Первый слайд презентации: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Карасевская средняя общеобразовательная школ Болотнинского района Новосибирской области
- «Наше будущее - в наших руках» Выполнила: Тарбеева Татьяна, учащаяся 10 класса
Слайд 2: Известные люди 20 века
Сельская среда Сибири начала 20 века, дала первоначальное воспитание и образование личностям, прославившимся как в веке прошлом, так и в нынешнем: ученым и общественным деятелям А.П. Щапову, Г.Н. Потанину, предпринимателю и благотворителю Н.М. Чукмалдину, писателям Г.Д. Гребенщикову, В.П. Астафьеву, В.Г. Распутину, космонавту Г.С. Титову, актерам М.А. Ульянову, В.С. Золотухину, трижды герою СССР А.И.Покрышкину …
Слайд 5
Цель проекта : выявить цели и методы воспитания детей в Сибири первой половины 20 века. Задачи: 1) изучить научно-историческую литературу, проанализировать архивные документы по данной теме; 2) изучить цели и методы воспитания детей в Сибири из литературных источников и бесед; 3) систематизировать собранный материал; 4) презентовать результаты исследования односельчанам, одноклассникам, родителям.
Слайд 6
Объектом исследования и одновременно субъектом рассматривается население сельской местности Сибири, жители села Карасева Предмет исследования : цели и методы воспитания детей. Методы исследования : изучение и анализ научно-исторической литературы и архивных данных; интервьюирование, опрос жителей села; систематизация материала, анализ, обобщение, осмысление собранного материала. Гипотеза: необходимость передачи подрастающему поколению народного педагогического опыта, накопленного в русской деревенской среде Сибири.
Слайд 7: Народный опыт воспитания детей и юношества
Необходимость воспитания детей признавалась одной из важнейших обязанностей родителей: « Кто грешит, тот и молится, кто родит, тот и водится».
Слайд 8
Было понимание, что воспитание – ответственное и нелегкое дело, требующее немалых знаний и умений, терпения и здоровья, но в итоге необходимое обществу и семье, приносящее удовлетворение самим родителям: « С детьми горе, а без них вдвое», «С маленькими не поводишься – большого не увидишь». Народный опыт воспитания детей и юношества
Слайд 9: Цели воспитания
Трудолюбие «Гулявши много смолоду, умрешь под старость с голоду» «Кто рано встает, тому Бог подает» «Без труда – спасенья нет».
Слайд 10: Цели воспитания
Уважение к родителям и старшим «Хороша Аннушка, когда хвалят мать да бабушка» «Ласково дитя две матки сосет» «До поту бейся, а родителей уважай».
Слайд 11
Приличное поведение в обществе. «К двадцати годам не умен, к тридцати не женат, к сорока не богат – всю жизнь так». То, что было позволено в детстве и юности («Молодость не без глупости», «Молодо – зелено, погулять велено»), считалось недопустимым для взрослого человека. Цели воспитания
Слайд 12
Н равственное воспитание «Живи так, чтобы ни от Бога греха, ни от людей стыда» «Не так живи, как хочется, а как Бог велит» «Учись доброму, так худое на ум не пойдет» «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй» Цели воспитания
Слайд 13: Методы воспитания
Разъяснение, приучение, игра, поощрение, одобрение, Убеждение, личный пример показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание
Слайд 14
В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя - ученику, народного мудреца - молодёжи, отца - сыну. Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно сопровождаются словом «если». «Если посеял просо, не жди пшеницы». Назидание - наиболее распространенный приём в семейной педагогике.
Слайд 15: Приучение
«Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением» Аркадий Александрович Пластов «Сенокос» 1945 год
Слайд 20: Из воспоминаний старожилов села
Иванова Матрена Никитична Шмелева Валентина Николаевна Из воспоминаний старожилов села
Слайд 23: ИГРЫ
Кроме игр, отражающих трудовой быт, ребята воспроизводят в своих развлечениях явления общественной жизни. Например, во время войн ребята играют в « войну », после гражданской войны играли в « красных и белых », приходилось слышать, что в партизанских районах играли в « партизан ». Также отражают ребята и семейный уклад, играя в « свадьбу », в семейные ссоры и т. п.
Слайд 24: Наказания
«Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет» «Не наказанный сын - бесчестие отцу» « Побои мучат, а не учат» «Палка красна - бьют напрасно: палка бела - бьют за дело».
Слайд 25: Вывод
1. Всех опрошенных старожилов села объединяет одинаковое положительное отношение к труду, работающим людям, уважительность к родителям и старшим по возрасту. 2. Необходимость сохранить и передать подрастающему поколению народный педагогический опыт, накопленный в русской деревенской среде Сибири для восстановления нравственности подрастающего поколения.