История специальной психологии — презентация
logo
История специальной психологии
  • История специальной психологии
  • Первый этап-этап донаучных знаний
  • источники донаучных знаний о природе отклонений в психическом развитии
  • Второй этап – включение СП в клиническую и педагогическую практику
  • Третий этап - собственно-научный вторая половина XIX века
  • История специальной психологии
  • ИЗ педологии в СП
  • Разделы СП (начало XX столетия )
  • Социально-педагогический подход (конец XIX - начало XX века)
  • История специальной психологии
  • История специальной психологии
  • Четвертый современный период
  • История специальной психологии
  • История специальной психологии
  • История специальной психологии
1/15

Первый слайд презентации: История специальной психологии

Изображение слайда

Слайд 2: Первый этап-этап донаучных знаний

Предыстория: Наблюдая за поведением лиц с отклонениями, люди пытались объяснить причины, вызвавшие их.

Изображение слайда

обыденные представления базируются на эмпирическом, житейском опыте религиозные имеют иррационально-мистическую основу художественные представления отражают образно-эмоциональное отношение. Все три указанные формы общественного сознания существенно отличаются от более позднего по времени возникновения научного способа изучения мира

Изображение слайда

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины. Первые научные представления начали формироваться в процессе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Подобная система стала складываться в Европе в XVIII столетии под влиянием гуманистических и просветительских идей.

Изображение слайда

Слайд 5: Третий этап - собственно-научный вторая половина XIX века

экспериментальная психология педагогическая и медицинская психология

Изображение слайда

Слайд 6

В начале XX века клинический аспект в специальной психологии явно доминировал Начинают влиять открытия детской психологии появление особой науки - педологии, оказавшей сильное влияние на специальную психологию. Изучению развития ребенка в условиях патологии был посвящен такой раздел педологии, как патопедология, составной частью которого была специальная психология

Изображение слайда

динамический принцип системно-комплексный принцип принцип сравнительного анализа патологическая модель как неотъемлемый компонент знаний об общих закономерностях нормального процесса формирования детской психики

Изображение слайда

Слайд 8: Разделы СП (начало XX столетия )

сурдопсихология тифлопсихология олигофренопсихология

Изображение слайда

Слайд 9: Социально-педагогический подход (конец XIX - начало XX века)

Появляются многочисленные научные работы, посвященные различным проблемам СП ( Е. Маляревский, В.П. Кащенко, Е.К. Грачева, П.И. Ковалевский, А.В. Владимирский, И.Г. Оршанский, А.С. Грибоедов, А.А. Крогиус и многие другие. В 1915 г. был опубликован двухтомный фундаментальный труд Г.Я. Трошина «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». В.М. Бехтерев создал в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии.

Изображение слайда

Слайд 10

Бурное развитие специальной психологии в дореволюционный период России связано с такими признанными лидерами психологической науки, как П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, Г.И. Залкинд, А.М. Шуберт, Н.А. Рыбаков, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов, М.О. Гуревич, П.П. Соколов, М.Я. Басов и др. в связи со сложной политико-экономической ситуацией был приостановлен процесс развития СП до середины 20-х годов (революция, гражданская война, массовый голод и разрухи.

Изображение слайда

Слайд 11

XVIII столетии начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии. В рамках этой педагогической практики кристаллизуются сведения об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями. К началу XX столетия, т. е. к моменту возникновения специальной психологии как относительно независимой науки, был накоплен весьма богатый опыт. Первыми отраслями специальной психологии стали психология слепых, глухих и умственно отсталых. Именно поэтому влияние слепоты, глухоты и умственной отсталости как негативных условий развития оказались наиболее изученными на сегодняшний день в сравнении с другими неблагоприятными факторами. Это обстоятельство очень часто питает иллюзию, что специальная психология — это психология слепого, глухого и умственно отсталого ребенка.

Изображение слайда

Слайд 12: Четвертый современный период

Изображение слайда

Слайд 13

В первые два десятилетия XX столетия специальная психология переживает период бурного развития. Особое влия­ние на процесс ее становления в тот период оказали детская психопатология (тогда еще самая молодая наука), педология и психоанализ. Уникальную по своей значимости роль в становлении специальной психологии в нашей стране, безусловно, сыграл Л. С. Выготский, завершивший процесс ее формирования в качестве самостоятельной науки. Именно Выготский определил ее предмет, цели, задачи и методы. Именно он построил ее методологическую базу, в качестве которой выступила созданная им теория культурно-исторического развития. Опираясь на эту теорию, многочисленные учени­ки и последователи Л. С. Выготского продолжали и продолжают исследования феномена нарушенного развития Небезынтересно отметить, что, в свою очередь, клинико-психологические исследования и их результаты, полученные Л. С. Выготским, легли в основу его культурно-истори­ческой теории психического развития ребенка.

Изображение слайда

Слайд 14

Тенденция внутриотраслевой дифференциации специаль­ной психологии проявлялась в появлении все новых направ­лений. Так, тифлопсихология и сурдопсихология, занимав­шиеся изначально лишь изучением слепых и глухих детей, постепенно стали исследовать влияние слабовидения и сла-бослышания на психическое развитие ребенка. В 30-40-е годы возникают такие отрасли специальной психоло­гии как психология слепоглухих детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 60-е годы начинает ак­тивно разрабатываться тематика, связанная с изучением детей с задержкой психического развития. В 70-е годы за­кладываются основы психологии детей с речевыми наруше­ниями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома Позже актуализируется интерес к психологии детей, стра­дающих синдромом раннего аутизма, а также характероло­гическими и поведенческими нарушениями. В самое пос­леднее время формируются основы психологии детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества, а также одаренных детей.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: История специальной психологии

Помимо указанной тенденции — внутренней дифференци­ации, начиная с 70-х годов, в специальной психологии все более отчетливо стали проявляться тенденции к интеграции, т. е. сближению отдаленных ее отраслей. Так, отражением указанной тенденции явилось формирование таких облас­тей специальной психологии как психология семейного вос­питания детей с отклонениями в развитии, социальная спе­циальная психология, психологическая реабилитология и др. В теоретическом плане эта тенденция проявилась в по­вышении интереса к закономерностям психического развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в раз­витии. Сказанное свидетельствует об интенсивном расширении и усложнении предметного содержания специальной психо­логии с одновременным усилением его внутреннего един­ства.

Изображение слайда

Похожие презентации