданные для окружающих решения по смене деятельности и уходу. Муравей. Делает только то, что ему сказали, боится совершить ошибки, исполнителен, боится ответственности, похвала – награда. 6 типов построения карьеры:

Изображение слайда

Слайд 126: 6 типов построения карьеры:

Коллекционер. Хочет достичь вершины, но долго готовится начать проф.деятельность, имеет несколько образований, не имеет опыта работы, не представляет свой карьерный путь. Его денежные притязания выше, чем в реальности. Узурпатор. Надеется только на себя, очень самолюбив, ориентирован на вертикальную карьеру, придерживается авторитарного стиля управления. Контролирует себя и соседнее окружение. Неуверенность заставляет примыкать к сильным группам, но недоверие не дает использовать их возможности. 6 типов построения карьеры:

Изображение слайда

Слайд 127: В современной России характерно несколько типов карьеры. Они определяют организационное поведение:

Ситуационная модель Карьера от начальника В зависимости от развития объекта. Карьера в собственных руках. Ведущую роль играют способности и поддержка со стороны руководства Собственноручная Карьера по трупам Системная. Требует более качественных организационных и психологических аспектов. Создает организационный фундамент для планирования карьеры, не поддается влиянию случайных факторов

Изображение слайда

Слайд 128: Показатели, влияющие на тип карьеры:

Скорость продвижения. Последовательность должностей. Перспективная ориентация (на вышестоящие должности, на сокращение имеющихся). Личностные показатели (его цели – власть, самоутверждение).

Изображение слайда

Слайд 129: Модели карьеры:

Трамплин. Прыгает с должности на должность Лестница. Постепенное повышение квалификации Змея. Последовательная смена горизонтальной (вертикальной) мобильности Перепутье. Основана на аттестации

Изображение слайда

Слайд 130: Профессиональная карьера

В процессе проф.деятельности работник проходит различные стадии: обучение, проф.рост, поддержка индивидуальных способностей, уход на пенсию. Профессиональная карьера может идти по линии: Специализации Карьера по типу транспрофессионализации Внутриорганизационная – последовательная смена стадий развития работника в рамках 1 организации.

Изображение слайда

Слайд 131: Виды профессиональной карьеры:

Вертикальная Горизонтальная. В другую профессиональную деятельность Центростремительная. Движение к руководству Ступенчатая. Последовательная смена вертикального и горизонтального роста Карьера специалиста Межорганизационная. Бывает специализированная и редкопрофильная.

Изображение слайда

Слайд 132

Властная карьера – рост влияния в организации при движении вверх по иерархической лестнице. Статусная – присвоение различных рангов, почетных званий Монетарная Суперавантюрная Традиционная Последовательно-кризисная Отрабатывающая Преобразующая – высокий рост, в основе – идея. Авантюрная

Изображение слайда

Слайд 133: Лекция 12. Управление карьерой. Этапы карьеры

Изображение слайда

Слайд 134: Этапы карьеры

Этапы карьеры – временной период развития личности, его нельзя путать с периодом овладения деятельностью, который представляет собой фазу развития профессионализма. Период овладения деятельностью – время, за которое человек в совершенстве овладевает профессией

Изображение слайда

Слайд 135: Стадии карьеры:

Предварительная. Этап овладения навыками и знаниями ( период школы, ВУЗа ) Начальная (первоначальная). Переход с первой работы на другую. Стадия стабильной работы Стадия остановки. Прекращение активной работы

Изображение слайда

Слайд 136

Этап карьеры Возрастной период Краткая  характеристика Особенности мотивации  (по Маслоу) 1.Предвари тельный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности Безопасность, социальное признание 2. Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональ-ных навыков Социальное признание, независимость 3. Продвижение До 45 лет Профессио-нальное развитие Социальное признание, самореализация 4. Завершение После 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены Удержание социального признания 5. Пенсионный После 65 лет Занятие другими видами деятельности Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности

Изображение слайда

Слайд 137: Развитие и планирование карьеры

Управление карьерой – научно-обоснованное рациональное определение сроков занятий должностей, пожеланий, возможностей работников. Это управление развитием персонала в нужном для организации направлении. Во многих фирмах планирование карьеры обязательно. Оно состоит в определении целей и путей, ведущих к их достижению. Развитие карьеры – действия, предпринимаемые сотрудником для реализации карьерного роста.

Изображение слайда

Слайд 138

Правила управления деловой карьерой – принципы поведения индивида по планированию и осуществлению карьерного роста. Личный жизненный план карьеры состоит из разделов: Оценка жизненной ситуации Строение конечных целей карьеры Частные цели и планы деятельности

Изображение слайда

Слайд 139: Развитие карьеры создает определенные преимущества для работника и организации:

Для работника: Удовлетворенность трудом Повышение конкурентоспособности на рынке Возможность планировать проф.рост Для организации: Лояльность сотрудников Сокращение текучести Повышение производительности труда

Изображение слайда

Слайд 140: Планирование карьеры

Планирование карьеры – это управление развитием п ерсонала в нужном для организации направлении, которое характеризуется составлением плана горизонтального и вертикального передвижения работника, начиная с момента принятия работника и заканчивая его увольнением. Специалисты управления карьеры – специалисты службы УП, составляющие графики должностных передвижений работников вплоть до пенсии. В график включается повышение з / п, повышение образовательного уровня, сохранение квалификации, Переквалификация.

Изображение слайда

Слайд 141: Лекция 13. Содержание дисциплины труда

Изображение слайда

Слайд 142

Трудовая дисциплина – общественные отношения в организации, возникающие по поводу распределения прав, обязанностей, ответственности по оводу использования этих прав и обязанностей и применения мер поощрения и принуждения. Дисциплина – эффективное средство достижения политических, социальных, технологических целей ; средства, позволяющие развиваться социальной системе.

Изображение слайда

Слайд 143: Классификация дисциплины

По социальным нормам: Государственная Плановая Трудовая Финансовая По уровню: Низкая Средняя Высокая

Изображение слайда

Слайд 144

Дисциплинарные отношения – честь трудовых отношений, или часть общественных отношений (Пример6 политические, финансовые). Сторонами дисциплинарных отношений являются все участники трудового процесса.

Изображение слайда

Слайд 145: Классификации дисциплинарных отношений:

По субъекту: работодатель/работник трудовым коллектив/работник Работодатель/трудовой коллектив Общественная организация/работник Работодатель/вся администрация Общее собрание трудового коллектива/работодатель По содержанию: Охранительные Поощрительные Воспитательные Организационные (распределение прав и обязанностей, ответственности между участниками отношений)

Изображение слайда

Слайд 146: Дисциплинарная власть

Дисциплинарная власть – право, основанное на законодательстве давать работнику указания, устанавливать правила поведения, поощрять и принимать взыскания.

Изображение слайда

Слайд 147: Виды дисциплины, зависящие от поведения работника:

Исполнительская Самодисциплина Правовая активность

Изображение слайда

Слайд 148: Методы обеспечения дисциплины

Виды убеждения: Политические Экономические Правовые Эстетические Элементы убеждения: Правовые потребности Правовые чувства Волевые свойства личности Правовые знания Правовые ценности Правовые установки Метод убеждения – метод воспитания и воздействия на сознание работников с целью стимулирования его к полезной деятельности или торможению нежелательных поступков.

Изображение слайда

Слайд 149: Метод принуждения

Принуждение – форма неодобрения поведения человека, которое состоит в том, что человека заставляют выполнять правила поведения. К нему относятся: Неотвратимость наказания Индивидуализация наказания

Изображение слайда

Слайд 150: Принципы принуждения:

Воздействие должно быть для работника значимым Справедливость наказания Необходимо учитывать тяжесть проступка Наказание не может принижать честь и достоинство человека Необходимо учитывать срок нарушения

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Курс лекций « Управление Персоналом»: Организация труда

Администрация предприятия обязана правильно организовать труд работника, создать условия для роста производительности, обеспечить трудовую правовую дисциплину. Необходимо правильно организовать труд работников: Наделение рабочим местом Ознакомление с заданием Обеспечение объемом работы Создание условий для роста производительности труда: Внедрение новой техники, новых технологий Повышение культуры производства Сокращение ручного труда Совершенствование системы оплаты труда Необходимость обеспечить трудовую дисциплину: - контроль и распределение обязанностей Учет положительной активности Применение мер воздействия за неисполнение, проявление активности Соблюдение законодательства о труде. Правило охраны труда Необходимо внимательно относиться к нуждам работника

Изображение слайда

Похожие презентации