Первый слайд презентации: Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ТНР, ЗПР
Беляева Ольга Леонидовна доцент, кандидат педагогических наук
Слайд 2: Часть 1. Условия, траектория
ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛ 2 Часть 1. Условия, траектория
Слайд 3: Определение понятий: ТНР, ЗПР
3 Определение понятий: ТНР, ЗПР Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания
Слайд 4: Цель ИОМ для детей с ТНР, ЗПР
4 Цель ИОМ для детей с ТНР, ЗПР Цель ИОМ при ТНР : проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Цель ИОМ при ЗПР : повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.
Слайд 5: Задачи ИОМ для детей с ТНР, ЗПР
5 Задачи ИОМ для детей с ТНР, ЗПР Задачи ИОМ для детей с ТНР Задачи ИОМ для детей с ЗПР Развивать произвольность мыслительной деятельности ребенка и формировать ее основные компоненты. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития. Расширять возможности понимания ребенком речи параллельно с расширением и его представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка. Обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи. Коррекция негативных тенденций развития. Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности. Работать над совершенствованием когнитивных функций: внимания, памяти, восприятия (слухового и зрительного), анализа, синтеза, обобщения, классификация. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Слайд 6: Разделы ИОМ
6 Разделы ИОМ Разделы по образовательной деятельности Общие результаты педагогического наблюдения Готовность к школе Индивидуальная программа коррекционной работы Медицинская карта Развитие психических функций Эмоционально-волевое развитие Сведения о родителях Психологическое сопровождение Общие данные
Слайд 7: Этапы разработки ИОМ
7 Название этапа Цель Диагностический (сбор анамнестических данных, педагогическое наблюдение и диагностическое обследование) Выявление уровня развития, сформированности знаний, умений и навыков ребенка Составление индивидуальной программы коррекционной работы Построение индивидуальных программы коррекционной работы, на основе выявленных проблем. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы Этапы разработки ИОМ
Слайд 8: Этапы разработки ИОМ
8 Этапы разработки ИОМ Название этапа Цель Реализация индивидуальной программы коррекционной работы Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется на основе основной образовательной программы Аналитический (завершающая диагностика) Выявление результатов действия индивидуальной коррекционной программы
Слайд 9: Движение в соответствии с ИОМ
ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛ 9 Движение в соответствии с ИОМ ДОУ Начальная школа Среднее звено Старшие классы Варианты получения образования Группа общеразвивающей направленности (АООП ДО для обучающихся с ЗПР, ТНР ) Общеобразовательный массовый класс в школе по месту жительства (АООП 5.1., 5.2.; 7.1., 7.2) Общеобразовательный массовый класс в школе по месту жительства Общеобразовательный массовый класс в школе по месту жительства Группа комбинированной направленности (АООП ДО для обучающихся с ЗПР, ТНР ) Отдельный класс для обучающихся с нарушениями слуха при школе по месту жительства (АООП 5.2, 7.2) Отдельный класс для обучающихся с ТНР / ЗПР при школе по месту жительства Группа компенсирующей направленности (АООП ДО для обучающихся с ЗПР, ТНР ) Отдельный класс для обучающихся с нарушениями слуха в отдельной организации (АООП 5.2, 7.2.) -
Слайд 10: Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР
10 Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР Наименование оборудования Область применения / характеристика Внешний вид Логические блоки Дьенеша направлены на развитие логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Набор состоит из деревянных геометрических фигур разных форм, цветов, размеров и толщин, набора карточек с образцами и заданиями. Можно просто играть или сортировать, а можно строить простые конструкции.
Слайд 11: Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР
11 Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР Наименование оборудования Область применения / характеристика Внешний вид Домино (логические, лингвистические, геометрические), лото тематические (растения, животные и др ), парные элементы (или группы из большего числа элементов) для объединения элементов, относящихся к одному классу, позволяющие организовать дидактические игры на сравнение, выявление признаков, обобщение и классификацию предметов. Дыхательные тренажеры позволяют выполнять упражнения для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и помогающие работать над звуковой и интонационной культурой речи.
Слайд 12: Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР
12 Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР Наименование оборудования Область применения / характеристика Внешний вид Форма для насыпных узоров создание симметричных узоров, заполнение формы песком. Воображаемые узоры могут быть сформированы с применением цветного песка, природных материалов. Игровой комплект « Пертра » предназначен для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов, работающих в дошкольных и школьных образовательных и коррекционных учреждениях.
Слайд 13: Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР
13 Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР Наименование оборудования Область применения / характеристика Внешний вид Логопедическое зеркало с отверстием Логопед держит зеркало за деревянные держатели лицевой стороной к ребенку. С одной стороны ребенок видит в зеркале себя, с другой стороны, в отверстии, он видит правильную артикуляцию логопеда. Кугельбаны для наблюдения за движением предметов.
Слайд 14: Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР
14 Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для обучающихся с ТНР, ЗПР Наименование оборудования Область применения / характеристика Внешний вид ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОМПЛЕКС С КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ MAG Предназначен для организации индивидуальной и групповой работы с детьми логопедов, воспитателей, психологов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и коррекционных классов. ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕНСОРНЫЙ КОМПЛЕКС “ВУНДЕРКИНД” (НАВЕСНОЙ) Интерактивный логопедический комплекс «Вундеркинд» создан специально для детей с нарушением речевого развития. Специализированное программное обеспечение с логопедическими играми и уроками поможет детям получить своевременное развитие речевых навыков.
Слайд 15: Кадровые условия
15 Кадровые условия Учитель-дефектолог Учителя, с соответствующим уровнем переподготовки / повышением квалификации Педагог-психолог по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ Учитель-логопед по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Слайд 16: Часть 2. Пример индивидуального образовательного маршрута
ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛ 16 Часть 2. Пример индивидуального образовательного маршрута
Слайд 26: Что ожидается от учителя класса, реализующий ИОМ
26 Ждать, давать время для выполнения задания Видеть затруднения ученика Знать подходящие способы оказания индивидуальной помощи Взаимодействовать с логопедом, дефектологом, родителями Предусматривать больше наглядного материала Объяснять просто, на наглядных примерах Выяснять, какие слова, фразы непонятны ученику Использовать уровневые задания, карточки-подсказки Создавать и поддерживать в классе рабочую уважительную обстановку Пользоваться возможностями учеников – помощников-добровольцев, потенциалом парной и групповой работы Опираться на сильные стороны ученика, замечать их и хвалить Убеждаться в том, что объяснение, задание понятны ученику Что ожидается от учителя класса, реализующий ИОМ
Слайд 27: Список источников
27 Александрова Е.А. Индивидуализированные модели обучения в образовательном пространстве России // Инновации в образовательном процессе: сб. науч. ст. Саратов: Научная книга, 2002. С. 5–11. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. Вып. 2. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. – М: Ритм, 2015. – 144 с. Мамаева А.В. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие / [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. – 304 с. Официальный сайт ГБОУ г. Москва «Школа №49» https://sch49uz.mskobr.ru/#/ Список источников