Первый слайд презентации: Массовая коммуникация
Слайд 2: Структура лекции
Понятие «Массовая коммуникация» Схемы, модели массовой коммуникации Составляющие МК: Коммуникатор. Аудитория. Сообщение. Каналы. Обратная связь Мотивы обращения субъекта к массовой коммуникации Социальные функции массовой коммуникации
Слайд 4: Понятие
Массовая коммуникация – процесс обработки информации, её передачи при помощи прессы, радио, телевидения, а также общение людей как членов «массы», осуществляющегося с помощью разнообразных технических средств. Д.В. Ольшанский
Слайд 5: Понятие
Массовая коммуникация – особая деятельность, осуществляемая специалистами ради воздействия на несвязанные между собой группы и отдельных индивидов. Д.В. Ольшанский
Слайд 6: Понятие
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации. Используется для воздействия на мнения и поведение людей. Орудие политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы. (Социальная психология: Словарь-справочник)
Слайд 8: Понятие
Массовая коммуникация систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории. Воздействия на поведение, убеждения, мнения людей; Технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать, радио, ТВ и др. (Большая психологическая энциклопедия)
Слайд 9: Понятие
Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания политического, экономического и морального воздействия на оценки, мнения и поведение людей. (Ю.А. Зуляр «Массовые коммуникации в рекламе», учебник для вузов)
Слайд 10: Схемы, модели массовой коммуникации
Из каких составляющих состоит коммуникация
Генеральная схема массовой коммуникации S M R S (sours) – источник M ( message ) – сообщение R ( receiver ) – получатель Источник сообщение получатель
Слайд 12: Схемы, модели массовой коммуникации Из каких составляющих состоит коммуникация
Г. Лассуэлл Субъект-субъектная схема массовой коммуникации УЧАСТНИКИ КОММУНИКАЦИИ (коммуникатор, аудитория) ПЕРСПЕКТИВЫ СИТУАЦИЯ ЦЕННОСТИ аудитории, на которые направлено воздействие СТРАТЕГИИ со стороны средств МК РЕАКЦИИ РЕЦИПИЕНТОВ ЭФФЕКТЫ
Слайд 14: Схемы, модели массовой коммуникации Из каких составляющих состоит коммуникация
Слайд 15: Схемы, модели массовой коммуникации Из каких составляющих состоит коммуникация
Предложил К. Шеннон – кибернетик Модифицировал Р. Якобсон – лингвист Схема коммуникативного акта Адресант (= коммуникатор = отправитель) Код – язык, диалект, сленг, стиль (в речевой к.) Сообщение Адресат (= реципиент = получатель) Контекст - ситуация общения
Слайд 16: Схемы, модели массовой коммуникации Из каких составляющих состоит коммуникация
Д.В. Ольшанский описывает составляющие коммуникации: Коммуникатор Аудитория Сообщение Каналы Обратная связь
Слайд 17
Коммуникатор Вещатель. Источник. Организация, инстанция. КТО. Например, правительство страны, политическая партия, общественная организация, редакция газеты, издательский дом, телеканал и т.д. Формат вещания вариативен. От источника зависит цель и эффективность коммуникации
Слайд 18
Коммуникатор Чем занимается коммуникатор Содержание деятельности 1. Сбор информации 2. Обработка информации 3. Создание сообщения 4. Принятие ответственности за сообщение 5. Выпуск сообщения «в свет» (в тираж, эфир)
Слайд 20
Аудитория Коммуникатор работает не со всеми, а со своей целевой аудиторией 2 подхода СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД S → O Коммуникатор активен – это субъект вещания Аудитория пассивна, это объект воздействия СУБЪЕКТ- C УБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД S → S Коммуникатор активен – это субъект вещания Аудитория активна – субъект взаимодействия
Слайд 21
Аудитория СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД S → O М. Хоркхаймер Коммуникатор активен Аудитория – «масса». Пассивная, безвольная, лояльная Пример: пропаганда в нацистской Германии, пропаганда в СССР. Пример: Индустрия развлечений (Х. Хольцер ).
Слайд 22
Аудитория СУБЪЕКТ- C УБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД S → S Аудитория активна. Ретранслирует сообщения среди населения ? Почему? развитие сознания людей сложные разнообразные коммуникационные потребности ↑ критичности мышления, рациональности адресатов «износ» схем манипуляторов > конкуренции среди средств МК, > альтернатив Аудитория стала разборчивым субъектом потребления информации
Слайд 24
Сообщение Message ≈ сообщение информирует Message = послание информирует и призывает Существуют: факт сам по себе факт + отношение к нему (в МК)
Слайд 25
Сообщение Факт можно по-разному изложить, интерпретировать Заголовки парижских газет «Узурпатор бежал с острова Эльба» (негативно) «Бонапарт находит себе поддержку в провинции» (нейтрально) «Париж приветствует его величество императора» (+но) Отношение может быть: - идеологическим - коммерческим
Слайд 26
Сообщение Ключевые сообщения акцентируют 3-4 темы не > Непрестанно обновляющийся набор сообщений Клиповый поток. «Мозаика» «Сжатие» программ во времени < t на аналитику деградация сознания аудитории
Слайд 27
Сообщение МК транслирует мифы Деятельность СМК мифопроизводящая Г.Г. Почепцов «Массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа» Мифы близки человеку, поскольку отражают не новую информацию, а уже усвоенную Г.Г. Почепцов про PR : высший пилотаж – работа с мифологемами. Не требуется новой, подключение к уже записанной информации в массовом сознании.
Слайд 29
Канал радио, пресса, ТВ, Интернет сайты Уникальность МК заключается в 5 свойствах диахронность диатопность мультиплицирование симультанность репликация Технические свойства МК обеспечиваются каналами
Слайд 30: Свойства МК
1. диахронность — возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени. (от берестяных грамот, до архивов газет, аудиозаписей, видеозаписей)
Слайд 31: Свойства МК
2. диатопность — возможность преодоления передаваемыми сообщениями значительных пространств и расстояний
Слайд 32: Свойства МК
3. мультиплицирование — возможность многократного воспроизведения одного и того же содержания
Слайд 33: Свойства МК
4. симультанность — это возможность предоставлять сообщения множеству людей практически одновременно. Многомиллионные аудитории радио, телевидения, сети Интернет.
Слайд 34: Свойства МК
5. репликация — возможность регуляции своих воздействий самими средствами массовой коммуникации. Саморегуляция
Слайд 36
Обратная связь Реакция аудитории на сообщения. Получает источник/коммуникатор Нельзя вещать «вслепую » Знать свою аудиторию ! Показатель – уровень доверия к каналу
Слайд 37
КАК получить обратную связь 1. Рейтинговые исследования Оперативная количественная информация 2. Анкеты, интервью, фокус-группы Информационные запросы и потребности аудитории, степень удовлетворённости 3. Интерактивные опросы Звонки в студию, комментарии на сайтах
Слайд 38
Обратная связь ??? 1. Кто входит в аудиторию? (количественно) 2. Какие они? (содержательный психол. портрет) 3. Чего они хотят? (особенности запросов) 4. Насколько довольны тем, что получают (удовлетворённость)
Слайд 40: Мотивы обращения субъекта к массовой коммуникации
— информационные : поиск информации, обучение, оценка и ориентирование в происходящем; — идентификационные : поиск моделей поведения, самоидентификация; — релаксационные: развлечение, расслабление, отвлечение от повседневных проблем, заполнение свободного времени. С. Н. Большаков, Н. П. Коваленко
Слайд 42: f Социальные функции массовой коммуникации
Зачем нужна МК Д.В. Ольшанский 1. Информационная функция 2. Социализирующая функция 3. Организационно-поведенческая функция 4. Эмоционально-тонизирующая функция 5. Коммуникативная функция
Слайд 43: f Социальные функции массовой коммуникации
f 1. Информационная функция Основная функция Передача и получение информации
Слайд 44: f Социальные функции массовой коммуникации
f 2. Социализирующая функция f социального воспитания Формирование и/или изменение установок и ценностей аудитории. Обучение нормам, ценностям, образцам поведения.
Слайд 45: f Социальные функции массовой коммуникации
f 3. Организационно-поведенческая функция Прекращение или, наоборот, инициирование действий аудитории Например, избирательная компания Например, призывы оставаться дома
Слайд 46: f Социальные функции массовой коммуникации
f 4. Эмоционально-тонизирующая функция Создаёт и поддерживает эмоции у аудитории, стимулирует эмоциональные реакции. Например, оптимизм, тоску, радует или раздражает.
Слайд 47: f Социальные функции массовой коммуникации
f 5. Коммуникативная функция Связывает коммуникатора с аудиторией. Усиление, поддержание, ослабление связей между индивидами, частями аудитории