Первый слайд презентации
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ТВЕРЬ,2016 Тверской филиал
Слайд 3: ПЛАН:
1.Понятие, виды и общая характеристика корруп-ционных правонарушений. 2. Уголовная ответственность за коррупцию. 3.Ответственность за административные проступ-ки коррупционного характера. 4.Дисциплинарная ответственность за коррупци-онные правонарушения. 5. Гражданско-правовая ответственность за кор-рупционные проступки.
В соответствии со ст.1 ФЗ № 273-ФЗ от 25 дека-бря 2008 г. «О противодействии коррупции» с со-держательной стороны коррупция представляет собой противоправное использование публичным лицом своего должностного положения в частных интересах в ущерб общественно-значимым интере-сам в целях получения выгод имущественного ха-рактера. Иными словами, коррупция – это совокупность правонарушений различной отраслевой принад-лежности.
Слайд 5: КОРРУПЦИЯ - это
а) злоупотребление служебным положением, да-ча взятки, получение взятки, злоупотребление пол-номочиями, коммерческий подкуп либо иное неза-конное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным инте-ресам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имуще-ственных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указан-ному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных выше деяний, от имени или в интересах юридического лица.
Понятие коррупционного правонарушения содер- жится в первом Национальном плане противодей-ствия коррупции, утверждённом Президентом РФ 31.07.2008 г. (Пр-1568). В нём интересующее нас понятие характеризует-ся как « отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уго-ловную или иную ответственность ». Об этом же идёт речь и в системообразующем для отечественного антикоррупционного законода-тельства нормативном правовом акте (ФЗ № 273).
Слайд 7: ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ
В соответствии со ст. 13 (ч.1) ФЗ № 273, физи-ческие и юридические лица за совершение корруп-ционных правонарушений несут: - уголовную ответственность; - административную ответственность; - гражданско-правовую ответственность; - дисциплинарную (служебную) ответственность.
Слайд 8: ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ Уголовные преступления Проступки (деликты)
Слайд 9: ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Уголовная ответственность Коррупционные преступления Административная ответственность Административные коррупционные проступки Гражданско-правовая ответственность Гражданско-правовые деликты коррупционного характера Дисциплинарная ответственность Дисциплинарные коррупционные проступки
Слайд 10: ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Преступление коррупционного характера - это запрещён-ное уголовным законодательством под угрозой наказания ви-новно совершённое общественно опасное деяние, заключаю-щееся в незаконном использовании физическим лицом сво-его должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц либо незаконном предоставлении такой вы-годы указанному лицу другими (физическими и юридически-ми) лицами. Административное правонарушение коррупционного ха-рактера – это содержащее признаки коррупции противо-правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или соответст-вующими законами субъектов Федерации установлена адми-нистративная ответственность.
Слайд 11: ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Дисциплинарные проступки коррупционного характера – это нарушения законодательных запретов, требований и ог-раничений, установленных для государственных (муници-пальных) служащих в целях предупреждения коррупции, ко-торые являются основанием для применения дисциплинар-ных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия. Гражданско-правовой деликт коррупционного характера — это обладающее признаками коррупции нарушение пра-вового установления или запрета, влекущее за собой при-чинение материального или морального ущерба, в результате которого возникает предусмотренное гражданским законо-дательством обязательственное правоотношение.
Слайд 12: Состав правонарушения – это своеобразная «мо-дель» типичного правонарушения, которая вклю-чает все его важнейшие признаки (объективные и субъективные) и выступает основанием для реа-лизации мер юридической ответственности
Субъект правонарушения Объект правонарушения Объективная сторона правонарушения Субъективная сторона правонарушения
Слайд 13: ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ -
- это те социальные ценности, охраняемые дейст-вующим правом, которым наносится вред или ре-ально возможно нанесение вреда в результате со-вершения правонарушения. Таковыми по общему правилу являются: жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство личности; общественный порядок; собственность; конститу-ционный строй и безопасность государства; госу-дарственная власть, интересы госслужбы и службы в органах местного самоуправления и пр.
Слайд 14: ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ КОРРУП-ЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:
порядок государственного и муниципального уп-равления ; порядок осуществления государственной и муни-ципальной службы; порядок управления в коммерческих и иных ор-ганизациях; порядок реализации публичных действий и пре-доставления публичных услуг (оказание медицин-ской помощи, нотариальные действия, участие в го-лосовании при проведении выборов и референду-мов, организация зрелищных мероприятий и т.д.).
Слайд 15: СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ -
это совершившее его лицо, т.е. собственно правона-рушитель. Однако таковым может быть только деликтоспо-собное лицо, причём как физическое, так и юри-дическое. Российское законодательство предусмат-ривает различный возраст деликтоспособности фи-зических лиц. Так, по общему правилу уголовная от-ветственность предусмотрена с 16 лет, а по ряду сос-тавов преступлений - с 14 лет; административная - с 16 лет; полная гражданско-правовая - с 18 лет, а в случае вступления в брак или эмансипации - с 16 лет. К тому же, физическое лицо должно ещё быть вменяемым.
Слайд 16: СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Э мансипация - это объявление несовершенно-летнего полностью дееспособным по указанным в законе основаниям. Например, ст. 27 ГК РФ предусматривает воз-можность объявления лица, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору.
Слайд 17: СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
По общему правилу юридические лица в РФ могут являться субъектами только гражданско-правовых и ряда административных (экологических, налого-вых и др.) правонарушений. Т.е. уголовной и дис-циплинарной ответственности они не подлежат, эти виды юридической ответственности применяются только в отношении физических лиц. При этом деликтоспособность возникает у юриди-ческих лиц с момента государственной регистрации. В общем плане субъектами коррупционных пра-вонарушений являются физические и юридические лица (ст. 1 федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»).
Слайд 18: СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
Публичное лицо - лицо, реализующее публичные функции или услуги либо осуществляющее какую-либо публичную деятельность (участие в выборах, спортивных мероприятиях, организация концертов, выступление на общественных слушаниях и др.) Публичное должностное лицо – лицо, занимаю-щее должности в органах законодательной, испол-нительной и судебной власти, а также любое лицо, оказывающее публичные услуги.
Слайд 19: ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
- это внешнее выражение противоправного деяния, т.е. те деяния, которые совершаются его субъектом. Данный элемент правонарушения характеризуется общественной опасностью совершённых деяний, их последствиями, наличием (отсутствием) причинно-следственной связи между противопраным деянием и его последствиями, а также местом, временем, ус-ловиями, способами и средствами совершения пра-вонарушения. Однако одних противоправных деяний для наличия правонарушения мало. Оно считается совершённым, если в наличии все четыре названные выше эле-мента его юридического состава.
Слайд 20: ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
злоупотребление или иное несовместимое с об-щественным интересом использование публичного положения; использование должностного (служебного) поло-жения вопреки законным интересам общества и го-сударства; нарушение правил и процедур, специально пред-назначенных для предупреждения коррупции.
Слайд 21: ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА КОРРУП-ЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:
- злоупотребление служебным положением ; - дача и получение взятки ; - злоупотребление полномочиями ; - коммерческий подкуп ; - иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения ; - указанных выше деяний, совершённые от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции»).
Слайд 22
Вид коррупционного поведения Содержание коррупционного поведения Злоупотребление служебным положением Совершение какого-либо действия или бездейст-вия, в нарушение законодательства, публичным должностным лицом при выполнении своих фун-кций с целью получения какого-либо неправо-мерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица Дача взятки Незаконное вручение, передача материальных ценностей или предоставление услуг имущест-венного характера, предоставление иных имущест-венных прав должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (уклонение от совершения действий), входящих в служебные полномочия должностного лица, или за способ-ствование должностным лицом в силу занимае-мого им положения совершению действий другим должностным лицом, либо за общее покрови-тельство или попустительство по службе
Слайд 23
Получение взятки Получение материальных ценностей (денег, цен-ных бумаг, имущества и др.), а также услуг иму-щественного характера (производство строитель-ных, ремонтных и иных работ; оплата расходов и развлечений; предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) за действия, входящие в пол-номочия должностного лица или за способст-вование таким действиям, а также за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю. Злоупотребление полномочиями Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации. Коммерческий подкуп Незаконная передача лицу, выполняющему управ-ленческие функции в коммерческой или иной ор-ганизации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предос-тавление иных имущественных прав за соверше-ние действий в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Слайд 24
Вид коррупционного поведения Содержание коррупционного поведения Иное незаконное ис-пользование гражда-нином своего долж-ностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды Хищение имущества с помощью зло-употребления доверием к должностно-му лицу и др.
Слайд 25: СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ -
это психическое отношение субъекта правонаруше-ния к самому противоправному деянию и его по-следствиям, которое иначе ещё называется виной. Поскольку теория вины наиболее основательно разработана в науке уголовного права, поэтому именно её выводы обычно используются для характеристики субъективной стороны состава всех иных видов правонарушений.
Слайд 26: СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Вообще разновидности формы вины определя-ются следующими критериями: - степенью осознания субъектом правонарушения противоправности своего поведения ; - способностью предвидеть социально вредные (опасные) последствия своего поведения; - личным отношением к этим последствиям.
Слайд 27: ФОРМЫ ВИНЫ
Умышленная вина (умысел) Неосторожная вина Прямой умысел Косвенный умысел Преступное легкомыслие Преступная небрежность
Слайд 28: ВИДЫ УМЫСЛА (ст. 25 УК РФ) :
1.Прямой умысел означает, что нарушитель: а) осознаёт общественную опасность своих про-тивоправных действий (бездействия); б) предвидит возможность или неизбежность на-ступления их общественно опасных последствий; в) желает наступления этих последствий. 2. Правонарушение признаётся совершенным с косвенным умыслом, если лицо: а) осознавало общественную опасность своих дей-ствий (бездействия); б) предвидело возможность наступления общест-венно опасных последствий; в) не желало, но сознательно допускало эти пос-ледствия либо относилось к ним безразлично. ВИДЫ УМЫСЛА (ст. 25 УК РФ) :
Слайд 29: ВИДЫ НЕОСТОРОЖНОЙ ВИНЫ (ст. 26 УК РФ) :
1.Преступное легкомыслие имеет место, если лицо: а) предвидело возможность наступления общест-венно опасных последствий своих действий (бездей-ствия); б) без достаточных к тому оснований самонадеян-но рассчитывало на предотвращение этих последст-вий. 2.Преступная небрежность имеет место, если пра-вонарушитель: а) не предвидел возможности наступления обще-ственно опасных последствий своих действий (без-действия); б) при необходимой внимательности и предусмот-рительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Субъективной стороной коррупционных право-нарушений является прямой умысел.
Слайд 30: СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Исходя из легального определения коррупции (ст.1 ФЗ № 273-ФЗ), принципиально важным при харак-теристике субъективной стороны коррупционных правонарушений является наличие корыстной мо-тивации у её субъектов. Имеется в виду наличие у данных лиц целей по-лучения выгоды в виде денег, ценностей, иного иму-щества или услуг имущественного характера, иных имущественных благ для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды ука-занному лицу другими физическими лицами.
Слайд 32: УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ
Перечень уголовных преступлений коррупцион-ной направленности для Российской Федерации со-держится в совместном «Указании Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01.02.2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (пере-чень № 23) и там же сформулированы критерии преступлений этого вида. Всего данном перечне называется более 50 соста-вов таких преступлений.
Слайд 33: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
1.Преступления, относящиеся к числу коррупци-онных, без дополнительных условий: - ст. 141.1. Нарушение порядка финансирования из-бирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. - ст. 184. Подкуп участников и организаторов про-фессиональных спортивных соревнований и зре-лищных коммерческих конкурсов; - ст. 204. Коммерческий подкуп.
Слайд 34: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ :
- ст. 226.1 (п.«а» ч.2). Контрабанда сильнодейст-вующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, ра-диоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боепри-пасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия мас-сового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стра-тегически важных товаров и ресурсов или культур-ных ценностей (п. «а», ч. 2 - деяние, совершено «дол-жностным лицом с использованием своего слу-жебного положения» ).
Слайд 35: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 229.1 (п. «б» ч.2). Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-соры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-соры, инструментов или оборудования, находящих-ся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психо-тропных веществ (п.«б»ч.2 - деяние, совершено дол-жностным лицом с использованием своего служеб-ного положения ). - ст. 289. Незаконное участие в предприниматель-ской деятельности. - ст. 290. Получение взятки. - ст. 291. Дача взятки. - ст. 291.1. Посредничество во взяточничестве.
Слайд 36: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
2.Преступления, относящиеся к числу коррупци-онных при наличии различных дополнительных ус-ловий и оговорок: - ст.174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых дру-гими лицами преступным путём. - ст. 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых ли-цом в результате совершения им преступления. - ст. 175. Приобретение или сбыт имущества, заве-домо добытого преступным путём.
Слайд 37: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 210 (ч.3). Организация преступного сообще-ства (преступной организации) или участие в нём (ней) (деяние, совершённое, лицом с использовани-ем своего служебного положения). - ст.294. Воспрепятствование осуществлению пра-восудия и производству предварительного рассле-дования. - ст. 295. Посягательство на жизнь лица, осуще-ствляющего правосудие или предварительное расследование. - ст. 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производ-ством предварительного расследования.
Слайд 38: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 302. Принуждение к даче показаний. - ст. 307. Заведомо ложные показание, заключе-ние эксперта, специалиста или неправильный пере-вод. - ст. 309. Подкуп или принуждение к даче показа-ний или уклонению от дачи показаний либо к не-правильному переводу. - ст. 141 (пункты «а» и «б» ч.2). Воспрепятство-вание осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» (а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совер-шённые лицом с использованием своего служебно-го положения).
Слайд 39: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 142 (ч.2). Фальсификация избирательных до-кументов, документов референдума («Подделка по-писей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандида-тов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или завере-ние заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершённые группой лиц по предвари-тельному сговору или организованной группой, ли-бо соединенные с подкупом, принуждением, при-менением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нару-шение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»).
Слайд 40: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст.170. Регистрация незаконных сделок с землёй. - ст. 201. Злоупотребление полномочиями. - ст.202. Злоупотребление полномочиями частными нотари-усами и аудиторами. - ст. 258.1 (ч.2) Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадле-жащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Феде-рации и (или) охраняемым международными договорами Рос-сийской Федерации (ч.2 – деяние совершено должностным ли-цом с использованием своего служебного положения ). - ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями; - ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. - ст. 285.2. Нецелевое расходование средств государствен-ных внебюджетных фондов.
Слайд 41: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст.285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений. - ст. 286 (чч.1,2; п.«в» ч.3). Превышение должност-ных полномочий (чч.1 и 2, п.«в» ч.3, т. е. (ч.1) Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлек-ших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраня-емых законом интересов общества или государства и (ч.2) деяние, совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Россий-ской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, с причинением тяжких последст-вий – п. «в»).
Слайд 42: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ :
- ст. 292. Служебный подлог. - ст. 303 (ч.ч. 2 и 4). Фальсификация доказательств. - ст. 305. Вынесение заведомо неправосудных при-говора, решения или иного судебного акта. - ст.226 (п.«в», ч.3). «Хищение либо вымогательст-во оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (совершено должностным лицом).
Слайд 43: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 226.1 (ч. 3). Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактив-ных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основ-ных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового по-ражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важ-ных товаров и ресурсов или культурных ценностей ( если совершено группой );
Слайд 44: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 228.2 (ч.2). Нарушение правил оборота нар-котических средств или психотропных веществ (де-яние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия). - ст. 229 (п.«в» ч. 2). Хищение либо вымогательст-во наркотических средств или психотропных ве-ществ, а также растений, содержащих наркотичес-кие средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества ( совершённое с использо-ванием должностного положения ).
Слайд 45: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 229.1 (части 3 и 4). Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические сред-ства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инст-рументов или оборудования, находящихся под спе-циальным контролем и используемых для изготов-ления наркотических средств или психотропных веществ (совершённая орг. группой, с применением насилия к таможенникам или пограничникам). - ст. 183 (ч.ч. 3 и 4). Незаконные получение и раз-глашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Слайд 46: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 228.1 (п. «б» ч. 4). Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психо-тропных веществ или их аналогов, а также незакон-ные сбыт или пересылка растений, содержащих нар-котические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. - ст. 228.4 (п. «б» ч. 2) Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незакон-ные сбыт или пересылка растений, содержащих пре-курсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.
Слайд 47: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 256 (ч.3). Незаконная добыча (вылов) водных биологи-ческих ресурсов ( деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предва-рительному сговору или организованной группой ). - ст. 258 (ч.2). Незаконная охота ( деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предва-рительному сговору или организованной группой ). - ст. 258.1 (ч.3). Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принад-лежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации ( деяния совершены организованной группой ).
Слайд 48: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 260 (п. «в» ч.2 и ч.3 ). Незаконная рубка лесных насаж-дений ( совершена лицом с использованием своего служеб-ного положения, либо в особо крупном размере, либо груп-пой лиц по предварительному сговору или организованной группой ). - ст. 303 (ч.ч. 1 и 3) Фальсификация доказательств. - ст. 322.1. Организация незаконной миграции. - ст. 322.2. Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помеще-нии в Российской Федерации. - ст. 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гра-жданина или лица без гражданства по месту пребывания в жи-лом помещении в Российской Федерации.
Слайд 49: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 159 (ч.ч. 3 и 4). Мошенничество. - ст. 159.1 (ч.ч. 3 и 4) Мошенничество в сфере кредитования. - ст. 159.2 (ч.ч. 3 и 4) Мошенничество при получении выплат. - ст. 159.3 (ч.ч. 3 и 4) Мошенничество с использованием пла-тёжных карт. - ст. 159.4. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. - ст. 159.5 (ч.ч. 3 и 4) Мошенничество в сфере страхования. - ст. 159.6 (ч.ч. 3 и 4) Мошенничество в сфере компьютерной информации. - ст. 229 (ч.ч. 3 и 4) Хищение либо вымогательство наркоти-ческих средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные веще-ства, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Слайд 50: ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 228.1 (ч.5) Незаконные производство, сбыт или пере-сылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные веще-ства, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества ( особо крупный размер ). - ст. 160 (ч.ч. 3 и 4). Присвоение или растрата. - ст. 169. Воспрепятствование законной предприниматель-ской или иной деятельности. ст. 178. Ограничение конкуренции. - ст. 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения. Всего в Перечне № 23 к совместному Указанию Гене-ральной Прокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01 февраля 2016 г. содержится около 60 составов преступлений, отнесённых к числу коррупционных.
Слайд 51: ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- наличие надлежащих субъектов уголовно нака-зуемого деяния, к которым относятся д олжностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммер-ческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся госу-дарственным органом, органом местного самоуп-равления, государственным или муниципальным уч-реждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ (подробная характеристика субъектов коррупцион-ных преступлений содержится в Постановлении Пле-нума Верховного Суда РФ № 19 от 16.10.2009 г. «О су-дебной практике по делам о злоупотреблении дол-жностными полномочиями и о превышении должно-стных полномочий»);
Слайд 52: ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:
- связь деяния со служебным положением субъ-екта, отступлением от его прямых прав и обязанно-стей; - обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им иму-щественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); - совершение преступления только с прямым умыслом.
Слайд 53: ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относя-щиеся к коррупционным в соответствии с ратифи-цированными РФ международно-правовыми акта-ми и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, вы-полняющим управленческие функции в коммер-ческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имуще-ственного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
Слайд 54: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО -
это лицо, постоянно, временно или по специальному полно-мочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, ад-министративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпораци-ях, государственных компаниях, государственных и муници-пальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образовани-ям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воин-ских формированиях Российской Федерации (примечание к ст. 285 УК РФ).
Слайд 55: ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ -
это лица, наделённые правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контролирующих ор-ганов, наделённые в установленном законом по-рядке распорядительными полномочиями в отно-шении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, орга-низациями, учреждениями независимо от их ведом-ственной принадлежности и форм собственности.
Слайд 56: ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ -
это полномочия должностного лица, которые связа-ны с руководством трудовым коллективом государ-ственного органа, государственного или муниципа-льного учреждения (его структурного подразделе-ния) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадро-вого состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награжде-ния, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Слайд 57: ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
К их числу относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и вле-кущих определённые юридические последствия: - выдача медицинским работником листка вре-менной нетрудоспособности; - установление работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности; - приём экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии.
Слайд 58: АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ -
это полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными сред-ствами, находящимися на балансе и (или) банков-ских счетах организаций, учреждений, воинских час-тей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начис-лении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учёта и контроля за их расходованием).
Слайд 59: ИСПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОЛНОМОЧИЮ
Оно означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйст-венные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному пол-номочию могут осуществляться в течение опреде-лённого времени или однократно, а также могут сов-мещаться с основной работой. При временном исполнении функций должност-ного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должност-ным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Слайд 60
ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РФ – это лица, занимающие государ-ственные должности, устанавливаемые Конституци-ей РФ, ФКЗ и ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ – это лица, зани-мающие должности, устанавливаемые конституци-ями (уставами) субъектов РФ для непосредственно-го исполнения полномочий государственных орга-нов субъектов Федерации. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утверждён Указом Президен-та РФ № 32 от 11.01.1995 г.
Слайд 61: СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Наряду с лицами, занимающими государствен-ные должности Российской Федерации или государ-ственные должности субъектов РФ, субъектом от-ветственности по ст. 285 (ч.2) и ст. 286 (ч. 2 ) УК РФ являются главы муниципального образования – т.е. высшие должностные лица муниципального образо-вания, наделённые его уставом собственными пол-номочиями по решению вопросов местного значе-ния (ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Слайд 62: ЛИЦА, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
(применительно к коммерческой или иной организа-ции, а также к некоммерческой организации, не явля-ющейся государственным органом, органом МСУ, го-сударственным или муниципальным учреждением) - это физические лица, выполняющие функции еди-ноличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполни-тельного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или администра-тивно-хозяйственные функции в этих организациях (директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производ-ственного или потребительского кооператива, руко-водитель общественного объединения, религиозной организации) - ст. 201 УК РФ.
Слайд 63: СТРУКТУРА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (2014 г.)
Наиболее распространённым коррупционным преступлением является взяточничество (более 50%)
Слайд 64: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
В УК России ответственность за взяточничество предусмотрена в статьях 290 (получение взятки), 291 (дача взятки) и 291.1 (посредничество во взяточ-ничестве). При этом тяжесть наказания за взяточничество зависит от вида взятки. УК РФ различает в этой связи: - простую взятку (до 25000 руб.); - взятку в значительном размере (от 25000 до 150000 руб.); - взятку в крупном размере (от 150000 до 1 млн. рублей); - взятку в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей.
Слайд 65: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
Санкции в статьях уголовного закона за взяточничество в 2011 г. скорректированы таким образом, что на первое место в числе наказаний поставлен штраф до стократной суммы взят-ки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пя-тисот миллионов рублей. Правда суд может также назначить и лишение свободы до 15 лет со штрафом. По сути, это совершенно новый подход законодателя к ре-шению проблемы наказания за коррупционные преступления, когда в вопросе назначения наказания упор сделан на матери-альное взыскание - штраф, который может исчисляться в ве-личине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческо-го подкупа или взятки (санкции по статьям 204, 290, 291, 291.1 УК РФ).
Слайд 66: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
Предпочтение штрафу по сравнению с конфиска-цией (как видом уголовного наказания) отдано по той причине, что он менее коррупциогенен, более определён и требует гораздо меньших затрат для реализации, чем конфискация. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого под-купа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в преде-лах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК России. При этом назначенное наказание не может быть условным.
Слайд 67: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
В отдельный самостоятельный состав выделено (ст. 290.1 УК РФ) посредничество во взяточниче-стве, под которым понимается: а) непосредственная передача взятки по пору-чению взяткодателя или взяткополучателя; б) способствование взяткополучателю и взятко-дателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Слайд 68: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТКУ
В соответствии с примечаниями к ст. 291 и 291.1 УК России, лицо, давшее взятку (взяткодатель), или выступающее в качест-ве посредника, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способ-ствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымога-тельство, либо лицо после совершения пре-ступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Слайд 69: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
Должностное лицо, получившее взятку в 25000 руб. может быть оштрафовано на сумму от 625000 руб. до 1 млн. 250 тыс. руб., а лицо, давшее эту взятку, - на сумму от 375000 до 750000 руб. До 17.05.2011 г. (до введения в УК РФ правила «кратности») штрафы за аналогичное преступление составляли: - для взяткополучателя - от 100000 до 500000 руб., - для взяткодателя - не более 200000 руб.
Слайд 70: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
За особо крупную взятку (например, 1,5 млн. руб.) теперь наказываются: - взяткополучатель - штрафом в размере от 120 млн. до 150 млн. руб.; - взяткодатель - штрафом в размере от 105 млн. до 135 млн. руб. До внесения изменений максимальный размер штрафа за получение взятки составлял 1 млн. руб., за дачу взятки - 500 тыс. руб.
Слайд 71: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
В октябре 2013 г. на заседании Совета по проти-водействию коррупции при Президенте РФ были приведены следующие данные, характеризующие последствия названной выше гуманизации ответст-венности за взяточничество. За первое полугодие 2013 г. судами по рассмот-ренным ими делам определены наказания в виде штрафа за коррупционные правонарушения на общую сумму в 20 млрд. руб. Из них возмещено только 20 млн. руб. (1 % от установленной суммы).
Слайд 72: ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ВЗЯТКИ (ст. 290 УК России)
Диспозиция: Получение взятки - это принятие должностным лицом, … лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, Гипотеза: «если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».
Слайд 73: ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ВЗЯТКИ
Объективной стороной дачи взятки для взяткода-теля является передача должностному лицу тех или иных ценностей. Принципиально важным при вручении взятки яв-ляется то, что взяткодатель в такой ситуации дол-жен осознавать, что даёт взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий (бездействия). В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ, лицо, давшее взятку, при определённых обстоя-тельствах может быть освобождено от уголов-ной ответственности. Перечень данных условий назван нами ранее.
Слайд 74: ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ВЗЯТКИ
Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №24 от 9.07.2013 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» приведены весьма интересные разъяснения, позволяющие правильно понять особенности составов названных преступлений.
Слайд 75: СУБЪЕКТ ВЗЯТКИ
Взяткополучателем является должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации (т.е. специальный субъект ). Взяткодатель – любое дееспособное лицо. Посредник во взяточничестве – любое дееспособное лицо.
Слайд 76: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Предметом взяточничества (ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Объектом взяточничества является осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предметом дачи взятки не являются услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар).
Слайд 78: ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ :
1. Старайтесь всегда вести приём посетителей, обращающихся к Вам за решением каких-либо слу-жебных или личных вопросов, только в присут-ствии третьих лиц. 2. При встрече с посетителем следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как готов-ность либо как категорический отказ принять взятку или коммерческий подкуп. 3. Уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно подло-жить деньги.
Слайд 79: ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ:
4.Если Вам против Вашей воли пытаются передать де-нежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, гром-ко, недвусмысленно словами и жестами выскажите свое не-гативное к этому отношение (провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы). 5.Внимательно выслушайте и точно запомните предложе-нные Вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форму, последовательность решения вопросов); 6.Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки на следующую беседу или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи.
Слайд 80: ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ:
6.Не берите инициативу в разговоре на себя, больше « работайте на приём », позволяйте потен-циальному взяткодателю «выговориться», сооб-щить Вам как можно больше информации. 7.При наличии у Вас диктофона постарайтесь скрытно записать предложение о взятке или коммерческом подкупе. 8.Обо всех поступивших предложениях и по-пытках дать Вам взятку в письменной форме информируйте своего непосредственного руково-дителя.
Слайд 81: ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ:
9.Никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного помещения (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе). 10.Категорически запретите своим родственникам без Вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было и пр. В порядке методической помощи должностным лицам органов го-сударственной власти и МСУ Минтрудом РФ подготовлен специаль-ный « Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организаци-онных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностны-ми лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки » (Письмо от 10.07.2013 г. № 18-2/10/2-3836).
Слайд 82
За совершение преступлений коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды уголовных наказаний: Штраф; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью ; обязательные работы ; исправительные работы ; принудительные работы ограничение свободы ; лишение свободы на определённый срок.
Слайд 84: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Одной из особенностей отечественного антикор-рупционного законодательства является то, что оно относит к коррупции не только определённые уго-ловные преступления, но и ряд административных проступков (международные акты в отличие от это-го квалифицируют коррупцию в основном как уго-ловно наказуемым деяниям, причём высокой степе-ни общественной опасности). По указанной причине вместе с принятием Феде-рального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» были внесены изме-нения в Кодекс РФ об административных право-нарушениях. Он был дополнен, к примеру, ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридичес-кого лица».
Слайд 85: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Безусловно, одной этой нормой вопрос административной ответственности за коррупцию в России не исчерпывается. Хотя в законе нет ни конкретного перечня правонарушений, входящих в состав коррупции и влекущих за собой админи-стративную ответственность, ни критериев, по которым они могут быть выделены, специалистами он предлагается. Административное правонарушение - противоправное, ви-новное деяние физического или юридического лица, за кото-рое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административ-ных правонарушениях установлена административная ответ-ственность. По мнению специалистов, в Кодекса об административных правонарушениях РФ содержится более 20 административных правонарушений коррупционного характера.
Слайд 86: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников рефе-рендума либо осуществление в период избиратель-ной кампании, кампании референдума благотвори-тельной деятельности с нарушением законодатель-ства о выборах и референдумах; - ст. 5.17. Непредоставление или неопубликова-ние отчёта, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; - ст. 5.45. Использование преимуществ должно-стного или служебного положения в период изби-рательной кампании, кампании референдума;
Слайд 87: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 5.20. Незаконное финансирование избира-тельной кампании, кампании референдума, оказание запрещённой законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация то-варов бесплатно или по необоснованно заниже-нным (завышенным) расценкам; - ст. 5.47. Сбор подписей избирателей, участни-ков референдума в запрещённых местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом; - ст. 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесённых в избирательный фонд, фонд референдума;
Слайд 88: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 7.27. Мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путём присвоения или растраты); - ст. 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков; - ст. 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;
Слайд 89: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- ст. 15.21. Использование служебной информа-ции на рынке ценных бумаг; - ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица; - ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего или бывшего государственного служащего; - иные административные правонарушения ( ста-тьи 5.46; 5.48; 5.52; 7.29-7.32; 15.14 и др. КоАП).
Слайд 90: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На упомянутом выше заседании Совета по про-тиводействию коррупции при Президенте РФ было отмечено, что показатели применения статьи 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юриди-ческого лица» имеют стабильную тенденцию роста: в 2011 г. – 40, в 2012 г. – 77 (увеличение по срав-нению с 2011 г. на 92,5 процента), за 9 месяцев 2013 года – 154 (в 2 раза больше, чем за весь 2012 г.). В 2013 г. на признанных виновными юридических лиц были наложены административные штрафы на общую сумму около 402 млн. руб. (в 2011 г. – около 84 млн. руб., в 2012 г. – почти 70 млн. руб., за 9 месяцев 2013 г. – почти 250 млн. руб.).
Слайд 91: МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
За совершение административные правона-рушения коррупционной направленности могут устанавливаться и применяться следующие ад-министративные наказания: - административный штраф; - административный арест; - дисквалификация; - конфискация предмета административного правонарушения.
Слайд 92: ПУТИ РАЗВИТИЯИНСТИТУТА АДМИ-НИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
1) необходима разработка и нормативное закрепление пе-речня статей КоАП РФ, устанавливающих ответственность за правонарушения коррупционной направленности; 2) сейчас субъектами административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ являются только юридические лица. Однако существует значительное количество фактов при-влечения лиц к уголовной ответственности за взяточни-чество, действующих в интересах индивидуальных предпри-нимателей. Поэтому целесообразно ст.19.28 КоАП РФ изло-жить в редакции, предусматривающей ответственность не только юридических лиц, но и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юриди-ческого лица;
Слайд 93: ПУТИ РАЗВИТИЯИНСТИТУТА АДМИ-НИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
3) следует предусмотреть возможность освобождения от адми-нистративной ответственности юридических лиц, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления или когда имело место вымогательство взятки со стороны должно-стного лица, либо юридическое лицо после совершения преступле-ния добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При этом следует четко определить, какие конкретно лица могут действовать в интересах юридического лица; 4)представляется целесообразным дополнить КоАП РФ новыми составами административных правонарушений коррупционной направленности. Например, предусмотреть административную ответственность за протекционизм; за умышленное представление недостоверных сведений о доходах и расходах; за осуществление предпринимательской деятельности государственным служащим; за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов и др.
Слайд 95: ДИСЦИПЛИНАРНАЯ (СЛУЖЕБНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
По общему правилу основанием наступления дисциплинар-ной ответственности является нарушение служебной дисцип-лины, т.е. служебный (дисциплинарный) проступок. Часть из них характеризуются законом как дисциплинарные проступки коррупционного характера Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненад-лежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него служебных обязанностей. За каждый дисциплинарный проступок может быть приме-нено только одно дисциплинарное взыскание. Коррупционные дисциплинарные проступки – это нару-шения законодательных запретов и ограничений, а также требований о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов, установленных для муниципальных служащих в целях предупреждения коррупции, которые являются основа-нием для применения дисциплинарных взысканий или уволь-нения в связи с утратой доверия (ст.ст. 12-15 ФЗ № 25-ФЗ от 2.03.2007 г., ряд статей ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г., ст.ст. 15-20 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.).
Слайд 96
Служебная дисциплина – обязательное со-блюдение сотрудниками органов МСУ норм закона, служебного распорядка, а также тре-бований должностного регламента и служеб-ного контракта. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Служебный распорядок Служебный контракт Должност. регламент Законодательство о го-сударственной и муни-ципальной службе
Слайд 97: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- несоблюдение квалификационных требований, предъяв-ляемых законодательством к лицам, замещающим ( претендую-щим на замещение) должности государственной ( муниципаль-ной) службы (ст. ст. 12 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. и ст.9 ФЗ РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.); - несоблюдение конкурсных процедур при поступлении на государственную (муниципальную) службу или при замещении другой должности государственной (муниципальной) службы ( ст.22 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. и ст.17 ФЗ № 25-ФЗ 2.03.2007); - непредставление (представление недостоверных, непол-ных, заведомо ложных) сведений о доходах, имуществе и обя-зательствах имущественного характера государственного ( му-ниципального ) служащего и о доходах, об имуществе и обя-зательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.; п.8 ч. 1 ст. 12, ст. 15 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ ); п.9 ч.1 ст. 15, ст. 20 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.
Слайд 98: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- непредставление (представление недостоверных, непол-ных, заведомо ложных) государственным (муниципальным) служащим иных предусмотренных законодательством РФ све-дений о себе и членах своей семьи (п.8 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. и п.9 ч.1 ст. 15 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - непроведение проверки достоверности и полноты све-дений о доходах, об имуществе и обязательствах имущест-венного характера государственного (муниципального) служа-щего и членов его семьи, а также иных представляемых све-дений (ч.6 ст.8 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.; ч. 4 ст. 16 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.; ч. 6 ст. 20 ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - неуведомление государственным (муниципальным) слу-жащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к со-вершению коррупционных правонарушений (ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.).
Слайд 99: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- непринятие государственным (муниципальным) служа-щим мер по предотвращению возникшего (могущего возник-нуть) конфликта интересов, а равно неуведомление предста-вителя нанимателя (непосредственного начальника) о возник-шем конфликте интересов либо о наличии личной заинте-ресованности, которая может привести к конфликту интересов (ст. 11 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008.; п.11 ч.1 ст. 12 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. ; п.12 ч.1 ст.15 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - непринятие представителем нанимателя мер по предот-вращению (урегулированию) конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у государственного (муници-пального) служащего личной заинтересованности, которая приводит (может привести) к конфликту интересов (ч.3 ст.11 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.; ч.3 ст.14.1 ФЗРФ №25-ФЗ от 2 марта 2007 г.; ч.4 ст. 19 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.);
Слайд 100: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- владение (приобретение) государственным (муниципальным) слу-жащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к пере-даче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управ-ление в соответствии с законо-дательством РФ в целях предотвра-щения конфликта интересов (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008; ч. 2.1 ст.14 ФЗ № 25-ФЗ от 2.03.2007 г.; п.4 ч.1 и ч. 2 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - замещение должности государственной (муниципальной) службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным (муниципальным) служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п.5 ч.1 ст.13 ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007г.; п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - несообщение работодателю при заключении трудового договора гражданином, замещавшим должности государственной (муниципаль-ной) службы, перечень которых устанавливается нормативными право-выми актами РФ, после увольнения с государственной (муниципаль-ной) службы в течение 2-х лет сведений о последнем месте службы (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008; ст. 641 ТК РФ);
Слайд 101: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- замещение бывшим государственным (муниципальным) служащим, перечень должностей которых устанавливается нор-мативными правовыми актами РФ, в течение 2-х лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы дол-жности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного (муниципального) управ-ления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, без согласия комиссии по соблюде-нию требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта инте-ресов (ч.1 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.); - привлечение к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) дол-жность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмот-ренных законом (ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.; ст.19.29 КоАП);
Слайд 102: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- несообщение в 10-дневный срок работодателем при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной (муници-пальной) службы, перечень которых устанавлива-ется нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной (му-ниципальной) службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государ-ственного (муниципального) служащего по послед-нему месту его службы (ч.4 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г.; ст. 641 ТК РФ). - незаконное участие государственного (муници-пального) служащего на платной основе в деятель-ности органа управления коммерческой организа-цией (п.1 ч.1 ст.14 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.; п.1 ч.1 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.);
Слайд 103: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- замещение должности гражданской (военной и право-охранительной) службы в случае избрания (назначения) на государственную должность; избрания на выборную долж-ность в органе МСУ; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза (пп. «а», «б», «в» п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - осуществление предпринимательской деятельности (п.3 ч.1 ст.14 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.; п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); - выступление государственного (муниципального) служа-щего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в том органе, в котором он замещает должность государственной (муниципальной) службы ( п.5 ч.1 ст.17 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ; п.4 ч.1 ст.14 ФЗ № 25-ФЗ от 2.03.2007 г. );
Слайд 104: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- получение государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознагражде-ния от физических и юридических лиц (денежного вознаг-раждения стоимостью свыше 3000 руб., ссуды, услуги, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных воз-награждений), а равно непередача подарков стоимостью свыше 3000 руб., полученых в связи с официальными мероприятиями и признаваемых государственной (муниципальной) собствен-ностью, в орган, в котором он состоит на службе (п.3 ч.1 ст.575 ГК РФ; п.5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007г.; ст.19.28 КоАП РФ; п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ); - выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц (п. 7 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ; п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ); - нецелевое использование средств материально-техни-ческого и иного обеспечения, государственного (муниципаль-ного) имущества, а также передача их другим лицам (п.7 ч.1 ст.14 ФЗ РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.; п.8 ч.1 ст.17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.);
Слайд 105: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- разглашение или использование в целях, не связанных с муниципальной службой, сведений конфиденциального харак-тера или служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п.8 ч.1 ст.14 ФЗ РФ №25-ФЗ от 02.03.2007 г.; п.9 ч.1 ст.17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004); - принятие без письменного разрешения представителя нанимателя (главы муниципального образования) наград, по-чётных и специальных званий (за исключением научных) ино-странных государств, международных организаций, а также по-литических партий, других общественных и религиозных объ-еди-нений, если в должностные обязанности служащего вхо-дит взаимодействие с указанными организациями и объе-динениями (п.11 ч.1 ст.17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.; п. 10 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.);
Слайд 106: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референ-дума, а равно использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных и ре-лигиозных объединений и иных организаций (п.12, 3 ч.1 ст.17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. ; п.11,12 ч.1 ст.14 ФЗ РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.); - незаконное создание (содействие созданию) в органах государственной власти и местного самоуправления структур политических партий, других общественных и религиозных объединений (п.14 ч.1 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.; п.13 ч.1 ст.14 ФЗ РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.); - незаконное вхождение в состав органов управления, попе-чительских или наблюдательных советов, иных органов и структурных подразделений иностранных некоммерческих не-правительственных организаций (п.16 ч.1 ст.17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.; п.15 ч.1 ст.14 ФЗ № 25-ФЗ от 2 марта 2007 г.);
Слайд 107: СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- занятие без письменного разрешения представителя нани-мателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исклю-чительно за счёт средств иностранных государств, между-народных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением установленных законом случаев (п.17 ч.1 ст.17 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.; п.16 ч.1 ст.14 ФЗ РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.); - непредставление, представление неполных или недосто-верных сведений о расходах служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в случае если представление таких сведений является обязательным (п.3, ст.8.1 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.; ст.3 ФЗ от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ); - несоблюдение запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (п. 3 ст. 7.1 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.; ст.2 ФЗ № 79-ФЗ от 07 мая 2013 г.).
Слайд 108
ВИДЫ ВЗЫСКАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ За совершение дисципли-нарного проступка (ст. 27 ФЗ № 25; ст. 57 ФЗ № 79) За совершение к оррупционного право-нарушения (ст.ст.27 и 27.1 ФЗ № 25; статьи 59.1. и 59.2 ФЗ № 79) Замечание Выговор Предупр. о неполном должн. соответствии Увольнение со службы Замечание Выговор Предупр. о неполном должн. соответствии Увольнение в связи с утратой доверия
Слайд 109: УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ
В соответствие со ст. 27.1 (ч.2) ФЗ № 25-ФЗ муни-ципальный служащий подлежит увольнению с му-ниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения ряда дисциплинарных право-нарушений, установленных законом. Для госслужащих подобная мера предусмотрена ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. В соответствии со ст. 13.1 ФЗ № 273-ФЗ от 25 де-кабря 2008 г., увольнению в связи с утратой дове-рия подлежат не только муниципальные служа-щие, но и лица, замещающие муниципальные должности.
Слайд 110: УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ:
1) непринятия служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (ст.14.1 ФЗ № 25; ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); 2)непредставления служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обя-зательствах имущественного характера своих супруги (супру-га) и несовершеннолетних детей либо представления заве-домо недостоверных или неполных сведений (ст.15 ФЗ № 25; ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); 3) участия служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключе-нием случаев, установленных федеральным законом (ст. 13.1. ФЗ № 273; ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.); 4) осуществления служащим (лицом, занимающим муници-пальную должность) предпринимательской деятельности (ст.59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.; ст.13.1. ФЗ № 273);
Слайд 111: УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ:
5)вхождения служащего (лица, занимающим муниципаль-ную должность) в состав органов управления, попечитель-ских или наблюдательных сове-тов, иных органов иностран-ных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подраз-делений, если иное не предусмотрено международным дого-вором РФ или законодательством Российской Федерации (ст.59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.; ст.13.1. ФЗ № 273); 6)нарушения служащим, его супругой (супругом) и несовер-шеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами тер-ритории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными фи-нансовыми инструментами (ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ от 27.72004 г); 7)непринятие лицом, замещающим муниципальную долж-ность, мер по предотвращению и(или) урегулированию кон-фликта интересов, стороной которого является подчинённое ему лицо (ст.13.1. ФЗ № 273).
Слайд 112
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплинарный проступок Коррупционное правонарушение Проведение служебной проверки Проведение проверки подразде-лением по профилактике коррупции
Слайд 113: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДИСЦИПЛИНАР-НЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА
Меры взыскания за коррупционные дисциплинарные про-ступки применяются представителем нанимателя (работода-телем) на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведённой подразде-лением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонаруше-ний; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегули-рованию конфликта интересов в случае, если доклад о резу-льтатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
Слайд 114: СРОКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Момент отсчёта срока Срок Примечание Со дня обнаруже- ния проступка Не позднее месяца Не считая периода временной нетрудоспособности сотруд- ника, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени про- ведения служебной проверки Со дня соверше- ния проступка Не позднее 6 мес. (по результ. пров. фин-хоз деят. – не позд-нее 2-х лет) В указанные сроки не включа- ется время производства по уголовному делу
Слайд 115: СРОКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ЗА КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
Момент отсчёта срока Срок Примечание Со дня поступ- ления инфор-мации о совер-шении корруп-ционного пра-вонарушения- Не позднее 1 мес., не считая периода вре-менной нетрудоспо-собности сотрудника, пребывания его в от-пуске, других случаев его отсутствия на слу-жбе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмот-рения ее материалов комиссией по урегу-лированию конфлик-тов интересов Взыскание должно быть применено не позднее 6 месяцев со дня поступления ин-формации о соверше-нии коррупционного правонарушения.
Слайд 116: УДАЛЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТСТАВКУ
В соответствием со ст. 74.1 (п.4 ч.2) ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования может быть уда-лён в отставку представительным органом местного самоуправления в связи несоблюдением «ограниче-ний и запретов и неисполнение обязанностей, кото-рые установлены ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» и другими федераль-ными законами.
Слайд 117: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА
Весьма полезными для объективного применения мер от-ветственности за дисциплинарные проступки коррупционно-го характера, по отзывам практиков, являются разработан-ные Минтруда РФ «Методические рекомендации по привле-чению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требо-ваний о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции» (Письмо Минтруда Рос-сии от 13.11.2015 г. № 18-2/10/П-7073). В 2016 г. (февраль) данный документ переименован в «Об-зор практики привлечения к ответственности государствен-ных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограниче-ний и запретов, требований о предотвращении или об урегу-лировании конфликта интересов и неисполнение обязанно-стей, установленных в целях противодействия коррупции».
Слайд 119: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Гражданско-правовой деликт — причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определённо-го правового установления или запрета, в результате чего воз-никает новое обязательственное правоотношение. Если коррупционным правонарушением (уголовного, адми-нистративного, дисциплинарного характера) причиняется иму-щественный ущерб, то он должен быть возмещён в рамках граж-данского судопроизводства. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (без-действия) государственных органов, органов местного само-управления либо должностных лиц этих органов, подлежит воз-мещению. При этом вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальной казны.
Слайд 120: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
По всей видимости, сюда же следует относить те нарушения, которые вытекают из любых сделок, совершённых с нарушением антикоррупционного за-конодательства (незаконное получения подарков, сделки при наличии конфликта интересов и пр.). Вообще же отсутствие в законе чёткого перечня правонарушений коррупционного характера не поз-воляет объективно оценить итоги антикоррупцион-ной деятельности, что может повлечь преждевре-менную успокоенность, снижение интенсивности борьбы с коррупцией и иные нежелательные по-следствия.
Слайд 121: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Например, неисполнение требований п. 3 ч. 1 ста-тьи 575 ГК РФ в части получения государственным (муниципальным) служащим в связи с их должно-стным положением подарков стоимостью свыше 3000 руб. является дисциплинарно наказуемым нарушением запрета, установленного служебным законодательством и влечёт недействительность гражданско-правового договора дарения.
Слайд 122: ЭТИЧЕСКИЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
К числу этических проступков коррупционной на-правленности можно отнести нарушения некоторых принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, установ-ленных, например, так называемыми «Этическими кодексами», принятыми в отдельных министерствах и ведомствах, субъектах РФ и муниципальных об-разованиях на основе «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служа-щих», одобренного решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (Кодекс этики и служебного поведения государст-венных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Тверской области).
Последний слайд презентации: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ТВЕРЬ,2016 Тверской: БЕЗНРАВСТВЕННЫЕ ПРОСТУПКИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
При этом можно выделить два вида неэтичного коррупционного поведения: 1)неэтическое поведение, влекущее дисциплинар-ную ответственность; 2) ненаказуемое неэтическое поведение. В первом случае в силу прямого указания закона (иного нормативного акта) тот или иной аморальный проступок считается коррупционным дисциплинар-ным нарушением для строго определённого круга субъектов: судей, прокурорских работников, сот-рудников правоохранительных органов. Для остальных категорий лиц он не является основанием дисциплинарной ответственности.