Первый слайд презентации: Гигиена детей и подростков. Закономерности роста и развития. Физическое развитие как показатель здоровья. Акселерация и ретардация, их значения и прогноз
ЛЕКЦИИ
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Гигиена детей и подростков как наука : цели, задачи, проблемы, история становления, основоположники. Основные закономерности роста и развития детей и подростков, возрастная периодизация (классификация), значение. Физическое развитие как важнейший показатель здоровья : понятие, методы исследования и оценки, стандарты физического развития, влияние социально-гигиенических факторов на физическое развитие и здоровье. Значение оценки физического развития в деятельности врача-педиатра.
Слайд 3: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Акселерация роста и развития, определение, проявление, причины, анатомо-физиологические особенности акселерированных подростков. Ретардация роста и развития, определение, проявление. Социальное и гигиеническое значение акселерации и ретардации, прогноз.
Слайд 4
Гигиена детей и подростков - наука, изучающая закономерности взаимодействия растущего организма и среды обитания его, для обеспечения оптимальных условий, сохранения жизни и здоровья на всех возрастных этапах.
Слайд 5: Научные проблемы ГДиП
Рост, развитие, здоровье ( био-социальные основы) Деятельность (физиолого-гигиенические основы) Строительство и благоустройство зданий и сооружений (всех типов) Питание ( физиолого-гигиенические основы) Формирование личности, коррекция качеств (аномальных)
Слайд 6: ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Эрисман Фридрих Фридрихович (1842-1915) Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) Гундобин Николай Петрович (1860-1908) Мольков Альфред Владиславович (1870-1947)
Слайд 7
Лесгафт П.Ф.- основоположник науки о физическом воспитании; «курс теория телесных движений»: ОС и естественные движения с постепенным усложнением- решающее условие развития организма «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста»
Слайд 8
Гундобин Н.П.- зав.кафедрой детских болезней ВМА. «Детский врач должен быть воспитателем и гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте и особенности профилактики должны опираться на точное знание возрастных особенностей: «…Ребенок резко разнится от взрослого и заслуживает изучения специального» Работы: «школьная гигиена», «Гигиена детства», «Современные задачи школьной гигиены»
Слайд 9
Мольков А.В.- основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ (1925) и I МГУ (1926) Первый учебник «Школьная гигиена» З научных центра: Кабинет по физическому развитию детей и подростков Экспериментальный класс с лучистым отоплением и климатической камерой Кабинет ФР и здоровья детей и подростков
Слайд 10: История развития ГДиП :
Эмпирический этап Первые письменные источники, выделение науки Развитие ГДиП в 20 веке: НИИ ГДиП: Е.Н. Громбах, Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, В.Р. Кучма
Слайд 11
Достижения ГДиП Конец 19 века XX век Проблемы: Критерии оценки новых образовательных технологий, методология Коррекция и разработка ГН Коррекция режимов с учетом индивидуальных особенностей хронотипов Разработка унифицированной базы для оценки здоровья детей и подростков на основе универсальных механизмов адаптации Совершенствование законодательства по охране жизни и здоровья и ответственности гражданских и государственных институтов за подрастающее поколение, смена лозунгов на дело Разработка гигиенических основ системы реабилитации детей и подростков в целом и детей инвалидов в частности Концентрация усилий всех звеньев медицинской науки по проблеме: научные основы жизнедеятельности здорового и больного организма в условиях глобального экологического неблагополучия.
Слайд 12: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Конституция РФ (1993 г) ФЗ № 52 «О санэпидблагополучии населения» (1999 г) ФЗ №30 «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» (1998 г) Основы законодательства об охране окружающей природной среды ( 2002 г) ФЗ № 12 «Об образовании» (1996 г)
Слайд 13
Рост- количественное увеличение размеров и массы тела. Развитие- качественное совершенствование структуры и функций организма. Едины, взаимосвязаны и взаимообусловлены от оплодотворения до 21 года, зависят от биологических и социальных факторов. Био- до-, социо- после рождения.
Слайд 14: Периоды
Возрастной период- время необходимое для завершения морфофункционального развития на конкретном этапе и достижения готовности к определенной деятельности – решающее условие в организации деятельности, здоровья и надзора.
Слайд 15: Возрастные периоды роста и развития
Период новорожденности (первые 4-5 недель) Преддошкольный возраст: а) грудной или мл. ясельный от 4-5 недель до 1 года б) старший ясельный от 1 года до 3 лет Дошкольный возраст от 3 до 7 лет Школьный возраст: а) младший от 7 до 11 лет б) средний от 12 до 14 лет в) старший от 15 до 18 лет
Слайд 16: Закономерности роста и развития
Неравномерность темпов роста и развития; Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность); Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм); Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
Слайд 17: Закономерности роста и развития
Генетическая обусловленность роста и развития; Обусловленность роста и развития средовыми факторами; Акселерация роста и развития.
Слайд 18
Физическое развитие- совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития
Слайд 19: Значение определения физического развития
Физическое развитие детей — один из обобщающих параметров здоровья и поэтому — индикатор социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.
Слайд 20
Физическое развитие Биологический возраст Морфофункциональное состояние организма Оссификация скелета, развитие зубной эмали Соматоскопические Вторичные половые признаки Физиометрические Скорость процессов роста Соматометрические Соответствие паспортному возрасту Соответствие росту, гармоничность развития Оценка индивидуального развития
Слайд 21: Основные показатели
Физразвитие Физподготовленность Антропометрия Физиометрия Соматоскопия (осанка, стопа, ноги и пр.) Силовые Скоростные Выносливость Координация и др.
Слайд 22: Биологический возраст —
совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Слайд 24: Методы изучения физического развития и требования
Генерализующий Индивидуализирующий (лонгитудинальный) Представительность ( репрезентативность) выборки здоровых Однородность по всем признакам Одномоментность исследования во времени комплексность использования методик Предварительная подготовка средств (объективность, точность, чувствительность инструмента, форма протокола и пр) Своевременность разработки стандартов и оперативная оценка
Слайд 25: Методы оценки ФР
Все способы индивидуальной и коллективной оценки физического развития детей и подростков основываются на создании эталона, стандарта, норматива. Норма рассматривается как качественно определенное состояние, т.к. она должна отражать реально существующие возрастные, половые, региональные и т.д. особенности контингента по обсуждаемому признаку. В практической деятельности нормами служат интервалы величин, в которых расположены показатели большинства детей данной возрастно-половой группы. Достаточная по численности группа, на основании обследования которой выводятся нормы, носит название эталонной, или референтной, так называемое, «золотое сечение». Методы оценки ФР
Слайд 26: Методы оценки физического развития
Обработка данных в целях разработки стандартов физического развития детей и подростков проводится с использованием разных методов статистического анализа. Чаще всего применяются методы индексов, сигмальных отклонений, центильных шкал, шкал регрессии. В результате используется широкий спектр нормативов: местные стандарты, межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей, международные стандарты ВОЗ
Слайд 27: Метод индексов
Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков в конце XIX —начале XX вв. проводилась на основе «универсальных» индексов, представляющих собой соотношение между собой отдельных антропометрических показателей. В дальнейшем было показано, что размеры тела в процессе роста и созревания изменяются непропорционально друг другу, а метод индексов постулировал их изоморфность. Тем не менее в настоящее время распространен массо/ростовой индекс Кеттле (ИМТ), т.е. масса тела/рост в кг/м2. У взрослых его нормальные значения представлены диапазоном 24—27. Для детей ИМТ информативен при условии наличия таблиц его нормативных значений в узком возрастно-половом диапазоне. Индекс Кетле в настоящее время «переживает свое второе рождение» под именем BMI ( bodi mass index ). Метод индексов
Слайд 28: Метод индексов
Все индексы физического развития подразделяются на простые и сложные (3 и более параметров). Всего было предложено более 50 индексов. В частности, индекс Кетле (ИМТ) рассчитывается по формуле: I = Р / L 2, где L – длина тела (м), P – масса тела, (кг). Применяются также индексы Брока ( I = Р – ( L – 100)), Рорера ( I = Р / L 3), Ливии ( I = 3√(Р / L 3)), Пинье ( I = L – (Р + T )) ( T – окружность груди). Метод индексов
Слайд 29: Индекс массы тела у детей и подростков (по NHANES, Am. J. Dis. Child., 1991)
Метод индексов
Слайд 30: Метод сигмальных отклонений
Сущность метода – в сравнении индивидуальных показателей со средними (стандартами) для возрастно-половой группы значениями каждого из показателей морфофункционального состояния (рост, масса тела и др.). Стандарты рассчитаны для каждого из основных показателей физического развития (длина, масса тела, окружность груди, функциональные показатели), а в качестве нормирующего показателя было выбрано среднее квадратическое отклонение или сигма Метод сигмальных отклонений
Слайд 31
В ходе оценки проводятся расчеты разницы между фактическими и средними значениями, выражаемыми в долях сигмы (Хδ) по формуле: Хδ = (М факт. – М ср.) / δ, где М факт – индивидуальный показатель, М ср – среднее значение, δ – сигмальное отклонение. Метод сигмальных отклонений
Слайд 32: Индивидуальный профиль физического развития
Для наглядного представления о месте индивида в совокупности, к которой он относится, и частичного преодоления основного недостатка метода (изолированной оценки каждого из признаков) используется индивидуальный график отклонений по каждому из признаков или индивидуальный профиль физического развития. Этот способ используется в медицинской практике (эндокринологии, сексопатологии). Метод сигмальных отклонений
Слайд 33
Физическое развитие в итоге может быть гармонично (-1+1 δ), дисгармонично (диапазон -1-2 δ, +1+2 δ), резко дисгармонично (+2+3 δ и -2-3 δ) Метод сигмальных отклонений
Слайд 34: Недостатки метода
отсутствие учета взаимосвязи отдельных признаков ФР игнорирование естественной асимметрии распределения. так, распределение значений массы тела в популяции всегда имеет правостороннюю асимметрию – то есть чаще встречаются крайне высокие значения массы тела, реже крайне низкие. Метод сигмальных отклонений
Слайд 35: Метод шкал регресии
Сущность метода – в отличие от предыдущих дает возможность оценить развитие одного признака (масса тела, окружность груди), в зависимости от другого (длина тела), который принимается за основу оценки физического развития Шкалы регрессии
Слайд 36: Метод шкал регресии
Для каждой возрастно-половой группы построена отдельная таблица, учитывающая связь отдельных признаков. Процесс оценки физического развития заключается в сравнении фактических данных индивидуума и табличных (нормативных) значений. Его существенным достоинством является простота использования Шкалы регрессии
Слайд 37: Стандарты физического развития детей 12 лет (фрагмент)
Мальчики Девочки Интервал Длина тела, см Масса тела, кг Интервал Длина тела, см Масса тела, кг Ниже среднего М – 2 σ 134 135 136 137 138 139 140 23,6–33,2 24,4–34,0 25,2–34,8 26,0–35,6 26,8–36,4 27,6–37,2 28,4–38,0 Ниже среднего М –2 σ 136 137 138 139 140 141 24,5–38,3 25,2–39,0 25,9–39,7 26,0–40,4 27,3–41,1 28,0–41,8 Средний М + 1 σ 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 29,2–38,8 30,0–39,6 30,8–40,4 31,4–41,2 32,2–42,0 33,0–42,8 33,8–43,6 34,6–44,4 35,4–45,2 36,2–46,6 37,0–46,8 37,8–47,4 38,6–48,2 39,4–49,0 40,2–49,8 41,0–50,6 Средний М + 1 σ 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 28,7–42,5 29,4–43,2 30,1–43,9 38,0–44,6 31,5–45,3 32,2–46,0 32,9–46,7 33,6–47,4 34,3–48,1 35,0–48,8 35,7–49,5 36,4–50,2 37,1–50,9 Шкалы регрессии
Слайд 39: Центильный метод
Сущность метода состоит в сравнении показателей со средними значениями признаков в их возрастно-половой группе. Для каждой группы составлены свои центильные таблицы, которые имеют границы признаков в долях или процентах ( центилей ). В качестве нормирующего показателя используется непараметрическая характеристика распределения – процентиль. Центильный метод
Слайд 40: Центильный метод
Это непараметрический аналог метода сигмальных отклонений, усовершенствованный учетом взаимосвязи показателей. Отличие от метода сигмальных отклонений состоит в том, что ряд фактических значений показателя делят не на сигмальные отклонения, а на 100 частей или процентилей (Р) (на рисунке 1 обозначен как «Процент площади под кривой»). Центильный метод
Слайд 41: Центильный метод
В центильных шкалах используется непараметрический аналог средней арифметической – медиана (процентиль 50 или Р50), а фактическое значение признака относится к тому или иному «коридору» или «колонке», располагающихся вправо или влево от медианы. Для оценки отклонений фактических величин от должных используется значение персентиля, которому соответствует фактическое значение (или номер «коридора»), к которому оно относится. Процентильный метод часто применяется за рубежом в виде диаграмм – процентильных кривых. Центильный метод Медиана (Р50)
Слайд 42: Какой метод предпочтителен?
Выбор метода оценки физического развития зависит как от задач и возможностей исследователя, так и от общепринятой в том или ином регионе практики. Так, петербургская школа гигиенистов рекомендует использование центильных шкал, Московская школа (в т.ч. ведущее федеральное учреждение НИИ ГДиП ) применяет шкалы регрессии
Слайд 43: В любом случае специалист должен иметь представление обо всех методах оценки физического развития детей и подростков. Обязательна также тщательность в подборе методов оценки, стандартов, учет региональных и национальных особенностей и публикации по результатам проведенных исследований
Слайд 44: АКСЕЛЕРАЦИЯ -
ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.
Слайд 45: Ретардация (lat. retardatio – задержка) –
явление противоположное акселерации, тенденция замедления развития детей и подростков.
Слайд 47: Типы соматического развития
2R Замедлены темпы роста и развития 9% 3R Замедлены темпы развития 11% M Средний темп роста и развития 60% 3A Ускоренный темп развития 11% 4A Ускоренный темп роста и развития 9%
Слайд 48
Отличия функциональных возможностей подростков при акселерации Меньшая приспособленность к физическим нагрузкам и низким температурам Повышенная утомляемость и низкая работоспособность в пубертатный период Частые отклонения функции сердечно-сосудистой системы Отставание темпов психического развития Повышенные возбудимость, реактивность, лабильность эндокринного аппарата
Последний слайд презентации: Гигиена детей и подростков. Закономерности роста и развития. Физическое: Гигиенические и социальные проблемы акселерации и ретардации, гипотезы
Гигиенические: начало всех видов деятельности ( обучение, спорт, труд), нагрузки, режим, ГН ( предметы обихода, питание и пр); адаптация, здоровье. Социальные: гражданские права и ответственность ( репродукция, семья, правонарушения, избирательное право пр.)