НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ — презентация
logo
НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • Философия и специальная педагогика
  • Социокультурные основы специального образования
  • Э кономические основы специального образования
  • П равовые основы специальной педагогики.
  • Клинические основы специальной педагогики
  • Психологические основы специальной педагогики
  • 2. Основные понятия и проблемы специальной психологии
  • Основные понятия и проблемы специальной психологии
  • Основные понятия и проблемы специальной психологии
  • Важнейшее понятие специальной психологии- структура дефекта ( Л. С. Выготский )
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • Основные понятия и проблемы специальной психологии
  • Основные понятия специальной психологии
  • Типы нарушений психического развития
  • Типы нарушений психического развития
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • Типы нарушений психического развития
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1/21

Философия и специальная педагогика Социокультурные основы специальной педагогики Правовые основы специальной педагогики. Э кономические основы специального образования Клинические (медико-биологические)основы специальной педагогики Психологические основы специальной педагогики

Изображение слайда

Вопросы 1. В чем заключается специфика философского понимания явлений специальной педагогики? 2. Какие функции выполняет философское знание в отношении специальной педагогики? 3. В чем заключались основные шаги развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли. 3. Проанализируйте основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.

Изображение слайда

1. Концепция социальной реабилитации лиц с ОВЗ и её изменения в ХХ в. 2. Патернализм в понимании социокультурной интеграции лиц с ОВЖД. 3. Идеи независимой жизни для лиц с ОВЖД. Задачи системы специального образования и массовой школы в подготовке ребенка с ООП к социокультурной интеграции. Вопросы

Изображение слайда

1. Источники финансирования специального образования на Руси и в Зап. Европе на разных этапах истории. 2. Роль ц ерковной и светской благотворительности в развитии специального образования на Руси и в Зап. Европе. 3. Участие государства в финансировании спец. образования в Зап. Европе и в Российской империи. 4. Финансирование специального образования в Советской России. 5. Современный этап экономики специального образования России

Изображение слайда

Слайд 5: П равовые основы специальной педагогики

1. Понятие правовых основ специального образования. 2. Важнейшие отечественные и международные правовые документы, которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности ( инвалидов). 3. Права и гарантии инвалидов и детей с отклонениями в развитии, закрепленные в Законах Российской федерации «О социальной защите» и «Об образовании».

Изображение слайда

Слайд 6: Клинические основы специальной педагогики

. 1. Содержание клинических основ специальной педагогики 2. Значение медико-психологических знаний в практике специального образования. 3. Важнейшие показатели развития организма ребенка, значимые для выявления отклонений в развитии. 4. Медицинская абилитация и реабилитация. 5. Основные этапы медицинских реабилитационных программ

Изображение слайда

Слайд 7: Психологические основы специальной педагогики

1. Предмет и задачи специальной психологии 2. Основные понятия и проблемы специальной психологии 3. Диагностика в специальной психологии

Изображение слайда

Слайд 8: 2. Основные понятия и проблемы специальной психологии

Центральный вопрос как специальной психологии, так и специальной педагогики - проблема компенсации функций. Задача обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием - найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание являются компенсирующее направленными. « Компенсация психических функций (от лат. compensatio — уравновешивание, уравнивание) — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций».

Изображение слайда

Слайд 9: Основные понятия и проблемы специальной психологии

Два типа компенсации функций: внутрисистемная - за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия ) межсистемная - путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений психического развития. Высшие, собственно человеческие формы компенсации обеспечивают возможности полноценного развития личности. Это как возможности овладения знаниями основ наук и трудовыми навыками, так и возможности формирования мировоззрения, нравственных качеств личности.

Изображение слайда

Слайд 10: Основные понятия и проблемы специальной психологии

Теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера С точки зрения А.Адлера, человек — самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии у ребенка какого-либо физического или сенсорного дефекта. По мнению Л.С. Выготского, А. Адлер выводит основной психологический закон превращения органической неполноценности : через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции — в стремление к компенсации и сверхкомпенсации. У процесса компенсации развития, осложненного дефектом, два возможных исхода : сверхкомпенсация неудача компенсации ( бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции )

Изображение слайда

Слайд 11: Важнейшее понятие специальной психологии- структура дефекта ( Л. С. Выготский )

Первичное нарушение ( например снижение слуха, зрения и т.д.) влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: п ервичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушение развития речи отклонение третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов Так, дефекты речевого развития (вторичный дефект) наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать при глухоте, умственной отсталости, детском церебральном параличе (различные первичные дефекты). Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие. Психолого-педагогическое воздействие направлено преодоление и предупреждение вторичных дефектов.

Изображение слайда

Слайд 12

Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского : решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. «Сами по себе слепота, глухота и т. п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным ». Компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом уровень компенсации психических функций определяется: - характером и степенью дефекта, резервными силами организма (биологический фактор), с одной стороны, -внешними социальными условиями (социальный фактор), с другой

Изображение слайда

Слайд 13

Очень ярко это положение иллюстрируют слова К.Э.Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ».

Изображение слайда

Слайд 14: Основные понятия и проблемы специальной психологии

В дальнейшем на основе положений Л.С.Выготского в работах отечественных психологов (А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Р.Е.Левиной, И. М.Соловьева, В. В. Лебединского и др.) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций.

Изображение слайда

Слайд 15: Основные понятия специальной психологии

Обобщая результаты исследований психологов, дефектологов и психиатров, В.В.Лебединский выделяет следующие типы нарушений психического развития : недоразвитие задержанное развитие поврежденное развитие дефицитарное развитие искаженное развитие дисгармоничное развитие

Изображение слайда

Слайд 16: Типы нарушений психического развития

Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (пример — умственная отсталость). Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь). Для задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения: наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием.

Изображение слайда

Слайд 17: Типы нарушений психического развития

Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2—3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Примером поврежденного развития является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта. Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

Изображение слайда

Слайд 18

Искаженное развитие. Наиболее характерный пример - ранний детский аутизм. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «Подтягивают» развитие других.

Изображение слайда

Слайд 19: Типы нарушений психического развития

Дисгармоническое развитие связано с врожденной либо рано приобретенной диспропорциональностью психики в ее эмоционально-волевой сфере. Пример такого развития - психопатия, для которой характерны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе., являясь относительно постоянными, необратимыми.

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Последний слайд презентации: НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Изображение слайда

Похожие презентации