Первый слайд презентации: НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
Слайд 2: Неотложные состояния-
Изменения в организме человека, которые приводят к резкому ухудшению здоровья, могут угрожать жизни и, следовательно, требуют экстренных лечебных мер
Вероятность летального исхода в течение… десятка минут нескольких часов экстренная, угрожающая жизни ситуация Клиническая смерть (несчастные случаи: электротравма, утопление и др.) Кардиогенный и некардиогенный альвеолярный отек легкого Эпиглоттит, ОСЛТ Острая асфиксия (инородное тело в гортани, трахее Шок любой этиологии СОБО СВПН (клапанный пневмоторакс) Первичный инфекционный токсикоз Обширный ожог Кровотечение из крупного артериального ствола Глубокая кома Острые отравления Эмболия легочной артерии Астматический статус III Сильные абдоминальный боли Анафилактический шок Тестикулярные боли ДКА Лихорадка у детей до 2 месяцев Геморрагическая сыпь Кровотечение из желудка и кишечника Сильная головная боль с рвотой Боли в грудной клетке Укусы насекомых и животных с повреждением мягких тканей
Слайд 4: Основные задачи:
Диагностика угрожающего состояния Оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать состояние ребенка Принятие тактического решения о необходимости и месте госпитализации больного
Слайд 5: Задача 1
Ребенку 1,5 года. При осмотре: состояние тяжелое, температура 39,8 С, отмечаются влажный кашель, обильные слизисто-гнойные выделения из носа, яркая гиперемия задней стенки глотки, кожные покровы бледные, конечности цианотичные и холодные на ощупь, тахикардия до 150 в минуту, тахипное до 50 в минуту, при аускультации легких выслушиваются влажные крупно- и средне- пузырчатые хрипы с двух сторон. 1. Как следует расценить имеющийся симпотомокомплекс?
Слайд 6
Гипертермический синдром («бледная лихорадка») на фоне острой респираторной инфекции
Слайд 7: Задача 1
Врач вызван к ребенку 1,5 лет. При осмотре: состояние тяжелое, температура 39,8 С, отмечаются влажный кашель, обильные слизисто-гнойные выделения из носа, яркая гиперемия задней стенки глотки, кожные покровы бледные, конечности цианотичные и холодные на ощупь, тахикардия до 150 в минуту, тахипное до 50 в минуту, при аускультации легких выслушиваются влажные крупно- и средне- пузырчатые хрипы с двух сторон. 2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 8
Применение жаропонижающих препаратов: перорально или ректально парацетамол (10-15 мг/кг) или ибупрофен (5-10 мг/кг), парентерально метамизол (анальгин) Антигистаминные (супрастин, димедрол, дипразин) и сосудистые препараты (папаверин, дротаверин) в возрастной дозировке Физические методы нормализации температуры противопоказаны!
Слайд 9: Классификация лихорадки
Субфебрильная (до 37,9 *С) Фебрильная (38,0-39,0 *С) Гипертермическая (39,1*С и выше)
Слайд 10: Клинические варианты лихорадки
«Красная» («розовая») лихорадка «Белая» («бледная») лихорадка
Парацетамол 10-15 мг/кг (до 60 мг/мг/сут) внутрь или ректально Ибупрофен 5-10 мг/кг Физические методы охлаждения При неэффективности – в/м литическая смесь (анальгин+супрастин) При неэффективности – см. «бледная» лихорадка
Слайд 12: Неотложная помощь при «бледной» лихорадке
в/м литическая смесь: 50% р-р метамизола натрия (анальгин) 0,1 мл/год Р-р хлорпирамина (Супрастин) 0,1 мл/год Р-р дротаверина (Но-шпа) 0,1 мл/год
Слайд 13: Оценка эффективности антипиретической терапии
При «розовой» лихорадке – снижение t на 0,5* за 30 минут При «бледной» лихорадке – переход в «розовую» и снижение t на 0,5* за 30 минут
Слайд 14: Показания к экстренной госпитализации
Неэффективное использование двух и более схем терапии Неэффективное применение стартовой терапии при «бледной» лихорадке у детей первого года жизни Сочетание устойчивой лихорадки с прогностически неблагоприятными факторами риска
Слайд 15: Задача 2
У ребенка 4 лет внезапно тошнота, рвота, боли в животе. Со слов матери за час до этого ребенок случайно выпил жидкость для мытья посуды. При осмотре: состояние тяжелое, возбужден, температура нормальная, кожные покровы бледные, тахикардия до 120 в минуту, АД повышено до 115/80 мм.рт.ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии. 1. Как следует расценить развившееся состояние?
Слайд 17: Задача 2
У ребенка 4 лет внезапно тошнота, рвота, боли в животе. Со слов матери за час до этого ребенок случайно выпил жидкость для мытья посуды. При осмотре: состояние тяжелое, возбужден, температура нормальная, кожные покровы бледные, тахикардия до 120 в минуту, АД повышено до 115/80 мм.рт.ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии. 2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 18
удерживать ребенка в положении на спине без подушки, при возникновении рвоты - удерживать голову в боковом положении настойчиво предлагать выпить жидкость (воду, молоко, чай, сок) в привычном количестве, после каждого эпизода рвоты - повторный прием жидкости дать выпить растворенный в воде активированный уголь (1 таблетку на год жизни) госпитализация в токсикологическое отделение
Слайд 19: Задача 2
У ребенка 4 лет внезапно тошнота, рвота, боли в животе. Со слов матери за час до этого ребенок случайно выпил жидкость для мытья посуды. При осмотре: состояние тяжелое, возбужден, температура нормальная, кожные покровы бледные, тахикардия до 120 в минуту, АД повышено до 115/80 мм.рт.ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии. 3. Какова тактика дальнейшего лечения?
Слайд 20
Удаление яда, не поступившего в кровь из желудка (вызывание рвоты или промывание желудка), из кишечника (назначение слабительных средств, очистительная или сифонная клизма) Удаление яда, поступившего в кровь - форсированный диурез, экстракорпоральная детоксикация, перитонеальный диализ, заменное переливание крови. Антидотная терапия Посиндромная терапия
Слайд 21: Клиника острых экзогенных отравлений
Латентный период Токсигенный (резорбтивный) период Соматогенный период (период поздних осложнений) Восстановительный период
Слайд 22: Неотложная помощь при острых отравлениях
Удаление пострадавшего из очага поражения Удаление невсосавшегося яда (с кожи, слизистых, из ЖКТ) Удаление всосавшегося яда Антидотная терапия Симптоматическая терапия
Слайд 23: Удаления яда из ЖКТ
Вызов рвоты противопоказания: Бессознательное состояние ребенка При проглатывании сильных кислот, щелочей, растворителей и др. повреждающих СО,пенящихся жидкостей Энтеросорбенты (уголь, полифепам и др.) Зондовое промывание желудка противопоказания Судорожный синдром, декомпенсация кровообращения и дыхания Отравление прижигающими средствами, если прошло более 2 часов Отравление барбитуратами спустя 12 часов Очистительная клизма при находении яда в организме более 2х часов
Слайд 24: ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ
Нельзя вызывать рвоту: у детей в сопоре и коме при отравлении кислотами или щелочами Уложить ребенка в постель. Если отмечаются явления угнетения или возбуждения ЦНС, потеря сознания, то детей старшего возраста фиксируют, а детей грудного и ясельного возраста пеленают. Во избежание аспирации голову ребенка повернуть на бок. Очистить полость рта от пищевых масс. Наблюдение за больным должно быть постоянным. При отравлении через рот детям старшего возраста, находящимся в сознании, контактным, дают выпить 1—1,5 стакана теплой питьевой воды с последующим вызыванием рвоты. Эту процедуру повторяют 3—4 раза. Последнюю порцию воды дают с активированным углем (5 таблеток) и рвоту не вызывают. Детям младшего возраста (при сохранении акта глотания) для уменьшения концентрации токсического вещества в желудке дают питьевую воду с активированным углем (3 таблетки). При попадании яда на кожу тело ребенка следует обмыть теплой водой. При попадании токсического вещества на слизистую оболочку глаз их необходимо как можно быстрее промыть питьевой водой.
Слайд 25: Задача 3
Во время занятий в школе ребенок 12 лет потерял сознание. Со слов одноклассников жаловался на головную боль и сонливость. При осмотре: отдергивает конечность и открывает глаза в ответ на боль, произносит нечленораздельные звуки. При осмотре отмечается сухость кожных покровов и запах ацетона изо рта. Школьный врач диагностировал гипергликемическую кому. 1. Какую оценку имеет уровень сознания ребенка по шкале Глазго?
Слайд 26
Критерий Баллы Двигательная реакция: Выполняет инструкции Защищает рукой область болевого раздражения Отдергивает конечность в ответ на боль Декортикационная ригидность (сгибание и приведение рук и разгибание ног) Децеребрационная ригидность (разгибание, приведение и внутренняя ротация рук и разгибание ног) Движения отсутствуют 6 5 4 3 2 1 Вербальная реакция: Участвует в беседе, речь нормальная; ориентация не нарушена Участвует в беседе, но речь спутанная Бессвязные слова Нечленораздельные звуки Реакция отсутствует 5 4 3 2 1 Открывание глаз: Спонтанное На речь На боль Не открывает глаза 4 3 2 1 Сумма 8 из 15
Слайд 27: Задача 3
Во время занятий в школе ребенок 12 лет потерял сознание. Со слов одноклассников жаловался на головную боль и сонливость. При осмотре: отдергивает конечность и открывает глаза в ответ на боль, произносит нечленораздельные звуки. При осмотре отчается сухость кожных покровов и запах ацетона изо рта. Школьный врач диагностировал гипергликемическую кому. 2.Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 28
восстановление свободной проходимости дыхательных путей и предупреждение аспирации рвотных масс обеспечение положения пациента, предупреждающего травматизацию при судорогах контроль жизненно важных показателей – пульса, дыхания, артериального давления при необходимости – проведение сердечно-легочной реанимации госпитализация в эндокринологическое отделение
Слайд 29: Задача 4
Ребенок 1,5 лет заболел острой респираторной инфекцией два дня назад. На фоне подъема температуры тела до 39,8С возникли кратковременные клонико-тонические судороги. В анамнезе – перинатальное поражение ЦНС. 1. Как следует расценить развившееся состояние?
Слайд 31: Задача 4
Ребенок 1,5 лет заболел острой респираторной инфекцией два дня назад. На фоне подъема температуры тела до 39,8С возникли кратковременные клонико-тонические судороги. В анамнезе – перинатальное поражение ЦНС. 2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 32
обеспечения проходимости дыхательных путей и предупреждение западения языка профилактика травматизации освободить от тесной одежды, затрудняющей дыхание и обеспечить ему доступ свежего воздуха в/м введение диазепама 0,05 мл/кг (0,3 мг/кг) снижение температуры госпитализация в инфекционный стационар
Слайд 33: Задача 5
Ребенок 2 лет заболел остро сутки назад: отмечалась повторная рвота, затем обильный жидкий стул 8 раз, лихорадка до 37,7С. При осмотре: кожные покровы и слизистые оболочки сухие, отмечаются акроцианоз, замедление расправления кожной складки до 2 секунд, Со слов матери объем мочи меньше обычного. Масса тела снижена на 8%. 1. Какая степень дегидратации у ребенка?
Слайд 34
I степень - потеря 4–5% массы тела (лёгкая степень тяжести) II степень - потеря 6–9% массы тела (средняя степень тяжести) III степень - потеря более 9% массы тела (тяжёлая степень)
Слайд 35: Задача 5
Ребенок 2 лет заболел остро сутки назад: отмечалась повторная рвота, затем обильный жидкий стул 8 раз, лихорадка до 37,7С. При осмотре: кожные покровы и слизистые оболочки сухие, отмечаются акроцианоз, замедление расправления кожной складки до 2 секунд, Со слов матери объем мочи меньше обычного. Масса тела снижена на 8%. 2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 36
пероральная регидратация глюкозо-солевым раствором (регидрон) из расчета 80 мл/кг за 6 часов госпитализация в инфекционный стационар
Слайд 37: Задача 6
У ребенка 8 лет во время лечения у стоматолога после проведения анестезии появились жалобы на головную боль, нарастающую слабость, заложенность носа, затруднение дыхания, боли в животе. При осмотре кожные покровы бледные, отмечаются элементы крапивницы, пульс слабого наполнения, 145 в минуту, систолическое давление 30 мм.рт.ст., диастолическое не определяется. 1. Как следует расценить развившееся состояние?
Слайд 39: Задача 6
У ребенка 8 лет во время лечения у стоматолога после проведения анестезии появились жалобы на головную боль, нарастающую слабость, заложенность носа, затруднение дыхания, боли в животе. При осмотре кожные покровы бледные, отмечаются элементы крапивницы, пульс слабого наполнения, 145 в минуту, систолическое давление 30 мм.рт.ст., диастолическое не определяется. 2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 40: АНАФИЛАКТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
АНАФИЛАКТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ Эмоциональное и непроизвольное двигательное беспокойство, «страх смерти» Внезапный кожный зуд, осиплость голоса, связанные с приемом пищи, лекарственных препаратов, укусом насекомых. Осложненный аллергологический анамнез. Прекратить поступление аллергена в организм Уложить ребенка горизонтально Оценить окраску кожи и слизистых оболочек, распространенность цианоза Измерить артериальное давление Отметить характер одышки
Слайд 41
АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК Багровое лицо, резкая бледность кожи, пепельно – цианотичные губы и ногти Артериальная гипотония Тахикардия Адреналин 1:1000 – 0,01 мг/кг Преднизолон – 5 мг/кг в/м в мышцы дна полости рта Доступ к вене: глюкозо – солевой раствор 20 мл/кг/ч в/ в При отеке гортани – мероприятия по восстановлению ее проходимости. Оксигенотерапия Вызов реаниматолога
Слайд 42: Неотложные мероприятия при анафилактическом шоке
укладка больного на спине с приподнятыми ногами введение в/в, в/м или п/к раствора адреналина 1:1000 - 0,1 мл/кг, при необходимости - повторно через 10-15 минут введение преднизолона в дозе 2 мг/кг (или другого глюкокортикоида), при необходимости - повторно через 10-15 минут ингаляция сальбутамола, госпитализация в отделение реанимации
Слайд 43: Задача 8
У ребенка 1,5 лет на фоне ОРВИ ночью отмечено появление грубого «лающего» кашля, шумного дыхания, при крике – голос осиплый. Мальчик беспокоен, цианоз носогубного треугольника. 1. Как следует расценить развившееся состояние?
Слайд 44
Острый стенозирующий ларинготрахеит (стеноз гортани, «ложный» круп) на фоне ОРВИ
Слайд 45: Стеноз гортани (синдром крупа)
I степень (компенсация) – грубый кашель, несколько затрудненное дыхание при бодрствовании, ДН – нет II степень ( субкомпенсация ) – беспокойство, шумное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры и втяжением уступчивых мест, инспираторная одышка, периоральный цианоз, «лающий кашель» III степень (декомпенсация) – усиление всех симптомов, резкая инспираторная одышка, исчезает кашель, бледность кожи, цианоз губ, акроцианоз, потливость, агрессивность, тахикардия IV степень (терминальная) – поверхностное дыхание, пульс слабый, иногда не определяется, тоны сердца глухие, резкая бледность кожи, может быть потеря сознания, судороги, нарушение ритма дыхания. Асфиксия
Слайд 46: Задача 8
У ребенка 1,5 лет на фоне ОРВИ ночью отмечено появление грубого «лающего» кашля, шумного дыхания, при крике – голос осиплый. Мальчик беспокоен, цианоз носогубного треугольника. 2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
Слайд 47: ОСТРЫЙ СТЕНОЗИРУЮЩИЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ (ОСЛТ)
Успокоить ребенка, ограничить отрицательные эмоции Теплое щелочное питьё Паровые ингаляции с содой, создание эффекта «тропической атмосферы» Ингаляции муколитических препаратов, β 2-агонистов и ипротропиума бромида ( беродуал, атровент ), рацемического адреналина (разведение 1:8) Ингаляционные кортикостероиды ( пульмикорт ) Отвлекающая терапия (горячие ванны общие или для рук и ног, компресс на область гортани) Анемизирующие капли в нос Антигистаминные препараты При нарастающих явлениях стеноза – глюкокортикостероиды парентерально Лечение основного заболевания
Слайд 49: Острый обструктивный бронхит
сухой кашель свистящее дыхание экспираторная одышка сухие и влажные хрипы в легких Лечение : Бронхолитики Муколитические и отхаркивающие средства Вибромассаж и постуральный дренаж
Слайд 50: Бронхолитическая терапия у детей
β 2 – агонисты короткого действия (сальбутамол, фентерол) Антихолинэргические препараты (ипратропиума бромид) Комбинированные (ипратропиума бромид+фенотерол=Беродуал)
Слайд 51: Беродуал (ингаляции через небулайзер )
0-5 лет: 1 капля/кг массы 3-4 раза в сутки 5 лет и старше: 2 капли/год жизни 3-4 раза в сутки +2-3 мл физ.раствора
Слайд 52: Будесонид ( Пульмикорт ) суспензия (250 мкг/мл, 500 мкг/мл)
Дети с 6 месяцев: 0,25-1 мг/ сут 2-3 ингаляции в сутки Доза зависит от тяжести БОС Ингаляция ГКС через 15-20 мин. после ингаляции бронхолитика !При ОСЛТ – до 2 мг ингаляционно !
Слайд 54: Показания для госпитализации детей с БОС, развившемся на фоне ОРВИ:
Неэффективность проведения лечения в домашних условиях в течение 1-3 часов Выраженная тяжесть состояния больного Дети из групп высокого риска осложнений По социальным показаниям При необходимости установления природы БОС и подбора средств терапии при впервые возникших приступах удушья
Слайд 55: ОСТРАЯ ОБСТРУКЦИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА, ПРИЗНАКИ УСИЛЕНИЯ РАБОТЫ ДЫХАНИЯ, ГИПОКСИИ ПРЕОБЛАДАЕТ НАРУШЕНИЕ ДЫХАНИЯ, СТЕНОЗ ВДП ПРЕОБЛАДАЕТ НАРУШЕНИЕ ГЛОТАНИЯ ВНЕЗАПНОЕ НАЧАЛО ПОСТЕПЕННОЕ НАЧАЛО С ИНФЕКЦИОННОЙ ПРОДРОМОЙ ИНТОКСИКАЦИЯ, t> =38 С ФОН ЗДОРОВ ОТЯГОЩЕН КАШЕЛЬ ИНОРОДНОЕ ТЕЛО, ВДП РАХИТ, СПАЗМОФИЛИЯ, «ПЕТУШИНЫЙ» КРИК ЛАРИНГОСПАЗМ АЛЛЕРГИЯ, ПОВТОР ПРИСТУПА АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ ОТЕК ГОРТАНИ АФОНИЯ САЛИВАЦИЯ, ВЫНУЖДЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ, БОЛЬ ПРИ ГЛОТАНИИ РАНО, ДН ПОЗДНЕЕ ОСМОТР ЗЕВА ОТЕК, ВЫБУХАНИЕ, ГИПЕРЕМИЯ ЗАДНЕЙ СТЕНКИ ГЛОТКИ 1-СТОРОННИЙ ОТЕК МИНДАЛИН, НЕБНЫХ ДУЖЕК, ВЫБУХАНИЕ, ГИПЕРЕМИЯ СЕРЫЙ НАЛЕТ НА МИНДАЛИНАХ, ГЕПАТОСПЛЕНОМЕГАЛИЯ, СЫПЬ, ЛИМФАДЕНОПАТИЯ ЗАГЛОТОЧНЫЙ АБСЦЕСС МОНОНУКЛЕОЗ ПЕРИТОНЗИЛЯРНЫЙ АБСЦЕСС ОСМОТР ЗЕВА РЫХЛЫЙ, ГИПЕРЕМИРОВАН ОСЛТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОТЕК ЗЕВА И ПОДЧЕЛЮСТНЫХ Л/У, СЕРЫЕ НАЛЕТЫ, НЕПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ t> =38,5 С. ОТЕЧНЫЙ ЯРКО-МАЛИНОВЫЙ НАДГОРТАННИК ЭПИГЛОТТИТ ДИФТЕРИЯ ЗЕВА И ГОРТАНИ ЕСТЬ НЕТ В/В 10% р-р CaCl2 0,5 мл/кг СЕДУКСЕН 0,3 г/кг АБ ГРУППЫ ПЕНИЦИЛЛИНОВ. ПРИ ДН – НАЗОФАРИНГЕАЛЬНЫЙ ВОЗДУХОВОД ПРЕДНИЗОЛОН ПРОТИВОДИФТЕРИЙНАЯ СЫВОРОТКА, В/М ПЕНИЦИЛЛИН ЛЕВОМИЦИТИН В/М 25МГ/КГ. ИНФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ ГИСТАМИНОЛИТИКООТВЛЕКАЮЩАЯ ТЕРАПИЯ
Слайд 56: СИНДРОМ ОСТРОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ребенок до 3 лет (экспираторная одышка, признаки усиленной работы дыхания, гипоксии, аускультативно большое количество сухих и влажных разнокалиберных хрипов, эмфизема) Признаки ЗСН: чрезмерная тахикардия, гепатомегалия, «влажное» легкое. Гипероксидная проба+ /- Осложнения перинатального периода, в анамнезе длительная кислородозависимость Нет Нет Есть Есть 5-7 сут ОРВИ, кашель, распространенные сухие и локализованные мелкопузырчат.хрипы Исключайте кардит, токсикоз Кишша Нет Есть 1-2 сут ОРВИ, распростр. мелкопузырчатые хрипы, 1-й приступ СОБО Нет Есть Бронхиолит с реагиновым компонентом Терапия острого приступа БА Вирусно-бактериальный эндобронхит RS, парагрипп ? Бронхиолит УЗ-аэрозоль. Рибоварин 20мг/мл 6-12ч. Оксигенотерапия Аэрозоль с антибиотиками, муколитики, отхаркивающие средства, щелочное питье «Сердечная астма» детей раннего возраста Диуретики : лазикс+верошпиронК-препараты, СГ-насыщение. Оксигенотерапия Клинико-функциональные признаки гидроцефально-гипертензионного синдрома Симптоматический бронхиолоспазм Оксигенотерапия, в/м лазикс 1мг/кг. Эуфиллин 4мг/кг в/ в ОДН Госпитализация в СО 1-2 сут ОРВИ, распростр. мелкопузырчатые хрипы, повторные приступы СОБО Есть Нет
Слайд 58: ПОДОЗРЕНИЕ НА АСПИРАЦИЮ ИНОРОДНОГО ТЕЛА ГОРТАНИ ИЛИ ТРАХЕИ
Осмотр ротоглотки У предварительно здорового ребенка во время еды или игры внезапное ухудшение состояния с приступом навязчивого кашля, рвота, затем разлитой цианоз, асфиксия и утрата сознания Инородное тело видно Удалить инородное тело Мероприятия АВС реанимации. Срочная помощь реаниматолога Инородное тело есть Удалить инородное тело Продолжать искусственное дыхание и интубировать трахею Инородного тела нет Осмотреть ротоглотку Применить прием механического «выбивания» инородного тела Нет Есть Движение грудной клетки ребенка во время искусственного вдоха, дыхательные шумы аускультативно «Выдвинуть» нижнюю челюсть ребенка, провести 2-3 пробных экспираторных вдоха Инородное тело не видно Конико - или трахеотомия
Слайд 59: У детей старше 1 года выполняют прием Геймлиха
Порядок действий: Встать за спиной ребенка (детей раннего возраста держат на коленях лицом от себя). Одну руку, сжатую в кулак, положить на живот между пупком и мечевидным отростком. Ладонь другой руки положить поверх кулака. Провести несколько резких толчков в эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме (не сдавливая грудную клетку).
Слайд 60: Применение приема Геймлиха у грудных детей не рекомендуют, из-за опасности повреждения органов брюшной полости
Порядок действий: Ребенка кладут лицом вниз с несколько опущенным головным концом на предплечье Средним и большим пальцами одной руки поддерживать рот ребенка приоткрытым Производят до 5 ударов ладонью другой руки между лопаток. Нельзя пытаться извлечь инородное тело руками, так при этом можно протолкнуть его еще глубже!
Слайд 61: Реанимация на догоспитальном этапе (Азбука Питера Сафара)
А ( Air ways ) - восстановление проходимости дыхательных путей В ( Breath ) - обеспечение дыхания и оксигенации С ( Circulation ) - восстановление кровообращения
Слайд 62: Восстановление проходимости дыхательных путей
голову больного отвести назад, открыть рот, осмотреть и салфеткой, намотанной на палец, очистить полость рта от инородных предметов Удалить изо рта и глотки слизь и слюну можно с помощью электроотсоса или резиновой груши. выпрямить дыхательные пути за счёт затылочного сгибания головы и подкладывания валика под плечи. приподнять нижнюю челюсть больного, при возможности - установить S -образный воздуховод.
Слайд 63: Обеспечение дыхания и оксигенации
безаппаратная экспираторная вентиляция способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос и рот» при возможности используется мешок Амбу
Слайд 65: Восстановление кровообращения
уложить больного на спину на твердую поверхность. закрытый массаж сердца: детям первых месяцев жизни - пальцами обеих рук, большие пальцы кладутся на нижнюю треть грудины, а остальные помещают на спину Детям до 5-7 лет - одной рукой, проксимальную часть ладони накладывают на нижнюю треть грудины Детям старше 7 лет - проксимальными частями обеих кистей, сложенными крест накрест. Частота сжатий грудной клетки должна соответствовать частоте сердечных сокращений у ребенка определенного возраста - от 80 до 120 в минуту.
Слайд 66: ЗАКРЫТЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ
Возраст Метод Положение рук спасающего на груди ребенка Глубина вдавления грудной клетки Частота, в мин До 1 года Концами двух пальцев На ширину одного пальца ниже сосковой линии 1 – 2 см 100 1 – 7 лет Одной ладонью Нижняя треть грудины 2 – 3 см 80 – 100 Старше 10 лет Кисти обеих рук Нижняя треть грудины 4 – 5 см 80
Слайд 67: СЕРДЕЧНО – ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
Оцените клинические проявления ТС А. Airways Очистка дыхательных путей и создание их свободной проходимости 1. Механически удалите из ротовой полости и глотки слизь и рвотные массы 2. Фиксируйте голову в строго сагиттальном положении и не разгибайте (при подозрении на травму шейного отдела позвоночника) или слегка запрокиньте ее и выпрямите дыхательные пути 3. Выдвиньте вперед нижнюю челюсть ребенка В. Breathing Обеспечение дыхания 1. Провести 2-3 искусственных вдоха («изо рта в рот» или «изо рта в рот и нос»), оцените движение грудной клетки (проведение и глубина дыхания). 2. При возможности перейдите на дыхание через маску с помощью мешка Амбу, системы Айра с добавлением кислорода. 3. ЧД искусственного дыхания-соответствует возрастной ЧД, глубина-движение грудной клетки, подобно возрастному глубокому вдоху. 4. Контроль – уменьшение степени цианоза С. Circulation Восстановление кровообращения (циркуляции) 1. Оцените пульс, аускультативно ЧСС и АД 2. При отсутствии пульса на бедренной или сонной артерии начинайте ЗМС. 3. Соотношение ЗМС:ИВЛ – 4:1
Слайд 71: ПОЛИТРАВМА
Устранить действие травмирующего агента Оценить состояние ребенка, осмотреть его Привлекая помощника или самостоятельно вызвать скорую медицинскую помощь Остановить наружное кровотечение, наложить повязки Обеспечить проходимость дыхательных путей Оценить состояние витальных функций Оценить уровень сознания Придать пострадавшему необходимое в зависимости от вида травмы положение Измерить АД, пульс (при необходимости провести СЛР) Контролировать состояние ребенка до прибытия скорой медицинской помощи.
Слайд 72: ЭКСИКОЗ И АНГИДРЕМИЧЕСКИЙ ШОК
Артериальное давление АД < 60 мм.рт.ст. АД > 60 мм.рт.ст. Ангидремический шок Эксикоз III Лихорадка, судороги, мышечная гипертония Есть Нет Гипертоническое обезвоживание Олигурия Есть Нет Эксикоз II Эксикоз I Есть Нет Госпитализация в РО Оральная регидратация Гипотоническое обезвоживание Парез кишечника, Неукротимая рвота -
Слайд 73: ОСТРЫЙ ИНФЕКЦИОННЫЙ ТОКСИКОЗ У ДЕТЕЙ
Нейротоксикоз – тяжелая форма энцефалической реакции вследствие инфекционного и токсического повреждения ЦНС. При гипертермическом синдроме - парацетамол 10-15 мг/кг или ибупрофен (детям старше 3 месяцев) 5-10 мг/кг внутрь, или 50% р-р анальгина в дозе 0,1-0,2 мл/год жизни в/м или в/ в. При менингеальном синдроме – преднизолон 2-3 мг/кг в/ в или в/м. лазикс 1-3 мг/кг в/ в или в/м. При судорогах – бензодиазепины ( седуксен, реланиум, диазепам ) в дозе 0,2-0,5 мг/кг в/ в медленно, лазикс 1-3 мг/ в/ в, преднизолон 2-3 мг/кг в/ в. Эндотелиотропная терапия – L -лизина эсцинат у детей в возрасте 1-5 лет 0,22 мг/кг, 5-10 лет – 0,18 мг/кг, 10-14 лет – 0,15 мг/кг, старше 14 лет – 0,12 мг/кг с 0,9% р-ром натрия хлорида в/ в медленно. Госпитализация в ОИТ.
Слайд 74: ОСТРАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Неотложная помощь должна начинаться немедленно, чтобы избежать отека легких и угнетения дыхательного центра. Вызвать скорую медицинскую помощь Обеспечить полный покой в постели с приподнятым изголовьем. Освободить от стесняющей одежды. Респираторная терапия: при наличии умеренно выраженной одышки и акроцианоза – ингаляция 100% кислорода с темпом 10-12 л/мин.; при резко выраженной одышке и цманозе, отсутствии или патологических типах дыхания – после предварительной премедикации 0,1% метацина 0,1 мл/год жизни (не более 0,5 мл) в/ в, кетамина 5 мг/кг в/ в – интубация трахеи и перевода на ИВЛ. Регуляция преднагрузки : 2% папаверин 1мг/кг и 1% дибазол 0,1-1мл в/ в ; при асистолии – реанимационные мероприятия. Срочная госпитализация в ОИТ.
Слайд 75: Кашель с ярко - красной пенистой кровью, вызванный глоточными и гортанными рефлексами при кровотечении из носа и верхних отделов пищеварительного тракта
Подозрение на легочное кровотечение ЛЕГОЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Придать ребенку полусидячее положение Успокоить ребенка Не давать горячую пищу, чай Оценить витальные признаки: Окраску кожи и слизистых оболочек Характер дыхания Пульс АД Осмотрите полость рта и носоглотку (источник кровотечения), оцените характер теряемой крови Обеспечьте свободную проходимость ВДП Положить пузырь со льдом или холодной водой на грудь Соберите анамнез
Слайд 76: НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
при носовом кровотечении НЕЛЬЗЯ: Сморкаться Запрокидывать голову Тампонировать нос ватой Успокоить ребенка Придать ему сидячее или полусидячее положение, голову ребенка слегка наклонить вперед В носовые ходы вставить марлевые тампоны, обильно смоченные 3% перекисью водорода. Прижать крылья носа к носовой перегородке на 10 -15 минут Холод на переносицу Собрать анамнез
Слайд 77
РЕБЕНОК БЕЗ СОЗНАНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА БОЛЬ ПРЕКОМА ТЕРАПИИ НЕ ТРЕБУЕТ. ТАКТИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ РЕФЛЕКСЫ С РОТОГЛОТКИ КОМА ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ И ГЕМОДИНАМИКИ КОМА I ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ; ДОСТУП К ВЕНЕ; ДРУГАЯ ПОМОЩЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ КОМЫ; ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ В ПОЛОЖЕНИИ НА БОКУ В РЕАНИМАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОМА II ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ; ТРОПИН 0,1% 0,1 МЛ/ГОД ЖИЗНИ; ИНТУБАЦИЯ ТРАХЕИ; ДОСТУП К ВЕНЕ; ДРУГАЯ ПОМОЩЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ КОМЫ; ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ В РЕАНИМАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОМА III ОЧИСТКА ВДП; ИВЛ МАСКОЙ 100% КИСЛОРОДОМ В РЕЖИМЕ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ; АТРОПИН 0,1% 0,1 МЛ/ГОД ЖИЗНИ; ИНТУБАЦИЯ ТРАХЕИ ЧЕРЕЗ ИНТУБАЦИОННУЮ ТРУБКУ; ДОСТУП К ВЕНЕ; ИНФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ 30-40 МЛ/КГ/ЧАС ДО СТАБИЛИЗАЦИИ АД; ЕСЛИ АД НЕ СТАБИЛИЗИРОВАНО-ВВЕДЕНИЕ АДРЕНОМИМЕТИКОВ В/В; ПРЕДНИЗОЛОН 3МГ/КГ; ДРУГАЯ ПОМОЩЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ КОМЫ ПРОБА НА ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ СОСТОЯНИЕ СТАБИЛЬНО СОСТОЯНИЕ НЕ СТАБИЛЬНО ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ В РЕАНИМАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНОЙ НЕ ТРАНСПОРТАБЕЛЕН, ПРОДОЛЖИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ УТРАТА СОЗНАНИЯ (ГЛУБИНА КОМЫ) ЕСТЬ ЕСТЬ НЕТ НЕТ ЕСТЬ НЕТ ИЛИ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАНА
Слайд 78: ОЖОГИ
Запрещается Вскрывать ожоговые пузыри Срывать с пораженной поверхности части обгоревшей одежды Наносить на пораженные участки мази, жиры. Устранить действие повреждающего фактора Освободите поврежденный участок тела от одежды (разрезать). Наложите на рану асептическую повязку При химическом ожоге охладить обожженную часть тела под струей холодной воды (за исключением ожогов известью)или приложением холода. Дать пострадавшему теплое питье. Обеспечить покой.
Слайд 79: ИНГАЛЯЦИОННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
Необходимо убедиться, что место происшествия не представляет опасности. При необходимости следует использовать индивидуальные средства защиты. Изолировать пострадавшего от воздействия газа или паров, для этого нужно вынести пострадавшего на свежий воздух. Освободить пострадавшего от стесняющей дыхательные движения одежды (ремень, пояс и др.), вынести на свежий воздух. Придать пострадавшему, находящему в сознании, полусидячее положение. При отсутствии сознания необходимо придать пострадавшему устойчивое боковое положение, а при отсутствии дыхания надо приступить к проведению сердечно-легочной реанимации в объеме компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких.
Слайд 80: ПЕРЕГРЕВАНИЕ
1/2 ч. л. натрия хлорида (соль) 1/2 ч. л. натрия гидрокарбоната, 2 ст. л. сахара на 1 л воды При начальных проявлениях теплового удара и сохраненном сознании дать обильное питье глюкозо-солевым раствором не менее объема возрастной суточной потребности в воде. Устранить воздействие тепла, переместив ребенка в тень или прохладное помещение Уложить в горизонтальное положение Освободить его от одежды Голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой Производить частое обмахивание
Слайд 81: ЗАМЕРЗАНИЕ
Нельзя оставлять ребенка на улице и растирать его снегом, спиртом! Нельзя прикладывать к пораженному участку грелку - согревание должно происходить постепенно! Нельзя погружать в горячую ванну Внести ребенка в теплое помещение Снять с него холодную, мокрую одежду и обувь Уложить ребенка в теплую постель Контролировать дыхание, пульс Если ребенок в сознании напоить его теплым (не горячим) сладким чаем Наложить на пораженную часть тела термоизолирующую ватно-марлевую повязку
Слайд 82: ЭЛЕКТРОТРАВМА
Успокоить ребенка Уложить удобно Проверить нет ли симптомов шока Проверить есть ли дыхание Отключите электрический ток из электросети, т.е. выключите рубильник (если возможно) Посмотрите, в сознании ли ребенок: ИВЛ Положить в безопасную позицию Нет Да Нет Да Если Вы не можете этого сделать, встаньте на изолирующий материал: резиновый коврик, сухие газеты. Отдалите ребенка от источника электрического тока (пытайтесь отсоединить кабель от ребенка, а не руку ребенка), для этого используйте сухой предмет, который не проводит ток: деревянная палка, ручка веника, резиновые перчатки. Если рядом ничего подходящего нет, попытайтесь сделать преграду, насколько сможете, рукой, обвернув ее в сухую бумагу или одежду. Держитесь только за одежду ребенка, избегайте контакта с его кожей. Осмотрите участки, которые контактировали с источником электрического тока и землей - нет ли там ожогов. Если вы их обнаружили, окажите первую помощь.
Слайд 83: УТОПЛЕНИЕ
Прекратить поступление воды в дыхательные пути. Освободить полость рта и верхние дыхательные пути от воды, песка (ила, водорослей), воспользовавшись марлевым тампоном, носовым платком или другой мягкой тканью. Создать дренажное положение для удаления воды – перегнуть пострадавшего ребенка через свое согнутое бедро лицом вниз и нанести удары ладонью между лопатками или приподнять, обхватив руками под эпигастральную область, надавливая на нижние отделы грудной клетки. Этим методом не пользуются, если остановка дыхания и сердечной деятельности имеет рефлекторный характер. Приступить к проведению искусственного дыхания и по показаниям к комплексной сердечно-легочной реанимации по общим правилам при клинической смерти. Если самостоятельное дыхание и сердечная деятельность не восстанавливаются, то реанимацию продолжают 30 – 40 мин. Если сознание у ребенка сохранено: снять мокрую одежду, растереть спиртом и тепло укутать; дать горячее питье;