Первый слайд презентации: Основные направления реформы здравоохранения в Республике Казахстан
Проф. К. К. Куракбаев Зав. кафедрой Международного здравоохранения Сентябрь 2014г.
наличием большого числа составных компонентов; сложным характер взаимодействия между ними; сложностью функций, выполняемых этими подотраслями; наличием сложноорганизованного управления; воздействием на систему большого количества системообразующих факторов внешней среды.
Слайд 3: УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ –
это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая, открытая, динамическая система. К основным особенностям управления здравоохранения относят: - особую ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей; - трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений; - трудность, а иногда и невозможность исправления последствий;
Слайд 4: Современные проблемы управления :
глобализация экономики, следовательно конкуренция и интеграция; дефицит высококвалифицированной рабочей силы и качественного ( психофизиологического) изменения ее содержания; информационный взрыв и революционные успехи в развитии знаний; новые взгляды на качество продукции и оказываемых услуг.
Слайд 6: Реформа -
- это процесс, который включает последовательные и глубокие институциональные и структурные изменения, проводимые правительством и имеющие своей задачей ряды четко обозначенных политических целей: - ответственность государства (полная, солидарная и т.д.); - выбор системы здравоохранения; - система управления (государственная, автономизированная и др. формы).
Слайд 7: Реформы здравоохранения
Цель : Адаптация к принципам рыночной экономики Обеспечение социальных гарантий; Улучшение доступности и качества медицинских услуг; Улучшение здоровья населения; Рационализация и повышение эффективности ресурсов.
Слайд 8: ПОЛИТИКА ВОЗ НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ СТОЛЕТИЕ
ВОЗ в своем документе «21 задача на 21- столетие» предлагает основные 4 стратегии действия: многосекторальный подход; ориентированные на конечные результаты программы инвестиции здравоохранения; комплексная программа первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание па семейном и коммунально-общинном уровнях; совместная здравоохранительная деятельность со всеми партнерами на всех уровнях.
Слайд 9: Все эти задачи ВОЗ объединяет в 6 блоков :
обеспечение равенства в вопросах здоровья; улучшение здоровья людей; предупреждение болезней и травм; межсекторальные стратегии по обеспечению устойчивого здоровья; ориентированный на результаты работы сектор здравоохранения; политика и механизмы управления преобразованиями.
Слайд 10: Этапы системы здравоохранения Казахстана:
1992-1995 годы – (пост) советская система здравоохранения; 1996-1998 годы – бюджетно-страховая модель здравоохранения; 1999-2003 годы – бюджетная модель на основе программного финансирования. 2005-2015 годы – бюджетная модель на основе рыночной экономики.
Слайд 11: Основные программные документы
Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года Послание Главы государства народу Казахстана от 29 января 2010 года Стратегический план развития Казахстана до 2020 года Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы «Саламатты Қазақстан» СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН на 2011 – 2015 годы
Слайд 12: Немного истории…
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (ретроспективный обзор)
Слайд 13: Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы
Основание для разработки Послание Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» Цель Создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения
Слайд 14: Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы
Задачи: Разделение ответственности за охрану здоровья между государством и человеком. Переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь. Создание новой модели управления здравоохранения и единой информационной системы отрасли. Укрепление здоровья матери и ребенка, улучшение медико-демографической ситуации. Стабильное снижение уровня социально значимых заболеваний. Реформирование медицинского образования.
Слайд 15: Ожидаемые результаты
будет создана оптимальная модель здравоохранения, удовлетворяющая потребности населения, отрасли и государства; существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения, будут внедрены стимулы для охраны человеком собственного здоровья; будет обеспечен равный доступ граждан к медицинской помощи и реализован принцип солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья; увеличится объем профилактических, оздоровительных мероприятий, повысятся эффективность и качество диспансеризации больных, снизится уровень временной и стойкой утраты трудоспособности за счет расширения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на уровне ПМСП;
Слайд 16: Ожидаемые результаты
будут устранены диспропорции в оказании медицинской помощи на основе перераспределения части объемов из стационарного сектора в амбулаторный, эффективного использования стационарозамещающих технологий; будут усовершенствована система финансирования, устранен дефицит финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, внедрены механизмы взаиморасчетов между субъектами отрасли; будет внедрена эффективная система управления качеством медицинских услуг;
Слайд 17: СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Первый этап (2005-2007 гг.) Второй этап (2008-2010 гг.) Первичная медико-санитарная помощь выбрана в качестве основного приоритета.
Слайд 18: Ожидаемые результаты
повысится индекс здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, стабильно снизятся показатели материнской и младенческой смертности; стабилизируется ситуация по социально значимым заболеваниям, снизится уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний; будет создана единая информационная система здравоохранения; будет решена проблема кадровой обеспеченности отрасли к 2010 году путем реформирования всей уровней медицинского образования за счет внедрения механизмов закрепления кадров, увеличения приема в медицинские высшие учебные заведения (далее - вузы) и колледжи по государственному заказу; будут расширены права и усилена ответственность врача и медицинского работника, поднят их социальный статус и престиж в обществе
Слайд 19: продолжение
подготовка менеджеров и совершенствование управления ресурсами системы здравоохранения; осуществление мероприятий по переходу к международным стандартам в здравоохранении; разработка и внедрение современных информационных технологий. качественное изменение системы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров для работы в новой системе ПМСП; совершенствование нормативной правовой базы системы здравоохранения;
Слайд 20: Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы « Саламатты Қазақстан »
Основание для разработки: Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113
Слайд 21
Усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения Совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки Задачи: Цель: Улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны 19
Слайд 22: Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года
К целевые показатели к 2020 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 72 лет снижение показателей материнской и младенческой смертности в 2 раза снижение общей смертности на 30 % снижение заболеваемости туберкулезом на 20 % снижение потребление алкоголя, табака и наркотиков на 15% повышение доступности и качества медицинских услуг дальнейшее развитие системы финансирования и оплаты медицинских услуг
Слайд 23: Основные направления
Повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан Усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально-значимых заболеваний Совершенствование санитарно-эпидемиологической службы Совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения Повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой Совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине
Слайд 24
Основные показатели здоровья населения 20 2005 г. 2010 г. 1этап (2011-2013 гг.) 2 этап (2014-2015 гг.) Увеличение ОПЖ 66,19 68,8 до 69,5 лет, До 70 лет. Снижение материнской смертности 40,2 23,1 28,1 До 24,5 Снижение общей смертности 10,37 9,74 до 8,14 7.62 Снижение младенческой смертности 15,1 16,7 до 14,1 12,1 Снижение заболеваемости туберкулезом 147,3 95,5 до 98,1 на 10 тыс. нас. 98,1 Удержание распространенности ВИЧ в возрастной группе удержание в пределах 0,18% при прогнозном 0,5 вновь выявленных случае на 4,5% удержание в пределах 0,2-0,6% удержание в пределах 0,2-0,6%
Слайд 25: Приоритеты Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан « Саламатты Қазақстан »
Профилактическая направленность Качество и безопасность медицинских услуг Доступность медицинской помощи Эффективное использование ресурсов улучшение основных показателей здоровья нации поэтапное приближение к международным стандартам для вхождения Казахстана в число 50 развитых стран
Слайд 26
Межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны общественного здоровья (задействование 14 центральных и 16 местных исполнительных органов, НПО, СМИ) Первичная медико-санитарная помощь Специализированная медицинская помощь Медицинское образование и наука Единая национальная политика межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья Социально ориентированная ПМСП Усиление профилактической направленности (Национальные скрининги) Современные многопрофильные больницы, финансируемые за конечный результат на основе применения международных стандартов диагностики и лечения Интеграция в международную систему высшего профессионального образования и университетской науки Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан « Саламатты Қазақстан » на 2011-2015 годы ЕНСЗ
Слайд 27
Обеспечение охвата скрининговыми осмотрами не менее 30 % от общей численности населения Внедрение и проведение мониторинга реализации Национальной скрининговой программы на выявление 6 видов заболеваний: - болезней системы кровообращения; - онкопатологии; - сахарного диабета; - вирусного гепатита В и С; - глаукомы; - заболеваний органов слуха у новорожденных Эффективная система профилактики, лечения и реабилитации заболеваний пути достижения 27
Слайд 28
Охват молодежи пропагандой здорового образа жизни через развитие сети молодежных центров здоровья до 25% к 2015 г. Снижение распространенности употребления табака среди населения на 26,2 % к 2015 г. Снижение распространенности злоупотребления алкоголем среди населения на 15,8% к 2015 г. Эффективная система профилактики, лечения и реабилитации заболеваний пути достижения 27
Слайд 29
Увеличение удельного веса врачей общей практики от общего числа врачей ПМСП до 32 % к 2015 г. Увеличение уровня расходов на ПМСП от общего объема расходов на здравоохранение до 30% к 2015 году Снижение количества вызовов к больным с хроническими заболеваниями в часы работы организаций ПМСП (с 8 до 19 часов)* до 24 к 2015 г. Совершенствование ПМСП и скорой медицинской помощи пути достижения 27
Слайд 30
Укрепление материально-технической базы объектов ПМСП Внедрение института социальных работников на уровне ПМСП Разработка и совершенствование протоколов диагностики и лечения больных на амбулаторном уровне Число койко-мест в дневных стационарах при больничных и амбулаторно-поликлинических организациях до 17 600 Мероприятия для достижения показателей прямых результатов пути достижения 27
Слайд 31: На реализацию Программы в 2011 – 2015 годах будут
Общие затраты 359 358,9 млн. тенге В том числе целевые трансферты местным бюджетам) – 356 596,8 млн.тенге из местного бюджета – 2 762,1 млн.тенге
Слайд 32: Направления для достижения поставленных целей по совершенствованию и развитию ПМСП
1. Разработка и внедрение рациональных форм и методов оказания ПМСП на базе общеврачебной практики 2. Развитие медико-социальной направленности путем внедрения института социальной работы 3. Внедрение частичного фондодержания и дополнительного компонента к тарифу ПМСП для стимулирования: - профилактической направленности, - расширения спектра и качества оказываемых услуг, - обеспечения рационального и эффективного использования средств, - повышения мотивации медицинских работников ПМСП 4. Совершенствование организационной структуры поликлиники путем создания центра семейного здоровья, службы социально-психологической помощи
Слайд 33: Расходы государственного бюджета на здравоохранение
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Расходы государственного бюджета на здравоохранение млрд. тг. 2 38% 17% 45% 34% 26% 40%
Слайд 34: Дополнительные расходы на ПМСП в рамках Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы
Наименование мероприятий ВСЕГО, млн.тенге 2011г. 2012г. 2013г ВСЕГО 47 324,7 14 956,5 15652,2 16716,0 Включение дополнительного компонента в тариф, учитывающего особенности нагрузки (реальной нагрузки) организаций здравоохранения при оказании медицинских услуг 21 610,4 6 656,7 7 189,3 7 764,4 На выравнивание расходов на ПМСП 19 942,4 6 385,9 6 549,0 7 007,5 На внедрение института социальных работников в организациях ПМСП 4 444,8 1 481,6 1 481,6 1 481,6 Осмотр взрослого населения на наличие артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета 1 327,1 432,3 432,3 462,5
Слайд 35: Финансирование ПМСП
2010 год 2011 год Дополнительное финансирование ПМСП 46,0 млрд.тенге 77 млрд.тенге: 59,9 млрд.тенге – база подушевого норматива 17,1 млрд.тенге – дополнительные средства + 17,1 млрд.тенге: 6,7 млрд.тенге – стимулирующий компонент 6,0 млрд.тенге – на выравнивание подушевого норматива 0,4 млрд.тенге – профилактическую направленность доврачебных кабинетов 2,3 млрд.тенге – на скрининг целевых групп населения на гепатит В и С у детей 1, 4 млрд.тенге – на внедрение социальных работников и психологов
Слайд 36: В рамках Программы планируется:
1. Внедрение международных стандартов и принципов стратегического планирования, управления и бюджетирования: - внедрение системы прогнозирования, оценки и управления рисками; - создание и внедрение информационной системы принятия управленческих решений; - внедрение принципов корпоративного управления в медицинские организации, в том числе путем внедрения наблюдательных советов ; - внедрение методик экономического анализа деятельности системы здравоохранения (создание системы оценки эффективности отрасли); - внедрение института менеджеров здравоохранения; - переход на систему контроля, основанную на внедрении принципов непрерывного улучшения качества принятия управленческих решений ( CQI – PDCA );
Слайд 37: продолжение
2. Разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий управления: - трансферт технологий в области больничного управления; - оптимизация коечного фонда с дальнейшим перераспределением ресурсов для развития ПМСП; - интенсификация работы стационарной койки за счет внедрения стационарозамещающих диагностических технологий на амбулаторно-поликлиническом уровне и организации поэтапного восстановительного лечения (патронажная служба, система долечивания и медицинской реабилитации); - приведение основных показателей работы медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь (оборот койки, средняя продолжительность пребывания и другие), в соответствие с международными стандартами эффективности; - совершенствование системы мониторинга медицинского оборудования в организациях здравоохранения, его технического состояния и эффективного использования, в том числе системы учета использования дорогостоящего оборудования;
Слайд 38: продолжение
3. Повышение эффективности деятельности организаций здравоохранения: - повышение автономности и самостоятельности организаций здравоохранения: - продолжение поэтапного перевода медицинских организаций в предприятия на праве хозяйственного ведения, в том числе поэтапное внедрение в организациях здравоохранения международных стандартов финансовой отчетности; - предоставление государственным организациям здравоохранения большей самостоятельности в принятии управленческих решений; - рациональное разграничение функций и полномочий между субъектами здравоохранения; - обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах (этапность оказания медицинских услуг); - планомерное совершенствование соответствующей нормативной и методологической базы для развития частного сектора в здравоохранении; - устранение излишних административных барьеров;
Слайд 39: продолжение
- поэтапная реализация программы государственно-частного партнерства в здравоохранении, включающей мероприятия по передаче основных средств (зданий, оборудования) в доверительное управление и долгосрочную аренду частным медицинским организациям; - совершенствование кадровой политики в организациях здравоохранения: - разработка концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения, включающей планирование развития кадрового потенциала системы здравоохранения и механизмы повышения эффективности его использования; - расширение практики формирования целевых заказов местных исполнительных органов на подготовку специалистов здравоохранения; - обеспечение и создание нормативной базы по привлечению менеджеров с экономическим образованием в управление организациями здравоохранения и обучению их менеджменту в здравоохранении;
Слайд 40: продолжение
- совершенствование системы оплаты труда медицинских работников; - повышение социального статуса и престижности профессии медицинских работников, в том числе путем массовых информационных кампаний в поддержку и освещение профессиональной деятельности врачей; - разработка республиканских и региональных программ профессионального развития врачей, включая развитие институтов профессиональной репутации и профессиональной конкуренции; - разработка и внедрение механизмов по социальной защите медицинских работников, включающих составление социального пакета для них;
Слайд 41: Развитие санитарной авиации
3 2 3 2 2 2 В 2011-2012 гг. – приобретение 14 вертолетов г.Астана – республиканский координационный центр, связанный единой информационной системой с региональными отделениями санитарной авиации 25
Слайд 42
42 Обеспечить предоставление качественных и доступных медицинских услуг. Обеспечить диагностирование и лечение максимально широкого спектра болезней. Профилактическая медицина должна стать основным инструментом в предупреждении заболеваний. Необходимо сделать большой упор на информационно-разъяснительной работе с населением страны. Внедрять услуги «смарт-медицины», дистанционной профилактики и лечения, «электронной медицины». Эти новые виды медицинских услуг особенно востребованы в такой большой по территории стране, как наша. Мы должны проработать вопрос введения новых подходов к обеспечению здоровья наших детей. Полагаю необходимым охватить всех детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания. Необходимо внедрять современные инструменты менеджмента и принципы корпоративного управления в государственном секторе. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстан «Стратегия «Казахстан 2050» - новый политический курс состоявшегося государства» Астана, 2012 год
Последний слайд презентации: Основные направления реформы здравоохранения в Республике Казахстан: В Послании Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» указано, что … в здравоохранении главный приоритет - развитие первичной медико-санитарной помощи
На конференции ВОЗ, посвященной 35-летию Алма-Атинской декларации по первичной медико-санитарной помощи определена новая трансформированная модель ПМСП - переориентирование ПМСП от реактивного реагирования на болезни на активное управление здоровьем, благополучием и социальными детерминантами здоровья с участием граждан