Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.) — презентация
logo
Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • В истории средневековой Европы условно различают три периода:
  • Краткая характеристика периода средневековья
  • Большое влияние на развитие медицины в период Средневековья оказали:
  • Медицина в Византийской империи (395-1453 )
  • Развитие научных знаний, образования и медицины
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Развитие больничного дела
  • Санитарно-технические сооружения:
  • Значение
  • Медицина в Древней Руси (конец IX- начало XIII вв.)
  • Народное врачевание
  • Монастырское врачевание
  • Врачеватели
  • Светское врачевание
  • Лекарственные средства
  • Санитарно-гигиенические традиции
  • Медицина в Арабских халифатах ( VII – XIII вв.)
  • Ислам и развитие медицинских знаний
  • Достижения в области химии
  • Мизадж - темперамент
  • Образование и медицина
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Аль- Захрави ( Альбукасис ) 936-1013 гг.
  • Абу аль-Рази (850-923)
  • Ибн Сина (Авиценна) 980-1037 гг.
  • Аль – Бируни (973-1048)
  • Больницы
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Значение медицины Арабских хали фатов
  • Медицина в Западной Европе в период раннего и развитого Средневековья
  • Инквизиция и медицина
  • Больничное дело
  • Образование и медицина Салеранская врачебная школа ( IX в. – 1811 г.)
  • « Салеранский кодекс здоровья»
  • В 1280 г. высшие школы Салерно получили статус университета
  • Схоластика и медицина
  • « Галенизм »
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Хирургия
  • Эпидемии «повальных» болезней
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Чума
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)
  • Меры борьбы с заразными болезнями:
  • Значение медицины Средневековой Европы
1/49

Византия Арабские халифаты Киевская Русь Западная Европа Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.)

Изображение слайда

1. Раннее средневековье ( V - середина XI вв.) 2. Развитое или классическое средневековье (середина XI - XV вв.) 3. Позднее средневековье ( XV - XVII вв.) В истории средневековой Европы условно различают три периода:

Изображение слайда

Началом истории средних веков в Западной Европе условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи Большая часть народов, населявших центральную и северо-западную Европу не знали государственности и находились на стадии разложения родоплеменных отношений Началось великое переселение народов в поисках лучших земель Народы западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма Краткая характеристика периода средневековья

Изображение слайда

развитие смежных наук (естествознания, математики и механики, физики, химии) становление философских систем и учений мировые и национальные религии многочисленные войны и крестовые походы эпидемии и пандемии повальных болезней Большое влияние на развитие медицины в период Средневековья оказали:

Изображение слайда

Слайд 5: Медицина в Византийской империи (395-1453 )

Византийская империя - одна из крупнейших империй эпохи Средневековья, столица - Константинополь (Стамбул) Византия являлась прямой наследницей античной культуры и медицины Древней Греции и Рима Христианство постепенно вытесняло язычество Расширялись торговые связей с другими странами, что привело и к развитию медицины Медицина в Византийской империи (395-1453 )

Изображение слайда

Слайд 6: Развитие научных знаний, образования и медицины

Медицина считалась теоретической дисциплиной, т.к. христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов Образование носило светский характер, основывалось на произведениях античных авторов, дополненных толкованиями Главным источником медицинских знаний были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена Основные центры образования - Александрия и Афины Развитие научных знаний, образования и медицины

Изображение слайда

Слайд 7

Единственным университетом являлся константинопольский « Аудиториум » Полный курс высшей школы включал изучение 7 «свободных искусств »: медицины, математики, геометрии, астрономии, музыки, грамматики, диалектики и риторики Обучение медицине носило характер дискуссии Окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра или занимались частной практикой В медицине на первый план вышло изучение практических приёмов лечения, выработанных в предшествующие столетия Получает развитие деятельность врачей энциклопедистов

Изображение слайда

Слайд 8

Врачи Византии Орибасий - одним из самых выдающихся врачей Византии - составил энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах - систематизировал наследие от Гиппократа до Галена, труды Геродота, Диоскорида и других античных авторов. Аэций - считается первым византийским врачом-христианином. Ему принадлежит руководство по медицине « Четверокнижие », которое содержит рецепты египетской и эфиопской медицины. Павел – прославился как хирург, акушер и преподаватель. Составил 2 больших сочинения: «Труд о женских болезнях» и «Медико-хирургический сборник» (учение о переломах, вывихах, ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия).

Изображение слайда

Слайд 9: Развитие больничного дела

Гражданские больницы возникали из приютов для путешествующих. При постоялых дворах на дорогах появились комнаты, а затем специальные помещения для заболевших в пути. Больницы вырастали также и из приютов для увечных и неизлечимых. Монастырские больницы появились с распространением христианства. В монастырях лечили больных и обучали медицинскому делу, больница имела постоянный штат врачей (хирургов, повитух) и их помощников. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильём, лошадьми. Военная медицина : в армии из солдат стали создаваться санитарные команды, которые верхом на лошадях подбирали раненых и доставляли их в валетудинарии, за каждого спасённого воина им платили золотом.

Изображение слайда

Слайд 10: Санитарно-технические сооружения:

водопроводы, сточные системы, бани Одним из самых древних сохранившихся сооружений является двухъярусный акведук Валента Бани оставались местом врачевания, но в отличие от Древнего Рима перестали быть центром общественной жизни.

Изображение слайда

Слайд 11: Значение

Византийская империя явилась преемственицей античной культуры и медицины Древней Греции, Рима, а также Индии и Египта сохранила и систематизировала античное наследие оказала большое влияние на развитие медицины многих народов мира

Изображение слайда

Слайд 12: Медицина в Древней Руси (конец IX- начало XIII вв.)

Врачевание разделилось на три основные формы : народное м онастырское светское

Изображение слайда

Слайд 13: Народное врачевание

Развивалось на базе языческих традиций и знахарства Предсказателей и знахарей называли волхвами, ведунами, ведьмами, кудесниками; позднее лечцами В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.д. В лечении широко использовали средства растительного, животного и минерального происхождения. Свои врачебные познания они передавали из поколения в поколение, от отца к сыну ( т.е. семейные школы)

Изображение слайда

Слайд 14: Монастырское врачевание

Первые больницы при монастырях появились в XI веке в Киеве, Новгороде, Смоленске став центрами просвещения, врачевания и благотворительности Самая известная монастырская больница в Киево-Печерской лавре « Киево-печерский патерик» (1051г.) - сборник рассказов о монастыре, в которых прославлялись зодчие и живописцы Лавры, описывалась деятельность монахов и др., содержит первые сведения о врачебной этике на Руси 11-12 вв.

Изображение слайда

Слайд 15: Врачеватели

Антоний (11в.) - практиковал в Афонском монастыре в Византии, стал основателем Киево-Печерской лавры, лично ухаживал за больными, готовил им «зелье». Агапит (ученик Антония) – лечил бесплатно монахов лавры и прихожан, исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха. Алимпий – целитель и иконописец, излечивал прокажённых.

Изображение слайда

Слайд 16: Светское врачевание

известно со времён Ярослава Мудрого При дворах князей служили « лечцы », которые оказывали врачебную помощь дружинникам во время военных походов Первые врачи приезжали в города Руси из Византии, Сирии, Армении, Грузии Врачевание считалось почётным и хорошо оплачиваемым занятием Между разными направлениями шла упорная борьба. Монастырская медицина конкурировала со светской и активно боролась с языческим врачеванием. «Волхвов» и «кудесников» преследовали, вплоть до сожжения на костре.

Изображение слайда

Слайд 17: Лекарственные средства

Сведения о лекарствах фиксировались в травниках и лечебниках( сохранилось более 250 подобных документов Древней Руси ) Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств Русские лекарства, в основном были растительного происхождения заморские – поставлялись на ярмарки в Новгород Особенно на Руси славились: липовый цвет, кора ясеня, ягоды можжевельника, листья, веники и сок берёзы. Использовали мышьяк, сурьму, скипидар, уксус, целебные свойства серебра. Бортничество издревле являлось русской традицией.

Изображение слайда

Слайд 18: Санитарно-гигиенические традиции

В городах существовал деревянный трубопровод, водоснабжение, водосборники, бани. В летописях есть упоминания об эпидемиях, которые назывались мором. За период с XI по XVIII вв. Упоминается о 47 морах. В 1090г. эпидемия чумы в Киеве за 2 недели унесла 10 000 человек. Проводились профилактические меры: изолировали больных в домах, на дорогах организовывали заставы, чтобы не пускать на заражённые территории, хоронили умерших на отдельных кладбищах.

Изображение слайда

Слайд 19: Медицина в Арабских халифатах ( VII – XIII вв.)

Арабский халифат - арабо-исламское государство, созданное пророком Мухаммедом, возникшее в результате мусульманских завоеваний в 7-9 вв. и возглавляемое халифами (наместниками). В результате завоеваний в состав халифатов были включены обширные византийские и персидские владения, территории Армении и Грузии, большая часть Средней Азии и Закавказья. В Халифатах и Средней Азии распространялись арабский язык и ислам, во многом определившие развитие культуры, образования и медицины.

Изображение слайда

Слайд 20: Ислам и развитие медицинских знаний

Врачевание было мужской профессией Все знания делились на арабские ( традиционные и связанные с исламом) и иноземные (общие др. народов и религий). Коран запрещал вскрытие трупов, что явилось причиной замедленного развития анатомических исследований, а также хирургии и акушерства. Хирургия продвинулась далеко вперёд (операции на глазах, абдоминальные и акушерские вмешательства, травматология)

Изображение слайда

Слайд 21: Достижения в области химии

Алхимики впервые сконструировали и ввели в употребление: перегонный куб, дистилляцию, водяную баню применили фильтрование получили азотную и соляную кислоты хлорную известь и спирт, которому дали название « алкохоль »

Изображение слайда

Слайд 22: Мизадж - темперамент

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, изложенные в « Гиппократовом сборнике» Согласно представлениям арабов, каждая из них участвует в создании 4-х качеств (тепло, холод, сухость и влажность), они определяют « мизадж » - темперамент человека Он может быть нормальным, если все составляющие сбалансированы Если равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние Мизадж не является чем-то постоянным, а изменяется под влиянием окружающей природы и возраста

Изображение слайда

Слайд 23: Образование и медицина

Медицинское образование приобреталось различными путями : создавали себя сами, занимаясь самообразованием, много читали, обучались у философов, но не у других врачей ( Ибн Сина ) обучались врачеванию у своих родителей ( династия Бахтишу ) обучались у известных врачей Арабы создали ряд научных центров, из которых особенно выделялись Багдад и Кордова. Большую роль в развитии медицинских знаний играли высшие школы и библиотеки, и особенно переводчики медицинской литературы с арабского на латинский язык

Изображение слайда

Слайд 24

Дом мудрости – исламская академия, основанная в IX в., стала центром науки и выдающихся учёных из всех областей халифата. Одна из задач академии - перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов. Академия Мамуна –научный центр, аналог Александрийской библиотеки в Египте Начиная с XIII в. при больницах открывались медицинские школы Обучение было теоретическим и практическим (учащиеся сопровождали учителя во время обхода в больнице, вместе посещали больных на дому В медицинских школах Османской империи мальчиков обучали с 15 лет, медицина являлась семейной традицией.

Изображение слайда

Слайд 25: Аль- Захрави ( Альбукасис ) 936-1013 гг

«Книга медицинских знаний, для тех, кому не удаётся их составление» (в 30т.) – обобщение накопленного за всю жизнь практического опыта «Трактат о хирургии и инструментах» - первый иллюстрированный труд по хирургии с описанием каутеризации, лечении ран, грыж, удаления опухолей, ампутации конечностей, обучения повитух и др. ; применял антисептические средства при лечении ран, изобрёл нити для хирургических швов, около 200 хирургических инструментов ( впервые их описав и представив в рисунках ). Ввёл термин катаракта и операцию по её удалению в глазной хирургии.

Изображение слайда

Слайд 26: Абу аль-Рази (850-923)

основатель больницы и школы врачей в Багдаде, ему принадлежит более 200 научных трудов « Об оспе и кори » ( описаны симптомы, течение и лечение заболеваний, необходимости вариоляции ) « Медицинская книга» ( в 10 т.) - лекарственное лечение, диетика, гигиена, косметика, хирургия, токсикология, заразные болезни ; « Один врач не может лечить все болезни» ( о значении специализации врачей ) « О медицине бедных» Впервые в арабоязычном мире ввёл записи о больных (истории болезней ). С его именем связано применение ваты в медицине, изобретение ряда инструментов

Изображение слайда

Слайд 27: Ибн Сина (Авиценна) 980-1037 гг

учёный-энциклопедист, философ, врач, придворный врач эмиров и султанов, им написано более 450 трудов в 29 областях науки «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок»,«О пользе и вреде вина», «Поэма о медицине», «Трактат о пульсе», «Книга исцеления», «Лекарственные средства» и др. Канон врачебной науки-(11в.) – главный труд энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В книге изложены вопросы теории медицины, анатомии, физиологии, хирургии; симптомы, диагностика и причины болезней, принципы их лечения и профилактика, послеоперационный уход.

Изображение слайда

Слайд 28: Аль – Бируни (973-1048)

основоположник науки Узбекистана, автор многочисленных трудов по медицине, фармакологии и др. наукам трактат «Фармакогнозия в медицине» (11в.) – итог его многолетних исследований природы, флоры и фауны разных стран Востока. Рукопись состоит из 1116 параграфов : из них 880 содержат описание 750 видов растений, 101 средства животного и 107 средств минерального происхождения, а также 30 сложных лекарств-противоядий.

Изображение слайда

Слайд 29: Больницы

Создавались на средства халифов и богатых жителей халифатов Были бесплатными и предназначались в основном для бедных Больные распределялись по заболеваниям, женщины отделялись от мужчин При больницах открывались аптеки, библиотеки, мечети Больницы были 3-х видов : учреждённые халифами и рассчитанные на широкие слои населения, финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала небольшие больницы, финансируемые врачами и религиозными деятелями военные лечебные учреждения, передвигаемые вместе с армией.

Изображение слайда

Слайд 30

Первая больница в мусульманском мире была сооружена в 707 г., став приютом для больных лепрой, позже появились приюты для душевнобольных, слепых и прочих. Лечение болезней начиналось с осмотра больного : пальпации, исследовании пульса, уриноскопии, после чего назначался правильный режим, и только потом применялись лекарства. Первая аптека открылась в столице халифата Багдаде в 754г. Арабы сыграли важную роль в становлении аптек, фармации и фармакопей.

Изображение слайда

Слайд 31: Значение медицины Арабских хали фатов

роль в сохранении и распространении греческой медицины роль переводов в сохранении наследия многих цивилизаций, труды которых дошли до средневековой Европы только в арабских переводах роль в становлении и развитии алхимии, фармации, фармакопеи развитие больничного дела Традиции ислама не допускали вскрытие человеческого тела, тем не менее, врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие анатомии, хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.

Изображение слайда

Слайд 32: Медицина в Западной Европе в период раннего и развитого Средневековья

( V – XV вв.) Медицина в Западной Европе в период раннего и развитого Средневековья

Изображение слайда

Слайд 33: Инквизиция и медицина

Развитие общества определялось религией В 1054 г. христианство раскололось на западную (католическую) и восточную (православную) церковь Инквизиция (церковный суд католической церкви) стала негативной стороной истории западной Европы и католицизма, препятствовавшей развитию знаний и медицины Инквизиция достигла своего апогея в 15в. и существовала до начала 19 в. Число её жертв исчислялось сотнями тысяч.

Изображение слайда

Слайд 34: Больничное дело

Становление и развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью и заключалось в призрении слабых, немощных и бездомных. Первые христианские госпитали появились в 5-6 вв. при монастырях, на первом плане была забота о духовном здоровье. В эпоху крестовых походов получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства, которые оказывали помощь бедным и больным за пределами монастырей, что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви. Позднее госпитальное дело стало преимущественно светским занятием, а больницы всё больше походили на современные лечебные учреждения, где работали врачи и имелся обслуживающий персонал.

Изображение слайда

Слайд 35: Образование и медицина Салеранская врачебная школа ( IX в. – 1811 г.)

была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины в преподавании придерживалась практического направления в систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, позднее раз в 5 лет разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов, были составлены анатомические трактаты финансировалась за счёт средств города и платы за обучение единственной в стране, было дано право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики. Программа обучения: в течении 3 лет – подготовительный курс, 5 лет изучали медицину, 1 год - врачебная практика Школа оказала огромное влияние на медицину средневековой Европы, существовала почти 1000 лет

Изображение слайда

Слайд 36: Салеранский кодекс здоровья»

автор - Арнольд из Виллановы учёный, врач, алхимик, магистр университета ****** издан впервые в 1480 г. и переиздавался более 300 раз Поэма посвящена диетике и предупреждению болезней : приведены сведения о строении человеческого тела и признаки нездоровья в духе гуморальной теории(о 4 соках и темпераментах)

Изображение слайда

Слайд 37: В 1280 г. высшие школы Салерно получили статус университета

«Университет» - объединения (сообщества) людей одной профессии (купцов, ремесленников). Позднее термин университет закрепился за профессиональными корпорациями преподавателей и учеников. К концу XV в. в Европе было 86 университетов, преподавание велось на латинском языке. Университеты имели 3 высших факультета: богословский, медицинский и юридический. На факультете медицины курс теоретического обучения длился 5-7 лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины.

Изображение слайда

Слайд 38: Схоластика и медицина

В период раннего и развитого средневековья идеология общества определялась церковью. Борьба с ересями отразилась на содержании образования и методах обучения в университетах. Труды античных и средневековых авторов «редактировались», дополнялись комментариями служителей церкви, чтобы привести в соответствие с учением христианской церкви. Из всех сочинений « Гиппократова сборника» к изучению допускались только «Афоризмы» и «Прогностика», которые не содержали философских рассуждений.

Изображение слайда

Слайд 39: Галенизм »

В процессе рецензирования из учения Галена были изъяты его выдающиеся достижения в области строения и функций живого организма, а его философские воззрения о « пневме » и сверхъестественных силах были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины Средневековья Так возник « Галенизм » – искажённое, одностороннее толкование учения Галена Всё это повлияло на метод средневекового образования - схоластику

Изображение слайда

Слайд 40

Схоластика - научный метод или тип религиозной философии, основанный на формальной логике. Основу схоластики составляет метод философского и теологического поиска истины путём формальной логики и рассуждений Схоластика основана на 3 –х положениях : все знания содержатся в трудах авторов, признанных церковью наука сводится к понятию выводить низшие понятия из высших посредством формальной логики преподавание – процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт

Изображение слайда

Слайд 41

Первые вскрытия стали проводить в 13-14 вв. с особого разрешения монархов Разрешено было вскрывать 1 труп в 5 лет, позже - 1 труп в год В 1490г. в Падуе был построен первый анатомический театр Представления студентов о строении человека было поверхностным, обучение носило теоретический характер В прогрессивных университетах медицинское образование включало обязательную врачебную практику, студенты аттестовывались только после работы в больнице в течении полугода

Изображение слайда

Слайд 42: Хирургия

в большинстве университетов не преподавалась и к медицинской профессии не относилась Перемены в отношении к хирургии наметились после распространения арабских рукописей, а также с многочисленными войнами (крестовыми походами), с появлением огнестрельного оружия. Ги де Шолиак – врач, хирург, священнослужитель, сторонник объединения медицины и хирургии. Главный труд – «Обозрение хирургического искусства медицины» или «Большая хирургия» - хирургическая энциклопедия того времени.

Изображение слайда

Слайд 43: Эпидемии «повальных» болезней

Масштаб распространения эпидемий (проказа, чума, оспа) связан с особенностями социально-экономического, политического и культурного развития государства порицание культа чистоты тела со стороны церкви н изкий уровень общественной и личной гигиены о тсутствие в городах канализации и водопроводов о тсутствие эффективных лекарств к рестовые походы н езнание истинных причин заболевания

Изображение слайда

Слайд 44

Проказа считалась неизлечимой Человек, который заболевал проказой – изгонялся из общества: его публично отпевали в церкви, после чего он считался мёртвым, как для церкви, так и для общества помещали в лепрозорий (приют для прокажённых ) Был создан могущественный рыцарский орден для призрения прокажённых – орден Св. Лазаря (отсюда названия приютов для прокажённых – лазареты ) Их количество было огромным, в одной Франции – около 2 тысяч В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного дела лепра почти полностью исчезла.

Изображение слайда

Слайд 45: Чума

В истории чумы известны 3 пандемии : чума Юстиниана (542г.), которая опустошила все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет « чёрная смерть» - середина XIV в. (погибло от чумы 50 млн. человек ) в 1892г. в Индии ( унесла более 6 млн. человек ) Распространители эпидемии: нищенствующие монахи, паломники, крестоносцы, купцы

Изображение слайда

Слайд 46

Современники считали причинами эпидемий: Плохое расположение звёзд Божье наказание за грехи человека Движение миазмов из глубины Земли Евреи, которые отравляли источники Распространители – кошки и собаки

Изображение слайда

Слайд 47

Чума вызвана бактерией, переносчики которой – блохи чёрных крыс; Инфицирование людей происходило при укусах блох ; Симптомы: Инкубационный период от 1-7 дней У больных появлялись чёрные пятна на коже Увеличивались лимфатические узлы с образованием болезненных бубонов в подмышках и паху Лихорадка, головная боль, озноб, слабость

Изображение слайда

Слайд 48: Меры борьбы с заразными болезнями:

закрытие гаваней задержание людей и товаров на 40 суток ( откуда и возник термин «карантин ») разработана система карантинов и лазаретов, где лечили больных и изолировали людей, прибывших из заражённых местностей и стран у мерших хоронили на специальных могильниках вне городских стен на глубине не менее - 1,5 м Имущество больных сжигалось, дома дезинфицировались серой и известью Вход и выход из городов был ограничен Закрыты трактиры, торговля вином запрещена Запрещены азартные игры Закрыты публичные дома

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья ( V - XVII вв.): Значение медицины Средневековой Европы

Становление медицины происходило в условиях : контроля католической церкви, господства схоластики, инквизиции, становления университетского и медицинского образования, к арантина, на фоне роста городов, эпидемий и высокой смертности населения

Изображение слайда

Похожие презентации