Первый слайд презентации: Общество как объект философского анализа
Слайд 2: Общество
Предпосылки: люди, человечество в целом Сущность: общественные отношения (материальные и духовные)
Слайд 3: Сущность социального
Социальное – бытие человека и общества специфически человеческое бытие в системе общественных отношений и социальных связей.
Слайд 4: Социальное бытие
Универсальная система, реализующая возможность и действительность существования общества. Многоуровневая система социального бытия имеет динамическое и статическое измерения (изменчивость и устойчивость социальных параметров).
Слайд 5: О. Конт
Социальная статика характеризует устойчивые условия усществования, воспроизводство общества изучает стабильные параметры социальных систем (социальные сферы, формы и т.д.) Социальная динамика характеризует изменчивые условия общественного развития изучает закономерности социальных изменений, исторический процесс общественного развития (эволюцию, революцию)
Слайд 6: Исторический процесс
История – бесконечный процесс эволюции и революции (всеобщих форм исторического развития общества) К онфликт – закономерен и необходим (Р. Дарендорф) Конфликт – аномальное состояние общественной системы (Э. Дюркгейм) Революция и эволюция ( конфликт и солидарность ) - две основные тенденции социальной жизни.
Слайд 7: Исторический процесс развития общества
Процесс развития общества протекает: линейно циклично по спирали под случайными воздействиями в неравновесной открытой системе.
Слайд 8: Линейная модель развития мира
Конечное движение в каком-либо направлении изменений: эсхатология А. Аврелия, реализация «плана природы» в разумных действиях людей И. Канта.
Слайд 9: Циклическая модель развития мира
Круговорот в мироздании и возвращение к исходной точке. Замкнутые циклы развития культур отдельных народов (Н. Данилевский, О. Шпенглер)
Слайд 10: Спиралевидная модель развития мира
Самодвижение всего сущего по спирали: взаимопереходы, единство и борьба противоположностей и т. п. (Г. Гегель, К. Маркс).
Слайд 11: Ризома
Ризома ( от греч. rhiza – корень ) – тончайшие ветвящиеся и многократно переплетенные нитевидные образования. Отсутствие главной, общей для всего существующего мира линии развития, «главного корня».
Слайд 12: Синергетическая модель развития мира
Отрицание однозначной предопределенности событий, прогресса или регресса мира в целом. Выбор одного из возможных (потенциально существующих) путей развития обусловлен незначительным случайным в оздействием на открытую систему в момент, когда она находится в состоянии неравновесности (Г. Хакен, И. Пригожин). ,
Слайд 13: Философские концепции исторического процесса
Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс). Культурологический подход (Н. Данилевский, П. Сорокин. О. Шпенглер). Цивилизационный подход (О. Конт, А. Тойнби, К. Ясперс).
Слайд 14: Формационный подход
Диалектико- материалистическое понимание истории. К. Маркс : основа развития общества – материальное производство (базис), обусловливающее общественные отношения (надстройку).
Слайд 15: Формационный подход
Законы истории едины и всеобщи для всех народов, культур, цивилизаций. Главная категория – общественно- экономическая формация (ОЭФ), и сторическая ступень в развитии общества. Исторический процесс – смена 5 типов ОЭФ (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и коммунистической).
Слайд 16: Н. Данилевский «Россия и Европа»
Теория культурно- исторических типов, находящихся в борьбедруг с другом и средой. Наиболее перспективен «славянский тип» - русский народ.
Слайд 17: Культурологический подход
Отрицание единства исторического пути разных народов. Главная категория – уникальные культуры как организмы с присущими им жизненными циклами (зарождение – рост – умирание). Исторический процесс – смена культурно- исторических типов. Цивилизация – финальная стадия культурного развития (О. Шпенглер «Закат Европы»).
Слайд 18: Цивилизационный подход
Единство мировой истории не отрицается Главная категория – цивилизация как этап в развитии человечества. Исторический процесс – смена (К. Ясперс) или сосуществование (А. Тойнби) различных цивилизаций. Появление цивилизации – «ответ» на «вызов» природной и социальной среды.
Слайд 19: А. Тойнби «Постижение истории»
Было 37 цивилизаций, сейчас – 5 ( западная, восточно-православная, исламская, индуистская, дальневосточная). Путь цивилизации- 5 стадий : рождение, рост, надлом, распад, гибель.
Слайд 20: Общество
Общество – процесс движения, постоянное становление и развитие социума. Общество – одновременно и объект, и субъект познания, поскольку люди и формируются обществом, и творят его историю. Общественное сознание – система духовных способов отношения людей к миру и к самим себе ( совокупность традиций, взглядов, воззрений, чувств, настроений).
Слайд 21: Системная целостность общества
Общество – целостная саморазвивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной сознательной целенаправленной деятельности.
Слайд 22: Основные сферы общественной жизни
экономическая – производство, обмен, распределение, потребление социальная - функционирование общественных групп и воспроизводство социальной сущности людей политическая - управление обществом (государство, властные структуры, политические партии и организации) духовная – сфера духовных ценностей и отношений.
Слайд 23: Культура
Культура – ИСТОРИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, творческих сил и способностей человека. Материальная, духовная, художественная культура человечества.
Слайд 24: Основные подходы к определению культуры
Религиозно-идеалистический – культ, сакральные традиции (В. Соловьев) Аксиологический – совокупность ценностей (Г. Риккерт) Этнографический – знания, обычаи (Э. Тайлор) Социологический – формы и типы организации общественной жизни (О. Конт) Деятельностный – способ жизнедеятельности (К. Маркс) Семиотический – система знаков (Э. Кассирер) Психоаналитический – система запретов (З. Фрейд)
Слайд 25: Цивилизация
Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс) п ланетарное сообщество локально-исторические образования (А. Тойнби, П. Сорокин)
Слайд 26: Культура и цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ( на определенной ступени развития после варварства). КУЛЬТУРА – ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Цивилизация – совокупность знаков (материальное - оркестр). Культура – совершенство знаков (духовное – исполнение музыки ).
Слайд 27: Культура и цивилизация в развитии общества
Цивилизация - историческая ступень развития человечества (средства передвижения – признак цивилизации). Культура – содержание жизнедеятельности социума (автомобиль и рикша – разные культурные виды средств передвижения).
Слайд 28: Общество, культура, цивилизация
Культура и цивилизация - характеристики жизни этноса как социального образования. Культура и цивилизация – более высокие или кризисные этапы в развитии общества. Культура и цивилизация – социальные феномены, специфические человеческие СПОСОБЫ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА.
Слайд 29: Общественный прогресс
Тип развития общества в направлении более совершенного состояния, переход от низшего к высшему (в противоположность регрессу ).
Слайд 30: Критерии общественного прогресса
1. Рост производительности, совершенствование средств и организации труда. 2. Развитие науки и техники. 3. Повышение образовательного уровня и компетенции специалистов. 4. Развитие социоэкосистемы, формирование экологического мышления. 5. Повышение качества жизни. 6. Формирование общечеловеческих идеалов и ценностей. 7. Расширение прав и свобод личности.
Слайд 32: Концепции постиндустриального общества
Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество» Э. Тоффлер «Третья волна» У. Ростоу «Стадии экономического роста» Смена общественных «волн» или «стадий экономического роста»: аграрное – индустриальное – постиндустриальное общество.
Слайд 33: Информация
Информация - это принимаемые и передаваемые сведения, сохраняемые различными источниками.
Слайд 34: Информация и сознание
Информация существует вне нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула.
Слайд 35: Виды информации
Текстовая Графическая Звуковая Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации.
Слайд 36: Свойства информации
Точность Объективность Ценность Полнота Актуальность Достоверность Доступность
Слайд 37: Пути развития и распространения информации
: 1. От алфавита - к книгопечатанию ( Гутенберг – создатель первого «информационного производства»). 2. Радио и кинематограф (Попов, братья Люмьеры - создатели и популяризаторы символической экранной информации научного и художественного творчества). 3. Информационная революция электронного века (создание информационно-коммуникационных технологий). Всеобщая включенность в события, происходящие в масштабах мира (М. Мак-Люэн: электронные коммуникации воссоздают «глобальную деревню»).
Слайд 38: Кибернетическая концепция информации
Информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира, в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств (Норберт Винер).
Слайд 39: Д.Белл
Американский социолог, создатель теории «постиндустриального общества»: именно компьютер является символом и одновременно материальным носителем технологической революции, коренным образом трансформирующим общество.
Слайд 40: Постиндустриальное – информационное общество
Информационная цивилизация: основой экономики становится не производство товаров (индустрия), а производство знаний и информации.
Слайд 41: О. Тоффлер
Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.
Слайд 42: О. Тоффлер об информационном обществе
Информация формирует материальную среду человека (компьютерные программы, информационные технологии). Информация определяет материальное бытие человека. Информация– основное средство межличностных отношений и взаимодействия с духовным миром человека. Информация определяет социокультурную и духовную жизнь человека.
Слайд 43: Основные признаки информационного общества
Формируется единое мировое информационное пространство. Быстро развиваются науки и высокие технологии. Возрастает роль информативно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства. Появляется рынок информации и знаний. Производство товаров уступает развитию сферы информации, знаний и услуг. Новые технологии используются во всех областях социальной жизни и деятельности. К управлению обществом приходят профессионалы- технократы.
Слайд 44: Информационное общество
Информационное – общество с развитыми информационными технологиями. Информационная техника - среда обитания человека, человек – часть технологического процесса.
Слайд 45: Человек в информационном обществе
Повышается уровень образования, научно-технического и культурного развития. Повышается уровень благосостояния и комфорта.
Слайд 46: Виртуализация реальности
Хозяин Сети Меняется образ жизни и модель поведения человека: Дополнение реальной жизни и деятельности новыми возможностями. Существование действительности и виртуального мира.
Слайд 47: Контрасты виртуализации реальности
Хозяин Сети Раб Сети Увеличение количества и повышение качества получаемой информации. Расширение личных контактов и связей. Укрепление личностной автономии. Повышение креативных способностей личности. Увеличение количества и понижение качества получаемой информации. Сокращение или утрата личных контактов в реальной действительности. Утрата личностной автономии (виртуальное поглощение личности). Снижение креативных способностей личности.
Слайд 48: Медиаэтика
Исследует особенности воздействия информационных средств и технологий на моральное сознание и поведение личности.
Слайд 49: Принципы медиаэтики
1. Принцип сохранения свободного выбора в передаче информации. Критическая дистанция по отношению к информационным средствам может быть оправдана только при сохранении свободного выбора : обратиться к информационным средствам или отказаться от медиальных устройств.
Слайд 50: Принципы медиаэтики
2. Принцип дозирования медиасредств. Медийные средства должны принципиально дозироваться, применяться без одностороннего предпочтения.
Слайд 51: Принципы медиаэтики
3. Принцип критичности и избирательности в использовании медийной информации. Пространство медиа представляет собой своеобразный неструктурированный архив современности, который стихийно пополняется разнородной информацией различной степени достоверности.
Слайд 52: Принципы медиаэтики
4. Принцип личностной автономии. Следует укрепить автономию человека по отношению к медийному средству в работе с новыми информационными технологиями. Необходимо помочь человеку сохранить чувство реальности, творческую индивидуальность и моральные устои.
Слайд 53: Принципы медиаэтики
5. Принцип медийной интеграции. Медийные средства необходимо использовать в их генетической взаимосвязи. Новые медийные возможности можно постичь только в контексте со старыми.
Слайд 54: Задание
1. Модели общественного развития. 2. Сферы общественной жизни. 3. Перспективы развития современного общества. 4. Человек информационной эпохи: Проблемы и перспективы.