Первый слайд презентации: Методы специальной психологии
Слайд 4: Метод сбора информации обеспечивает
предварительное знакомство с ребенком Выделение проблемы Знакомство с ориентировочными данными для диагностики его развития
Слайд 5: К методам сбора информации относятся
Изучение документации на ребенка (анамнез; педагогическая характеристика); Изучение продуктов деятельности; Наблюдение за ребенком; Беседа с ним, его родителями и учителями; Эксперимент; тесты
Слайд 6: Обработка информации
Способ анализа и интерпретации полученной информации: классификация фактов; построение теоретических моделей; создание типологий; Математическая статистика
Слайд 7: Теоретический метод обработки информации
Патопсихологическая Нейропсихологическая Социально-психологическая Психолого-педагогическая
Слайд 8: Математическая обработка информации
Факторный анализ Корреляционный анализ
Слайд 9: Методы профилактики
Психопрофилактика – это система мероприятий по устранению факторов, вредно влияющих на психику человека, и использование факторов, оказывающих на психику положительное влияние (психологическое опр. ПП - это система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений (сп.психологическое определение)
Слайд 10: Методы профилактики
Психопрофилактика – это система мероприятий по устранению факторов, вредно влияющих на психику человека, и использование факторов, оказывающих на психику положительное влияние
Слайд 11: Виды ПП
Первичная психопрофилактика Вторичная психопрофилактика Третичная психопрофилактика
Слайд 12: Первичная психопрофилактика
Подразумевает психологическое консультирование и социотерапию Начинается в пренатальный период и сопутствует всем этапам развтия ребенка; Предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты и т.д. Предупреждает нарушение психического развития через работу с семьей
Слайд 13: Вторичная психопрофилактика
Состоит в раннем выявлениии отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказания ему срочной помощи; Предупреждение тяжелых форм нарушений Осуществляется через психодиагностику ребенка и семьи, а также через начальную психокоррекционную работу с ребенком по предупреждению усиления отклонений и вторичных нарушений
Слайд 14: Третичная психопрофилактика
Предупреждение рецедивов нарушений развития Осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации
Слайд 15
В специальной психологии разрабатывается преимущественно проблемы вторичной и третичной психопрофилатики
Слайд 16: Методы воздействия
Психологическое воздействие можно понимать (Кабаченко Т.С.) как «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей»
Слайд 17: В специальной психологии
Воздействие реально происходит, когда специалист корректирует отклонение развитие ребенка
Слайд 18: Основные признаки
Одна из сторон единого процесса взаимодействия; Влияние рассматривается как одностороннее, включенное в состав целостного взаимодействия; Результат состоит в изменении психических характеристик или состояние адресата воздействия;
Слайд 19: Психокоррекция (основной метод воздействия)
Метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию.
Слайд 21: Объяснительные модели
Биологическая модель отклонения развития связывается со снижением темпа органического созревания; В медицинской модели те же явления рассматриваются с позиции аномалий В интеракционистской модели подчеркивается дисгармония во взаимоотношениях ребенка и его ближайшего окружения, в частности, социальная депривация ребенка; Педагогическая модель акцентирует социальная и педагогическая запущенность ребенка; В деятельностной модели во главу угла ставится несформированность ведущего типа деятельности и других видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии (по О.А.Карабановой)
Слайд 23: Общая психокоррекция
Мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями Ю.С.Шевченко – задачи ОК сливаются с задачами психогигиены, псхопрофилактики, педагогической этики и деонтологии
Слайд 24: Частная психокоррекция
Совокупность психолого-педагогических воздействий различными средствами психотерапии и психокоррекции
Слайд 25: Частная психокоррекция
Система мероприятий по воздействию на ребенку или группу детей одного возраста в целях формирования определенных психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности