Первый слайд презентации
«Медицина катастроф» Служба медицины катастроф Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф Махмудов Р.Р. ПГНИУ
Слайд 2: Учебные вопросы
1. История развития Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК). Определение, задачи и основные принципы организации помощи. 2. Служба медицины катастроф Минздрава и СР, МО, МВД, Минтранса РФ. 3. Управление службой медицины катастроф. 4. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях
Исторические предпосылки: В 70—80-х гг. катастрофы стали причиной гибели 3 млн. человек, число пострадавших составило около 800 млн. человек, а общая тоимость ущерба оценивается в 100 млрд. долларов. В среднем еженедельно в мире регистрируется одна катастрофа, в ликвидации последствий которой участвуют международные силы. На проведение спасательных работ ежегодно расходуется более 1 млрд. долларов. Наиболее тяжкие последствия имеют природные катастрофы. Анализ показывает, что 90% из них составляют наводнения, циклоны, землетрясения и засухи, соответственно 40; 20; 15 и 15%. По общему числу жертв первое место занимают тропические тайфуны. Крупные землетрясения амплитудой 8 баллов и более по шкале Рихтера по масштабам разрушений и потерь сравнимы с ядерными взрывами.
Слайд 5
В Советском Союзе в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.
Слайд 6
В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существовавшая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.
Слайд 7
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях ( UNDRO ). United Nations Disaster Relief Office В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.
Слайд 9
В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. МОМК осуществляет координацию и объединяет усилия по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений.
Слайд 10
В 1986 г. создан Европейский центр по медицине катастроф в Республике Сан-Марино, который решает задачи подготовки кадров, сбора научной информации о медицинских последствиях катастроф и опыте их ликвидации, проведения целенаправленных научных исследований и распространения полученных данных среди стран континента.
Слайд 12
Международными организациями, работающими в области медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций, являются: Международное общество медицины катастроф; Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций; Панамериканская организация здравоохранения; Международная организация «Врачи без границ»; Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи «Экселенс»; Европейский центр медицины катастроф; Отдел медицины катастроф при госпитале в Амстердаме; Центр международных систем экстренной медицинской помощи; Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты; Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций; Всемирная организация здравоохранения.
Слайд 13
В регионах в мировом масштабе организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций для выполнения функций, связанных с программой ВОЗ. В Российской Федерации Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям организован на базе ВЦМК «Защита» (1996).
Слайд 15
Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами»
Слайд 16
Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС (Минтранса), МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195.
Слайд 17
Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС: 1. Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России. 2. Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО. 3. Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.
Слайд 18
Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС. Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 19
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК ) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Основа ВСМК - служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ предназначена для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Слайд 21: Принципы Службы медицины катастроф
Государственный и приоритетный характер. СМК организуется по территориальному принципу. централизованное управление с децентрализованным управлением при ликвидации ЧС трехстепенный характер готовности Службы двухэтапная система организхации экстренной медицинской помощи медицинская сортировка Эшелонирование и маневр силами и средствами. Взаимодействие служб и сил. Своевременность, непрерывность и эффективность универсальность разумная достаточность материальная заинтересованность, юридическая и социальная защищенность. подготовка населения к действиям и оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Слайд 22: Задачи службы медицины катастроф
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооружённых конфликтах и террористических актах; создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;
Слайд 23: Задачи службы медицины катастроф
создание и рациональное использование резерва медицинского имущества и материально-технических средств, обеспечение экстренных поставок лекарственных препаратов при ликвидации последствий ЧС; подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
Слайд 24: Задачи службы медицины катастроф
разработка методических основ обучения населения и спасателей в подготовке к оказанию первой помощи в ЧС; научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Слайд 25: Задачи службы медицины катастроф
Среди задач ВСМК важнейшей является медико-санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарнопротивоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом.
Слайд 26: Кроме того, ВСМК принимает участие в следующих мероприятиях :
• в выявлении источников ЧС, способных стать причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и организации постоянного их медико-санитарного контроля; • проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС; • осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС; • разработки и осуществлении мер по социальной защите населения; • проведении гуманитарных акций; • обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.
Слайд 27
Учитывая, что основой ВСМК является служба медицины катастроф Минздрава России, указанные задачи в равной мере относятся и к ней. Формирования ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.) и медицинские подвижные формирования (госпитали, отряды и др.), предназначенные для выдвижения в зону (район) ЧС и выполнения там своих штатных задач. Учреждения ВСМК - медицинские учреждения, выполняющие свои штатные задачи в системе ВСМК в местах постоянной дислокации.
Слайд 28
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению.
Слайд 29
Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу. Территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
Слайд 30
Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствии ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования. Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня Управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.
Слайд 31
Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.
Слайд 32
Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Слайд 33
Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).
Слайд 34
Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.
Слайд 35
ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения.
Слайд 36: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТР
В целом организация ВСМК определяется соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, требованиями «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» и организационной структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медикосанитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу. .
Слайд 37: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТР
ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учётом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебнопрофилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов
Слайд 38: Федеральный уровень ВСМК
Федеральный уровень ВСМК включает следующие звенья: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями; органы управления, формирования и учреждения по санитарноэпидемиологическому надзору центрального подчинения ; центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Слайд 39: Региональный уровень ВСМК
Региональный уровень ВСМК представлен такими составляющими : филиалами ВЦМК «Защита» с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах; межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями; формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Слайд 40: Территориальный уровень ВСМК
Территориальный уровень ВСМК представлен такими организациями: территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями; центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями; нештатными формированиями ВСМК; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Слайд 41: Местный уровень ВСМК
Местный уровень ВСМК включает следующие звенья: • центры медицины катастроф или станции (подстанции) скорой медицинской помощи в масштабе районов, городов; • центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; • лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Слайд 42: Объектовый уровень ВСМК
Объектовый уровень ВСМК включает следующие составляющие: должностные лица, отвечающие за медико-санитарное обеспечение объекта в ЧС; медицинские силы и средства, имеющиеся на объекте. Руководитель ВСМК на федеральном уровне - председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.
Слайд 43: Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России
Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России - основа ВСМК, обеспечивающая следующие мероприятия: разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК ; подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК ; разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС ; руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Слайд 44: Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф
На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития.
Слайд 45: Основные подразделения Всероссийской службы медицины катастроф:
управление; штаб ВСМК; филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах); клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ); отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация); институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями); центр медицинской экспертизы и реабилитации; отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях; отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделение
Слайд 47
На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздрава и СР России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Минздрава России особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава и СР России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения.
Слайд 48
На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.
Слайд 49
Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения.
Слайд 51: ФОРМИРОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Формирования и учреждения службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными. Штатные формирования службы медицины катастроф: подвижными многопрофильными госпиталями; медицинскими отрядами; бригадами специализированной медицинской помощи Нештатные формирования службы медицины катастроф: медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе службы медицины катастроф
Слайд 52: РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
В соответствии с положениями, принятыми Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации ЧС, ВСМК организует свою работу в одном из перечисленных режимов функционирования: повседневной деятельности ; повышенной готовности; чрезвычайной ситуации. Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Слайд 53: Этап медицинской эвакуации
Силы и средства здравоохранения, развернутые на путях медицинской эвакуации и предназначенные для приема, медицинской сортировки, оказания определенных видов медицинской помощи пораженным
Слайд 54: Этап медицинской эвакуации
Первый этап сохранившиеся в зоне бедствия лечебные учреждения пункты экстренной медицинской помощи ( СМП. ВСБ. БДМП ) медицинские пункты воинских частей. Второй этап существующие и функционирующие вне очага, а также дополнительно развернутые лечебные учреждения, предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, объединенных в категорию госпитальных видов медицинской помощи.
Слайд 55
Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях
Слайд 56
Декрет СНК РСФСР 15.09.1922 г. «О санитарных органах республики», который положил начало созданию санитарно – эпидемиологической службы в Российской Федерации.
Слайд 57
С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе. Правовые основы деятельности санитарно-эпидемической службы регламентируются Основами законодательства о здравоохранении и Санитарным законодательством.
Слайд 58
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека :
Слайд 59
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) включает органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ГСЭН) и учреждения, обеспечивающие ГСЭН, функционирующие как единая федеральная централизованная система. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья и среды обитания.
Последний слайд презентации: Медицина катастроф» Служба медицины катастроф Задачи, организационная
ЗАДАЧИ СЭС надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС и вокруг нее. - организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зоне ЧС и вокруг нее. - участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению ЧС, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, СБ. - обеспечение постоянной готовности органов управления, сил службы к действиям в ЧС; - организация материально-технического обеспечения учреждений службы для решения задач в ЧС; - подготовка специалистов службы к действиям в ЧС и ряд др. задач.