.
Слайд 3
Основные задачи ГДП 1. Исследование физического развития детей и подростков как критерия индивидуального и популяционного здоровья 2. Разработка гигиенических нормативов обучения, физического воспитания, закаливания. 3. Обоснование гигиенических требований к ДДУ, школам и другим детским учреждениям. 4. Разработка принципов рационального питания детей и подростков. 5. Проведение врачебно-профессиональной консультации и ориентации школьников. 6. Гигиена труда школьников и подростков
Слайд 4: Методы исследования в ГДП
эпидемиологический – изучение состояния здоровья детских контингентов с выявлением факторов, влияющих на него санитарного описания - санитарное обследование детских объектов /школ, ДДУ и др/ санитарной экспертизы - исследование продуктов питания, мебели, игрушек и др лабораторного эксперимента - экспериментальное исследование вредных факторов, действующих на детский организм.
Неравномерность темпа роста и развития в разные возрастные периоды. Гетерохронность, т.е. неодновремен-ность роста и развития отдельных органов и систем. Половой диморфизм, т.е. рост и развитие ребенка обусловливаются полом. Обусловленность роста и развития наследственностью и окружающей средой. Влияние акселарации и деселерации.
По биологической периодизации, основанной на индивидуальном развитии человека, выделяют следующие этапы созревания: Период новорожденности – 1-10 дней после рождения Грудной возраст – от 10 дней до 1 года после рождения Раннее детство – 1 – 3 года Первое детство - 4 – 7 лет Второе детство М 8 - 12 лет Д 8 – 11 лет Подростковый возраст М 13 – 16 лет Д 12 – 15 лет Юношеский возраст М 17 – 21 лет Д 16 – 20 лет
Слайд 7
По периодизации, основанной на социальных принципах, созревание можно разделить на этапы: Преддошкольный возраст - до 3 лет Дошкольный 3 – 7 /6/ лет Младший школьный возраст 7 /6/ - 10 лет Средний школьный возраст 11 – 14 лет Старший школьный возраст 15 – 18 лет
Слайд 8: Акселерация – ускорение темпа роста и развития детей по сравнению с прошлыми поколениями
Изменения, происходящие в течение жизни современного поколения людей - «секулярный тренд» (от англ. secular trend – тенденция века). Он включает: акселерацию или деселерацию, увеличение продолжительности жизни, увеличение продолжительности репродуктивного периода, изменение структуры заболеваемости.
Слайд 9: ТЕОРИИ (ПРИЧИНЫ) АКСЕЛЕРАЦИИ
- алиментарная теория - Медицинские теории - Экологические теории (ЭМП, ЕРФ, парниковый эффект и др.) - Теория гетерезиса В последние 10-15 лет наблюдается ДЕСЕЛЕРАЦИЯ
Слайд 10: ПОСЛЕДСТВИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ
- омоложение многих заболеваний, например, ССС-патологии - проблема «крупного плода» в акушерстве – внутриутробная акселерация - отставание стандартов физического развития, норм питания, размеров школьной мебели – необходим регулярный пересмотр
Слайд 11: ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных показателей, определяющих рост /т.е. увеличение размеров ребенка/ и развитие /т.е. совершенствование органов и систем с возрастом/ детского организма, а также уровень биологического развития.
Слайд 12
Физ. развитие – важный критерий индивидуального здоровья ребенка, так как отставание физ. развития отдельного ребенка от воз- растных стандартов говорит о: Состоянии здоровья Генетических факторах Влиянии питания Воздействии факторов окружающей среды
Слайд 13
Физ. развитие группы детей – один из критериев популяционного здоровья (вместе с демо -графическими и показателями заболеваемости), на которое: Группы факторов, влияющих на здоровье населения: Социально-экономические -50% Генетические – 20% Качество окружающей среды – 20% Медицинские – 8-10%
Слайд 14: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Состояние физического развития детей и подростков определяется путем изучения показателей: Соматоскопических (форма ног, грудной клетки, чистота кожи и др ) Соматометрических (рост, масса тела, ОКГ и др.) Физиометрических (пульс, АД, ЖЕЛ) Требования к ним: простота, достаточная точность и стандартные методики
Слайд 15: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. По методу индексов – напр. индекс Брока и др. (у детей не используется!) 2. По методу сигмальных отклонений и профилю (графику) физического развития 3. По шкалам (рядам) регрессии – гармоничность физического развития 4. По центилям ( центильным рядам)
Слайд 16: МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Сигма σ – среднеквадратическое отклонение, характеризует допустимую вариабельность показателя в пределах нормы Расчет: Фактическое значение (например, рост данного ребенка) – среднее значение по возрасту (средний рост из таблицы) : σ (из таблицы) Если результат получился в пределах 1 σ – развитие нормальное. Если в пределах от 1,1 σ до 2 σ, данный признак выше / ниже возрастной нормы, Е сли в пределах 2 σ и более – высокое / низкое развитие признака.
Слайд 17
Метод сигмальных отклонений СРЕДНЕАРИФМАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СИГМАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ РОСТА, МАССЫ ТЕЛА И ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ ДЕТЕЙ КРЫМА Возраст ( лет ) М. ср роста σ роста М. ср. массы тела σ массы тела М. ср. ОГ σ ОГ 7 124 7 15 6 59 4 8 128 7 25 4 62 4 9 134 6 29 5 65 4 10 137 7 31 5 65 5 11 142 7 35 6 69 5 12 148 8 39 7 72 6 13 155 8 44 7 75 6 14 162 9 49 8 78 6 15 172 7 54 8 81 6 16 174 8 57 8 82 6 17 175 6 62 8 86 6
Слайд 18: Построение профиля (графика) физического развития
Для определения гармоничности физического развития после вычисления сигмальных отклонений по каждому показателю ребенка составляется схема (см. след. Слайд), в которой по горизонтали указывается показатель, а по вертикали М (среднее их таблиц физ.развития ) и степени отклонений показателей у ребенка ( - 2 σ -1 σ ; +1 σ +2 σ )
Слайд 19: Профиль (график) физического развития (продолжение метода сигмальных отклонений)
Показа- - 2 σ -1 σ М +1 σ +2 σ Тель Рост ___________________________________ Масса___________________________________ ОГК______________________________________
Слайд 20: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Метод шкал регрессии. Регрессия – соответствие. Позволяет оценивать пропорциональность массы тела и окружности груди по сравнению с ростом. Используются специальные таблицы или линейные диаграммы. Если разница в частных сигмах роста и массы до ± 1 σ – развитие ребенка гармоничное, если от ± 1,1 σ до ± 2 σ – развитие дисгармоничное, если больше ± 2 σ – резко дисгаромничное.
Слайд 21: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Центильные ряды. Нужно 100 детей одного возраста и пола. Они располагаются по возрастанию признака (роста, массы и др.). № центиля = № ребенка в ряду. Норма считается развитие ребенка, если его индивидуальные показатели располагаются в пределах от 25 до 75 центиля. (Статистика 16-84 центиль 16 = +- 2 σ для 100 наблюдений) Если показатели ребенка находятся в пределах от 75 центиля и выше – развитие выше среднего, если ниже 25 центиля – развитие ниже среднего.
Слайд 22: СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗ. РАЗВИТИЯ
Методы сигмальных отклонений и центильных рядов оценивают каждый показатель ребенка отдельно и не позволяют прямо оценить гармоничность физич. Развития. Наиболее универсальный метод – по шкалам регрессии – сразу оценивает гармоничность физического развития.
Слайд 23: Оценка состояния здоровья
При этом используются следующие критерии: 1) Наличие или отсутствие хронических заболеваний – определяется при осмотре специалистами. 2) Степень сопротивляемости неблаго -приятным воздействиям – выявляется по подверженности заболеваниям ОРВИ. 3) Уровень функционального состояния основных систем организма. 4) Уровень и гармоничность физического развития.
Последний слайд презентации: Гигиена детей и подростков. Физическое развитие как критерий здоровья детей и: ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1 группа – здоровые – ОРВИ не более 3-х раз в год, длительность 1 случая – до 30 суток 2 группа – практически здоровые – ОРВИ более 3-х раз за год или 1 случай - более 30 сут. 3 группа – хронические заболевания в стадии полной компенсации 4 группа – наличие хронических заболеваний в стадии субкомпенсации 5 группа – наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации, дети-инвалиды