Первый слайд презентации: Лекция 12. ГДП (МПФ). ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ и ЗДОРОВЬЕ детей и подростков
Лектор: заведующая кафедрой общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков, доктор медицинских наук, профессор Ж.В. Гудинова
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение. Возрастная периодизация. Физическое развитие, значение, методы исследования и оценки. Акселерация, децелерация : проявления, социальные и гигиенические проблемы, причины. Здоровье, охрана здоровья детей и подростков: основные определения и понятия, критерии и показатели, приоритеты. Влияние природных, экологических и социально-экономических факторов на здоровье и физическое развитие детей и подростков.
Слайд 3: ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ
о знакомиться с основными закономерностями, возрастной периодизацией, основными понятиями физического развития, акселерации, здоровья и охраны здоровья детей и подростков; получить представление о методах оценки и основных факторах среды, влияющих на здоровье и физическое развитие детей и подростков.
Слайд 6: ЭТАП СОЗРЕВАНИЯ
Человек – существо биологическое и социальное, поэтому э тап созревания человека характеризуется, прежде всего: 1) достижением полового созревания – реализация функции деторождения – сохранение человека как биологического вида. 2) готовностью к осуществлению социальных функций, трудовой и творческой деятельности, к реализации личности, что способствует сохранению и развитию социума. Разный социум предъявляет разные требования к человеку, поэтому понятие «созревание» различается в зависимости от социума ( первобытно-общинное, сельский уклад, урбанизированное общество).
Слайд 7: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рост и развитие – это принципиально разные понятия. РОСТ – это количественное увеличение размеров и массы тела. РАЗВИТИЕ – это качественное изменение, совершенствование структуры и функций организма. Тем не менее, рост и развитие организма происходят в неразрывном единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены от начала онтогенеза до завершения процесса развития (примерно 21 год). На всем этапе созревания рост и развитие происходят в соответствии с объективными закономерностями. 7
8 ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА Неравномерность темпа роста и развития Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем ( гетерохронность ). Половой диморфизм (обусловленность полом) Биологическая надежность организма Обусловленность генетическими, средовыми и эпохальными влияниями ( секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).
Объяснение данной закономерности дал академик П.К. Анохиным в теории функциональных систем. Избирательное и опережающее созревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость организма на каждом этапе развития, что является полезным приспособительным результатом системы. На разных этапах развития выживаемость организма в наибольшей степени обусловливают разные структуры и функции. Академик П.К. Анохин
Слайд 10: ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ
Это подразделение людей на лиц женского и мужского пола (мужчин и женщин). На биологическом уровне: половой диморфизм, исключая строение половых органов, проявляется в половых признаках, обусловленным действием половых гормонов: развитие скелета, рост, мышц тела, волос, кожи, жировой клетчатки (груша – яблоко). Значение: отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью. На социальном уровне: половой диморфизм человека стал проявляться в разделении труда (добывание пищи, рождение и воспитание потомства, приготовление пищи, постройка жилья и так далее). Мужчина был более приобщен к поддержанию эколого-экономического благополучия семьи и общины. Женщине достался примат воспроизводства популяции. Лишь в последнее время возникли тенденции стирания социальных (но не биологических) различий между мужчиной и женщиной, что приводит к возникновению определенных проблем.
Слайд 11: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РОСТА И РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ: наряду с учением об анатомо-функциональных особенностях составляют понятие «возрастных особенностей», которые лежат в основе гигиенического нормирования, обоснования гигиенических требований (к режиму, питанию, всем условиям для ДиП ) ПРАКТИЧЕСКОЕ: в ходе надзорных мероприятий и, особенно, в ходе экспертной деятельности специалист может правильно интерпретировать и прогнозировать ситуацию в сфере СЭБН, разрабатывать профилактические мероприятия.
Слайд 12: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
12 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД – время, необходимое для завершения морфофункционального развития на конкретном этапе и достижения готовности организма к определенной деятельности. В пределах одного возрастного периода процессы роста и развития, физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители однозначны.
Слайд 13: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 1
Грудной (до 1 года) Преддошкольный ( 1 – 2 года) Дошкольный (3 – 6 лет) Младший школьный (7 – 10 лет) Средний школьный (11 – 14 лет) Старший школьный (15 – 17 лет) 13
Слайд 14: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2
Период новорожденности (первые 4-5 недель) Преддошкольный возраст: а) грудной или мл. ясельный от 4-5 недель до 1 года б) старший ясельный от 1 года до 3 лет Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет Школьный возраст: а) младший от 7 до 11 лет б) средний от 12 до 14 лет в) старший от 15 до 18 лет
Слайд 15: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД»
15 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД» В пределах одного возрастного периода разные дети более похожи друг на друга, нежели каждый из низ сам на себя – в разные периоды жизни (новорожденный и подросток). Связана именно этой общностью детей одного возрастного периода: учет возрастной периодизации лежит в основе укрепления их здоровья, гигиенического нормирования, санитарного надзора. Понятие «возрастной период» отражает на практике реализацию закономерностей роста и развития человека - неравномерности и неодновременности.
Слайд 16
16 2. Физическое развитие: основные определения и понятия, значение, методы исследования и оценки.
Слайд 17: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития и определяющих запас его физических сил. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ) – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ – это достигнутый уровень морфофункционального развития организма в сравнении с хронологическим возрастом. Позволяет судить о состоянии репродуктивного здоровья индивидуума. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ПАСПОРТНЫЙ) ВОЗРАСТ – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).
Слайд 18: Значение физического развития
Именно физическое развитие в детском возрасте определяет здоровье в старшем возрасте, включая потенциальное активное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Физическое развитие детей – один из базовых, обобщающих параметров здоровья и поэтому используется в качестве индикатора социального благополучия общества (масса тела при рождении).
Слайд 19: Требования к проведению оценки физического развития коллектива ДиП
19 Требования к проведению оценки физического развития коллектива ДиП Корректный выбор методик исследования, оценки, стандартов ФР в соответствии с задачами исследования, комплексность оценки (ФР и БР) Соблюдение методических требований. Время проведения ( одномоментность, сроки, время суток) Предварительная подготовка средств (объективность, точность, чувствительность инструмента, форма протокола и пр.) Оперативная оценка.
Слайд 20
Оценка развития индивидуума ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Биологический возраст Морфофункциональное состояние организма Оссификация скелета, развитие зубной эмали Соматоскопические Вторичные половые признаки Физиометрические Скорость процессов роста Соматометрические Соответствие паспортному возрасту Соответствие росту, гармоничность развития
Слайд 21: ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ФР)
ИССЛЕДОВАНИЕ ФР – сбор данных ( соматоскопические, физиометрические соматометрические методы) КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФР индивидуума включает определение биологического возраста и степень гармоничности морфофункционального состояния.
Слайд 22: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФР:
Оценка физического развития (или морфофункционального состояния) индивидуума Оценка биологического развития (возраста, БР) индивидуума Комплексная оценка физического развития индивидуума (ФР и БР) Оценка физического развития коллектива ( генерализующий и индивидуализирующий или лонгитудинальный методы)
Слайд 23: ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
Оценка уровня биологического возраста (биологического развития) индивидуума проводится в соответствии со стандартами: либо индивидуальные значения сравниваются со стандартами, либо проводятся дополнительные расчеты.
Слайд 24: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУМА
метод ИНДЕКСОВ ( Кетле или BMI ) метод СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ (стандартных) – это параметрический вариант вариационного анализа, измерение основано на оценке вариации, разброса данных вокруг среднего арифметического значения, вариация измеряется в стандартных отклонениях ( + 1, 2, 3 δ ). метод ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ – это непараметрический вариант вариационного анализа, измерение основано на оценке вариации, разброса данных вокруг медианы, вариация измеряется в персентилях (Р0 – Р100) и центилях (Р10, Р20, …Р90). метод ШКАЛ РЕГРЕССИИ – в основе разработки стандартов лежит регрессионный анализ, рассчитывается зависимость массы тела и/или других признаков от длины тела.
Слайд 25: Математическая суть стандартов ФР:
Среднее значение ( М ср или Р50) Частота (количество детей) Минимальное значение (Р0) Максимальное значение (Р100)
Слайд 26: РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ: расчет зависимости массы тела от длины тела у дошкольников
БАЗА ДАННЫХ
Слайд 27: Регрессионный анализ: зависимость массы тела (у) от длины тела ( х )
r 2 = 0,42 r = 0,65 p = 0,000… y = -13,9 + 0,3* x
Слайд 28: ПРИМЕР ЗНАЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ : при исследовании длины тела с ростомером тело человека должно соприкасаться в трех точках, но не в области затылка
Слайд 33: ОПРЕДЕЛЕНИЯ
АКСЕЛЕРАЦИЯ — это ускорение темпов роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. Особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ (РЕТАРДАЦИЯ) — это замедление темпов роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. ГРАЦИЛИЗАЦИЯ СТРОЕНИЯ – уменьшение широтных размеров тела при сохранении длины тела.
Слайд 34: АКСЕЛЕРАЦИЯ: ПРОЯВЛЕНИЯ
Суть: биологическое созревание завершается раньше по сравнению с предыдущим поколением. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростковом периоде. В США и странах Европы в середине XX века длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие, в 70-х гг. отмечен минимум возраста менархе у девочек (основной популяционный показатель биологического развития) Среди московских школьников пик акселерации был зафиксирован в середине 1970-х гг. и значительно превышал показатели развития детей и подростков сельской местности.
Слайд 35: Акселерация: проявления
Вывод: за 40 лет произошло увеличение роста и грацилизация строения ДиП
Слайд 36: ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ И РЕТАРДАЦИИ: физиологические
Меньшая приспособленность к физическим нагрузкам и низким температурам Повышенная утомляемость и низкая работоспособность в пубертатный период Частые нарушения работы сердечно-сосудистой системы Отставание темпов психического развития Повышенные возбудимость, реактивность, лабильность эндокринного аппарата 36
Слайд 38: АКСЕЛЕРАЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Гражданские права и ответственность (репродукция, семья, правонарушения, избирательное право и пр.)
Слайд 40: ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ И РЕТАРДАЦИИ:
40 ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ И РЕТАРДАЦИИ: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ: необходим учет произошедших анатомо-физиологических изменений в регламентации и организации всех видов деятельности (обучение, спорт, труд, питание) предметов обихода, оценки ФР и здоровья.
Слайд 42: Причины акселерации: множество гипотез
Общее ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ Влияние ГЕОМАГНИТНОЙ активности: в годы повышенной солнечной активности процесс полового созревания замедлен, наступает позже, относительная длина ног меньше, а обхват грудной клетки больше по сравнению с подростками, родившимися в период нормальной солнечной активности. Влияние растущего потока ИНФОРМАЦИИ : длительное возбуждение коры головного мозга и подкорки – повышение продукции гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников.
Слайд 43: Причины акселерации: теория ГЕТЕРОЗИСА
Изменение наследственности вследствие учащения браков между ранее изолированными группами населения.
Слайд 45: Причины акселерации / ретардации
До настоящего времени ни одна из теорий акселерации не получила всеобщего признания. Все большее число ученых склоняется к выводу о СОВОКУПНОСТИ воздействия на растущий организм множества факторов, приведших к резкому ускорению физического развития детей во второй половине XX столетия.
Слайд 46: 4. Здоровье, охрана здоровья детей и подростков: основные определения и понятия, критерии и показатели, приоритеты
46 4. Здоровье, охрана здоровья детей и подростков: основные определения и понятия, критерии и показатели, приоритеты.
Слайд 47: ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С ПОСТАРЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ
Автор: Ж.В. Гудинова 47
Слайд 49: ОПРЕДЕЛЕНИЯ
49 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). ЗДОРОВЬЕ – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма ( ФЗ № 323 от 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») ЗДОРОВЬЕ - такое состояние человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ). ЗДОРОВЬЕ - состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифичные социальные функции (Г.И. Царегородцев ).
Слайд 50: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Их используют для изучения и оценки здоровья человека и населения, используют медики, ученые, экономисты, политики и т.д. Критерии и показатели здоровья различают в зависимости от т.н. уровня организации живой материи или биосистемы: критерии отражают популяционное / общественное здоровье, показатели – здоровье индивидуума (или организма) и группы (условные термины). Автор: Ж.В. Гудинова 50
Слайд 51: КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост и др.) Заболеваемость Инвалидность Физическое развитие (масса тела при рождении, ИМТ и др.) Группы здоровья детей и подростков Автор: Ж.В. Гудинова 51 КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Слайд 52: ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Наличие или отсутствие у ребенка хронических заболеваний Наличие или отсутствие у ребенка функциональных отклонений Соответствие физического и нервно-психического развития ребенка возрастно-половым нормативам Состояние иммунной системы (по частоте острых заболеваний) Автор: Ж.В. Гудинова 52 ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Слайд 53: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЕ – возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма. 53 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан»
Слайд 54
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами … власти РФ, организациями, … гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. 54 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 55
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий... 55 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 56: Основные принципы охраны здоровья
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья ; 9) соблюдение врачебной тайны. 56 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», ст. 4.
Слайд 57
Профила́ктика ( др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. ПРОФИЛАКТИКА - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. 57 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 58: Уровни профилактики (ВОЗ)
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ (ОСНОВНАЯ) ПРОФИЛАКТИКА – комплекс мер, направленных на исключение факторов среды обитания, ведущих к развитию болезней и действующих на все население. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – комплекс мер, направленных на исключение специфических причинных факторов среды, ведущих к развитию болезней, и действующих, как на все население, так и на группы. ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – комплекс мер, направленных на больного человека для предупреждения возникновения последствий болезни ( хронизации, осложнений, инвалидности, летальности). ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (РЕАБИЛИТАЦИЯ) – комплекс мер, направленных на тяжело больного человека или инвалида в целях устранения последствий болезни.
Слайд 59: Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ; 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ. 59 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», ст. 12.
Слайд 60: Статья 18. Право на охрану здоровья
1. Каждый имеет право на охрану здоровья. 2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью. 60
Слайд 61: Статья 29. Организация охраны здоровья
1. Организация охраны здоровья осуществляется путем: … 4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; … 61
Слайд 62: ДОКУМЕНТАЦИЯ ОСМОТРОВ: организация
62 ФЗ РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации » Приказ МЗ РФ N 1346н от 21.12.2012 г. «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них » Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» Приказ МЗ России № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей » Приказом МЗ РФ № 154 от 5.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста » Приказом МЗ РФ № 151 от 7.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям » Приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов » Приказ МЗ РФ и МО РФ № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях » Методические указания “Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов» № 11-14/4-6, 1984 г.
Слайд 63: ДОКУМЕНТАЦИЯ ОСМОТРОВ: учетные формы
63 История развития ребёнка ( № 112у - приказ МЗ СССР от 04.10.80 N 1030 (ред. от 31.12.2002) «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (Разделы 1.1 - 1.2)) «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений» ( учетная форма № 026/у-2000 - приказ МЗ РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении "медицинской карты ребенка для образовательных учреждений») Карта диспансерного больного ( № 030у – приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг») Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего ( N 030-ПО/у-12 - приказ МЗ РФ от 21.12.2012 г. N 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них »).
Слайд 64: ДОКУМЕНТАЦИЯ ОСМОТРОВ: отчетные формы
64 Отчетная форма № 31 «Отчет лечебно-профилактического учреждения о медицинской помощи детям за год» (п.1.4.) Отчетная форма N 030-ПО/о-12 "Сведения о профилактических осмотрах несовершеннолетних» (приказ МЗ РФ от 21.12.2012 г. N 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них») В настоящее время в Омской области ведется сбор информации по форме 1–ПС (образование) «Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта "Образование" по направлению «Организация питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях», регламентированный служебным письмом МЗ Омской области № 4490 от 19.07.07 г.
Слайд 65: 5. Влияние природных, экологических и социально-экономических факторов на здоровье и физическое развитие детей и подростков
Слайд 68: Природные факторы: климат и изменение климата
Сайт ООН: http://www.un.org/ru/climatechange/children/risks.shtml
Слайд 76: Влияние социума на физическое развитие ДиП : менталитет общества
Причина … Следствие …
Слайд 79: Социальные факторы: организация здравоохранения (противоэпидемической работы)
Последний слайд презентации: Лекция 12. ГДП (МПФ). ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЕ: РАНГОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕАКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДиП
83 РАНГОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕАКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДиП ФАКТОРЫ РИСКА ( – ) ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ( + ) 1 Гипо -, гипердинамия Оптимальный двигательный режим 2 Нарушение учебного режима Закаливание 3 Нарушение условий среды Рациональное питание 4 Недостаточность питания Рациональный суточный режим 5 Вредные привычки, отсутствие гигиенических навыков Оптимальные условия среды 6 Неблагоприятный психологический климат коллектива Здоровый образ жизни