Первый слайд презентации: Особенности Сестринского процесса в психиатрии. Этические нормы, сохранение врачебной тайны
1-й этап – сестра играет опекунскую роль (помощь инвалидам, умирающим, сиротам). 2-й этап – связан с Крымской кампанией 1854-1855 гг. Роль сестры – зависимый исполнитель врача. 3-й этап – конец 90-х годов XX в. – начало XI в. – сестра выполняет роль независимого специалиста в рамках своей компетенции.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – сбор информации о пациенте. Первичным источником информации является сам пациент. Вторичными источниками являются сведения, сообщаемые родными и другими близкими людьми, сослуживцами, данные из медицинской документации пациента.
Объективные данные - это наблюдения и измерения, получаемые медсестрой во время беседы: поза пациента и его положение в постели, поведение, выражение лица, тембр и громкость голоса, исследованием кожи, подкожно-жирового слоя, температуры тела, частоты пульса и дыхания, показатели АД.
Слайд 5: Беседа с пациентом
Направленная беседа, если пациент нуждается в экстренной помощи (в случаях особо плохого самочувствия) или если пациент напряжен или возбужден. Тогда вопросы носят «закрытый» характер, т. е. предусматривают конкретный и однозначный ответ. «Сколько вам лет?», «Как вы переносите (такой-то) лекарственный препарат?» и т. п.
Слайд 6: Беседа с пациентом
Ненаправленная беседа - пациенту дается возможность выговориться и изложить свои ощущения, суждения и пр. Вопросы носят открытый характер: «Как вы себя чувствуете?», «Насколько, по-вашему, тяжела ваша болезнь?», «Ощущаете ли вы, что обстановка вокруг вас безопасна?». Беседа с пациентом
Слайд 7: Стадии беседы с пациентом
Начальная стадия – установление медсестрой доверительных отношений с пациентом. Основная стадия - медсестра регистрирует субъективную и объективную информацию. Заключительная стадия - благодарит пациента за полученные сведения, подводит итог беседы, выражает пожелание пациенту здоровья и благополучия.
Слайд 10: ВТОРОЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА – выявление проблем пациента
Проблема пациента в сестринском процессе характеризуется как обстоятельство, связанное со здоровьем пациента, которое как медсестра, так и пациент хотят изменить, которое нежелательно для пациента и требует медицинского вмешательства.
Слайд 11: Проблемы пациента классифицируют:
А. Существующие проблемы: например, наличие у пациента депрессии с суицидными мыслями и намерениями. Б. Потенциальные проблемы: например, возобновление депрессии в неблагоприятных условиях среды (семья, работа).
Слайд 12: Проблемы классифицируются по характеру нереализованной потребности
А. Физические (или физиологические). Б. Эмоциональные. В. Социально-духовные.
Слайд 13: Физические (или физиологические) проблемы
Это, например, упорные запоры у пациентов с тяжелыми депрессиями или при нервной анорексии, разнообразные соматические ощущения у больных с невротическими, ипохондрическими состояниями.
Слайд 14: Эмоциональные проблемы
Тоска и злобность, ощущение небезопасности окружающего и разнообразные фобии, опасения грозного и неотвратимого соматического заболевания (без достаточных оснований для этого) и др.
Слайд 15: Социально-духовные проблемы
Ограничение общения, невозможность самореализации, снижение работоспособности и конфликты в семье или в месте занятости, связанные, например, с употреблением алкоголя или с особенностями личности и с неблагоприятным отношением к больному («сумасшедшему»).
Слайд 16: Если состояние пациента позволяет, проблемы обсуждаются совместно с им и медсестрой. Сформулированные проблемы служат основой для планирования ухода и выбора вмешательств. Проблемами, требующими от медсестры наибольшей ответственности, являются: риск насилия, направленный на других и риск насилия, направленный на себя
Слайд 17: ТРЕТИЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА – планирование
По определению Европейского регионального бюро ВОЗ: « Планирование это документирование ожидаемых результатов сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».
Слайд 18: Этап планирования разделяется на субэтапы :
А. Установление приоритетов. Б. Установление целей. В. Выбор сестринских вмешательств. Г. Разработка собственно плана ухода.
Слайд 19: А. Установление приоритетов
– первичные проблемы, угрожающие жизни; – промежуточные проблемы, угрожающие здоровью; – вторичные, прямо не связанные с (душевной) болезнью.
Слайд 20
– проблема срочного выполнения (решение в 1-е сутки); – проблемы краткосрочного выполнения (решаемые в течение 1 – 2 недель); – проблемы долгосрочного выполнения. А. Установление приоритетов
Слайд 21: Б. Определение целей
1. Добиться полного выздоровления. 2. Добиться улучшения состояния или дезактуализации болезненных переживаний (при эндогенных психозах). 3. Добиться предупреждения рецидива болезни (при эндогенных психозах). 4. Добиться восстановления общения и доверия (при многих заболеваниях). 5. Добиться реабилитации пациента (в семье, месте занятости или при переобучении, в том числе в лечебно-трудовых мастерских).
Слайд 22: В. Выбор вмешательств
Вмешательства сугубо индивидуальны, зависят от состояния пациента, направлены на устранение существующих и предупреждение потенциальных проблем.
Слайд 23: Определенные требования к вмешательствам
–должны быть безопасными и соответствовать возрасту пациента; –должны быть достижимыми; – они должны быть согласованы с ценностями и убеждениями пациента (если, например, отправления религиозных культов совпадает с какими-то групповыми занятиями); – они должны быть согласованы с лечением другими специалистами.
Слайд 24: Вмешательства подразделяются:
А. Зависимые (под контролем врача). Б. Взаимозависимые (которые медсестра выполняет в сотрудничестве с другими специалистами). В. Независимые (выполняемые медсестрой самостоятельно).
Слайд 25: Зависимые вмешательства
1. Выполнение врачебных медикаментозных назначений. 2. Ассистирование врачу при проведении электросудорожной терапии. 3. Ассистирование врачу при реанимационных процедурах и др.
Слайд 26: Взаимозависимые вмешательства
1. Контроль переносимости лекарственных средств с последующей информацией врача. 2. Осуществление психотерапии совместно со специалистом или продолжение, следуя его указаниям и др.
Слайд 27: Независимые вмешательства
1. Кормление пациентов с отказом от пищи убеждение, временное ограничение. 2. Обеспечение пациенту наилучших условий для сна. 3. Контроль поведения (постоянное наблюдение за пациентом с риском насилия). 4. Выполнение бытовых просьб пациента (просьба посещения кем-то; связь с работодателем и т. п.). 5. Обучение пациента самоуходу. 6. Проведение аутотренинга.
Слайд 28: Г. Собственно планирование с документированным составлением плана
Планирование проводится после обсуждения с пациентом и/или его близкими людьми. План представляет собой перечень необходимых действий для осуществления сестринского ухода. План должен быть составлен так, чтобы быть понятным любому специалисту, принимающему участие в лечении и уходе.
Слайд 29: ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП сестринского процесса – выполнение
– улучшать здоровье и безопасность пациента; – осуществлять мониторинг вмешательств; – обеспечивать пациента питанием и питьем; – обеспечивать психотерапевтическую среду; – повышать самооценку пациента, его чувство собственного достоинства и доверия к себе; – увеличивать общительность пациента; – использовать семью пациента, как поддержку; – обучать пациента самоуходу.
Слайд 30: ПЯТЫЙ ЭТАП сестринского процесса – оценка эффективности вмешательств
А. Цель достигнута, проблема снята. Б. Цель достигнута частично. В. Цель не достигнута. Г. Возникла новая проблема, своей значимостью заслонившая предыдущую.
Слайд 31: Организация психиатрической помощи, основные цели
Организация психиатрической помощи в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. №3185-1. Цель закона - правовое регулирование деятельности психиатрической службы и правовая защита граждан, страдающих психическими расстройствами.
Слайд 32: Психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя:
1. Психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование. 2. Профилактику и диагностику психических расстройств. 3. Лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами
Слайд 33: Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов:
- законности, - гуманности - соблюдения прав человека и гражданина.
Слайд 34: Психиатрическую помощь оказывают (при наличии лицензии):
Медицинские организации (психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, районные кабинеты врачей психиатров, коммерческие медицинские организации). Стационарные организации социального обслуживания (психоневрологические интернаты). 3.Врачи-психиатры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Слайд 35: Формы оказания психиатрической помощи
Стационарная помощь ( психиатрические больницы, психоневрологические интернаты). Полустационарная помощь ( дневной стационар, ночные стационары, для детей специализированные ясли-сады, коррекционные или вспомогательные школы). Амбулаторная помощь (психиатрические кабинеты, психоневрологические диспансеры, лечебно-производственные мастерские).
Слайд 36
В последнее время получила распространение кризисная служба с так называемыми телефонами доверия, «тревожная кнопка» куда нуждающийся может обратиться и в течение суток получить необходимую психологическую помощь или же совет обратиться в дальнейшем к врачу. Введение такой службы позволило уменьшить риск суицидальных действий среди населения.
Слайд 37: Экстренная психиатрическая помощь
Экстренная госпитализация в психиатрические стационары обычно осуществляется специализированными бригадами «скорой психиатрической помощи», в составе которых имеется врач-психиатр.
Слайд 38: Психиатрический стационар
Основаниями для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении психиатрического обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.
Слайд 39: Специализация отделений в психиатрической больнице
- психиатрическое отделение «с открытыми дверями», строгого надзора или усиленного наблюдения; - детское отделение (если нет специальной детской психиатрической больницы); -подростковое отделение; гериатрическое отделение; психо-соматическое отделение; судебное психолого-психиатрическое отделение.
Слайд 40: Амбулаторная психиатрическая помощь
В отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются: - профилактика - диагностика - лечение - медицинская реабилитация - диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний. Амбулаторная психиатрическая помощь
Слайд 41: Амбулаторная психиатрическая помощь
Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона. Амбулаторная психиатрическая помощь
Слайд 42: Амбулаторная психиатрическая помощь
Осуществляется в психоневрологических д испансерах, работающих по территориальному принципу. Задачи диспансеров: – оказание консультативной и социальной помощи психически больным; – осуществление поддерживающей терапии и динамическое наблюдение соответствующего контингента больных, проживающих на территории, которую обслуживает диспансер.
Слайд 43: Диспансерное наблюдение
может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Диспансерное наблюдение
Слайд 44: Диспансерное наблюдение
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано.
Слайд 45: Амбулаторная психиатрическая помощь
В районных городских поликлиниках и в сельской местности существуют психиатрические кабинеты при городских и районных больницах, несущие те же функции, что и диспансеры в условиях города.
Слайд 46: Психоневрологический интернат
это социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Последний слайд презентации: Особенности Сестринского процесса в психиатрии. Этические нормы, сохранение: Психоневрологический интернат
Обеспечивает создание соответствующих возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.