Первый слайд презентации
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ Герасимова Ольга Ивановна к.п.н., доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий
Слайд 2: теоретические основы логопсихологии
Логопсихология — отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами. Логопсихология изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений детей с нарушениями в речевом развитии. Объект изучения определяется тем, что при различных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психический процесс, состояний и свойств, которые необходимо учитывать в коррекционной и психолого-педагогической работе.
Слайд 3: история вопроса
В истории становления научной школы логопедии выделяют три основных этапа: Поиск и становление педагогических основ логопедии (до 50-х годов XX в.); Научное обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению нозологически различных речевых нарушений (до 1978 г..) Отделение и совершенствования психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
логопсихология психология анатомия логопедия лингвистика социальная педагогика физиология педагогика Понимание взаимозависимости и взаимосвязи личности. Знание норм развития, структуру и функции языка. понимании динамики основных нервных процессов, возбуждения и торможения в коре головного мозга при том или ином нарушении речи. Понимание, с помощью каких физиологических процессов реализуются психические явления. Учет закономерностей психического развития на всех возрастных этапах. медицина
Предмет логопсихологии – психические особенности лиц с нарушениями речи и методы психологической помощи (коррекция и терапия) Цель логопсихологии – оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи. Задачи логопсихологии: Изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов; Оценка психики человека, имеющего расстройства речи, с позиции целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики; Изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами речевой патологии; Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизм, нарушений слуховой функции, ЗПР, сложных недостатков развития); Совершенствование методов психологической профилактики и коррекции лиц с речевыми нарушениями.
Нарушение восприятие (фонематического восприятия) Снижение зрительного восприятия ( характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Нарушена ориентировка в пространстве (дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле) Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Память практически не отличается от нормы. Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Им характерны- недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость, утомляемость
Слайд 7: Особенности восприятия у детей с нарушением речи
Восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. восприятие слуховое осязательное зрительное вкусовое обонятельное фонематическое Пространства и времени
Слайд 8: Особенности внимания у детей с нарушениями речи
Внимание - это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Слайд 9: Особенности внимания
Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».
Слайд 10: Особенности памяти у детей с речевыми нарушениями
Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. слуховая память у детей с нарушениями речи характеризуется: слабостью удержания речевых сигналов и точностью их воспроизведения, высокую тормозимость слухоречевых следов, низким уровенем развития произвольности и контроля слуховой памяти, нарушением узнавания слов, предъявляемых на слух, плохой тренируемостью на речевые стимулы, медленной ориентировкой в условиях задачи
Слайд 11: Особенности мыслительных процессов у детей с нарушениями речи
У детей с нарушением речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.
Слайд 12: Особенности эмоционально-личностной сферы у детей с нарушением речи
дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Исследования самооценки младших школьников с нарушениями речи показали, что: у девочек -логопатов предпочитаемыми качествами являются здоровье, честность, общительность, необидчивость. По сравнению с нормой они меньше ценят свою красоту, считают себя малопривлекательными. По всем характеристикам, кроме здоровья и общительности, девочки-логопаты оценивают себя выше, чем их здоровые сверстницы; у мальчиков -логопатов первые позиции занимают такие качества самооценки, как честность, храбрость, необидчивость, мальчики гордятся тем, что не часто вступают в драки. Они считают себя менее общительными и счастливыми, чем их сверстники. В отличие от девочек, мальчики с нарушениями речи не считают себя ущербными. Возможно, это связано с тем, что девочки острее чувствуют свой речевой дефект, который препятствует социальному взаимодействию.
Слайд 13: Особенности поведения у детей с нарушением речи
дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению; выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта, повышенная обидчивость, ранимость, склонность к болезненному фантазированию, навязчивым страхам.
Слайд 14: психологическая характеристика детей с ОНР
Характерен низкий уровень основных свойств внимания (неустойчивость внимания, слабая концентрация внимания, маленький объем внимания). При относительно сохранной смысловой и логической памяти, у данной категории детей заметно снижен уровень вербальной памяти и продуктивного запоминания. Недоразвитие мелкой моторики. Наблюдается плохая координация, моторная дисфункция) Отставание в развитие наглядно-образного мышления (при правильной организации обучения соответствует норме) Страдает эмоционально-личностная сфера (снижена самооценка, дети критичны к своему общению, могут быть агрессивны или замкнуты, повышенная чувствительность, страхи и т.д)
Слайд 15: методы логопсихологии
Методы логопсихологии ПСИХОДИГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ (Коррекция, интерпретация)
Слайд 16: психолого-педагогическая диагностика, предмет, задачи. объекты и субъекты
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения идивидуально- психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности. Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Слайд 17: принципы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ
Комплексное изучение развития психики ребенка. Системный подход Динамический подход Выявление и учёт потенциальных возможностей ребенка Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка Единство диагностической и коррекционной помощи. Необходимость раннего диагностического изучения ребенка
Слайд 18: психодиагностика
В дефектологической диагностике –методики измерения интеллекта IQ (Айзенк, Равен, тест Векслера). В нейропсихологической диагностике – методики проба Поппельрейтера, проба Бентона и т.д В психологической диагностике – методики (тесты) изучения уровня развития основных психических процессов и сформированности личности (корректурная проба, метод Пьерона-Рузера, пиктограммы, рисунок человека и т.д) В педагогической диагностике – наблюдение, организация различных видов деятельности
Слайд 19: методики нейропсихологической и педагогической диагностики
проба Поппельрейтера проба Бентона проба Тойбера прогрессивные матрицы Равена http://iemcko.ru/4305.html
Слайд 20: методы психологической помощи
Для обозначения психологической помощи применяют два термина — психокоррекция и психотерапия. Под психотерапией (от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) понимается целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического или физического состояния. Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, это такие проявления, как нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций. Методы психологической помощи, применяемые в логопсихологии, —поведенческий, когнитивистский, психоанализ, гештальт- и телесно-ориентированный, психодрама, психосинтез, трансперсональный и др
Слайд 21: методы психологической помощи
в логопсихологии для обозначения психологической помощи используют понятия психотерапия и психокоррекция Психотерапия – целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического или физического состояния Психокоррекция – совокупность психологических приёмов, используемых для исправления недостатков психики или поведения психически здорового человека, когда личность ещё находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи больным
Слайд 22: выбор методов психологической помощи
выбор методов психологической помощи от характера имеющихся нарушений от арсенала средств, которыми владеет специалист подбор методов помощи всегда носит строго индивидуальный характер
Слайд 23: Методологические принципы логопсихологии
Принцип отражательности (все психические процессы, во всем многообразии, представляют собой высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний) Принцип детерминизма (внешняя причина всегда действует преломляясь через внутреннее условие Л.С. Выготский) Генетический принцип (все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, т.е в процессе становления и развития) Принцип единства сознания (психики) и деятельности (психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя её внутренний план)
Слайд 24: Общие принципы обследования детей с речевыми нарушениями
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Принцип сравнительности Принцип системности Принцип динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов Принцип комплексности
Слайд 25: МЕТОДЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
Организационные методы (метод контрольных срезов, метод поперечных срезов, комбинированный метод) Метод экспериментов Наблюдение Тесты Опросные методики Беседа Социометрический метод Метод интроспекции ( Интроспекция как метод исследования психики впервые была обоснована Дж. Локком. Методика заключается в наблюдении за собственной психикой без использования эталонов и инструментов. Он подразумевает углубленное исследование и познание личностью своей собственной деятельности: мыслей, чувств, образов, мыслительных процессов и др.) Анализ процессов и продуктов деятельности
Слайд 26: Коррекционная работа с детьми, с речевыми нарушениями
Принцип комплексности в психокоррекционной работе Принцип создания программы развивающей и коррекционной работы с детьми. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных нарушений
Слайд 27: Направления работы с детьми, имеющих речевые нарушения
Диагностика Психопрофилактика Коррекционно-развивающая работа Организация речевой развивающей предметно-пространственной среды
Слайд 36: РППС для детей с нарушениями речи
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его речевое развитие. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии. Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение
Слайд 37: Задачи РППС для детей с нарушениями речи
РППС для развития речи детей должна: развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности; обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи; учить монологической, диалогической и связной речи; воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично; воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий; закреплять и расширять представление об окружающем мире.
Слайд 38: Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушениями речи
Требования с РППС: Доступность Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Безопасность ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Слайд 42: Вариативность
Может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Слайд 46: литература для самостоятельного изучения
Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. [Текст] — М.: Книголюб, 2004. Елецская О.В. Тараканова А.А. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб-метод пособие /О.В. Еецская, А.А.Тараканова. – СПб.:ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. –М.:Издательский центр «Академия», 2006. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст] // Дефектология. — 1992. — № 1.
Слайд 47
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ Герасимова Ольга Ивановна к.п.н., доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий
Слайд 48: Проба Поппельрейтера
нейропсихологическая методика для выявления зрительной агнозии. методика была разработана немецким психологом и неврологом Вальтером Поппельрейтером[en] в 1917 году для работы с военными, получившими черепно-мозговые травмы во время Первой мировой войны.
Слайд 49: тест Бурдона
Тест Бурдона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков).
Слайд 50: Проба Тойбера
Проба Тойбера — проба на латерализацию тактильных стимулов, названа в честь американского нейропсихолога Ганса-Лукаса Тойбера[en], который впервые использовал этот метод диагностики.
Слайд 51: прогрессивные матрицы Равена
Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.
Слайд 52: комплексное изучение развития психики ребенка
Предполагает изучение глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Осуществляется группой специалистов (логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги, врачи, педагоги) Используются следующие методы : *клинические *экспериментально-психологические. *анализ медицинской и педагогической документации. * педагогическое наблюдение за ребенком *социально-педагогическое обследование.
Слайд 53: системный подход
Предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними и установление иерархии. Важно выявить не только «-» явления, но и «+» стороны личности, которые составят основу коррекционной работы.
Слайд 54: динамический подход
Предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка, а также учет его возрастных особенностей. *учет текущего состояния ребенка *учет возрастных качественных новообразований * реализация в различных видах деятельности.
Слайд 55: выявление и учёт потенциальных возможностей ребенка
Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский
Слайд 56: качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка
включает параметры: отношение к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий; продуктивное использование помощи взрослого; умение выполнять задание по аналогии; отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений. Качественный анализ не исключает количественной оценки результатов выполнения диагностических заданий.
Слайд 57: единство диагностической и коррекционной помощи
Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены: на основе диагностики, в процессе определения прогнозов развития ребенка, на основе оценки потенциальных возможностей ребенка.
Последний слайд презентации: ЛОГОПСИХОЛОГИЯ Герасимова Ольга Ивановна к.п.н., доцент кафедры логопедии и: необходимость раннего диагностического изучения ребенка
Позволяет: выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение. своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.